Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные Разделы Философского Знания.



Конспект Курса Философии.

Данный «Конспект Курса Философии» был составлен студентом физического факультета МГУ Сукачевым Алексеем. При составлении конспекта за основу были взяты лекции Владимира Анатольевича Яковлева, читаемые (и читавшиеся) им студентам физического факультета в 8-м и 9-м семестрах. Кроме того, была использована дополнительная литература, которую В.А. Яковлев рекомендовал для самостоятельной подготовки и при составлении докладов. Использованы материалы, как лекций, так и семинаров, проводимых В.А. Яковлевым.

Материал данного труда в некоторых местах существенно превосходит необходимый для сдачи минимум. В частности, особое внимание уделено вопросам восточной философии, что связано с недостатком источников по данной тематике и необходимостью составления докладов и поиска материалов по ним. Необходимый минимум в таких местах выделен синим цветом. Имена выделены жирным, а термины и определения – курсивом.

Автор выражает признательность Ярославу Ширшову, создавшему прекрасный конспект лекций В.А. Яковлева в электронной форме, а также всем тем, кто помогал автору в сборе материала и его последующем анализе.

Автор искренне надеется, что его труды окажут помощь всем тем, кто интересуется философией, но не имеет достаточно времени на ее углубленное изучение, а также тем, кто намерен сдавать экзамены во время сессии и при поступлении в аспирантуру.

I. Общие вопросы философии.

Предмет Философии.

 

В современном познании помимо дифференцированного подхода нужен и обобщающее-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной, тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Философия дает систему знаний о мире в целом.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности.

Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.

 

«Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство» - (Соловьев В.С. Сочинения: в 2т., 1989).

 

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основной Вопрос Философии.

Основной вопрос философии – противоборство идеального и материального. Это вопрос – всеобъемлющ и изначален; он охватывает целый комплекс различных второстепенных вопросов, которые из него вытекают, и которые охватывают все остальные разделы как философского, так и научного знания.

 

Основной вопрос философии по-разному решается в различных философских системах, а, именно, в Восточной и Западной философии. В то время как в Восточной философии распространена позиция примирения-«невмешательства» двух противоположных и изначальных философских категорий («У-Вэй»), в Западной философии преобладает принцип «Агона», который основан на жестком противоречии, более того, конфликте идеального и материального.

 

Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творит ее. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный. О.И. признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало - мировой дух, внечеловеческий разум. С.И. считает первичным сознание человека, которое признается единственной реальностью, при этом действительность является результатом духовного творчества субъекта. Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации.

 

 

Основные Разделы Философского Знания.

 

Философия охватывает большой комплекс вопросов, подчас далеко отстоящих друг от друга. Она занимается огромным кругом проблем, также в достаточной степени разнообразных и различных. Как следствие этого, философия, в значительной мере, упорядочена и структурирована.

 

Основные разделы философского знания:

1). Онтология (Метафизика). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

 

2). Гносеология. Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

 

3). Аксиология – это философия ценностей. «Что есть благо? » - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

 

4). Праксиология – раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утилитарными проблемами аксиологии.

 

Философия и Мировоззрение.

 

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось, своего рода, духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом, мировоззрение – обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Помимо мировоззрения есть и менее глубокие разновидности оценки человеком окружающей его действительности. Это – мироощущение и мировосприятие. Первая ступень, мироощущение, формируется скорее вне зависимости от человека, чем при его активном участии. По мироощущению человек может быть оптимистом или пессимистом. Мироощущение человека непосредственно участвует в формировании его мировосприятия, но на этом этапе активную роль играет и сознание самого человека. Он может стать эгоистом либо альтруистом. Мировоззрение – высший уровень взаимного контакта человека с действительностью.

 

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежат не материи, а духовному началу: разуму, воле.

 

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и социального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя ценностные ориентации (1), веру (2), идеалы (3) и убеждения (4), сложно взаимодействующие между собой. Стандартная схема формирования мировоззрения такова: [(1) → (3) ← (2)] → (4).

Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей

 

Проблема ценностей в мировоззрении теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Акт веры – это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Идеалы – это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все по «справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения – это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

 

Философское мировоззрение формировалось исторически. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. Они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной формой мировоззрения.

Близкое к мифологическому – религиозное мировоззрение. Оно также апеллирует к фантазии и чувствам. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. В центре любого такого мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Религия ближе к философии, чем мифология. Есть и различие. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений; истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Религия и мифология – естественное логическое и историческое предшествие философии. Они продолжают сопутствовать общественному развитию до сих пор.

 

А). Древняя Восточная Философия.

В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированного в четырех самхитах, или Ведах (“веда” – знание), – сборниках гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом, то есть описанием, комментарием, а еще позже – араньяками (“лесные книги”, предназначенные для отшельников) и, наконец, упанишадами (от словосочетания “сидеть около ног учителя”). Весь корпус ведических текстов считался шрути, то есть священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала. Первыми “еретиками”, осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, то есть “совершающими усилия”. То были усилия не только аскетического порядка, но и интеллектуального, направленные на осмысление предписаний ведийской религии.

VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения, афоризмы), датировка которых колеблется от VII-VI веков до н.э. до первых веков н.э. Отныне вплоть до Нового времени индийская философия развивалась практически исключительно в русле шести классических систем – даршан ( веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса ), ориентировавшихся на авторитет Вед и неортодоксальных течений: материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае первыми “оппозиционерами” выступали аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху “Чжань го” (“борющихся царств”) наступление “золотого века” китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае – “Ши цзин” (“Канон стихов”) и “И цзин” (“Книга перемен”), философские школы и в том и другом регионе складываются приблизительно в VI веке до н.э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно длительное время развивавшаяся анонимно, отныне становится авторской, будучи связанной с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателей джайнизма – Махавиры, адживики – Макхали Госала, первого китайского философа – Конфуция, даосского мудреца – Лао-цзы и т.д.

Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство, во II в. до н.э. добившееся официального статуса государственной идеологии, сумело сохранить его до Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве “ста школ” были даосизм, моизм и легизм .

Б). Средневековая Философия Индии.

Слово “средневековая” в применении к индийской философии – не самое удобное. В самом деле, средневековье по самому словообразованию означает то, что располагается посередине между двумя другими историческими периодами – древностью и новым временем, а это значит, что, где-то начавшись, средневековая философия должна где-то и закончиться, например, перед Возрождением – возрождением античности, древности. Но в Индии то, что соответствует европейскому средневековью, раз начавшись, не прекращается и до наших дней (в рамках непрерывающейся традиционной философии), да и древность возрождать никогда нужды не было, так как она всегда оставалась “современной”. Это обстоятельство влечет за собой и другое важное отличие от положения дел в европейской философии: там средневековой мысли уже очень многое предшествует и за ней очень многое последует, а в Индии поистине исполинским слоям “средневекового” философствования “противостоят”, более скромные результаты древности и вполне вторичные достижения европеизированной мысли XIX-XX веков.

Зато гораздо лучше к тому периоду истории индийской философии, который начался приблизительно одновременно с европейским средневековьем (и, как только что было установлено, так и не кончился), приложимо другое слово – “схоластика”. Приложимо и в буквальном смысле, так как вся индийская философия развивалась в конкретных “школах” и обнаруживает много собственно учебных текстов, и в более глубоком, так как индийские философы, которые нас здесь интересуют, работали, как мы очень скоро в том сможем убедиться, поразительно сходно именно с европейскими схоластами.

Самой нижней границей индийской философской схоластики следует признать IV-V века, именно к этому времени относятся первые образцы основного жанра, который освоили интересующие нас философы, – классического комментария (в рамках каждой школы нормативный комментарий назывался, как правило, бхашья, другие комментарии – вритти, варттика, тика, в некоторых случаях они специально не обозначались) к сравнительно кратким базовым текстам философских школ – прозаическим сутрам и стихотворным карикам, созданным преимущественно к концу периода древности. Впоследствии на начальные комментарии писались новые (субкомментарии), также становившиеся материалом для комментирования, и в ряд с ними выстраивались философские учебники, введения, трактаты по специальным вопросам (также со временем комментировавшиеся) и, наконец, компендии, излагавшие положения основных философских школ-даршан.

В). Средневековая Философия Китая.

Приложение термина “средневековье” к любому периоду развития китайского умозрения может быть только условным. Если в Европе, по наиболее распространенному мнению, о “средних веках”, “средневековье” стали говорить лишь со времен Петрарки, то в Китае нельзя назвать мыслителя, с именем которого можно было бы связать подобную попытку разделения собственной истории (и в том числе, конечно, истории мысли, умозрения) на “древность” в смысле античности, как она понималась европейскими учеными-гуманистами, “средневековье” и “новое время”. Если в европейской традиции такое трехчленное деление связывают с “Историей средних веков” Х.Келлера (1688), то в Китае только в конце XIX – начале XX века актуальными стали поиски собственных “макроэпох”, соответствующих представлениям об истории европейских гуманистов. Излишне напоминать, что такого рода поиски были предприняты под влиянием первого знакомства с европейской хронологией, и не вызывались никакими потребностями внутреннего развития китайской историографии, имеющей собственные, едва ли не древнейшие в мире традиции.

Следует отметить, что в собственной традиции китайскими учеными-традиционалистами в разное время принимались различного рода определения в отношении хронологии, среди которых можно обнаружить и аналогии европейской “трехчленки”. В частности, на протяжении веков несколько раз пересматривался вопрос о том, что считать “древнейшей древностью” или “подлинной” древностью, а что – “средней” или “позднейшей” древностью. При этом, как правило, границей между первой и второй назывался рубеж, отделяющий эпоху Инь от эпохи Чжоу (XV-XI вв. до н.э.), а “современностью” считалось время жизни автора соответствующей концепции, то есть, например, I век до н.э. или IV-VII, или XIII века. В некотором смысле продолжением этой традиции можно считать попытки современных китайских ученых и европейских синологов установить границу между китайской “древностью” и “средневековьем” где-то около III-IV века, а новое время отсчитывать с XIX века, обычно с начала “опиумных войн”. “Средневековье” для Китая, в случае принятия этой периодизации, охватывает время с IV до XVIII, а в наиболее “широком” варианте – с III по XX века.

До известной степени альтернативой такой схематизации можно считать отказ ряда современных китайских историков, в основном за пределами КНР, от попыток корреляции европейской и китайской хронологий и ориентацию на сохранение традиционной “династийной” схемы китайской истории. В этом случае указанный период китайского “средневековья” охватывает следующие эпохи (получившие свое название по собственному имени царствующего дома): иногда – конец эпохи Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.), период династии Вэй-Цзин и Северных и Южных династий (до V в.), период Суй-Тан (вторая половина V в. – до X в.), период династий Сун, Юань, Мин (середина X в. – середина XVIII в.), период династии Цин (с середины XVII в., иногда – до 1911 г. – года Синьхайской революции). Этой схеме следуют и многие историки китайской философии, пытающиеся найти своеобразие в каждом из названных этапов развития китайского умозрения и, так или иначе, связать эти “особенности” с событиями китайской истории.

Западная Философия.

А). Античная философия.

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей того периода, античная философия вместе с тем есть единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

 

Дофилософский период.

Идейной базой зарождающейся философии Древней Греции стала ее богатейшая мифология, достигшая к концу VIII века до нашей эры своего рассвета после бессмертных творений Гомера «Илиады» и «Одиссеи» и произведений Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония».

 

А) Милетская Школа.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен ответ на вопрос: «Из чего все? ». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего.

Б) Пифагорейский Союз.

«Все есть число» - его исходная позиция. Внесли большой вклад в развитие элементарной математики.

В) Гераклит Эфесский (530-470).

Г) Элейская Школа.

Ксенофан (565-473). Парменид (конец VII-VI вв.): «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто». Зенон Элейский (490-430).

Д) Эмпедокл (490-430) и Анаксагор (500-428) – древнегреческие плюралисты.

Е) Атомисты.

Атомизм проявился как движение мысли к философской унификации бытия. Его основоположниками были Левкипп (V в. д. н.э.) и Демокрит.

Ж) Софисты.

Основоположниками были Протагор (480-410), Горгий (483-375) и Продик (470-400).

 

А) Сократ.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399).

Б) Платон.

Платон (427-347) – один из величайших мыслителей античной Греции. Он – основоположник объективного идеализма. Идея – центральная категория в философии Платона.

В) Аристотель.

Аристотель (384-322) – ученик Платона. При нем философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты.

 

Философия раннего эллинизма

Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской Империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека.

 

Основные школы:

Киники

Антисфен (450-360) и Диоген (400-325).

Скептики

Пиррон (360-270).

 

Эпикурейцы

Эпикур (341-270) и Тит Лукреций Кар ( 99-55).

 

Стоики

Хриссип, Клеанф, Зенон Китионский – ранние стоики. Поздние стоики – Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.

Неоплатонисты

Неоплатонизм – направление античной философии позднего эллинизма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Основоположник – Плотин (205-270). Другие крупные деятели этой школы – Ямвлих (280 - 330), Порфирий (233-304) и Прокл (410-485).

 

Б). Философия Средневековья.

Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата в первую очередь связана с именем блаженного Августина (354-430). Во времена среднего Средневековья выделяется имя Пьера Абеляра (1079-1142). В средневековой философии позднего периода выделяется имя Фомы Аквинского (1225-1274). Крупный вклад в средневековую философию внесла также английская философская школа – Р. Бэкон (1214-1292), Иоанн Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1349).

 

Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии средней Азии и еврейской философии. Крупнейшие философы – Авиценна ( Ибн Сина ) (980-1037), Аверроэс ( Ибн Рушд ) (1126-1198) и Маймонид ( Моисей бен-Маймун ) (1135-1204). Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля с новыми историческими задачами и достижениями науки.

 

В). Философия эпохи Возрождения.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции стали крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивающего принцип творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

Крупнейшие представители: Мишель Монтень (1533-1592), Пико дела Мирандола (1463-1494), Николай Кузанский (1401-1464), Якоб Беме (1575 – 1624), Джордано Бруно (1548-1600).

 

Г). Философия раннего Капитализма.

Западная философия Нового времени открывает следующий этап в развитии философской мысли. Этот период именуют научной революцией. Наука играет все более значительную роль в развитии общества. При этом главенствующую роль в науке играет механика. Применение механистического подхода связано с именем величайшего философа и ученного той эпохи Исаака Ньютона (1643-1727). Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Основные деятели этого времени: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Рене Декарт (1596-1650), Блез Паскаль (1623-1662), Барух Спиноза (1632-1677), Джон Локк (1632-1704), Готфрид Лейбниц (1646-1716), Джордж Беркли (1685-1753), Дэвид Юм (1711-1776).

 

Д). Философия французского Просвещения

Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей Мглу и Хаос. «Имей мужество мыслить самостоятельно! » Выдающимися философами этой эпохи были: Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Поль Гольбах (1723-1789).

 

В данное время наблюдается переход к экологии философии, к рассмотрению взаимосвязей человека и Окружающей его Среды. Смысл экологии – согласие человека и человеческой культуры с Окружающей Средой. Экология культуры - идея равноправного состояния всех форм теоретического опыта человечества, где наука выполняет одну роль, религия другую, искусство – третью, и они не мешают, а помогают друг другу.

 

О категориях.

Одно из важнейших понятий в философии – это понятие «категории». Данный термин специфичен именно в философии. В большинстве других наук и отраслей человеческого знания подобное понятие не употребляется. Категория отличаются от понятий большей универсальностью – они применимы ко всем сферам реальности. Вводятся они также отлично от понятий. Понятия вводятся феноменологически. В тоже время категории выражаются через себе подобные: количество – качество, бытие – небытие, случайность – необходимость и т.д. Категории не универсальны: разные философы в разные времена вводили разные категории для упорядочивания здания своей философии.

 

 

 

Древнеиндийская философия.

 

1. В Индии, также как и в Китае, возникновение философского знания относят к VI веку до нашей эры. Предфилософский период в Индии характеризуется созданием и развитием литературных памятников древнеиндийского религиозно-философского учения, которое позже превратилось в традиционный индуизм.

 

Литературные памятники ассимилировали традиционные индийские племенные верования и обычая в четырех самхитах, или Ведах:

- Ригведе (гимны богам);

- Самведе (общие положения и основы идеологии брахманизма);

- Ушурведе (практика жертвоприношений);

- Аткарбведе (заклинания и заговоры);

Каждая веда впоследствии обросла брахманом (комментарием, описанием), а, затем, араньяками (книгами для отшельников и аскетов) и упанишадами («сидеть около ног учителя» - поучения). Весь корпус ведических знаний назывался шрути. Толкованием мудрости индуизма выступала высшая, жреческая каста – брахманы.

 

Шрути образовал, своего рода, ортодоксальную базу древнеиндийской философии. Первыми противниками брахманизма стали «шраманы» - еретики-отшельники, которые заложили также и идеологическую базу неортодоксальных течений. В дальнейшем, основными, по отношению к брахманизму, ортодоксальными течениями стали адживика (Макхали Госала), джайнизм и буддизм.

 

В VII-VI веках до н.э. появляются сутры – изречения, афоризмы представителей различных философских школ Индии. С этого момента и вплоть до Нового времени индийская философия развивается по пути составления и толкования сутр, которые являлись примером систематического изложения основ индийского философского знания, в русле 6 классических (по отношению к толкованию Вед) школ-даршан (миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта) и неортодоксальных философских течений: буддизма (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни), джайнизм (Махавира) и чарваки (или локаяте).

 

2. В Индии очень рано отмечено различение истинного бытия от мира явленного. Уже в гимнах Ригведы истинное бытие – сат – описывается как соответствующее законам, упорядочивающим мировой хаос и преобразующим его в космос. Небытие же – асат – выступает воплощением сил, дезорганизующих космос. Позднее в “Кена-упанишаде” о Сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть “иное, чем познанное, а также выше познанного”. Чувства и разум признаются способными зафиксировать лишь конкретные проявления Сущего, но не постичь его самого. Брахман – это то единое, что есть одновременно сущее и не-сущее, он не причастен к миру природных, преходящих форм. Сущее именуется то Брахманом, то Атманом, при этом первый часто служит выражением объективного его аспекта (бог, вездесущий дух, единое), а второй – субъективного (душа). Брахман и Атман, суть, едины, в пределе переходящи друг в друга. Примечание: стоит заметить, что в индийской философии использовалось свойство многозначности понятий – одно и тоже слово (например, «брахман») заключало в себе целый спектр понятий.

 

Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявить его субстрат и даже структуру. Делали они это по-разному, даже в пределах классического брахманизма.

Ведантисты склонялись к тому, что Сущее есть нечто идеальное Единое. Таким образом, они были монистами, склонявшимися к объективному идеализму. Санкьяки и йогины были дуалистами, признававшими в первооснове не только идеальное, но и материалистическое начала. Они признавали непроявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами – гунами. Последние условно можно соотнести с такими свойствами, как стабильность, активность и инерция. В то же время индийские дуалисты наряду с реальностью по сути материального пракрити признавали в качестве независимого первоначала психические элементы – пурушу, некий чистый субъект. Представители ньяя и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов. Атомы вайшешиков отличались чувственной конкретностью. Они имели вкус, цвет, запах, температуру, но в то же время были единообразны по форме и величине. Вайшешики усматривали причину существующего мира не в движении атомов, как это утверждали греческие атомисты, а считали, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 7916; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь