Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 9: Формы проявления индивидуальности и культура. Контркультура и субкультура.
~*~*~*~ Личность существует как неразрывное единство двух аспектов – социального и индивидуального. Индивидуальные особенности формируются на социальном фундаменте, хотя какие-то аспекты нашей индивидуальности, несомненно, имеют биологическое происхождение - это врожденные особенности физической и психической организации. Различные способности и таланты, некоторые болезни, тип темперамента определяются наследственностью и влияют на особенности личности. Но индивидуальность человека не сводится только к наличию (или отсутствию) особых способностей и темпераменту, она гораздо богаче. Индивидуальность представляет собой результат уникальной биографической ситуации каждого индивида, уникального сочетания усвоенного культурного наследия с собственным жизненным опытом. Между " степенью развитости" индивидуальности и социальнокультурным контекстом существует определенная связь. Для формирования неповторимой индивидуальности большое значение, как мы уже отметили, имеет специфика биографической ситуации и индивидуального опыта. Чем проще структура общества и чем более ярко выражено его культурное единство, тем меньше выражены значимые различия биографий разных людей. Все ведут примерно один и тот же образ жизни, занимаются одними и теми же видами деятельности и следуют общим ценностям. В подобных обществах специфика индивидуальности не слишком отчетливо выражена. Для того, чтобы возникла ярко выраженная индивидуальная специфика мышления и поведения, необходимы определенные социально-культурные условия – возможность выбора различных путей для проявления собственных способностей, культурное многообразие, некоторая степень свободы от влияния сообщества, к которому человек принадлежит. Глубокая социальная и культурная дифференциация создаёт предпосылки для проявления различных способностей личности и тем самым способствует появлению многообразных форм индивидуальности. Формы проявления индивидуальности, предусмотренные культурой и типичные для большинства членов общества, Г.Г. Дилигенский назвал " интракультурными" или " конформными". " Интракультурная" индивидуальность предусматривает возможность " проявить себя", не выходя за рамки допустимого и традиционного. Человек, реализуя себя в подобном качестве, и утверждает свою индивидуальность, свое отличие от других, и, в то же время, не выходит за рамки привычного. Чем сложнее структура общества и его культура, тем больше форм интракультурной индивидуальности она предполагает. В современном обществе человек может реализовать себя в самых разных качествах: он может представать в " ипостасях" спортсмена, ученого, менеджера, студента, хиппи, спортивного фаната, борца за права человека и т.д. Существуют и достаточно устойчивые формы " негативного", " деструктивного" проявления индивидуальности, связанные, прежде всего, с преступностью. Наряду с " интракультурной" индивидуальностью Дилигенский выделяет также " метакультурную". Метакультурная индивидуальность проявляет себя, выходя частично за пределы существующих норм и обычаев. Метакультурная представляет собой исключение из правил. Её специфика заключается в способности " отстраниться" от принятых культурных образцов и создать что-то новое. Человек начинает " искать себя" вне сферы устойчивых социальных практик, в сфере значений и образов, различных форм творчества. Нетрадиционные религиозные верования; различные субкультурные сообщества; иллюзорный мир массовой культуры, порождающий недолговечные " образцы для подражания"; различные формы потребления; развлечения; различные " хобби" становятся новыми формами проявления индивидуальности. Дилигенский справедливо отмечает, что современная индивидуализация сплошь и рядом проявляется негативно – " как растущее одиночество, социальная дезориентация". К негативным проявлениям индивидуализации можно добавить " кризис идентичности", утрату смысла жизни, попытки " сбежать" от проблем, употребляя наркотики и т.д. Однако современная индивидуализация, освобождая человека, предоставляет небывалые возможности для культурного творчества. Она превращает человека в субъект культуры, который должен не только воспринимать созданные до него идеи и образцы, но и переосмысливать их, создавать нечто свое.
Вопрос 10: Культура в теории информационного общества Э.Тоффлера ~*~*~*~ Свою теорию Тоффлер называет " практопией" или практической утопией. Он анализирует реальности сегодняшнего дня и пытается представить их последствия в будущем. Тоффлер прогнозирует, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Свой прогноз автор строит на положениях синергетики. Синергетика (Хакен) - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах. В труде " Третья волна" автор выделяет ряд этапов исторического развития цивилизации, эти этапы накладываются друг на друга, порождая противоречия, конфликты, трудности и проблемы адаптации человека к новым условиям. Первая волна (до XVI–XVII веков) – это этап аграрной цивилизации, когда основой всей жизнедеятельности была обработка земли. Изначально слово " культура" применялось к обработке, возделыванию земли и всему, что с этим связано, включая календари, ритуалы, обряды, приметы и мифы. Именно аграрная цивилизация заложила основы всей современной культуры большинства народов. Передача культурных ценностей осуществлялась непосредственно от поколения к поколению в форме традиционной народной культуры. Вторая волна – индустриальная цивилизация, начавшаяся с промышленных революций в Европе и продолжающаяся до сих пор, вытесняющаяся традиции аграрной стадии. Развитие промышленного производства влечет массовый рост городов, а распространение урбанизации формирует новый городской тип жизни, порождая впоследствии экологический кризис, кризис перепроизводства в экономике и новый тип культуры – массовый. Централизация управления, подчинение власти сверхдержавам, распространение технологий, образования и средств массовой информации – типичные признаки индустриального общества. Постепенно индустриальная цивилизация исчерпала свой потенциал, свидетельством тому служат агрессивные войны, техногенные и экологические катастрофы, стандартизация стиля жизни, вкусов и потребностей. Тоффлер считает, что общество приблизилось к новому этапу развития цивилизации. Третья волна – эра информационной, электронной цивилизации, соединившей преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. Все 6 параметров индустриального общества меняются на противоположные: 1) стандартизация заменяется многообразием стилей и форм; 2) централизация власти сменяется многополярностью; 3) синхронизация индустриального руда – скользящим графиком; 4) тиражирование массовых образцов – уникальностью индивидуальных моделей; 5) концентрация производства на заводах заменяется " минимизацией" производства; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы