Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные школы китайской философии.
Конфуцианство. Конфуций (латинизированная форма от китайского Кун Фу - цзы – учитель Кун), Кун-цзы, Кун цю, Кун Чжунни (552/551 в царстве Лу – 479 до н. э., там же), китайский философ. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Уже в молодости стал профессиональным преподавателем, имел более 3 тыс. учеников (72 из них – особенно близкие, 12 – были при нем безотлучно). Его педагогическая доктрина строилась на принципе равных возможностей – «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату – «связку сушеного мяса». В 50 лет К. попытался сделать карьеру государственного деятеля, в 496 году он стал первым советником в Лу, но из-за дворцовых интриг был вынужден покинуть родину. Путешествуя 13 лет по другим царствам Китая, пытался внушить их правителям свои идеи. Последние годы жизни провел в Лу. Свою миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), занимаясь редактированием письменного наследия прошлого, прежде всего «Шу цзин» и «Ши цзин» (Тринадцатиканоние). В 479 году он прервал свои задания, чувствуя приближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова и снова сетовал на то, что «не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником». Под конец он в тоске воскликнул: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение? » Это были его последние слова. Ученики похоронили своего Учителя там, где он сам незадолго до смерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сенью благородных кипарисов. На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма и пантеона Конфуция, занимающем более 20 гектаров, - имеется надпись следующего содержания: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место успокоения его духа». Взгляды К. отразились в составленном в 5-4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже н. э. сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащем высказывания К. и его учеников. В центре учения К. – человек, понимаемый, прежде всего, как член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческого существования и познания мира осмысляются К. в социально-этической плоскости. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, К. разделял традиционное представление о небе (тянь) как высшей мироуправляющей силе; ниспосылаемое небом «предопределение» (мин) доступно человеческому познанию. Познавший волю неба становится, по К., «благородным мужем» (цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей духовно-материальные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист благородного мужа – «маленький человек», руководствующийся выгодой, низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. Человеческую природу (син) К., видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки»), так что для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности ( ли )», т.е. «внешней», ритуализованной этико-социальной норме, в результате чего в Поднебесной утверждается «гуманность» ( жэнь ) – внутренняя морально-психологическая установка на «любовь к людям». Этика К. подчинена принципам «срединности» ( чжунюн – «золотая середина») и «взаимности» ( шу – «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного соответствия выразилась в концепции «выправления имен», выдвигающей требование адекватности между номинальным и реальным, между словом и делом. Общество, по К., должно управляться только с помощью моральных норм, а не административно-правовых (легизм) или утилитарно-экономических (моизм) методов, а также и не природными силами (даосизм). Отсюда первостепенная важность межличностных отношений («государство – одна семья») для социально-политической доктрины К. Утверждение конфуцианства в Китае как государственной идеологии способствовало развитию своего рода культа К. в качестве культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного» правителя и святого мудреца. В 555 году был издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и о регулярных жертвоприношениях в этих храмах. Вначале на главном алтаре таких храмов стояли поминальные таблички с именем Конфуция. Затем таблички были заменены скульптурами. В 1985 году в КНР создан Научно-исследовательский институт по изучению К. Конфуцианство (кит. – жу, жу цзя (цзяо), жу сюэ, жу цзя сюэ шо – (учение) школы ученых-интеллигентов), древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже 6-5 вв. до н. э. В оригинальном наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, поскольку он подчеркнуто идентифицировал свое учение с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей древности, выраженной главным образом в «Шу цзине» и «Ши цзине». Хранителями древней мудрости во времена Конфуция были ученые-интеллигенты – жу, специализировавшиеся в воспроизводстве письменных памятников и создании астрономо-астрологических трактатов. Они жили в районе царства Лу, родины Конфуция, и, возможно, являлись потомками правящей верхушки государства Шань-Инь, покоренного менее культурными чжоусцами в 12-11 вв. до н. э. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии обожествляемого, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющем в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Т.о., с самого своего рождения К. отличалось осознанной социально-этнической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Этому соответствовало истолкование государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: государь – «сын неба» и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре, особенно в отношениях между отцом и сыном. С точки зрения К., отец считался богом («небом») в той же мере, в какой бог («небо») – отцом. Развиваясь в виде социально-этической антропологии, К. сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качествах, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Конфуций принял традиционную веру в божественно-натуралистичное, судьбоносное небо и в духов предков, что в дальнейшем позволило К. освоить религиозные функции. Вместе с тем всю относящуюся к сфере «неба» (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций стал рассматривать с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, охватываемых понятием гуманности (жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, охватываемых понятием этико-ритуальной благопристойности (ли). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка – пути (дао), важнейшие проявления которого суть: 1) гуманность ( жэнь ); 2) должная справедливость ( и ); 3) взаимность ( шу ); 4) разумность; 5) мужество; 6) уважительная осторожность; 7) сыновняя почтительность ( сяо ); 8) братская любовь ( ди ); 9) собственное достоинство; 10) верность; 11) милостивость и др. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает благодать-добродетель (дэ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления (к 3 в. до н. э. их было уже не менее восьми). Две противоположные друг другу интерпретации К. в 4-3 вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы (син). Зло – результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первоначальную природу человека. Согласно второму, человеческая природа изначальна зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждением, поэтому благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. Мэн - цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя. Эта теория противопоставлялась «деспотическому правлению» с использованием силы, а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Сюнь - цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя (вана) «завоевание» своего народа. Другая метафора: правитель – лодка, народ – вода, которая может и нести лодку и опрокинуть ее, подчеркивается этим необходимость для правителя добиваться расположения народа. Отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространенных в его время религиозных обрядов. Во 2 в. до н. э., в эпоху Хань, К. обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории – легизм, неявно интегрировало ряд его идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Черты всеобъемлющей системы К. обрело благодаря усилиям «Конфуция эпохи Хань» - Дун Чжуншу, который, использовав концепции даосизма и школы инь-ян-цзы, детально разработал онтолого-космологическую доктрину К. и придал ему некоторые религиозные функции (учение о духе и воле неба), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. Был министром, инициатором введения государственных экзаменов на чиновничьи должности. В целом в эпоху Хань (конец 3 в. до н. э. – начало 3 в. н. э.) было создано «ханьское К.», основное достижение которого – систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайской философии (5-3 вв. до н. э.), и текстолого-комментаторская обработка соответствующей классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века н. э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в «учении о таинственном» (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (584-617), Хань Юй и Ли Ао (8-9 вв.). Возникшее в эпоху Сун, в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В неоконфуцианстве разработаны недостаточно развитые в первоначальном конфуцианстве онтологические, космологические и гносео-психологические проблемы. Заимствуя у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство подвергло их этической интерпретации. Определяющая для конфуцианства этическая доминанта стала в неоконфуцианстве этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия трактовался в моральных категориях. Эти задачи первым решил Чжоу Дуньи, идеи которого в 12 в. получили развернутую интерпретацию в творчестве корифея сунского неоконфуцианства – Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и подвергшееся запрету, в 14 в. получило официальное признание и стало основой понимания К. в системе государственных экзаменов вплоть до начала 20 в. Именно чжусианская трактовка К. доминировала в Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в эпоху Мин (14-17 вв.) составила школа Лу Цзююаня – Ван Янмина, господствовавшая в Китае в 16-17 вв. и также получившая распространение в этих странах. В борьбе названных школ возродилась исходная для К. оппозиция «экстернализма» ( Сюнь - цзы – Чжу Си ) и «интернализма» (Мэн-цзы – Ван Янмин): в ориентации на внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в т. ч. и моральных норм. В 17 – 19 вв. в эпоху Цин учения Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ – «учение о естестве», или «конкретная философия») во главе с Дай Чжэнэм. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. развитие К. в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального К. В середине 20 в. в учениях Фэн Юланя и Сюн Шили оппозиция «экстернализма» и «интернализма (соответственно) выражалась как в неоконфуцианских и отчасти буддистских категориях, так и в терминах европейской и индийской философии. Современные неоконфуцианцы усматривают в этическом универсализме К. идеальное сочетание философской и религиозной мысли. К. – официальная идеология в Китае до 1949 года, на Тайване и в Сингапуре – до настоящего времени. Моизм и Легизм. Эти две школы (произошедшие от конфуцианства при смерти Учителя и воспринявшие базис его идей) конкурировали с конфуцианством на начальных этапах развития последнего. Впоследствии они практически исчезли, при этом, легизм был эффективно поглощен конфуцианством.
Моизм (основатель Мэн-цзы ) проповедовал концепцию доброты человека по природе. С точки зрения моистов, все люди были равны между собой; государство должно было основываться на взаимоуважении и дружбе; построение и функционирование государства должно было происходить для цели всеобщей пользы и блага всех людей. Судьбы у моистов, как таковой нет, человек волен сам распоряжаться свои будущим. Настаивали на государственном образовании (в том смысле, который вкладывался в это понятие в Древнем Китае). Школа моистов была одной из самых демократичных за все время развития китайской философской мысли.
Легизм (Шан Ян и Хань Фан-цзы) представляли противоположные, в целом, социально-нравственные взгляды. По мнению легистов, человек суть испорчен и зол по своей природе. Ни о какой дружбе и взаимной любви речь и идти не может. Наоборот, во главу государства, его теоретической сердцевины должен быть поставлен закон, закон, единый для всех. Легисты составили жесточайшие юридические регламентации, полностью описывавшие и характеризовавшие деятельность государства. Многие из них потом перешли в конфуцианство. Легисты разработали методику наказаний за отступление от законов, причем, чем меньше был проступок, тем суровей было наказание (своего рода, потенциальная яма). Для наблюдения за выполнением законов была создана система доносчиков. Донос в легизме поощрялся.
Даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек, Паньга – фактически, бог-создатель даосизма. Мир появился из его частей. Основной тезис философии даосизма в том, что безличностные начала принадлежат Вселенной.
Дао – центральное понятие даосов - путь, дорога, причина, цель развития мира. Понятие Дао очень широко и многогранно; оно не сводится к какому-нибудь одному простому определению. Есть два Дао; одно - незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Второе Дао - реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Паньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: Ян – обобщенное мужское начало (светлое, активное) и Инь - обобщенное женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент – частица Цзы, играющая роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду – это идея пантеистического начала (божественное начало, которое разлито везде так, что везде его можно найти).
Основа гносеологии даосов - принцип недеяния, Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться путем погружения в него – дальше он понесет жаждущего знаний сам. Тот, кто мудр, тот не говорит (другая формулировка: «Тот, кто не знает – говорит; тот, кто не говорит - знает»). Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах; они были заимствованы именно из философии даосов.
III. Античная Философия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы