Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
Освободительное движение в России в первые годы после отмены крепостного права проходило в обстановке общественно политического подъема, начавшегося в конце 50-х годов XIX в. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения выразилось в массовых волнениях весной-летом 1861 г. и произвело сильное впечатление и на правительство и на все общественные круги, которые считали вполне реальным повторение новой волны крестьянского протеста весной 1863 г., когда минет указанный в Манифесте 19 февраля 1861 г. двухлетний срок введения в действие законов об отмене крепостного права, и крестьяне окажутся обманутыми в своих ожиданиях " новой воли". Революционные демократы верили в возможность и близость народной революции, готовили себя к ней и надеялись ее возглавить. 16 апреля 1861 г. студенты Казанского университета и Духовной академии организовали панихиду по убитым крестьянам с. Бездны. В кладбищенской церкви Казани собралось около 400 человек. Перед собравшимися выступил профессор университета, видный историк А.П. Щапов. Он произнес страстную речь в защиту угнетенного народа, воздал должное крестьянским мученикам и закончил ее словами: " Да здравствует демократическая конституция! " Щапов был арестован, отстранен от преподавания, а Священный Синод постановил " подвергнуть вразумлению и увещанию в монастыре". Однако под давлением протеста общественности Александр II отменил решение Синода. Щапову разрешили проживание в Петербурге под надзором полиции. В 1864 г. он " за связь с лондонскими пропагандистами" (А.И. Герценом и Н.П. Огаревым) был выслан в Сибирь (умер в 1864 г. в Иркутске). Манифест об освобождении крестьян сначала был восторженно воспринят А.И. Герценом. " Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников.., - писал Гер цен в " Колоколе", - мы приветствуем его именем Освободителя". Но вот до Герцена дошли вести о расправе флигель-адъютантов А.С. Апраксина и А.М. Дренякина над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки. Он откликнулся серией гневных статей в " Колоколе" под характерными названиями: " 12 апреля 1861 года. Апраксинские убийства", " Русская кровь льется", " Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ". Н.П. Огарев поместил в " Колоколе" подробный критический анализ царской реформы под выразительным названием " Разбор нового крепостного права, обнародованного 19 февраля 1861 года в Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", в конце которого сделал вывод: " Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут". 15 августа 1861 г. в III отделения попала прокламация " Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, ибо он заодно с помещиками, призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению: " Что толку-то, еже ли в одном селе булгу поднять, когда в других селах готовности нет? Это значит только дело портить, да себя губить". А вот " когда приготовленность будет", говорилось в прокламации, то крестьянам их " доброжелатели" пришлют " объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать". Прокламацию передал властям предатель Всеволод Костомаров, которому было поручено напечатать ее в подпольной московской типографии. Таким образом попытка ее распространения была пресечена в самом начале. В конце мая 1862 г. Вс. Костомаров дал устное показание в Московской следственной комиссии, в котором указал на Н.Г. Чернышевского как на вероятного автора прокламации. Об этом показании был поставлен в известность Александр II. 5 июля 1862 г. Чернышевский был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. Два года велось следствие. Чернышевский категорически отрицал свою причастность к составлению прокламации. Обвинение его в авторстве прокламации строилось на подложных уликах и не было юридически доказано (авторство Чернышевского до сих пор остается под сомнением). Тем не менее царский суд приговорил Чернышевского к 14 годам каторги, сокращенной по конфирмации царя наполовину, с последующим пожизненным поселением в Сибири. 19 мая 1864 г. на Мытнинской площади Петербурга состоялся унизительный " обряд гражданской казни". Чернышевский на четверть часа был выставлен к " позорному столбу", после чего царский чиновник преломил шпагу над его головой в знак " лишения всех прав состояния". Чернышевский был сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири. По истечении срока каторги его отправили в самое глухое место Сибири - Вилюйск. Русские революционеры неоднократно предпринимали попытки освободить Чернышевского из сибирской ссылки. В 1883 г. Чернышевский был переведен " на жительство" в Астрахань под наблюдение полиции, а затем в 1889 г. (за несколько месяцев до смерти) - на родину в Саратов. Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабительскую сущность крестьянской реформы в написанной им в 1862 г. статье " Письма без адреса" (по смыслу их текста они адресовались Александру II). Статья была предназначена для " Современника", но публикацию ее запретила цензура. В 1861 г. появились другие прокламации. В июле в лондонской типографии Герцена была напечатана, а затем отправлена в Россию, прокламация " К молодому поколению", автором которой был сотрудник " Современника" Н.В. Шелгунов. В составлении прокламации принимал участие и поэт-переводчик М.И. Михайлов. Авторы прокламации обращались к радикально настроенной интеллигенции, прежде всего к студенчеству. В ней в острой форме критиковалась крестьянская реформа и вся политика правительства, выдвигалась программа первоочередных преобразований: создание выборных органов управления, введение свободы слова, равенства всех перед законом, гласного суда, развития самоуправления, сохранения общинного владения землей. Прокламация призывала молодежь к развертыванию революционной пропаганды в народе и армии, к организации кружков и выдвижению вожаков, " способных на всё". Власти не смогли установить авторство Шелгунова. По делу о прокламации был осужден на 6 лет каторги Михайлов (умерший в 1865 г. от чахотки в Сибири). В июне-октябре 1861 г. появились три номера " Великорусса" - первого нелегального периодического органа в России (последний, четвертый, вышел в 1863 г.), издаваемого кружком " Великорусс". Все его номера затем перепечатывались в " Колоколе" Герцена. " Великорусс" придерживался умеренных взглядов и был адресован к " образованным классам", т.е. ко всем оппозиционным течениям в России - от революционных демократов до представителей либерально-помещичьей оппозиции. К изданию " Великорусса" были причастны сотрудник " Современника" В.А. Обручев и друг Герцена ученый-химик В.Ф. Лугинин. " Великорусс" подвергал критике реформу 1861 г., требовал возврата крестьянам отрезков от их наделов, а выкуп земли возложить " на счет нации". Он выступал за свободу печати и вероисповедания, ликвидацию сословных привилегий, за признание " прав национальностей" - в первую очередь предоставление независимости Польше. " Великорусс" предлагал начать с кампании подачи адресов царю с требованием созыва свободно выбранных представителей для выработки конституции, далее приступить к широкой пропаганде и созданию на местах конспиративных кружков. Значительным фактором общественного движения начала 60-х годов явились студенческие волнения осенью 1861 г. Поводом к ним послужи ли изданные правительством в июле 1861 г. " Временные правила", которые усиливали надзор за студентами и ограничивали доступ в университеты разночинцам. Начавшиеся в сентябре 1861 г. в Петербурге, волнения в октябре перекинулись в Москву и Казань. Массовая уличная демонстрация студентов Петербургского университета была разогнана полицией, сотни студентов препровождены в Петропавловскую крепость. В защиту студентов выступили передовые профессора университета, среди них Н.И. Костомаров и П.В. Павлов, подвергшиеся за это правительственным гонениям. В Москве студенческая демонстрация закончилась избиением ее участников полицией и арестами. Ответом правительства на выступления студентов в Петербурге, Москве и Казани явилось временное закрытие университетов. Герцен на страницах " Колокола" обратился к студенчеству с призывом " идти в народ". Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влиянием правительство приступило к разработке университетской реформы. 1861 - 1863 гг. называют также " прокламационным периодом" в освободительном движении. Наиболее значительное количество прокламаций распространилось весной-летом 1862 г.: " К крестьянам", " К солдатам", " К народу", " К офицерам", " К образованным классам", " Земская дума" и др. Среди них большое впечатление произвела " Молодая Россия", распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге. Автором ее был московский студент П.Г. Заичневский - руководитель подпольного студенческого кружка. Заичневский написал ее, находясь в заключении за издание нелегальных брошюр. Прокламация представляет интерес как выражение экстремистского направления в русском освободитель ном движении, которое затем получит свое развитие в нечаевщине, русском бланкизме, в теории и практике крайне левых, " максималистских", организаций конца XIX - начала XX в. " Молодая Россия" выступала за создание " социальной и демократической республики Русской" в виде " республиканско-федеративного союза областей", составленных из земледельческих общин, за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, справедливое распределение налогов, предоставление политических прав женщинам, общественное воспитание детей, национализацию земель, предоставление независимости Польше. " Молодая Россия" подвергла суровой критике и герценовский " Колокол" и " Великорусс", считая их недостаточно радикальными. Она ратовала за " близкую революцию, кровавую и неумолимую", которая призвана коренным образом изменить все основы современного общества, призывала быть последовательнее " не только жалких революционеров [18]48 года, но и великих террористов [17]92 года; пролить, если потребуется, " втрое больше крови, чем пролито якобинцами в [17]90-х годах". Прокламация высказывалась за установление жесткой революционной диктатуры для подавления возможных контрреволюционных выступлений и введения " в наивозможно скорейшем времени новых основ общественного и экономического быта". Хотя грядущая революция мыслилась как народная, но инициативу и руководство ею должно взять на себя " молодое поколение", на которое автор прокламации возлагал свою " главную надежду". Из агитационных воззваний, обращенных непосредственно к крестьянству, заслуживает внимания прокламация " Долго давили вас, братцы,...", изданная в ноябре 1862 г. студентами Казанского университета. Цель ее - рассеять надежды крестьян на дарование царем в ближайшее время " новой воли" и убедить их самим добиваться ее - организованно " подняться за святое дело, за волю вольную". Характерным явлением в России в начале 60-х годов было распространение нигилизма. Нигилизм как направление общественной мысли возникает в кризисные моменты общественно-политической жизни страны, ломки ее общественных устоев. Ему присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей (идеалов, формы общественной жизни, ее моральных норм и эстетических принципов), абсолютизация индивидуального начала. Наиболее видным представителем нигилизма в России тех лет считается талантливый публицист и литературный критик Д.И. Писарев. Основную силу переустройства общества он видел в деятельности " критически мыслящих реалистов", вооруженных последними достижениями науки. Большую роль Писарев придавал просвещению народных масс, в особенности популяризации среди них материализма и естествознания. Писарев оказал значительное влияние на русских народников, хотя сам и не был народником. Себя он не называл нигилистом. Впервые этот термин ввел И.С. Тургенев в романе " Отцы и дети", в котором воплощен образ " русского нигилиста" начала 60-х годов. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация " Земля и воля". Она представляла собой своеобразную " федерацию" объединившихся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших действовать самостоятельно. О ее создании еще в мае-июне 1861 г. договорились ближайшие друзья Герцена и Огарева - братья Александр и Николай Серно-соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов и Александр Путята. Идею создания " Земли и воли" поддержал Н.Г. Чернышевский, а Герцен и Огарев оказывали ей всяческую помощь как в своих печатных изданиях, так и сбором средств. Программным документом " Земли и воли" стала опубликованная в " Колоколе" 1 июля 1861 г. статья Н.П. Огарева " Что нужно народу? " (затем перепечатанная в виде прокламации). На поставленный в заглавии вопрос Огарев отвечал: " Очень просто, народу нужна земля и воля". Так возникло название тайной организации. Изложенная в статье программа, рассчитанная на сплочение всех оппозиционных сил, носила умеренный характер. В ней выдвигались требования передачи крестьянам земли, которой они владели до реформы, (и даже прирезки к недостаточным наделам), замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, избрания центрального народного представительства, сокращения расходов на войско и на царский двор. Основным средством воздействия на крестьян считалась пропаганда. Крестьянству предлагалось " сближаться с войском,... молча собираться с силами,.. чтоб можно было умно, твердо, спокойно, дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную и правду человеческую". В " Землю и волю" вошли кружок " Великорусс", Харьковско-Киевское тайное общество, возникшее еще в 1858 г., Казанское и Пермское революционные общества, " комитеты" Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов, а позднее - военная организация " Комитет русских офицеров в Польше" во главе с А.А. Потебней. Всего в " Земле и воле" насчитывалось, как полагают, до 400 членов. В конце 1862 г. был образован ее руководящий центр - " Русский центральный народный комитет", находившийся в Петербурге. Комитет составили инициаторы создания " Земли и воли", затем к руководству пришли Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. В 1863 г. организация выпустила два номера своей нелегальной газеты " Свобода", а также несколько воззваний и прокламаций (все их Герцен перепечатал в " Колоколе" ). Деятельность " Земли и воли" была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию, которое, как уже говорилось, ожидали к весне 1863 г. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа - приступить к реши тельным действиям, опираясь на крестьянское восстание. Когда надежды на него не сбылись, в деятельности " Земли и воли" на первое место выдвинулась связанная с начавшимся в январе 1863 г. польским восстанием задача координации сил русских и польских революционеров. Но к этому времени в " Земле и воле" возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством. Лишь немногие ее члены подверглись арестам, но не по причине принадлежности к ней, а по обвинению в связях с " лондонскими пропагандистами". В начале 60-х годов происходили и либерально оппозиционные выступления, среди которых наиболее значительным явилась акция тверских либералов во главе с губернским предводителем дворянства А.М. Унковским. Собравшийся в декабре 1861 г. съезд тверских мировых посредников заявил, что " законоположение 19 февраля не удовлетворило народных потребностей", и высказался за не медленный обязательный выкуп крестьянских наделов при содействии государства, за ликвидацию сословных привилегий дворянства и слияние сословий, введение независимого суда и гласности в управлении, за преобразование финансовой системы. Эти требования были изложены в составленном 3 февраля 1862 г. " Всеподданнейшем адресе", который был подписан 112 дворянами Тверской губернии, в том числе губернским и 9 уездными предводителями дворянства, и направлен Александру II. Одновременно мировые посредники Тверской губернии объявили о решении руководствоваться в своей деятельности постановлениями губернского дворянского съезда. " Адрес" вызвал сильное недовольство Александра II. 22 февраля 1862 г. он приказал тринадцать инициаторов его составления - мировых посредников и председателей уездных мировых съездов - заключить в Петропавловскую крепость на два года (через несколько месяцев они были освобождены и отданы под надзор полиции). Выступление тверских либералов нашло отклик среди либерального меньшинства калужского, воронежского, московского, рязанского и тульского дворянства. Направлением " культурного консерватизма" в общественно-литературной жизни России начала 60-х годов являлось так называемое " почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах " Время" (1861 - 1863) и " Эпоха" (1864 - 1865), издаваемых Н.Н. Страховым и братьями М.М. и Ф.М. Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А.А. Григорьев, сотрудничавший в этих журналах. Почвенники проповедовали идею самоценности русского народа (" почвы" ) и рассматривали его как " воплощение добродетели". Говоря о " разрыве" между " образованным обществом" и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Противопоставление как чуждых друг другу русской и европейской культур, проповедь идеи особой миссии русского православного народа, призванного " спасти человечество и дать новые формы жизни и искусства", сближали почвенников со славянофилами.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы