Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОНСПЕКТ КНИГИ ДЖ. ЛЕББОКА «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» 443
иногда даже отдельные деревья принадлежали различным владельцам, или дерево и земля, на которой оно росло, имели различных владельцев» (Эллис. «Polynesian Researches», т. II, стр. 362). В Новой Зеландии было 3 различных вида землевладения, а именно, племени, семьи и отдельного индивидуума. Общие права племени часто бывали весьма широкими и усложнялись заключением браков внутри племени... Дети, с момента своего рождения, обладали правом на долю в имуществе семьи (Тэйлор: «New Zealand and its Inhabitants», стр. 384). Возможно, с чем-то подобным связан «любопытный обычай называть отца именем ребенка. В Австралии весьма обычное явление, когда при присвоении имени старшему ребенку мужчины отец принимает имя ребенка, Кадлитппнна — отец Кадли; мать называют Кадлпнгангки, или матерью Кадли, от слова «нгангки» — женщина». В Америке тот же обычай (Smithsonian Report. 1866). Так у «кутчинов отец берет себе имя сына или дочери; имя отца образуется прибавлением слова «ти» к окончанию имени сына; например, у Кво-эч-эта рождается сын и ему дается имя Сах-ныо. Отец отныне зовется Сах-нью-ти, а старое имя ею предается забвению». На Суматре (Марсден. «History of Sumatra», стр. 286) во многих районах страны отца отличают по имени ого первого ребенка, как, например, «Па-Ладин» или «Па-Ринду» («Па» вместо «бапа», означающее «отец такого-то»), и его собственное имя теряется в этом вновь приобретенном... Женщины никогда но меняют имени, данного им при рождении; однако часто их из любезности называют по имени старшого ребенка: «Ma си ано» — «мать такого-то», но это скорое вежливая описательная форма, нежели имя. У низших человеческих рас вожди почти не обращают внимания на нарушения, если они непосредственно не затрагивают или предполагается, что могут затронуть интересы всей общины в целом. Что касается нанесения ущерба частным лицам, каждый должен защищаться сам или мстить за себя. Дютертр («History of the Сaribby Islands», стр. 316; см. также Лаба. «Voyage aux Isles d'Amé rique», т. II, стр. 83) говорит: отправление правосудия «у карибов совершается не начальником или каким-либо должностным лицом, а таким же образом, как у тапинамбу: тот, кто считает себя обиженным, добивается такого возмещения, которое считает достаточным в соответствии с тем, что диктует ему гнев или позволяют силы; общество совершенно не занимается наказанном преступников, и, если кто-нибудь терпит ущерб или оскорбление, не пытаясь отомстить за себя, все прочие относятся к нему презрительно, считают его трусом, лицом, не достойным уважения». У североамериканских индейцев, если убивают человека, то «исключительно семья умершего имеет право добиваться возмездия; ее члены собираются, советуются и решают. Правители города или племени но имеют никакого отношения» (Transactions of the American Antiquarian Society). Более того, может показаться, что цель правового регулирования первоначально состояла не столько в том, чтобы наказать обидчика, сколько в том, чтобы смягчить возмездие со стороны потерпевших (стр. 317). Размеры законного возмездия часто строго регламентировались. Например, в Австралии «наказание может быть смягчено, если преступник является и выражает готовность подвергнуться такому испытанию, когда каждый, кто считает себя обиженным, может метнуть в него копье; или он позволяет пронзить копьем свое тело в некоторых местах, например, бедро, икру ноги или под мышкой. Часть тела, которая должна быть пронзена копьем, установлена для всех обычных преступлений, и туземец, который навлек на себя подобное наказание, иногда спокойно выставляет свою К. МАРКС ногу, чтобы обиженный мог проявить ее копьем». Размеры наказания ограничиваются так строго, что, если нанося подобную рану копьем, человек по небрежности или по какой-либо другой причине превысит допустимые размеры, — например, заденет бедренную артерию, — то он сам подлежит наказанию. [Шейлоковская история! ] (Дж. Грей. Australia, т. II, стр. 243).
Написано К. Марксом в марте июне 1S81 з. Впервые опубликовано в книге «The Ethnological Notebooks of Karl Marx». Assen, 1972 t 445 Ф. ЭНГЕЛЬС «НЕ ПРЕЛЮБО СОТВОРИ» 22° «Не прелюбо сотвори». — По этой теме можно было бы многое сказать в связи с немецкими и другими монархами, но, во-первых, старый Фезе в своей «Geschichte der deutschen Hö fe» уже порядком ее исчерпал. В собрании из 40 с чем-то томов не содержится почти ничего, кроме монарших прелюбодеяний. И потом спрашивается, почему мы должны считать дурным для монарха запретное удовольствие, которое беспрепятственно и безнаказанно позволяет себе каждый филистер? Если есть императоры, заразившие своих жен сифилисом (Франц-Иосиф австрийский), то существует немало аристократов, буржуа и даже мелких буржуа, которые могут похвастать тем же подвигом. К тому же даже до Французской революции далеко не все монархи так сумасбродствовали, как старый маркграф Ба-ден-Дурлаха, который собрал посредством похищения и купли около ста тридцати самых красивых девушек, запер их у себя в гареме в Блейберге у Дурлаха и держал там также капрала, который в случае строптивости и иных нарушений дисциплины отсчитывал красавицам давно известные 25. Но и в этом отношении великий Гогенцоллерн Фридрих II был похвальным исключением. Мужчина, сказал он себе, может совершить прелюбодеяние только с помощью женщины. Если я, таким образом, возьму мужчину вместо женщины, то не нарушу супружеской верности. Клевета, гнусная клевета, восклицает храбрый пруссак. Эту ложь придумал подлый безбожник Вольтер! Послушаем г-на Антона Фридриха Бюшинга, «королевско-прусского обер-консисторского советника, директора объединенной баденской и кёльнской гимназии и приданных ей школ», напечатавшего *. ЭНГЕЛЬС в 1790 г. в Гамбурге «Достоверные сообщения об истории царствования Фридриха II, короля прусского и т. д.», книгу, которая посвящается «почтительно моему милостивому господину и покровителю» министру Фридриха II и Фридриха-Вильгельма II графу Герцбергу, и, таким образом, могла содержать лишь вещи, приятные правительству. В историческом приложении к этой книге г-н консисторский советник дает бой известному ганноверскому врачу д-ру Циммерманну («Об одиночестве») и говорит там, на стр. 20: «Я (в более ранней работе) выразился возможно более кратко, осторожно н бережно, когда писал: король, избегая общения с дамами, лишал себя многих чувственных радостей, однако возместил их себе общением с, мужчинами». Нет, говорит Циммерманн, «причина его близости с известными мужчинами» была другая — ему не хватало одной штучки. И вот консисторский советник получает от врача, который обмывал тело покойного короля, торжественное и высказанное с глубоким возмущением заверение, что в действительности все было на месте и таким образом близость с мужчинами полностью подтверждается. С каких ранних пор и как широко были распространены сведения об этом ненарушении супружеской верности королем подтверждается не только стихотворной сатирой на него, посланной Вольтеру в 1759 г. Шуазелем, заканчивавшейся словами: Как можешь нежность осуждать Ты, который страсть познал Лишь в барабанщика объятьях. Более ранний пример, относящийся к 1745 г., приводился в «Мемуарах» Тренка, т. I, стр. 36. «Лейтенант гвардейской пехоты, который в то же время был публичным Ганимедом... стал говорить мне колкости по поводу моей тайной любви. Я назвал его и т. д., мы схватились за шпаги, и я нанес ему удар в лицо. Во время церковного смотра король, проходя мимо меня, сказал: «Господи, пусть он поостережется, ga разразит его гром! ». Как истинный философ Фридрих создал школу. Король Швеции Густав III был сыном его сестры. В рукописи одного шведского графа, использованной Шлоссером, говорится: «Содомский грех до него не был известен в Швеции» (Шлоссер. «18. Jahrhundert». 4 издание, т. III, стр. 134), Принц Генрих, брат Фридриха II, был, по-видимому, не менее способным учеником. «НЕ ПРЕЛЮБО СОТВОРИ» «Я узнал, — пишет Мирабо в «Тайной истории берлинского двора», немецкое издание 1789 г., т. II, стр. 69, — что бывший слуга принца Генриха благодаря своему искусству удовлетворять страсть своего господина к мальчикам, стал сначала своего рода фаворитом, а впоследствии каноником в Магдебурге, где принц является старшим пастором». Преемник Фридриха, Фридрих-Вильгельм II, стеснялся уже меньше, чем его дядя. Он в придачу к мужу брал и жену. Мирабо в томе II, на стр. 133 цитированного произведения говорит: «Риц (камердинер короля), мот, плут и подлый малый, говорит, что король, еще будучи наследным принцем прусским, использовал его как Ганимеда в постели его супруги, которая была любовницей принца» и т. д. Прервем на этом и не будем пока исследовать, нарушали или нет супружескую верность последующие Гогенцоллерны. Однако как неуклюже ведут себя наши национал-либералы Брауны, Каппы и компания! Они надрываются от крика, разоблачая пороки и супружеские измены мелких немецких монархов в XVIII веке. И, напротив, не устают превозносить до небес добродетель рода Гогенцоллернов. Но они забывают главное, а именно, что по крайней мере относительно одного представителя этого рода, самого великого, твердо установлено, что он нерушимо выполнял заповедь: Не прелюбо сотвори! Nota bene. Для того чтобы Вы правильно поняли историю с французскими стихотворениями, привожу подробности. В 1759 г., во время Семилетней войны, Вольтер, живший тогда близ Женевы на швейцарской территории, получил вскрытый по дороге пакет с рукописями Фридриха II. Среди последних была маленькая ода, направленная против Людовика XV и Помпадур: Как, слабый ваш монарх Игрушка Помпадур, Бесчестием не раз Клеймил его Амур и т. д. Посоветовавшись с французским резидентом в Женеве, Вольтер, дабы оградить себя от преследований, переслал эту оду, подписанную «Фридрих», французскому министру иностранных Ф. ЭНГЕЛЬС дел герцогу Шуазелю. Последний направил ему тогда ответную оду, в которой говорится: Доселе критик не столь дерзкий Ты от Природы и Амура Невинной шутки пострадал. Как можешь нежность осуждать и т. д. и т. д. как приводилось выше. Цитируется у Вольтера в «Моем пребывании в Берлине» (можно дешево приобрести в Национальной библиотеке, Париж, улица Valois 2; «Романы Вольтера», том V, 1876 — «История Женни» и т. д. и т. д.... «Мое пребывание в Берлине». Стоит 25 сантимов). Как мало значения придавал Фридрих II обвинению в педерастии, которое было предъявлено ему здесь в развернутой форме, явствует из следующего. Берлинский книготорговец, получивший некоторое количество экземпляров «Пребывания в Берлине», обратился к Фридриху с запросом, как ему поступить. Фридрих ответил, что тот, так и быть, может продавать книгу; он считает справедливым, если человек заработает на этом несколько талеров (Шлоссер. «18. Jahrhundert»). Это было в 1783 г., вещь появилась спустя 5 лет после смерти Вольтера. Написано Ф. Энгельсом в начале Печатается по рукописи марта 1883 г. „ , . Перевод с немецкого и французского Публикуется впервые Г 449 Ф. ЭНГЕЛЬС ЗАЯВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ВЫХОДА ГАЗЕТЫ «É GALITÉ » 221 После непродолжительного существования «Egalité », к сожалению, была вынуждена прекратить свой выход. В связи с этим нам пишут: Редакционный комитет «Egalité » заключил с владельцем типографии договор на два года, по которому тот принимал на себя расходы, а прибыль делил пополам с редакцией. Продажи 6 000 экземпляров было бы достаточно для покрытия расходов. Первый номер сразу же разошелся в количестве 3 800 экземпляров. Однако уже при выходе третьего номера владелец типографии заявил, что не желает больше давать деньги на распространение идей, которые не разделяет, оп будет оплачивать только набор и бумагу, за все остальное должна платить редакция. Ссылки на контракт пе помогли. Соглашайтесь или выход газеты прекращается (c'est à prendre ou à laisser). Взамен он наконец-то уступал редакции доход от объявлений и от продажи газеты за пределами Парижа. Спустя четыре дня владелец типографии объявил, что и эти условия отменяются, редакция должна выпускать газету на собственный счет. Так как редакции для этого не хватало именно средств, то газета была таким образом обречена. Редакция предъявит этому человеку иск за нарушение контракта, но газета уже не оживет. Весь секрет заключается в том, что этому человеку предлагают печатать большую орлеанистскую газету и явно предписывают при этом сначала выставить вон проклятых социалистов, которые совершили преступление, добиваясь конфискации имущества Орлеанской династии. Написано Ф. Энгельсом 27 февраля 1883 г. Напечатано в газете 1фег Sozialdemokrat» M 11, 8 марта J883 г. Печатается по тексту газеты Перевод с немецкого На русском языке публикуется впервые 450 ] Ф. ЭНГЕЛЬС * ЧАРТИСТСКАЯ АГИТАЦИЯ — ХРОНОЛОГИЯ 222 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА * 1838, 17 сентября 20 »
апреля Чартистский митинг в Ныо-Палас-ярде, Вестминстер. Митинги и вооруженные собрания объявлены незаконными **. Митинг Лиги против хлебных законов в Манчестере. Митинг в Бирмингаме: прошла чартистская резолюция ***. —ТВ Лидсе неудача. Митинги Лиги против хлебных законов в Манчестере и Эдинбурге. В тронной речи угрозы преследования чартистов законодательным путем. Чартистский конвент в таверне «Корона и якорь». Провозглашение О'Коннором и Гарни принципа физической силы. Митинг в Эдинбурге с целью поддержки министров. Чартисты победили, сбросили с председательского кресла лорда-мэра и провели свою резолюцию. Волнения чартистов в Ландидно. — Город некоторое время в руках чартистов. • В начале рукописи, строкой ниже, написано: «Мельбурн — сентябрь 1841 г. Виг»: (Дата падения вигского министерства Мельбурна). Ред. *• Перед этой фразой вычеркнуто: «1838, 6 августа. Собрание в Бирмингаме (ораторы: Атвуд, Шолфилд, Ф. О'Коннор), решено ходатайствовать в палате общин о придании Народной хартии силы закона». Далее вычеркнуто: «Королевская прокламация о том, что факельные». Ред. *** Далее вычеркнуто: «о том, что главным требованием является всеобщее избирательное право». Ред, ЧАРТИСТСКАЯ АГИТАЦИЯ — ХРОНОЛОГИЯ 451 (В Ньюпорте незадолго перед этим Джон к мятежу в Ньюпорте. (Министерский кризис — временный компромисс.) 13 » Оставшиеся члены чартистского конвента (после ухода мелких буржуа) переехали заявил, что он будет присутствовать, потому что городские власти объявили митинг незаконным. 14 июня Атвуд передает чартистскую петицию — 1 280 000 подписей. Обсуждение ее откло отклонено 333 голосами против 216. тинг в Булл-Ринге разогнан полицией и войсками. Секретарь конвента * арестован. Протест конвента. 15 » Снова волнения в Булл-Ринге, шествие по городу, грабежи, сожжено много лавок. Вызваны войска, убитых не было. 18 ь Участники волнений в Ландидно приго- ворены к тюремному заключению. 20 » Волнения в Ньюкасле. 2 августа Винсент и компания приговорены в Монмуте к тюремному заключению. • Уильям Ловетт. Ред. < t>. ЭНГЕЛЬС 3 августа Суд над участниками волнений в Бирмин- гаме; трое приговорены к смертной казни, перь в кофейне Арондела в Лондоне, постановляет отложить, ввиду неподготовленности, назначенный на 12 августа «священный месяц», однако 12-го те тред-юнионы, которые смогут это сделать, должны прекратить работу на 2—3 дня, проводя демонстрации и собрания по поводу теперешнего бедственного положения страны. 11 » Собор св. Павла {в Лондоне} и Старая церковь в Манчестере заняты чартистами во время проповеди, ничего из этого не вышло. 12 » Манчестер, Маклсфилд, Болтон и т. д. — попытка провести трехдневный «священный месяц». Вяло и безуспешно. 15 & Процесс Дж. Р. Стсфенса в честерском суде присяжных за устройство незаконного митинга и подстрекательство к мятежу в Коттон-Три, в городе Гайде. На этом митинге была стрельба. — 18 месяцев тюрьмы в Нотсфорде. 27 » Парламентская сессия отложена. 30 » Новый министерский компромисс. 14 сентября Роспуск чартистского Национального конвента. 20 » Ф. О'Коннор арестован в Манчестере за подстрекательство к беспорядкам. 23 » Эбенезер Эллиот обвиняет чартистов в том, что они являются агентами тори (Шеффилд). 4 ноября Волнения в Нъюпорте. Жители холмов во главе с Фростом и Уильямсом движутся к городу, у Тредегар-парка они соединяются с колонной Джонса (и8 Понти-пула) и нападают на заранее вызванных солдат (охранявших собравшихся городских чиновников). Сражение. На месте Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы