Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема измерения ощущений. Психофизика



Каждое ощущение независимо от его принадлежности к опреде­ленной сенсорной системе, например зрению, слуху, осязанию и т.д., обладает свойствами интенсивности, длительности и простран­ственной локализации.

Проблеме измерения соотношения объективной и субъективной интенсивности стимула посвящен особый раздел психологии — пси­хофизика.Основателем психофизики считается Г.Т. Фехнер (1801— 1887), опубликовавший в 1860 г. фундаментальный труд «Элемен­ты психофизики». В дальнейшем установлением количественной меры ощущений занимались многие ученые.

Психофизика основывается на ряде эмпирических фактов. Во-первых, легко видеть, что не всякий объективно воздействующий физический раздражитель вызывает у нас ощущение. Во-вторых, мы обладаем очень ограниченной способностью различать ощущения, в то время как технический прибор точно показывает, что их источ­ники по физическим характеристикам отличаются. Например, не­подготовленному слушателю ноты «си» и «до» могут показаться одинаковыми, хотя на самом деле они отличаются на целый тон. В-третьих, даже в том случае, когда мы способны сказать, что одноощущение отличается по интенсивности от другого (свет свечи мы видим как более слабый, чем свет настольной лампы), нам трудно судить о конкретной величине этого различия. Так, мы не можем сказать, что звук громкостью в 10 Дб (шорох листьев) в два раза тише, чем звук громкостью в 20 Дб (шепот), а тот, в свою очередь, в три раза тише, чем звук громкостью в 60 Дб (нормальный разговор). Другими словами, объективная (физическая) шкала изменения раз­дражителя не совпадает с субъективной шкалой изменения ощуще­ния. Поэтому возникает вопрос о психологических правилах (зако­нах) приведения в соответствие шкалы изменения раздражителя и шкалы изменения ощущения. Фехнер и его последователи были уверены, что данные соотношения носят не случайный характер, и попытались описать эти закономерности математически.

Первая проблема, с которой приходится сталкиваться исследо­вателям, связана с фактом существования порога ощущений. Выде­ляют абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощу­щений. Абсолютный нижний порог ощущения определяется мини­мальной интенсивностью раздражителя, при котором возникает соответствующее ощущение. Для установления значения нижнего абсолютного порога (который различен для каждой модальности, зависим от свойств анализатора и психологического состояния че­ловека) пользуются следующими приемами:



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

• постепенно увеличивая интенсивность стимула (например,
громкость звука) от неощущаемой зоны до момента возникновения
ощущения (испытуемый сообщает, что «появился чуть слышный
звук»), экспериментатор фиксирует эту критическую точку, замеры
производятся несколько раз и вычисляется среднее значение;

• постепенно уменьшая интенсивность стимула (например,
громкость звука), двигаясь из отчетливо ощущаемой зоны к моменту
исчезновения ощущения (испытуемый сообщает «звук пропал»),
экспериментатор фиксирует это критическое значение, замеры так­
же производятся несколько раз и вычисляется среднее;

• вычисляют среднюю интенсивность раздражителя, в ответ на
который в 50% случаев фиксируется наличие ощущения, при этом
предъявление дискретных стимулов разной интенсивности (близ­
кой к зоне порога) осуществляется в случайном порядке с разными
интервалами, а испытуемый должен сообщать о каждом замеченным
им раздражителе.

Данные замеров, полученных разными методами, как правило, несколько отличаются, что объясняется явлением адаптации и эф­фектом ожидания.

Абсолютный верхний порог ощущения — это максимальная ин­тенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль). Так, для слухо­вой чувствительности нижним абсолютным порогом будет гром­кость примерно в 0, 3 Дб (тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии 6 м), а верхним абсолютным порогом — громкость в 150 Дб (шум взлетающего самолета). Следует заметить, что даже для одного и того же человека величина абсолютного порога носит непостоянный характер: он оказывается то выше, то ниже. Еще И. Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опы­та (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижает­ся, а по мере утомления — повышается. Влияние фактора «трени­рованности» испытуемого на порог чувствительности его сенсор­ных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их (в процесс ощущения включаются механизмы восприятия).

Еще в большей степени эта неразрывность процессов ощущения и восприятия проявилась в концепции «обнаружения сигнала» Д. Грина и Дж. Светса (1966). Они предположили, что вероятность обнаружения слабого раздражителя, близкого по своему значению к пороговому, зависит от «цены» ответа. Грин и Свете разделили два типа ошибок — «ошибки пропуска» и «ложные тревоги». Первый тип ошибки означает, что слабое ощущение присутствует в сознании


7.1. Ощущение


 

субъекта, но он не обнаруживает его и не дает реакции. Второй тип ошибки проявляется в том, что субъект реагирует на ощущение, которого объективно нет. Для иллюстрации концепции Грина и Светса представим себе врача-диагноста. Он рассматривает рентге­нограмму больного и должен определить, свидетельствует ли она о наличии опухоли. Если он пропустит тревожный сигнал, расплатой может стать жизнь пациента. А если поднимет ложную тревогу, па­циенту придется всего лишь пройти процедуру повторного обследо­вания. Очевидно, что в такой ситуации врач Скорее будет «замечать» признаки опухоли в недостаточно определенном изображении, чем игнорировать их (Дж. Лофтус (G. Loftus), 2002). Аналогичный при­мер можно привести из области обоняния. Например, запах какого-то блюда кажется вам немного подозрительным. Если вы заботитесь о своем здоровье, вы не станете есть такое блюдо: лучше остаться голодным (ошибка ложной тревоги), чем отравиться (ошибка про­пуска). Обратная тенденция будет наблюдаться, если цена ложной тревоги высока. Например, влюбленный упорно не хочет замечатьнедостатки характера предмета своего обожания, которые очевид­ны для всех окружающих. Ведь в противном случае он рискует по­терять прекрасное чувство.

Другим понятием, связанным с проблемой порогов, является дифференциальный порог, или порог различения. Дифференциаль­ный порог — это минимальное различие в интенсивности двух раз­дражителей, при которой возникают отличные друг от друга ощу­щения. Измерение дифференциального порога связано с упомя­нутым уже нами эмпирическим фактом —.нашей ограниченной способностью к различению стимулов. Изучение дифференциаль­ных порогов оказывается очень важным для решения широкого кру­га практических задач. Насколько автомобилист может превысить допустимую скорость, чтобы его нарушение визуально не было за­мечено регулировщиком движения? Не покажется ли вам, что чемо­дан стал намного тяжелее, если положить в него еще одно платье? Почувствуют ли гости, что блюдо пересолено, если хозяйка положи­ла в кастрюлю на 1 г больше соли, чем было указано в рецепте? От­вет на эти вопросы дает психофизический закон Э. Вебера (1795— 1878). Вебер поставил перед собой цель установить величину едва заметного различия, т.е. наименьшего различия между двумя физи­ческими раздражителями, которое может определить человек. Он экспериментировал со способностью различения веса. Оказалось, что различительная способность зависит не от абсолютной, а от от- < носительной величины изменения. Так, испытуемому казались раз­ными грузы весом 40 г и 41 г, но грузы весом 80 г и 81 г оценивались



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

как равные. Таким образом, Вебер установил, что величина едва за­метного различия составляет 1/40 от первоначального веса и явля­ется константой. Одновременно с Вебером вел исследования и дру­гой ученый — П. Бугер, поэтому этот психофизический закон полу­чил название по именам обоих авторов. Закон Вебера — Бугера выражается формулой

delta(I)/I = const., где I — интенсивность стимула, delta(I) — приращение стимула.

Впоследствии были получены данные о величине едва заметно­го различия относительно других модальностей (табл. 14).

Таблица 14 Дифференциальные пороги для ощущений различных модальностей

 

Вид ощущения Величина едва заметного различия(константа Вебера — Бугера), %
Ощущение изменения высоты звука Ощущение изменения яркости света Ощущение изменения веса предметов Ощущение изменения громкости звука Ощущения изменения давления на поверхность кожи Ощущение изменения вкуса соляного раствора 0, 3 1, 7 2, 5 3, 4


 


f

 

Последующие исследования, правда, показали, что закон Вебе­ра — Бугера действителен только для средней части диапазона чув­ствительности сенсорной системы. При приближении к пороговым величинам в закон должна быть внесена поправка, отражающая ве­личину ощущения от деятельности самой системы (например, бие­ния сердца в слуховой модальности или собственного свечения сет­чатки в зрительной модальности).

Таким образом, в окончательном виде этот закон имеет следу­ющий вид: delta(I)/I+ Р = const., где Р — поправка на «шум» от работысенсорной системы.

Эмпирический факт несовпадения объективной шкалы измене­ния раздражителя и субъективной шкалы изменения ощущения был описан основным психофизическим законом, установленным Фех-нером и впоследствии модифицированным Стивенсом. Фехнер, используя математические преобразования соотношения Вебера — Бугера, пришел к выводу, что изменение силы ощущения пропорци­онально десятичному логарифму изменения силы воздействующею раздражителя. Другими словами, когда раздражитель растет в гео-


7.1. Ощущение


 

метрической прогрессии (увеличивается в N раз), ощущение выра­стает лишь в арифметической прогрессии (увеличивается на N). Основнойпсихофизический закон Фехнера выражается формулой

R = С (lg / — lg /о), где R — интенсивность ощущения, / — интен­сивность действующего стимула, /о — интенсивность стимула, соот­ветствующая нижнему абсолютному порогу, а С — константа Вебе­ра — Бугера, специфичная для каждой модальности.

Форма психофизической кривой для ощущения громкости зву­ка условно отражена на рис. 41.

Рис.41. Логарифмическая кривая зависимости интенсивности ощущения громкости от силы звука

При выведении этого закона Фехнер исходил из невозможнос­ти непосредственной оценки испытуемым интенсивности возника­ющего у него ощущения. Поэтому в его формуле единицами изме­рения выступают физические величины. В 1941 г. С. Стивене из Гар­вардского университета выдвинул идею о возможности прямой оценки человеком своих ощущений. Поэтому он модифицировал соотношение Вебера — Бугера, заменив в нем отношение физиче­ской величины едва заметного изменения стимула к физической интенсивности исходного стимула.на отношение субъективного переживания едва заметного изменения стимула к субъективному переживанию интенсивности исходного стимула. Соотношение Стивенса означает, чтоощущение едва заметного изменения отно­сится к исходному ощущению с постоянной величиной. Другими сло­вами, когда мы ощущаем слабый стимул, то достаточно небольшо­го изменения, чтобы мы могли уловить различие, а если мы пережи­ваем сильное ощущение, то нам требуется значительная «добавка» для того, чтобы мы зафиксировали в сознании факт изменения ощу­щения. В результате такой модификации Стивене вывел свою вер-



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

 

 


сию основного психофизического закона, который носит не логариф­мический, как у Фехнера, а степенной характер:


Показатель п степенной функции Стивенса различен для разных модальностей ощущений. Например, он варьирует от 0, 3 для гром­кости звука до 3, 5 для электрического удара. В настоящее время версии психофизического закона Фехнера и Стивенса рассматрива­ются как дополняющие друг друга.

Динамика изменения ощущения не сводится исключительно к действию психофизических законов. Важную роль играют такие механизмы изменения чувствительности, как адаптация, сенсиби­лизация, явления контраста и синестезии. Адаптация — это пони­жение чувствительности (повышение порога) сенсорной системы в результате длительного воздействия раздражителя. Например, обычно вы не ощущаете давления одежды и тиканья своих наручных часов, хотя эти стимулы оказывают на вас реальное физическое воз­действие. Или, например, если вы прыгниете в холодную воду, то через несколько минут обнаружите, что она, оказывается, не такая уж холодная. В таком случае говорят, что ваша сенсорная система адаптировалась к действию стимула. Явление адаптации крайне полезно для организма: оно позволяет освобождать систему от об­работки тех стимулов, значение которых уже оценено. Как остроум­но заметил лауреат Нобелевской премии Д. Хьюбел: «Прежде все­го нас интересует все новое и неизвестное. Никому не нужно, что­бы на протяжении 16 часов кому-то напоминали, что у него на ногах ботинки». Но адаптация — не всегда благо. В зрительной системе в связи с этим сформировались особые приспособления для борьбы с адаптацией. Показано, что если бы глаз оставался неподвижным, достаточно скоро мы перестали бы видеть изображение. Поэтому наши глаза постоянно совершают своеобразные скачки, которые обеспечивают поступление новой стимуляции на сенсорную по­верхность глаза.

Сенсибилизация это процесс, обратный адаптации. Он заклю­чается в повышении чувствительности (снижении порога) сенсорнойсистемы к длительно действующему раздражителю. Так, долгое воздействие раздражителя, вызывающего боль, не ведет к тому, что субъективно ощущение боли исчезает, наоборот, переживание боли становится все сильнее. Таким образом, организм как бы «усилива­ет требование» удалить опасный раздражитель.

Явление контраста заключается в том, что предшествующее ощущение оказывает влияние на последующее. Например, после


7.1. Ощущение


 

того, как мы съели что-то сладкое, кислое кажется нам еще более кислым, если дотронуться до холодного предмета после прикосно­вения к горячему, ощущение холода будет более интенсивным. Особенно полно явления контраста исследованы для зрительной системы.

Синестезия — это феномен слияния свойств различных сенсорных систем. Например, каждый из нас интуитивно понимает, что обозна­чают словосочетания «холодный звук» или «крикливый цвет», хотя очевидно, что с точки зрения объективной реальности звук не обла­дает температурными характеристиками, а цвет — звуковыми.

Зрение

Зрительная система человека реагирует на электромагнитные волны в узкой полосе спектра с длиной волны от 400 до 700 нано­метров (1 нанометр = 0, 000000001 метра). Волны именно этого ди­апазона ощущаются нами как свет. Вне чувствительности нашей зрительной системы остается огромное разнообразие электромаг­нитных воздействий от коротких рентгеновских лучей до длинно­волнового излучения, которое используется в радиовещании. Глав­ные характеристики света — это частота (воспринимается как цвет) и интенсивность (воспринимается как яркость).

Сенсорной поверхностью, специализированной для реагирова­ния на свет в зрительной системе, является сетчатка (retina). Од­нако прежде чем достичь ее, луч света проходит сквозь роговицу, радужку, хрусталик и стекловидное тело. Все перечисленные эле­менты вместе с мышечно-связочным аппаратом представляют собой части сложного оптического устройства глаза. Они идеально при­способлены к тому, чтобы создать сетчатке оптимальные условия для приема световой информации при меняющихся внешних усло­виях. Например, отверстие в радужке — зрачок — изменяет свой размер, расширяясь при недостаточном освещении и сужаясь при избыточном (зрачок способен изменять свой размер в 16'раз). На рис. 42 представлено изображение гл.аза человека.

Пройдя через все структурные компоненты глаза, свет попадает на сетчатку. Название этого ансамбля рецепторов происходит от слова «сеть», так как сетчатка насыщена густой сетью кровеносных сосудов. Сетчатка представляет собой тонкий слой взаимно связан­ных между собой светочувствительных нейронов, которые преобра­зуют поток света в электрические импульсы. Сетчатка содержит большое количество зрительного пигмента родопсина, так что зре-

 



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

 

Рис.42. Глаз человека

ние начинается в сущнос­ти как фотохимическая реакция разложения ро­допсина под действием света. Сетчатка - это часть коры мозга, выне­сенная вовне, поэтому она является не просто пас­сивным «преобразовате­лем» световой энергии в электрические импульсы. Сетчатка содержит два типа светочувствитель­ных клеток — палочки и колбочки, которые полу­чили свое название в со­ответствии с внешним ви­дом. Цветное зрение при ярком свете обеспечива­ется колбочками (фото-пическое зрение), а черно-белое сумеречное зрение —

палочками (скотопическое зрение). Колбочки концентрируются на одном участке сетчатки, который называется фовеа, или центральная ямка. Попадание света на этот участок необходимо для эффекта цве­тового зрения. Светочувствительные клетки соединены со слоем ган-глиозных биполярных клеток, которые формируют зрительный нерв, проводящий электрические импульсы в мозг. Каждая ганглиозная клетка посылает в зрительный нерв одно волокно. В итоге зритель­ный нерв состоит в среднем из 800 тысяч волокон. Место, где зритель­ный нерв покидает сетчатку, получил название слепого пятна, так как в нем сетчатка не содержит светочувствительных клеток и, соответ­ственно, зрение отсутствует.

Зона коры больших полушарий, ответственная за зрение, нахо­дится в задних отделах мозга и называется зрительным проекцион­ным полем.В зрительной коре более 50% нейронов занято анализом информации, идущей от центральной ямки, которая занимает не более 10% зрительного поля. Таким образом, именно та часть изоб­ражения, которая соответствует фовеальной области, перерабаты­вается максимально детально.

Каким же образом в мозгу кодируется зрительный образ? Каж­дый образ может быть охарактеризован с точки зрения его яркости,


 


7.1. Ощущение


 

конфигурации и цвета. Упрощенно можно сказать, что выделение контуров объекта напрямую связано со степенью возбуждения све­точувствительных клеток. В формировании изображения контуров объекта на сетчатке важную роль играют различия в интенсивнос­ти света. В настоящее время считается, что анализ формы воспри­нимаемого объекта на уровне ощущения связан с двумя факторами. Во-первых, это эффекты контраста, которые обусловлены тем фак­том, что возбужденные участки сетчатки взаимодействуют между собой. А во-вторых, это — результаты деятельности специальных клеток-детекторов, которые выборочно реагируют на объекты раз­личной пространственной ориентации.

Первое явление, связанное с взаимодействием возбужденных участков, носит название латерального торможения. Механизм ла­терального торможения заключается в том, что рецептор, получив­ший большую стимуляцию, тормозит возбуждение соседних клеток. Таким образом, получается, что ответное возбуждение нейронов, испытывающих воздействие одинаковой интенсивности, слабое, а нейроны, которые находятся в области перепада световой интенсив­ности, возбуждаются значительно сильнее. В результате кодируют­ся границы между объектами. Поясним роль латерального торможе­ния в кодировании границы между более и менее яркими областя­ми изображения на примере (рис. 43).

Представьте, что перед глазом испытуемого находится парал­лелепипед. Поверхности, образующие угол, различаются по ярко­сти. Передняя поверхность ярче, чем боковая. Задача латераль­ного торможения в данном случае — закодировать границу пере­хода от светлого к темному. Возьмем гипотетический участок сетчатки, состоящий из семи светочувствительных рецепторов. Каждый из рецепторов, находясь в активном состоянии, понижа­ет ответ соседних рецепторов на величину, в половину меньшую своей активности. Например, рецептор, на который воздейству- ' ет свет интенсивностью 20 ед. будет осуществлять торможение соседних клеток на 10 ед., а тот рецептор, который получил воз­действие интенсивностью в 10 ед., — на 5 ед. Легко видеть, что ганглиозные клетки, которые соответствуют рецепторам I, II и III, останутся в покое, так как каждый из их «соседей» понизит их активность на 10 ед. (20 - 10 - 10 = 0). Ганглиозная клетка IV даст ответ силой в 5 ед. (20 -10-5 = 5). Ганглиозная клетка V даст ответ силой в -5 ед.; ганглиозные клеткиVI и VII останут­ся в покое. Таким образом, результатом кодирования станет гра­ница между темным и светлым участком, а избыточную инфор­мацию система проигнорирует.

254 Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие


Рис. 43. Латеральное торможение как механизм выделения контура

Видимого объекта

Описанная в данном примере нейронная сеть реагирует на кон­туры: она превращает мир в штриховой рисунок. Механизм лате­рального торможения отражает один из аспектов порождения види­мого мира силами самого рецептора.

Второй фактор связан с тем, что в коре головного мозга обнару­жены специальные клетки-детекторы, которые выборочно реагиру­ют на объекты различной ориентации (рис. 44). Первооткрыватели данного явления Д. Хьюбел и Т. Визел были удостоены Нобелев­ской премии по физиологии. Информация о различных конфигура­циях объектов подвергается детекции в коре головного мозга с по­мощью механизмов, открытых Хьюбелом и Визелом.

Человеческий глаз способен воспринимать не только контуры объектов. Все объекты внешнего мира по-разному отражают свет. И если палочковые рецепторы сетчатки реагируют только на интен­сивность света и, соответственно, формируют ахроматическое изоб­ражение, то колбочковые рецепторы, фиксируя частоту световой волны, дают нам возможность различать цвета.

Первая попытка объяснить цветовое зрение была предпринята в 1802 г. английским физиологом Томасом Юнгом и получила назва­ниетрихроматической. Позднее она была развита Г. Гельмгольцем.


7.1. Ощущение


 

По мнению этих авторов, все богатство цветовых ощущений мож­но свести к результату смешения трех основных цветов — синего, зеленого и красного. В центральной ямке сетчатки располагаются три вида колбочек, каждый из которых выборочно реагирует на ко­роткие волны (синий цвет), средние волны (зеленый) и длинные волны (красный цвет). Так, одновременная стимуляция «красных» и «зеленых» колбочек вызывает ощущение желтого цвета. ГеоргВальд получил Нобелевскую премию в 1964 г. за эксперименталь­ное доказательство этой теории. Однако ряд факторов не уклады­вается в трихроматическую концепцию цветового зрения. Один из них — это наличие цветов-антагонистов, которые проявляются, на­пример, в эффекте послеобраза. Если вы долго будете смотреть на красный предмет, а потом переведете взгляд на белую стену, вы уви­дите зеленое изображение. Аналогичной парой являются синий и желтый цвета.

Рис. 44. Реакция клеток-детекторов вертикального стимула

Гипотеза цветового зрения, альтернативная трихроматической, получила название «теория оппоненткых процессов». Впервые она была выдвинута Е. Герингом в 1870 г. Впоследствии она была усо­вершенствована Л. Гурвичем и Д. Джеймсон (1957). Теория оп-понентных процессов утверждала, что в нашем зрительном аппарате происходят разнонаправленные процессы трех типов: красно-зе­леные, сине-желтые и черно-белые. Цвета, относящиеся к разным сторонам оппонентного процесса, не могут переживаться одновре­менно. Вот почему мы не можем себе вообразить «голубоватый жел­тый» или «красноватый зеленый». Каждая пара цветов-антагонис­тов представляет собой подобие аптекарских весов. Например, в том случае, когда на глаз действует длина волны около 460 нм, «сине-желтые» весы склонятся в сторону синего, а «красно-зеленые» и



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

«черно-белые» останутся в равновесии. В результате мы будем пе­реживать ощущение синего цвета. Когда на глаз воздействует све­товой поток с длиной волны около 450 нм, «сине-желтые» весы склонятся в сторону синего, «красно-зеленые» — в сторону красно­го, а «черно-белые» останутся в равновесии. В результате мы будем переживать ощущение фиолетового цвета. Теория оппонентных процессов хорошо объясняет явления цветовой слепоты, или даль­тонизма. Самый распространенный вариант этой болезни заключа­ется в неспособности различения красного и зеленого цветов, что может быть связано с дефектом красно-зеленой системы оппонен­тных процессов (у больного она всегда находится в равновесии). Одной из основных трудностей при принятии гипотезы оппонент­ных процессов является проблема перехода от трех типов колбочек к четырем качественно различным оттенкам цвета (пара черный -белый определяет светлоту оттенка). Гурвич и Джеймсон справи­лись с этой проблемой, предположив, что к каждой системе оппо­нентных цветов подключены все три типа колбочек.


Рис. 45. Роль различных типов колбочковых рецепторов сетчатки в осуществлении опонентного процесса в сине-желтой системе


Например, синий полюс сине-желтой системы активизируется коротковолновыми колбочками, а желтый тормозится средневолно­выми и длинноволновыми колбочками. Если силы возбуждения от коротковолновых колбочек перевешивают торможение от средне­волновых и длинноволновых колбочек, получается ощущение сине­го цвета. Если перевешивает торможение от средневолновых и длинноволновых колбочек, мы переживаем ощущение желтого. В том случае когда силы оказываются примерно равны, цветовое ощу­щение, относящееся к данной паре, не возникает (рис. 45).


7.1. Ощущение


 

В заключение следует упомянуть несколько слов о бинокуляр-ности зрения человека. Когда мы смотрим двумя глазами, на каж­дой из сетчаток формируется свое изображение. Зрительная систе­ма способна оценивать угол, который образуют оси зрения, идущие от каждого глаза, и на основании этой оценки судить о расстоянии до предмета. Таким образом, «удвоение» изображения служит своеобразным дальномером для нашего зрения.

В результате сложного процесса кодирования зрительной информации в коре головного мозга складывается конфигурация основных свойств видимого мира: линий, углов, движения и цвета. В дальнейшем эта информация подвергается комплексной перера­ботке в процессах восприятия.

Слух

Стимулом для слуховой системы являются звуковые волны, ко­торые представляют собой колебания воздуха. Звуковые волны так же, как и электромагнитные колебания, могут быть описаны с по­мощью длины волны, определяющей частоту (воспринимается как высота звука), и амплитуду волны (воспринимается как гром­кость). Человеческое ухо способно адекватно формировать ощуще­ния в ответ на стимуляцию звуковыми волнами в диапазоне интен­сивности от 1 до 150 Дб и в диапазоне частоты от 5 до 20 000 Гц.

 

Рис. 46. Строение внутреннего уха человека:

 

1 — барабанная перепонка; 2, 3, 5 — слуховые косточки; 4 — круглое окно; 6 — овальное окно; 7 — вестибулярная лестница; 8 — перепончатый канал; 9 — барабанная лестница; 10 — основная мембрана

Звуковые волны, достигая периферии слуховой системы, ока­зывают давление на барабанную перепон­ку — упругую мембра­ну, находящуюся в конце слухового про­хода. Далее колебания барабанной перепонки с помощью слуховых косточек передаются на пластинку овально­го отверстия, которое разделяет среднее ивнутреннее ухо. И ба­рабанная перепонка, и слуховые косточки пе-

 

9 Психология


 



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

редают частоту и усиливают амплитуду колебаний, делая нашу слу­ховую систему более чувствительной.

Сенсорной поверхностью слухового анализатора является у л ит-ка. Внутри улитки находится основная мембрана — кусочек кожи длиной около 3, 5 см. Движение жидкости внутри улитки деформи­рует основную мембрану, покрытую волосковыми клетками, которые и являются рецепторами слуховой системы. Ганглиозные клетки соединяются с волосковыми клетками, образуя слуховой нерв, ко­торый несет импульсы в височные доли коры головного мозга.

Каким образом смещение волосяных клеток основной мембраны улитки кодирует различные аспекты звукового сигнала? По величи­не временного интервала между достижением звуковой волной од­ного и другого уха устанавливается направление звука. Оценка вы­сотных характеристик звукового сигнала описывается с помощью локализационной теории, выдвинутой Г. Гельмгольцем (1863) и под­робно разработанной Г. Бекеши (1899—1972). Бекеши, эксперимен-' тируя с препаратами улиток быка, выяснил, что волосяные клетки основной мембраны по-разному реагируют на звуки различной час­тоты. При высокой частоте звука активизируются рецепторы, рас­положенные вблизи овального отверстия, а при понижении высоты пик активации смещается в сторону верхушки улитки. Однако ло-кализационная теория объясняет кодирование высоты звука толь­ко в пределах выше 50 Гц. При частоте звука ниже 50 Гц вся поверх­ность основной мембраны реагирует практически равномерно. Про­цесс кодирования частоты звука меньше 50 Гц описываетсятеорией частоты. Предполагается, что в этом случае сенсорная система дей­ствует напрямую, передавая соответствующее число нервных импульсов в секунду (например, частота самой низкой ноты рояля 27 Гц, эта высота будет закодирована с помощью паттерна с харак­теристиками 27 колебаний/с). Скорее всего, в кодировании инфор­мации о высоте звука принимают участие оба механизма. Происхо­дит разделение зон ответственности, продиктованное, прежде все­го, соображениями экономии. Кодирование больших величин связано с местом на мембране, а кодирование малых величин — с прямой трансформацией физического стимула в электрические импульсы. Очевидно, что такое устройство слухового аппарата оп­ределяет более качественную различительную способность для низ­ких частот и весьма приблизительную — для высоких.

В заключение вернемся к проблеме ограничений, наложенных природой на наши сенсорные системы. Возможно ли преодолеть их? В эксперименте А.Н. Леонтьева удалось научить испытуемых реа­гировать на такие раздражители, которые обычно не вызывают


7.2. Восприятие


 

ощущений. Данное исследование получило название эксперимента по формированию «кожного зрения». По мнению А.Н. Леонтьева, «для того, чтобы биологически адекватный, но в нормальных слу­чаях не вызывающий ощущения агент превратился в агент, вызы­вающий субъективные ощущения, необходимо, чтобы была созда­на такая ситуация, в условиях которой воздействие данного стимула опосредствовало бы его отношение к какому-нибудь другому внеш­нему воздействию». Другими словами, человек сможет реагировать на ранее нейтральный раздражитель тогда, когда эта реакция станет для него значимой. Для проведения исследования была создана ус­тановка, в которую помещалась рука испытуемого. Внизу установ­ки находилась лампочка. Лампочка освещала ладонь испытуемого, и вслед за вспышкой он получал неприятный удар током. Тепло- и светоизоляция не позволяла испытуемому судить о вспышке света, опираясь на данные зрительной или тепловой чувствительности. В контрольных условиях даже после 400 сочетаний двигательныйрефлекс на действие света не образовывался. Потом испытуемый получал следующую инструкцию: «За несколько секунд до удара тока рука будет подвергаться слабому воздействию, которое вы сможете уловить». Ошибки типа «ложной тревоги», т.е. одергива­ние руки наугад, пресекалось при помощи системы штрафов. Уди­вительно, но испытуемые после ряда попыток действительно обу­чались реагировать на освещение ладони так, как будто были спо­собны «видеть» кожей вспышки лампочки. При этом они говорили о том, что у них в ладони возникает странное ощущение «волны». Таким образом удалось показать, что спецификация наших органов чувств зависит, прежде всего, от биологической целесообразности развития чувствительности к тому или иному аспекту реальности, и в принципе потенциал чувствительности наших сенсорных сис­тем значительно превосходит актуально необходимый уровень.

Таким образом, мозг в каждый момент времени имеет дело со сложной конфигурацией «букв», из которых ему в акте восприятия предстоит сложить «предложение» целостного образа видимого мира. Эту задачу решает процесс восприятия.

Восприятие

Восприятие (перцепция) — это целостное отражение предме­тов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воз­действии адекватных физических раздражителей на органы чувств.



Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

 

 

Рис. 47. «Лунный» пес, по Р. Грегори, 1972

Восприятие всегда больше суммы ощущений, на кото­рых оно базируется. Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равнове­роятной, а зачастую и про­тиворечивой информаци­ей, которая опознается и подвергается категориза­ции системой восприятия в соответствии с нашим опы­том, ожиданиями и плана­ми. Например, вы ожидае­те важного телефонного звонка. Наконец, звонок раз­дается, но на линии много помех, и голос в трубке звучит неразборчиво. Од­нако вы, скорее всего, безо­шибочно опознаете в зашумленной помехами конфигурации зву­ков именно голос своего друга (неполная стимуляция). Посмотрев на рис. 47, вы без труда ответите, что на нем изображено. Конеч­но же, это собака! Однако на самом деле поверхность рисунка за­полнена пятнами одинаковой яркости, и верная отгадка возмож­на лишь как результат решения сложной перцептивной задачи. Та­ким образом, восприятие представляет собой не пассивную переработку сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь