Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смирение, или отказ от борьбы
Как отмечал Абрахам Маслоу, западная культура опирается в основном на иудейско-христианскую теологию, а в Соединенных Штатах особенно доминирует дух пуританства, в котором акцент ставится на деятельности, целеустремленности и трудолюбии /23/. Карен Хорни выделяет аполлонийские и дионисийские тенденции. В последней акцент делается на ценности смирения и бездействия, в первой - на власти и управлении жизнью. Обе они представляют собой естественные человеческие тенденции, говорит она, и позитивный смысл смирения и отказа от борьбы - это глубинная человеческая установка, смысл которой - потенциальное удовлетворение /24/. Отказ от борьбы, или " разрешение быть", Джеймс Бьюдженталь определял как " готовность уступить бытийности сознания без усилия, без напряженной концентрации и без принятия решений" /25/. Он считает отказ от борьбы важной характеристикой актуализирующей жизни. В работе " Сила сексуальной капитуляции", Робинсон, обсуждая сексуальные взаимоотношения, также говорит о важности смирения /26/. Она описывает смирение и пассивность как нейтральную фемининную функцию, которая утеряна многими современными маскулинизированными женщинами. Далее она говорит, что современные женщины стараются взять на себя ответственность за все и соперничают с мужчинами. В половом акте, как и в жизни, говорит она, мужчина активен, а женщина более пассивна. Писательница предположила, что и мужчины, и женщины имеют потенциалы пассивности, но женщины утратили власть своих пассивных потенциалов - возможно, даже больше, чем мужчины. Верить в другого человека значит быть способным отдаться ему, а активный половой акт - это синергетический процесс отдавания и принятия, овладения и отдачи, когда одновременно действуют оба потенциала человека - активный и пассивный. Алан Уотте рассматривает ценность отказа от борьбы в другом контексте: " Я всегда восхищался законом обратного усилия. Иногда я называю его " законом обратного". Когда ты пытаешься держаться на поверхности воды, ты тонешь, но если ты хочешь пофузиться поглубже, то всплываешь. Когда ты пытаешься затаить дыхание, ты дышишь, как паровоз. В связи с этим на ум приходит древняя мудрость: " Кто хочет спасти душу, тот потеряет ее". Беззащитность - результат попытки защититься, и наоборот, спасение и благоразумие заключаются в фундаментальном признании того, что мы не имеем возможностей спасать себя. Китайский мудрец Лао-Цзы, мастер закона обратного усилия, говорил, что те, кто оправдываются, не убеждают, а чтобы узнать правду, нужно отказаться от знания, и нет ничего более сильного и творческого, чем пустота, которую люди стремятся заполнить" /27/. Таким образом, согласно Уоттсу, чем больше мы стараемся в определенной ситуации, тем, по-видимому, чаще мы терпим неудачу, и кое- каких целей невозможно достичь активными усилиями. Мы обнаружили, что все это особенно справедливо в отношение психотерапии, когда чем больше человек пытается вести себя определенным образом, тем больше это у него не получается. Лесли X. Фарбер описал парадоксальную природу определенных свойств бытия и отметил, что не возможно через усилие обрести такие качества, как мудрость, чувство собственного достоинства, храбрость, доброту. Все эти черты объединяет то, что овладение ими лежит за пределами сознательных попыток. " Большинство человеческих достоинств и некоторые добродетели не имеют этой парадоксальной природы. Мастерства, тактичности или честности, например, можно прямо добиваться; осознавание и получение удовольствия от обладания этими способностями не противоречит их природе. Но лишь дурак похваляется своей мудростью, напыщенный индюк - скромностью, трус - храбростью. Тот, кто заявляет об этих добродетелях, - лжец. Более того, они не подвластны усилиям по их достижению. Я могу искать знания, но я не могу добиваться мудрости. Подобно тому, как сущностная свобода не совместима с озабоченностью за себя, такие добродетели не достижимы и не познаваемы. Их нужно заслужить..." /28/. Понимание всего этого крайне важно для самоактуализации, ибо это подразумевает, что за такие глубинные качества актуализации, как мудрость, достоинство, скромность, смелость, уважение и любовь, нельзя бороться! . Им нельзя научиться, и чаще всего человек приобретает их, когда сдается перед невозможностью их достичь. Например, в психотерапии мы часто слышим, как пациент стремится быть " естественным"; чем больше он стремится быть естественным, тем более неестественным он становится. После многих часов он наконец говорит: " О, черт! Я сдаюсь. Мне кажется, я просто не способен на это". Как это ни парадоксально, но именно в этот момент он естественен! У верующего пациента по-другому. Чем сильнее он старается быть смиренным, тем более напыщенным он становится. Удивительно, но самый милый и привлекательный человек - это тот, кто отказался от попыток стать привлекательным! Именно поэтому актуализирующая терапия и естественность требуют гораздо большего, чем мотивированное усилие и простая тренировка. Она требует способности обнаружить счастье личностного роста, приходящее из отказа развиваться, а не от устремленности к этому. Существуют четыре характеристики актуализации, обладающие свойством парадоксальности. К ним можно стремиться, акцентируясь на процессе, но этот процесс требует того, чтобы пациент перестал стараться достичь их!
Всемогущество или человечность? Манипулятор никогда не узнает секрета равновесия между истинным смирением и честным усилием. Он будто младший бог пытается регулировать свою жизнь и жизнь других с помощью контроля и манипуляций. Он обладатель глубоко запрятанного чувства недоверия к себе и другим. Даже его пассивные, беспомощные манипуляции исходят из стремления к всемогуществу, при котором беспомощный контролирует и направляет активных. Его активные требования и " долженствования" - это тоже формы всемогущества, недоверия к потенциалу самостоятельных действий другого человека. Манипулятор пытается скрыть свои чувства - это безобразная, или манипулятивная, сторона его парадоксальной сущности. Актуализация - это альтернатива, которая предполагает человечность, веру в себя и свои возможности и в то же время осознание собственной ограниченности и любовь к себе, несмотря на эту ограниченность. Внутренняя стрелка шкалы баланса между полярностями у актуализатора постоянно колеблется. Если заглянуть в самую его суть, то обнаружится, что он религиозный человек, верящий в то, что работа его организма - творения природы - заслуживает доверия. Актуализатор способен справляться с трудностями жизни, успешно лавируя между собственными комплиментарными потенциалами.
Осознание Вероятно, самая ценная идея, которую я могу вам предложить в этой книге, заключается в следующем: человеку не нужно быть манипулятором и, что не менее ценно, ему не нужно быть жертвой манипуляций. С ростом осознания манипуляций становится меньше, а степень актуализации возрастает. Для работы над осознанием полезно обратиться к базовой гештальт- терапевтической технике, называемой " континуум сознавания". Она заключается в следующем: человеку нужно научиться сосредотачиваться на сменяющихся моментах актуальности и просто выражать то, что он переживает в каждый данный момент времени. То, на чем мы каждый раз сосредоточиваемся, можно распределить по трем измерениям: 1) здесь-там (где-то в другом месте); 2) сейчас-в прошлом или в будущем; 3) чувства- мысли или ощущения. Терапевт, помогая пациенту научиться сознавать, постоянно просит его закончить следующее предложение: " Здесь и сейчас я осознаю, что...". Пациент описывает, что он чувствует, думает и ощущает здесь-и-сейчас. Когда он думает, он вспоминает прошлое или планирует будущее; его ощущения - это то, что он видит или слышит сейчас; его чувства - это эмоции, которые он переживает в данный момент. Рассмотрим следующий диалог: Терапевт. Закончите предложение: " Здесь и сейчас я осознаю, что...". Пациент. Здесь и сейчас я осознаю, что боюсь. Терапевт. Можете сказать, где вы ощущаете этот страх? Пациент. В своем голосе, который звучит слабо, и в руках, которые стали влажными и холодными. Терапевт. Что еще вы осознаете? Пациент. Я осознаю шум кондиционера в комнате. Терапевт. Что еще вы осознаете? Пациент. Я осознаю шершавую ткань подлокотника этого кресла. Терапевт. Где вы ощущаете эту шершавость? Пациент. Я ощущаю эту шершавость ладонью своей руки. Терапевт. Осознаете ли вы, что дергаете ногой? Пациент. Я осознаю, что дергаю ногой. Терапевт. Кого бы вы хотели ударить? Пациент. Вас, за то, что вы заставляете меня делать эти дурацкие упражнения. Этот пример иллюстрирует, как важно уметь осознавать очевидное. Манипулятор по привычке не видит и не слышит таких мелочей, как движения собственных рук или ног, выражение лица, позу и интонацию как своего, так и чужого голоса. По мере того как усиливается его осознанность с помощью упражнений, подобных представленному выше, он постепенно оживает. Он перестает полагаться на собственные расчеты, что так свойственно манипуляторам, и начинает доверять своим спонтанным реакциям на окружающий мир. Почему осознание так важно? Мы часто слышим, что это и есть цель терапии. Причина в том, что с осознанием приходят перемены! Осознание - это форма отказа от борьбы, что достигается, когда человек в данный момент является тем, кто он есть на самом деле, даже если это означает исполнение лживой манипулятивной роли из тех, которые нам всем иногда приходится играть ради достижения внешней поддержки. В безопасных условиях терапевтической ситуации индивид может критически осмыслить подобные манипулятивные роли, независимо от того, насколько глупыми, дурацкими или смешными они могут быть. Тогда он поймет, что постоянно защищается, и достигнет свободы, которая позволит ему создавать из этих ролей комплиментарное актуализирующее поведение. Эта работа над собой будет переживаться как творческая, поскольку помощь придет изнутри, а не откуда-то извне. Осознание тщетности манипулятивных усилий естественным образом рождает концентрированную силу самоактуализации. Путь к эмоциональному здоровью проходит через выражение манипулятивного поведения, а не через самоограничение и устремленность к переменам! Следующий отрывок терапевтического сеанса довольно показателен: Терапевт. Что вы осознаете сейчас? Пациентка. Я осознаю, что хочу вас ударить. Терапевт. Станьте собой, которая хочет ударить. Пациентка. Я хочу ударить вас, потому что вы не собираетесь принимать за меня решения. Терапевт. Теперь станьте мной и ответьте. Пациентка. " Глория, ты никогда не повзрослеешь, если будешь продолжать заставлять меня принимать за тебя решения". Терапевт. И что вы ответите? Пациентка. Вы правы, черт вас возьми! Терапевт просит пациентку прочувствовать ее манипуляцию зависимости, а затем стать " мудрым терапевтом", тем самым заставив ее открыть и оценить собственный актуализирующий потенциал, который существует в ней от рождения.
Глава 8. ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Прежде чем перейти к рассмотрению того, как теории этого раздела можно применять в жизни, мне бы хотелось предложить этику естественного контроля за нашим поведением, которая может послужить подспорьем в различных жизненных ситуациях. Как было показано на рисунке 2, человеческий характер состоит из множества биполярностей. Человек активен и пассивен; он сильный, но и слабый, независимый, но и зависимый тоже, любящий, но без агрессии тоже не обходится. Он одновременно и " собака сверху", и " собака снизу". А теперь настал черед для рассмотрения двух более общих характеристик: консервативность и либеральность. Выбор пал на эти слова из-за того, что, во-первых, они у всех на слуху и, во-вторых, лишены морального контекста. Двухпартийная система в демократии - вот хороший пример того, как важно оказывать доверие взглядам оппозиции. Как известно, в Великобритании партия, которая в данный момент не находится у власти, называется " Лояльная оппозиция Ее Величества". В каждом из нас можно обнаружить аналог подобной двухпартийной системы, у каждого из нас есть лояльная оппозиция, и иногда она у власти, а иногда нет. Вы можете использовать такие выражения, как " сильный я" и " слабый я", " правый я" и " неправый я", " естественный я" и " неестественный я". Все эти " я" всегда существуют внутри нас в каждый момент нашей жизни, как бы мы ни стремились с манипулятивной позиции осознавать только те стороны нашего " я", которые нас устраивают больше всего. Я применяю слова " либеральный" и " консервативный" для описания этих нескольких " я", так как они отражают истинную ситуацию: и то и другое - это части потенциального единства. Очень часто люди подавляют или уничтожают в себе ту или иную полярность. Но правда в том, что истинное душевное здоровье подразумевает, что человек помнит, ценит и живет с обеими своими сторонами. Биполярные стороны нашей психологической природы можно уподобить двум сторонам нашей физической природы. У нас имеются правый и левый глаз, правое и левое ухо, правая и левая рука и т. д. Недавно ко мне обратилась пациентка с жалобой на то, что она не доверяет своему мужу. Она боялась, что муж собирается уйти от нее, и хотела, чтобы я спас их брак. Пока она говорила, я наблюдал за ней и почти сразу же заметил, что левая часть ее тела была как бы парализована. Например, она жестикулировала только правой рукой. Левая рука безвольно лежала на коленях. Я знал, что она очень консервативный человек, работает воспитательницей в детском саду уже в течение двадцати лет, и что она не привыкла делать что-то такое, что могло бы кого-нибудь обидеть. Ко мне она пришла по направлению своего семейного врача, из отчета которого следовало, что у нее нет никаких проблем со здоровьем. Во время разговора я попросил ее жестикулировать левой рукой, а не правой. Сначала это было для нее очень сложно. Стало ясно, что вся ее ориентация " правая". Она всегда поступала и говорила только " правильно" и никогда не выражала " отличной" точки зрения. В действительности она была тяжеловесной и безжизненной. Ничего удивительного, что муж считал ее неинтересной. Говорят, что начинающий художник может " вынудить" свою правую руку на большую выразительность, рисуя левой рукой. По-видимому, использование левой руки раскрепощает и освобождает правую. Так и этой женщине была необходима терапия, которая внесла бы свежую струю в ее мышление, а значит, и в тело, которое стало таким же ригидным, негибким и не выразительным, как и ее мышление. Если бы она начала свободно выражать обе стороны своей натуры, которые я ранее назвал как консервативную и либеральную, она стала бы более интересной и для мужа, и самой себя. Применяя слова " консервативный" и " либеральный", я не хочу сказать, что первое означает полный контроль, а второе - полную свободу. В действительности я говорю о том, что когда мы используем оба своих глаза и оба уха, мы слышим стереофонически и лучше видим. Самоактуализирующийся человек танцует между своими левыми и правыми комплиментарными полярностями, и в этом процессе присутствует естественная, а не искусственная, сдержанность, как в поведении нашей неинтересной воспитательницы. Представьте, что наш организм - это динамическая постоянно изменяющаяся единица, но все же биполярная в своих выражениях. Довольно четко это отражает модель качелей (рис. 5).
(изображены качели по принципу двухчашковых весов, на левой стороне " либеральный", на правой стороне " консервативный" )
Рис. 5. Качели либеральность-консервативность
Об уравновешенности человека можно говорить только тогда, когда эта качель непрерывно раскачивается между консервативным и либеральным потенциалами. Когда поднимается одна ее сторона, в данный момент она становится осознаваемой; потребности этой стороны натуры доминируют. Затем обстоятельства изменяются, и вверх поднимается другой конец этой личностной качели. Пока человек живет по законам экспрессии, - поведением, фантазиями или словами выражая то, что чувствует, - он продвигается к организмическому балансу, когда не преобладает ни консервативная, ни либеральная тенденции. Только тогда личности не грозит фиксация одной из этих сторон. Одна из базовых потребностей каждого человека - принять ответственность за собственный баланс. Согласно требованиям морали это означает, что нужно принять ответственность за свое " я" и собственный естественный ритмический баланс, на завися ни от кого другого в установлении контроля за поведением. У всех нас есть и консервативная, и либеральная стороны. Консерватор должен принять свою либеральную сторону, так же как либерал - консервативную. При открытом выражении обеих сторон своей природы человек получает естественные средства, с помощью которых - хотя они и требуют от него колоссального напряжения - его жизнь приобретает необыкновенную легкость, при этом искусственный контроль, навязываемый извне, сводится до минимума. Внешние системы морали, как сети искусственного контроля, сдерживают незрелых индивидов от неблагоразумных поступков. В качестве родителей и супругов мы считаем, что нам следует навязывать моральные схемы своим детям или супругам, потому что, как правило, в действительности мы не доверяем собственному организмическому равновесию, а следовательно не доверяем ему и в тех, кого мы любим. Внутренняя система биполярного выражения, конечно же, является альтернативой внешней системы контроля. Она определяется как система организмической саморегуляции. Вместо того чтобы просто управлять или прерывать свою естественную экспрессию, человек фокусируется на понимании собственных потенциалов. Процитируем в связи с этим слова Перлза: " Я до сих пор вынужден работать со случаем нервного срыва, произошедшего не в результате чрезмерного контроля, а спровоцированного придирками друзей, постоянно твердящими: " Соберись", " Держи себя в руках". Здесь очень уместен пример с автомобилем. У машины много различных систем управления. Тормоза лишь одна из этих систем, причем самая простая, грубая. Чем лучше водитель понимает, как обходиться со всеми этими системами, тем более эффективно будет использована машина. Но если он едет, совсем не снимая ноги с педали тормозов, то нагрузка и износ тормозных колодок и двигателя будет невероятным; движение машины будет затруднено, и рано или поздно про изойдет поломка. Чем лучше водитель понимает возможности автомобиля, тем лучше он сможет управлять им и тем меньше он допустит ошибок. Люди с чрезмерным самоконтролем подобны такому невежественному водителю. Они не знают никаких других средств управления собой, кроме тормозов, то есть подавлений" /29/. Актуализатор - это тот человек, который осознает как свои сильные, так и слабые стороны, и поэтому не проецирует ни одну из них на других. Он понимает, что всегда существует параллель между внутренним и внешним - тем, что мы чувствуем в отношении самих себя и в отношении других. Манипулятор же, напротив, - это тот, кто фиксируется на одной из своих сторон - сильной или слабой - он отклоняет или отрицает те части своего " я", которые внутренне не способен принять. Рассмотрим случай бизнесмена с манипулятивным стилем жизни, которого беспокоит его сильное сексуальное влечение к секретарше. Проблема в том, что собственное консервативное " я" - совесть и сдерживающее чувство - он приписывает своей жене, что заставляет его чувствовать себя подконтрольным и несчастным. Все, что он может осознать, - лишь его внутреннее сексуальное влечение. Если бы бизнесмен мог быть честным с самим собой, терапевт попросил бы его представить, что у него есть одновременно и либеральные, и консервативные взгляды на эту ситуацию, а затем попросить его проиграть внутренний диалог между ними: Терапевт. Станьте своими внутренними переживаниями по этому поводу. Бизнесмен. Я хочу эту женщину, и мне плевать, чего это будет стоить. Терапевт. Хорошо. Теперь станьте своими консервативными чувствами. Бизнесмен. У меня нет никаких консервативных чувств. Терапевт. Я думаю, есть. Подождите, пока заговорит ваше консервативное " я". Бизнесмен (длинная пауза). Х-м-м. Ну, я думаю, оно говорит: " Ты уверен, что заплатишь любую цену? " Терапевт. А что отвечает либеральная сторона? Бизнесмен. " Ну, почти любую цену. Если только я не причиню никому боль". Терапевт. А консервативная сторона? Бизнесмен. " А почему ты думаешь, что не сделаешь никому больно? Особенно себе? " Терапевт. Что отвечает либеральная? Бизнесмен. Либеральная сторона говорит: " Я полагаю, всегда нужно платить". Этот диалог можно продолжить, но наша цель - проиллюстрировать, что актуализирующийся человек принимает свою внутреннюю биполярность, тогда как манипулятор проецирует и обвиняет других. Давайте в качестве примера рассмотрим диалог между студентом и терапевтом. Студент. Я чертовски зол на своего отца за то, что он все время требует, чтобы я не бросал колледж. Терапевт. Давайте представим, что ваш отец сидит вон там. Скажите теперь, что бы он ответил. Студент. Отец говорит: " У тебя никогда не будет приличной работы, если ты бросишь колледж". Терапевт. А что отвечаете вы? Студент. В любом случае я пойду в армию. Так почему же мне не повеселиться до этого? Терапевт. Что говорит отец? Студент. " Ты не знаешь, когда ты уйдешь в армию. Ты можешь максимально использовать оставшееся время, чтобы учиться". Терапевт. А вы что говорите? Студент. Ты хочешь, чтобы я всегда работал, и никогда не позволяешь мне расслабиться. Терапевт. Что отвечает отец? Студент. " Я хочу, чтобы ты работал, чтобы у тебя была возможность веселиться". Терапевт. Кто на самом деле говорит это? Студент.... О, черт возьми! (Студент вдруг осознает, что спроецированный здесь отец, - это на самом деле его собственное внутреннее чувство консерватизма.)
Роль религии Логика изложения требует здесь обращения к теме места религии в формировании человеческого поведения /30/. Религия, которая делает акцент на том, что человек не может доверять своей натуре, - это манипулятивная религия. Если он не может верить в себя, то ему требуется какая-то внешняя религиозная система. В актуализирующей же религии акцент делается на том, что царство Божье находится внутри нас, что вера в собственную природу - это высшая форма религии, так как мы верим в творение Божье. В первом случае задача религии - уподобить человека беспомощному ребенку, не способному обходиться без посторонней помощи - помощи церковных служителей. Задача актуализирующей религии - поощрение саморегуляции и саморазвития. Таким образом, внешняя религия постепенно перерождается во внутреннюю. Так, в актуализирующем священнике человеку, вставшему на путь актуализации, видится не столько судья и ответчик, сколько духовный наставник, разделяющий страдания своего прихожанина и растущий вместе с ним. Он консультант, а не Младший бог! В заключение приведем послание поэта, обладателя интроспективного склада ума /31/:
В моем земном дворце толпа: Смиренный есть и гордый есть, И тот, кто о грехах скорбя, Сердечной боли терпит весть. И нераскаявшийся плут С ухмылкой злобною сидит. И любящий соседей люд Свое земное время длит. Заботы тяжкого ярма Я б сбросил, став свободным вмиг, Когда бы в тайну " кто есть я? " Открытым взором я проник.
Актуализирующийся человек, конечно же, знает о двух полюсах этого столпотворения в его внутреннем дворце и с удовольствием принимает каждую из них, пребывая в творческом союзе со своим " я".
Часть III. ПРИМЕРЫ МАНИПУЛЯЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ Глава 9. ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
Да, дети тоже неплохие манипуляторы, поэтому давайте рассмотрим детские типажи манипуляции.
Типы детей-манипуляторов Первый тип можно называть " Маленький слюнтяй". Он делает все неохотно и пытается заставить нас на него работать. Такой пассивный, зависимый ребенок манипулирует нами, используя свою беспомощность и слабость, постоянно все забывая и вводя всех в заблуждение. Рано поняв всю силу слабости, он " разыгрывает" из себя беспомощного и глупого, и это обеспечивает ему особое внимание со стороны родителей. Он не просто лентяй, как многие думают. Он " глуп, как курица", потому что достаточно умен, чтобы манипулировать взрослыми и делать с ними все, что ему угодно. Второй тип ребенка-манипулятора - активный тип, известный как " Маленький диктатор". Он осуществляет контроль над взрослыми и своей жизнью, надуваясь, показывая свое упрямство, медлительность и неспособность. Топая ногами, он пытается заставить нас работать на него. Он всегда " занят" - у него нет времени на домашнюю работу, он злится, ворчит, дуется, то есть использует все раздражающие методы, чтобы взять над нами верх. Процесс формирования этих двух основных типов манипулирования уже обсуждался в этой книге, поэтому давайте теперь рассмотрим еще несколько примеров детского манипулирования. 1. " Фредди-Лиса" начал свою дорогу по жизни с плача и первые шесть месяцев только и делал, что практиковался в этом. Слезы, обнаружил он, обеспечивают ему внимание. Он еще даже не начал думать или рассуждать, а у него, представьте себе, уже была сыпь на коже, позволяющая привлечь к себе любящую заботу. Он не встречал настоящего сопротивления своим желаниям до тех пор, пока не вышел в мир и не смешался в школе в числе других детей. Но тогда у него уже была бессознательная уверенность в том, что он обладает секретным оружием. Он превращается в Маленького калькулятора. Стоит ему почувствовать, что урок слишком сложен или учитель слишком требователен, у него тут же " схватывает" в животе, что позволяет ему уйти домой. Если он не хочет одеваться в школу, его одевает мать. В школе ему достается больше внимания, чем всем остальным, поскольку учитель жалеет его. Без сомнения, он - мастер извлечения жалости из людей. Даже другие дети покупаются на его " боль" во время игры в мяч. Как бы там ни было, " боль" возникает всегда, когда может принести ему пользу. Он понял преимущества Слюнтяя и Прилипалы. 2. " Том-Крутой", напротив, имеет соответственно крутой нрав. Он толкает, бьет других детей, плюется в них. Его словарный запас испугает любого футбольного игрока. Он любит пистолеты и ножи. Очень рано он понимает, что ненависть и страх в совокупности могут управлять людьми, даже взрослыми. Он становится Маленьким задирой. Особенно он ненавидит власть, будь то родительская или учительская. Он выглядит самонадеянным и абсолютно уверенным в себе, наезжая на всех. Создается впечатление, что в его голове есть некий слуховой аппарат, который отключается как раз в тот момент, когда учителя или родители раскрывают рты. 3. " Соревнующийся Карл" - это своего рода комбинация Тома и Фредди. Младший из троих сыновей, он рано обучается драться и состязаться по любому поводу. Поскольку школа по сути постоянное состязание, она становится его любимым занятием. На родителей, братьев и других детей он смотрит как на " соперников". Стремление выиграть и быть лучшим становится важнее, чем сама учеба. Затем его соревновательность начинает причинять ему вред, он получает высшие оценки, но вместе с бессонницей. Другие способные одноклассники являются для него постоянным источником страха.
Родитель - манипулятор Манипуляторами, конечно же, не рождаются, их воспитывают из хорошеньких маленьких деток. Только появившись в мире, где царят манипуляторы, они тут же получают первые уроки на эту тему от своих родителей, которые, в свою очередь, тоже представляют собой продукты манипулирующего общества. Родитель-манипулятор считает одной из своих жизненных задач - управление внешним поведением детей. У него сильно развито чувство ответственности за них, иногда доходящее до ощущения собственного всемогущества. Его роли - Судья и Бог. Главное выражение, к которому такой родитель прибегает при воспитании своего ребенка, - " ты должен". Он действительно убежден, что манипуляция поведением необходима и что его божественные высказывания могут изменить это поведение. " Должен" имеет множество вариантов: " Ты можешь", " Ты не можешь", " Ты не хочешь", " Ты не должен хотеть", " Если делаешь, значит можешь". Один из основных приемов осуждающего и всемогущего родителя - управление с помощью чувства вины. Если ребенок не делает того, что от него требуется, то родитель стремится вселить в него чувство вины за это. Например, родитель-манипулятор попытается пристыдить Фредди-Лису за его инфантильность следующим образом: " Почему бы тебе не стать большим мальчиком вместо того, чтобы изображать из себя младенца? " Тому-Крутому он сказал бы так: " Тебе должно быть стыдно за то, что ты обижаешь других детей". Соревнующемуся Карлу: " Ты не должен стараться все время выигрывать. У меня, наверное, будет инфаркт, если ты и дальше будешь себя так вести". И если у родителя на самом деле когда-нибудь случится инфаркт, даже многие годы спустя, то сына или дочь может мучить глубоко засевшее чувство вины за это. Еще одним приемом родителя-манипулятора является поощрение ориентированности ребенка на других. Обращаясь к Фредди, такой родитель скажет: " Ты же не хочешь, чтобы люди подумали, что ты не можешь этого сделать"; Тому: " Что могут подумать люди, если ты будешь так разговаривать? " и Карлу: " Никто не будет любить тебя, если ты постоянно будешь стараться всех победить". Использование любви - третий прием манипулирования. " Я просто не буду тебя любить, если ты будешь таким глупым", - говорит родитель Фредди. Тому он скажет: " Ты меня не любишь, иначе ты не вел бы себя подобным образом". Говоря Карлу: " Я так люблю тебя, когда ты получаешь хорошие оценки", он подкрепляет его соревновательность. В данном случае, манипулируя, он действует как Славный парень. Еще один метод манипулирования - использование ожиданий. Родитель говорит, обращаясь к Фредди: " Ты должен быть большим и сильным" или: " Как ты собираешься стать таким же сильным, как твой отец? "; к Тому: " Я полагаю, ты сделаешь, как я сказал" (провоцируя, таким образом, еще больший протест); Карлу: " В нашей семье все учились хорошо". В репертуаре родителей существует множество приемов манипуляции, и нет сомнений, что каждый из вас сможет припомнить несколько из них. Каким образом мы все же усваиваем эти приемы? Они ли виноваты в том, что в наших отпрысках так плохо приживается ожидаемое поведение? Действительно ли их заслуга в таком замечательном явлении, как дисциплина?
Дисциплинарные методы Нет другой такой области в детской психологии, которую понимают настолько неправильно, как дисциплина. В качестве альтернативы взаимного манипулирования, к которому постоянно обращаются родители и дети, мы, как мне кажется, должны создать некую философию дисциплины. Дисциплинарные методы можно разделить на две обширные категории. К первому типу относятся методы, которые характеризуются как сосредоточенные на действии, манипулятивные или контролирующие, ко второму - те, которые характеризуются как внутренние, добровольные и актуализирующие. Последнее мы понимаем как самодисциплину - когда ребенок усваивает ценности, которые становятся его руководящими принципами. Дисциплина, сосредоточенная на действии, олицетворяет идеи награды и наказания. Подобные дисциплинарные методы до сих пор применяются родителями из благих побуждений. " Пожалеешь розгу - испортишь ребенка", - говорят они, или: " Детей нужно видеть, но не слышать". Эти типичные для себя фразы они часто сопровождают применением тех или иных контролирующих действия методов, которые позволяют им манипулировать поведением детей. Они прибегают к вербальным наказаниям, невыгодным сравнениям, лишению привилегий и физическому наказанию. Подобные наказания направлены на прерывание того или иного поведения и подавление чувств. Они вызывают развитие тревожности и провоцируют нервозные проявления, характерные для вытеснения. Наказания нередко провоцируют ненависть к наказующему, встречную агрессию и чувство вины, которые в совокупности приводят к необходимости дальнейших наказаний. В конце концов наказания порождают чувства незащищенности и неполноценности. Дети, которых подвергают наказаниям, считают, что они потеряли расположенность родителей, что заставляет их испытывать еще большую неуверенность в себе. Они считают себя плохими, неумехами, не достойными внимания и часто ведут себя в соответствии с подобными представлениями о себе. Изучение преступников показало, что наказание не предотвращает и не удерживает от антисоциального поведения, а только способствует развитию того, против чего оно направлено. Сегодня многие родители, все ближе знакомясь с основными психологическими принципами, уже не удовлетворяются манипулятивными методами воспитания. Они хотят, чтобы поведение их детей одновременно было социально приемлемым и способствовало их физическому и душевному здоровью. Но в действительности они не знают, как добиться такого поведения, понимая, что их требования уважения и подчинения к себе часто являются результатом их собственной неуверенности. Родители до конца не понимают, что враждебность, выражаемая в разумных пределах их детьми, в действительности просто необходима для их эмоционального развития. Если ребенок ощущает безопасность, собственную полноценность и значимость, то в этом случае гораздо меньше шансов, что с дисциплиной будут какие-то проблемы. Отражение и принятие чувств ребенка отвечают его потребности в понимании. И здесь мы подошли к актуализирующим, сосредоточенным на чувствах дисциплинарным методам, альтернативным контролирующим и сосредоточенным на действии. Наша цель - самоконтроль взамен слепому подчинению. К сожалению, чувственный подход к дисциплине невозможно свести к выполнению ряда простых правил, нарушение которых предусматривает наказания. Дисциплина - это нечто большее, чем проблема установок и чувств (так же, как и манипуляций). Ребенок, от которого требуется соблюдение дисциплины, не автомат, он, как и любой другой человек, имеющий права и способный чувствовать, заслуживает положительной реакции. Родитель, хорошо разбирающийся в установках и чувствах, сможет умело разрешать проблемы дисциплины. Если в семье царит атмосфера тепла и принятия, ребенок будет чувствовать себя в безопасности и уверенно, даже когда родители будут к нему строги и в чем-то его ограничат. Сосредоточенный на чувствах подход к дисциплине предполагает отделение индивида от его действий. При таком подходе сам индивид воспринимается отдельно от его поступков. Мать или отец могут быть недовольны тем, что сделал их ребенок (его действиями), но их отношение к нему как к личности (расположение, принятие, любовь и одобрение) не требует изменения.
Теория дисциплины Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы