Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ролевые игры как метод тренинговой работы. Преимущества и недостатки ролевых игр.



Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуаций, в которой предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к завершению. Для того чтобы получить максимальную пользу от ролевой игры, предлагаемые ситуации должны быть как можно более близкими к реальности.

Применение ролевой игры в тренинге позволяет решить ряд задач:

· Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.

· Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения.

· Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).

· Продемонстрировать условность предписываемых ролями способов поведения, их зависимость от контекста общения.

· Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.

Преимущества ролевых игр:

1. Приобретенный опыт сохраняется надолго. «Обучение через действие" – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

2. Удовольствие. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.

3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди. Позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.

4. Безопасные условия. Использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.

Недостатки ролевых игр:

1. Искусственность. Суть успешной ролевой игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.

2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников. Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

3. Элемент риска. Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся " потерять лицо", участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение. Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью, и чувствуют, что их самооценке ни что не угрожает.

9.Мозговой штурм(брейнсторминг) как метод групповой работы. Правила проведения, преимущества и недостатки метода.

Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности.

Этапы проведения методики мозгового штурма 1. Определить цель и четко озвучить ее всем участникам. Объемную и большую задачу следует разделить на ряд более мелких задач. 2. Правильное формирование генератора идей. Убедитесь, чтобы количество не превышало 8-10 человек. Все участники должны быть равны по социальному статусу, именно в таком случае они будут вести себя смелее в изложении своих идей. В группе обязательно должны быть наблюдатели, которые будут записывать все изложенные идеи. 3. Данный процесс должен начинаться обязательно со вступительной речи модератора. После должно начаться непосредственное обсуждение конкретной задачи или проблемы. В процессе изложения идей, проводится их оценка, и принимаются во внимание самые конструктивные из них. 4. Заключительный этап – это анализ самых полезных идей и воплощение их в жизнь. Этот этап очень важен, здесь теория реализуется в практику. Брейнсторминг как метод мозгового штурма весьма действенный способ для решения различного рода и сложности задач.

Правила проведения:

-нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

-краткость и ясность высказываемых мыслей участниками «мозговой атаки»;

-недопустимость критических замечаний по поводу высказываний других участников «мозговой атаки», работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям;

-недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;

-нежелательность отвода предложений участников вы­сказаться под предлогом, что все уже сказано;

-стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых, приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи;

-гласность в показе идей, получивших признание;

-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее;

- до и во время проведения мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта;

- в процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения.

Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения.

- Это коллективный метод решения задач - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

- Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  3. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  4. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  5. I. Логистика как системный инструмент.
  6. I. Понятие как форма мышления
  7. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  8. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  9. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  10. I. Флагелляция как метод БДСМ
  11. II. В каком абзаце есть ответ на поставленный вопрос.
  12. II. КАК ВЫЗДОРОВЕТЬ ОТ НЕИЗЛЕЧИМОЙ БОЛЕЗНИ ЗА ОДИН ДЕНЬ.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 4110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь