Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приемы и принципы построения сюжета в сценарии театрализованного представления.



Сюжет \ фр. Sujet –предмет \ - Совокупность, взаимосвязанных событий, раскрывающих содержание.

Различают два вида построения сюжета:

- события следуют одно за другим, раскрывая и углубляя, поднимаемую тему, так называемый хронологический сюжет.

Второй вид построения сюжета концентрический: между событиями, помимо временных, имеются глубокие причинно – следственные связи.

Первый вид построения сюжета наиболее применим в драматургии театрализованных представлений, хотя исключить нельзя и второй вид.

В театре режиссёрская концепция предопределяется границами авторского материала \ но могут и не совпадать \, а в театрализованном представлении – исходным, общественно-значимым событием, где эта концепция выступает как способ подачи социально значимой информации.

И в театрализованном представлении может быть заложен сходный с этой пьесой материал, но здесь он должен отличаться неповторимой реальной событийностью\, образностью жизненного материала в конкретной ситуации.

Сюжетная композиция - это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Бессюжетность говорит о том, что у авторов нет концепции. Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетное произведение неспособно вскрыть эти связи и взаимоотношения. Пренебрежение сюжетом ведет к формалистическим построениям. Простое сочетание фактов - это еще не сюжет. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарии.

Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то. которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.

Ход исследования, заложенный и каркасе художественно реализуется через сюжет. Организация «фактов жизни» по законам художественного конфликта делает возможным их художественное исследование. Сюжет - это способ исследования «фактов жизни» и «фактов искусства» через конфликт.

Весь ход мышления сценариста следует понимать как единство социологического и художественного анализа «фактов жизни» и «фактов искусства». Такая постановка вопроса является естественным отражением реальном сценарной практики.

 

10. Сценарно-режиссерский ход в театрализованных представлениях.

Сценарно-режиссерский ход это образное движение авторской концепции, которое направлено на достижение цели художественно – педагогического воздействия. – это событийно – образное решение зрелищной постановки и которое воплощено звук зрительным рядом, для непосредственного восприятия картин, происходящих событий, соблюдение всех законов драматургии и оригинальности трактовки. К нахождению и определению сценарно-режиссерского хода приступают после того, как определены тема и идея. Это единый художественный образ, через который раскрывается тема и доводится до зрителя идея будущего театрализованного представления. Прежде чем приступить к разработке сценария, нужно единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который удержит интерес зрителей до конца мероприятия. Этому поможет ассоциативное мышление. Из числа возникших художественных образов в голове, нужно выбрать наиболее яркий, способный раскрыть тему и соответствующий сценическим возможностям. Сценарно-режиссерский ход должен выражаться: 1. Декоративно-образном; 2 Музыкально-образном; 3.Образно-игровом. Примеры: судебное заседание, магазин, музей, салон самолёта, лес. То есть, через что? Сценарный ход – приём, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления; это художественный единый образ, через который раскрывается тема и доводится до зрителя идея будущего театрализованного представления; сквозное действие или движение авторской мысли к выводу. Ход выстраивает конфликт, точно формулирует идею и придаёт сценарию композиционную стройность, идейно-художественную целостность и завершённость. Сценарно-режиссёрский ход выражаться: 1. Декоративно-образном; 2. Музыкально-образном; 3. Образно-игровом. Документальный и художественный материал, который собран в соответствии с темой будущего праздника, образуют основной смысловой ряд. Сценарный ход создаёт дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные сценарные решения. Образно-смысловое обыгрывание сценария позволяет автору выстроить конкретную выразительно-пластическую линию развертывания идеи. Он является своеобразным «скелетом» действия, сюжет — это «мышцы», которые в определенном композиционном построении обрастают вокруг него, создавая крепкое «тело» — готовый сценарий. К сожалению, многие теоретики и практики считают, что для начального формирования замысла достаточно иметь идейно-тематическую основу и отобранный художественный материал, чтобы приступить к построению композиции сценария. Однако, сценарно-режиссёрский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, то есть когда сделан смысловой каркас сценария. Наличие замысла как раз и проверяется ходом; уберите ход — и замысел разрушится. Если же «замысел» не разрушится, можно сомневаться в существовании замысла вообще. В практике театрализованных массовых зрелищ, образно-смысловой ход принято еще называть «сценарно-режиссерским» вследствие того, что одной из специфических сторон театрализованных представлений является то, что практически всегда режиссер является и автором сценария будущего действа, в крайнем случае — соавтором». Отсюда качества, присущие режиссуре: образно-пластическая форма, ассоциативность восприятия, метафоричность и т. д. В современной сценической практике выразительными средствами являются не только актеры-исполнители, реальные герои, пространство, пластика, речь и т.д., но и неодушевленные предметы. Так, например, обыкновенные лестницы могут служить и решеткой, и дыбой, и помостом., сложенные лестницы поперек - уже мельница. Качественному изменению предмета в структуре театрализованного представления должно быть уделено особое внимание режиссеров-сценаристов, так как поиск выразительных решений, поиск замысла, сценарно-режиссерского хода является одной из основ оформления представления в целом, нахождение для него сценической метафоры 1.Пример хода( Корпоративная вечеринка). 1Ход: решаем через Зоопарк. Уже на входе в зал сотрудникам фирмы будут предложены головные уборы с поролоновыми ушками различных зверей и птиц, пояски с разнообразными хвостами, накидки в виде шкур и другие атрибуты, способные превратить коллектив серьезной фирмы в обитателей зоопарка. Каждому желающему, профессиональные гримеры, нарисуют на лице обаятельную мордочку зверюшки или птицы, а из волос сделают гриву или задорный хохолок, покрасив их в яркий цвет специальным спреем. Всю развлекательную программу ведущий будет строить на забавном представлении той или иной группы «животных», которых будут экспромтом исполнять сотрудники фирмы. Искусство пантомимы знакомо всем с детства и для многих не составит труда изобразить: «страуса табака», «танец маленьких лебедей», «походку пингвинов», «плевок верблюда», «прыжок льва через горящий обруч» и т.п. В программе состоятся веселые соревнования: размещение «птиц» в гнездах, танцы «слонов» на газетке, хождение «верблюдов» с горбом, приседания «жирафов» на ходулях. По желанию Заказчика: -Каждому сотруднику фирмы будут вручены элементы костюмов зверей и птиц; -Сцена и помещение могут быть декорированы под зоопарк; -В концертной части могут выступить звезды эстрады и артисты различных жанров. К нахождению и определению сц.-реж. хода приступают после того, как определены тема и идея. Это единый худож. образ, через кот.раскрывается тема и доводится до зрителя идея будущего театрализованного представления. Прежде чем приступить к разработке сценария, нужно единый прием его ведения, стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, кот.удержит интерес зрителей до конца мероприятия. Этому поможет ассоциативное мышление. Из числа возникших худ.образов в голове, нужно выбрать наиболее яркий, способный раскрыть тему и соответствующий сценическим возможностям. Сц.-реж. ход должен выражаться: 1. Декоративно-образном; 2 Музыкально-образном; 3.Образно-игровом.

 

Архитектоника сценария.

Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов. Иначе говоря, архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Конструктивные основы сценария тесно связаны с проблемами композиции в драме. Одной из первых трактатов по теории драмы была «Поэтика» Аристотеля (IV в. до н.э.)

Художественное произведение по Аристотелю, должно быть цельным, производить эффект, иметь пропорцию, гармонию. Говоря о «структурности драмы», Аристотель отмечает шесть частей:

-сказание (фабулу);

-характеры («этос», «нравственная направленность деятельности персонажей);

-речь («лексис»);

-мысль («дианоя», «способ мышления персонажей»);

- зрелище (сценическая интерпретация драмы);

- мелос (синтез слова и музыки в греческом театре).

Понимая драму, как единое целое, Аристотель в ее построении выделил три основных момента «начало, середину и конец», возникающие и развивающиеся из единства действия.

Определенные правила композиции мы находим у М В. Ломоносова. Он писал, что «художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие:

1. Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы.

2. Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется другой эпизод.

Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.

В том, что драматургия театрализованных представлений и праздников заимствует у театра именно эпизодный, а не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движение драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединённых одним сценическим заданием. О правомерности выделения такой меры членения, как блок эпизодов, говорит и реальная сценарная практика: в любом сценарии выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.

Совокупность эпизодов, художественно раскрывающих аспект авторской концепции на определенном идейно-эстетическом уровне, называется блоком.

Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, постольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило, авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть равно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  2. I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  3. I.4.7. ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
  4. II.1. Приемы изложения научных материалов
  5. VI. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  6. XXII съезд КПСС прошел в 1961 г. На съезде была принята Третья Программа партии – программа построения коммунизма в течение 20 лет.
  7. Аксиоматический способ построения теории
  8. Алгоритм построения диаграмм
  9. Алгоритм построения математической модели.
  10. АЛГОРИТМЫ ПОСТРОЕНИЯ КРАТЧАЙШИХ ПУТЕЙ В ГРАФЕ И КРАТЧАЙШЕГО ОСТОВА ГРАФА
  11. Алгоритмы построения минимальных связывающих деревьев
  12. АЛГОРИТМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭЙЛЕРОВА И ГАМИЛЬТОНОВА ЦИКЛА


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 4339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь