Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представления о душе в учениях философов(Демокрит, Платон, Аристотель)



Все явления душевной жизни Демокрит объяснял с материалистической точки зрения физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что её атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно истекающими от предметов. Также считал, что душа не бессмертна – она после смерти тела рассыплется.

При объяснении конкретных психических процессов (восприятия, мышления) Демокрит сталкивался с определёнными трудностями. Возникновение образов восприятия он объяснял отпечатывающимся в душе отделяющихся от вещей плёнок (толщиной в один атом). Мышление он считал качественно отличным от восприятия и более истинным познанием мира, чем чувственное познание, - ведь органы чувств нас часто обманывают, тогда как умственным «взором» мы «видим» точнее и – самое главное – познаём тоньше и глубже.

Философия Платона. Платон – выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей. Для каждой вещи фиксируется её смысл, идея, которая для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем.

В диалогах Платона особое место занимает проблема человека и его души как активного начала, несущего в себе идеи. Путём ряда рассуждений Платон пытается доказать бессмертие души и описывает её существование до вселения в тело и после отделения от него.

Душа отвечает за все процессы жизни, поскольку тесно связана с телом, поэтому вообще говоря отделяется от тела и бессмертна лишь высшая часть души – разумная. Что касается изучения Платоном отдельных познавательных процессов, он был уверен, что рациональное предшествует чувственному (до всякого чувственного опыта в душе существуют уже общие понятия как эталоны, схемы, критерии, которыми душа пользуется при чувственном познании). Так, например, на основании имеющейся в душе идеи «прекрасного» можно отличить красивого человека от некрасивого, а имеющаяся в душе идея треугольника позволяет распознать треугольник даже в не очень точном его изображении, сделанном на песке неуверенной рукой ребёнка. Таким образом Платон доказывал несводимость понятий к обобщениям лишь чувственных впечатлений, что было подтверждено последующим развитием психологической науки.

Трактуя идею души Платон говорил: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

Философия Аристотеля. Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322гг. до н.э.). Его трактат «О душе» - первое специальное психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

В философском учении Аристотеля мир предстаёт как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является материя, а активным, структурирующим материю началом выступает форма.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

«… Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, также как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Аристотель заложил глубокие основы естественно - научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое понятие закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что касается понятия «душа», то оно всё более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Заключение

Рассмотрев начало развития представлений Древнегреческой философии, а также конкретные взгляды на проблематику души, мы приходим к выводу. В общем, в учениях античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения, принадлежат к допсихическим процессам или непсихическим формам отражения (например, физиологических процессов, обеспечивающих пищеварение, дыхание и т.п.) Психическое (душевное) отождествлялось с жизненным, и древние мыслители не давали критерия различения психических и непсихических физиологических процессов.

Важным является то, что учения о душе развивались в постоянном противостоянии материалистического и идеалистического способов объяснения.

И самое главное, именно античные авторы поставили практически все основные проблемы современной психологии.

Наблюдение и его виды.

Наблюдение — преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, и фиксирует его как бы изнутри.

Наблюдение свободное — наблюдение, не имеющее заранее установленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования.

Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или группа людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. Применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают.

Наблюдение стандартизированное — последовательное и целенаправленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой.

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Житейское наблюдение-регистрация фактов, носит случайный и неорганизованный характер. В результате формируется житейский опыт.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГИБКСТИ
  2. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  3. IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ
  4. VIII. Порядок и сроки представления выпускной квалификационной работы к защите
  5. XXIII. ОБРАЗЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ВСЕХ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ
  6. XXV. МЕХАНИЗМ УДУШЕНИЯ КЛЕТОК ОРГАНИЗМА АЛКОГОЛЕМ. ПОЧЕМУ МЫ ПЬЁМ. О «ПОЛЬЗЕ» И ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ.
  7. Адам и Ева – первые люди на Земле, мужское и женское в душе человека.
  8. Анализ традиционных языков программирования и представления знаний.
  9. Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.
  10. Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждением профессионального выбора.
  11. Виды представления информации в ТКС и возможные каналы ее утечки.
  12. Виды представления результатов исследования конъюнктуры рынка


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь