Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К высоте указано под рисунком (адаптировано из В. Лабова, 1973)
Испытуемых спрашивали, на что больше похож изображенный объект — на чашку или на миску? В условиях отсутствия контекста для того, чтобы «чашка» превратилась в «миску», отношение между величиной основания и высотой должно было превысить 2, 5 (в таком случае 50% испытуемых говорили, что видят чашку, а 50% — что видят миску). То есть объекты 1, 2, 3 однозначно казались испытуемым чашками, а объект 4 — уже миской. Когда же задавался кон- 272 Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие текст, ситуация менялась. Например, если испытуемых просили представить данные объекты, наполненные картофельным пюре, категориальная рамка опознания их как мисок сдвигалась влево. Объект 3, который в нейтральных условиях распознавался как чашка, превращался в миску. И наоборот, когда испытуемые мысленно наполняли объекты сладким чаем, даже объект 5 все еще воспринимался как чашка. Почему мы так подробно останавливаемся на данном исследовании? Оно хорошо показывает механизм актуализации вложенных схем, о которых шла речь в разделе 7.2.1. Контекстуальная информация активирует соответствующую ей схему-прототип (чашка), которая включает в себя более элементарный вариант обработки информации (предположение о примерном равенстве основания и высоты у обычных чашек). Далее анализируется конфигурация черт объекта, причем система восприятия как бы «скрадывает» излишек ширины и реализует тенденцию воспринимать объект как чашкунасколько возможно долго. Таким образом, гипотеза черт и гипотеза прототипа не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга, представляя различные уровни функционирования схем. В акте восприятия встречаются встречные потоки информации от конкретных черт и от более широкого прототипа, и распознавание происходит в их активном взаимодействии. Подходят ли описанные выше гипотезы распознавания паттернов информации для понимания того, как мы справляемся с еще одной специфической задачей, не уступающей по сложности анализу речи? Распознавание лиц настолько важно для эффективной ориентации человека в социальном окружении, что некоторые авторы признают существование особой зоны коры больших полушарий, ответственной за кодирование эталонов лиц наиболее значимых людей. Такую точку зрения подтверждает наличие специфической патологии восприятия — лицевой агнозии, заключающейся в том, что больной не может узнавать знакомые лица и запоминать новые. В пользу того, что лица кодируются в мозге целиком, без дробления на составные элементы, говорит и тот факт, что нам значительно труднее опознать перевернутое изображение лиц, чем объектов другого рода (К. Паттерсон, А. Бэддели, 1977). Попытки повысить качество опознания, научив людей «считывать» лица, исходя из анализа отдельных черт, потерпели неудачу. Так, М. Вудхед, А. Бэддели и Д. Сим-мондс в 1979 г. тренировали группу испытуемых классифицировать элементы лиц и складывать из них различные комбинации. Проверка результатов обучения проводилась в игровой форме. Испыту- 7.2. Восприятие
емые играли роли таможенников. В их задачу входило не пропустить. через контрольно-пропускной пункт «преступников», находящихся в розыске. Перед началом игры испытуемым демонстрировали фотографии «преступников», а затем они в случайной последовательности появлялись среди других фотографий. Метод анализа лиц по элементам оказался неэффективным. Испытуемые, прошедшие тренинг, показывали даже худшие результаты, чем наивные наблюдатели. Скорее всего, при восприятии лиц мы пользуемся более осмысленными критериями для классификации, соотнося черты лица с личностными свойствами человека. Действительно, если попросить испытуемых оценить фотографии с точки зрения предполагаемых характеристик запечатленного на них лица (умное лицо, живой взгляд, лукавая улыбка и т.д.), то опознание оказывается гораздо более эффективным, чем в случае анализа по простым физиологическим параметрам (длинный нос, миндалевидные глаза, узкие губы и т.д.). Тогда становится ясно, отчего нам так сложнозапомнить лица представителей другой этнической группы. Мы обладаем прототипическими образами лиц своего этноса, связывающими ту или иную особенность облика с психологическим свойством (например, вздернутый нос — зазнайка). Лица же людей другой расы мы пытаемся опознать на основе прямого анализа физиологических черт и поэтому зачастую впадаем в ошибку. Аналогичными причинами объясняются трудности опознания лицапреступника по фотороботу — составленному из элементов изображения. Деятелъностный подход существенно дополняет представления когнитивной психологии о механизмах предметности восприятия. Многими исследованиями подтверждено, что содержание сенсорных эталонов определяется той деятельностью, в которой они формируются. В зависимости от того, какие задания получали дети в экспериментах (например, определить, можно ли протащить данный предмет через определенное отверстие или переместить один предмет с помощью другого), у них по-разному складывались и перцептивные действия (способы ощупывания, осмотра объектов), иобразы ситуации (А.В. Запорожец и др.). А.Л. Ярбус (1965), записывая движения глаз при восприятии сложных изображений (например, известной картины И.Е. Репина «Не ждали»), предлагал испытуемым разные задания (определить возраст изображенных на картине, материальное положение семьи и т.д.) и обнаружил, что характер движения глаз (выделение элементов зрительного поля, точки фиксации, повторные осмотры фрагментов картины), решаемая перцептивная задача (цель Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
восприятия информации) и содержание сложившегося образа однозначно взаимосвязаны (рис. 55). . 55. Зависимость траектории движений глаз и точек фиксации от содержания задания, по А.Л. Ярбусу: / — картина И. Репина «Не ждали»; 2 — запись движений глаз, соответствующих инструкции: «оцените материаль 3 — запись движений глаз, соответствующих инструкции: «определите возраст Таким образом, содержание деятельности оказывается ведущим условием интеграции всех других описанных нами механизмов предметности восприятия. «t
7.2. Восприятие
Константность восприятия Явление константности восприятия фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия. Еще древнегреческий геометр Евклид удивлялся тому, что законы нашего восприятия не совпадают с законами геометрической перспективы. Мы не просто знаем, что грузовик больше самоката, но и видим это, хотя сетчаточ-ное изображение грузовика может оказаться значительно меньшим, чем изображение самоката, если тот находится далеко. Этот феномен получил название константности размера. Зная, что тот или иной объект имеет определенную форму, мы воспринимаем егоименно таким, несмотря на то, что под различными углами зрения его проекция на сетчатку может быть иной. Так, книга кажется нампрямоугольником, хотя ее изображение на сетчатке часто принимает форму трапеции, а мяч видится шарообразным, хотя проекция может оказаться эллипсом. В данном случае говорят о константности формы. Белый лист кажется нам белым и при ярком свете, и в темной комнате, хотя при этом отражается различное количество света (константность цвета). Существуют различные версии объяснения феномена константности восприятия. Объяснение, которое дал Г. Гельмгольц, получило название «теории бессознательных умозаключений». Гельмгольц предполагал, чтосистема восприятия производит молниеносные вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сетчатке ирасстояния до него. Эти вычисления носят неосознаваемый характер и происходят автоматически. Например, изображение человекасреднего роста, который находится на расстоянии 10 шагов от наблюдателя, составляет 4 мм. Изображение того же человека, но нарасстоянии 20 шагов, будет уже 2 мм. В обоих случаях произведение расстояния на величину изображения равняется константе. Поэтому наблюдателю достаточно дважды увидеть один и тот же объект на различном расстоянии от себя, чтобы потом безошибочно удерживать его образ константным. Другую модель сохранения константности мира в акте восприятия дал Д. Гибсон в 1979 г. Он считал, что важны не сами по себе размер изображения на сетчатке или вычисление расстояния до объекта. По мнению Гибсона, образ в целом непосредственно несет информацию о неизменных свойствах объектов. Условно говоря, пропорции между сетчаточными изображениями остаются стабильными независимо от их абсолютного размера. Этим свойством ча- Контрольные вопросы. Тестовые задания
сто пользуются криминалисты, когда делают снимки на месте происшествий. Они помещают рядом с неопределенным объектом предмет, размер которого известен всем, например, спичечный коробок. Неважно, каков масштаб фотографии, мы всегда будем правильно воспринимать размер целевого объекта. Концепция Д. Гибсона получила название «экологической теории восприятия». ф КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему говорят о взаимосвязи процессов ощущения и восприятия? 2. В чем заключается основное различие между контактными и дис 3. В чем биологический смысл явлений адаптации и сенсибилизации? 4. Каким образом А.Н. Леонтьеву удалось сформировать кожное зре 5. Каковы монокулярные признаки расстояния между объектами? Что 6. Почему мы мгновенно распознаем лица представителей своей расы (Т) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. С чем связаны размеры проекционных полей различных анализато A. С тем, что различные органы имеют разные размеры, например рука Б. С тем, что органы, которые раньше сформировались в филогенезе, имеют большие по площади проекции. B. С тем, что информация, идущая от тех сенсорных поверхностей, ко 2. Какие задачи решает психофизика? A. Установление соотношения между объективными раздражителями Б. Описание физических свойств нервной системы человека и животных. B. Адаптация законов физики для нужд психологической науки. 3. С помощью какого механизма зрительная система кодирует грани A. Двигательный параллакс. B. Латеральное торможение. 4. Каким образом в слуховой системе кодируются звуки частотой А. Звуки различной частоты активизирую разные участки мембраны. Б. Количество нервных импульсов соответствует частоте звука. Литература
В. Кодируется не частота, а интенсивность звука. 5. Каким образом схемы определяют наше восприятие? A. С помощью схем мы сопоставляем поступающую стимуляцию с про Б. Схемы позволяют нам быстро уловить главное в потоке информации. B. Схемы регулируют скорость переработки информации. 6. Каковы основные принципы группировки стимулов в зрительном A. Принципы простоты, замыкания и близости. B. Принципы изоморфности. Ш ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002. 2. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. С.-Пб., 3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. 4. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., Дополнительная 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.-Пб., 1998. 2. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972. 3. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970 4. Логвиненко АД. Психология восприятия. М., 1987. 5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дру Глава 8 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПАМЯТЬ Я рассматриваю нашу память не как некий инструмент, который что-то случайно задерживает, а что-то случайно утрачивает, но как силу, которая сознательно упорядочивает и мудро исключает. Все, что забывается, по сути дела, давно уже обречено на забвение. И лишь то, что сохранилось в душе, имеет какую-то ценность и для других. С. Цвейг
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы