Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 28: Сущность культуры. Соотношение «культурного» и «социального». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В предельно широком понимании " культура" охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил. Если использовать термин «культура» в этом значении, то и формы социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти - все это не дано «от природы», но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Формы социальной жизни животных обусловлены инстинктами, а потому, фактически, не меняются. Формы же социальной жизни людей конструируются людьми, пусть в большинстве случаев стихийно и нецеленаправленно; и отличаются вариативностью и изменчивостью. Стаи волков и муравейники сегодня живут по тем же «законам», что и сотни лет назад. Человеческие общества за этот период претерпели множество изменений. Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура – продукт общества, продукт человеческой деятельности. Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы. Разделение " социального" и " культурного" аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном единстве. Культуру нельзя рассматривать как " часть" общества, или общество как " часть" культуры. Невозможно четкое разграничение " социального" и " культурного", но также невозможно и полное их отождествление. Культура – это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни. Деятельность человека – всегда деятельность, опосредованная значениями, что неоднократно отмечалось самыми разными исследователями. Каждый элемент окружающей среды (природной и социальной) человек наделяет определенным смыслом. И, лишь опираясь на эти смыслы, он способен взаимодействовать со средой, приспосабливаться к ней, изменять ее. К " социальному" же следует отнести именно сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы. Исходя из вышесказанного, объектом изучения социологии культуры можно считать взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия .
Вопрос 29: Технологическое общество и культура в теориях представителей франкфуртской школы Основное направление их деятельности связано с критическим анализом современного общества. В своих сочинениях они опираются на идеи предшественников - Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда, Вебера и др. мыслителей. Культура в их теории предстала как многоплановое явление, связанное с осмыслением и познанием действительности, с мировоззрением человека. Ими освещались процессы взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеологии, культуры и общества; исследовались актуальные проблемы многих областей гуманитарного знания: эстетики, психоанализа, философии искусства, социологии. В 1960-е гг. интересы представителей франкфуртской школы сосредоточились в основном на проблемах человека. Обращалось внимание репрессивному влиянию на человека индустриальной культуры, угрожающее воздействие техники на сферу культуры. Искусство считалось обреченным в будущем. Причины этого виделись в давлении средств массовой коммуникации, господствовавшей идеологии, препятствовавшей развитию высокой культуры и истинного искусства. В. Беньямин (1892-1940) осознавал катастрофичность современной эпохи, ломающей традиционный тип европейской культуры. В эссе " Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости" (1936) идет речь о влиянии техники на художественное творчество. Ритуальные черты, которые изначально связывали искусство с религией, культом, утрачивают свое значение. Теперь в искусстве определяющей становится его выставочная ценность, способность стать массовым продуктом потребления. В этой связи утрачивается то, что всегда сопутствовало произведению искусства, - " аура", произведение вырывается из истории и традиции. Изменяются позиции художника и зрителя. Так, в кинематографе моделируется реальность из множества фрагментов. Беньямин обращает внимание на то, что искусство становится важной политической силой, фактором политического воздействия на массы. М. Хоркхаймер (1895-1973), будучи основателем франкфуртской школы, выдвинул обширную программу " социальных исследований", которая охватывала область культуры в широком ее понимании, включая науку, религию, искусство, мораль, право, общественное мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Им ставилась задача создания целостной теории современного общества, которая была бы нацелена на изучение изменений и особенностей современной социокультурной ситуации. Одним из важнейших направлений " критической теории" было осмысление места разума в истории и его воздействия на социокультурную сферу. Хоркхаймер в ряде своих работ показал, что растущая рациональность средств и целей приводит к господству формальной рациональности, к нивелированию ценностей и в итоге - к упадку общества, разрушению культуры. В работе «Диалектика Просвещения» показано, как культуриндустрия продолжает просветительскую тенденцию обмана масс. Культура все более накладывает печать единообразия. Подвергается критике продукция массовой культуры: радио и кино. Подчеркиваются стереотипность образов, отсутствие новизны, превознесение " опостылевшей обыденности". Слияние культуры с развлечением приводит не только к деградации культуры, но и в такой же мере к неизбежному одухотворению развлечений. В итоге авторы делают вывод о том, что культуриндустрия содержит в себе истину о катарсисе. Т. Адорно (1903-1969) значительную часть своих работ посвятил исследованию музыки. Одна из центральных проблем - отношение искусства к действительности. Искусство, согласно Адорно, не является простым отражением и воспроизведением эмпирической реальности. Оно лишь тогда становится искусством, когда " преодолевает" реальность и образует качественно новую, художественную систему. Функцию подражания сегодня перенимает конструкция, которая становится содержательна сама по себе, не выражая никакого содержания в общепринятом смысле. Конструкция в современном искусстве развилась из монтажа, который, по Беньямину, есть отрицание художественного образа. Многие теоретические построения Адорно сложились под влиянием идей Беньямина. Всю мировую историю Адорно рассматривал как катастрофу, а искусство - как отблеск истины в бесчеловечном, ложном бытии. Истинным искусством может быть только искусство отрицания, коим является театр абсурда. Основные идеи " Диалектики Просвещения" принимаются Г. Маркузе (1898-1979), критически оценивая современное ему общество, Маркузе вводит понятия " одномерное общество" и " одномерный человек", имея в виду опасную тенденцию политического и духовного уравнивания. Возникновению одномерной культуры способствовуют наука, образование, стандартизация образа жизни, поддерживаемые средствами массовой информации и техническим прогрессом. Одномерное общество опасно тем, что оно порождает человека, полностью зависимого от государственных структур и потому лишенного всякой творческой инициативы и самостоятельности. Следствием одномерного общества является рост инстинктов агрессии, ибо природа человека противится " тотальному" обобществлению, поскольку она асоциальна по своему характеру. Маркузе предлагает оригинальную теорию решения этих проблем, сводящуюся к идее бесконечного протеста, Великого отказа, тотальной революционности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы