Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ритм сна и бодрствования плода



Плод имеет собственный ритм суточной активности. Периоды его активности сменяются периодами сна, достигающими в общей слож­ности 16—20 часов. Электроэнцефалограмма мозга плода позволила установить, что его сон имеет две фазы, характерные для сна взрос­лого человека, — это фазы быстрого и медленного сна. Интересно, что на долю быстрого сна у плода приходится 50 и более процентов времени, в то время как у взрослого человека — всего 20%. Плод спит большую часть суток. Его активность тесно взаимосвяза­на с фазами Луны. У здорового плода двигательная активность обыч­но повышается в вечерние часы, особенно между 21.00 и часом ночи. Интересно, что эту ритмичность сна и бодрствования он со­храняет еще некоторое время после рождения. Чтобы определить, насколько долго сохраняются внутриутробные ритмы «сон-актив­ность», исследователи предложили беременным вести дневник су­точной активности плода. Матери, которые во время беременности вели такой дневник, отмечали, что им было легко приспособиться к ребенку после его появления на свет, потому что они знали, когда малыш будет спать, а когда бодрствовать. Это позволило им более точно распределять свое время и дало значительные бытовые пре­имущества.

Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода

При благополучной беременности внутриматочное существование плода можно смело назвать периодом безмятежной жизни. Ощуще­ния плода можно охарактеризовать как полную удовлетворенность, безопасность и комфорт, отсутствие границ и препятствий. С треть­его месяца внутриутробного развития начинают функционировать анализаторы плода. К моменту рождения плод обладает полноцен­ным слухом, зрением, развитыми вкусовыми ощущениями, очень чувствительным обонянием и острой тактильной чувствительнос­тью. Сенсорный опыт плода, складывающийся у него благода­ря работе анализаторов, способствует его адаптации к новой среде существования уже после рождения.

Слух

Сегодня точно не известно, с какого срока плод способен восприни­мать звуки. По данным французских исследователей, первыми «слухо­выми» ощущениями плода являются вибрационные. В этот период он воспринимает все акустические колебания как вибрацию, которые со­здают у него картину пульсирующего мира. До 16 недель внутриутроб­ного развития у плода формируется внутреннее ухо (орган слуха), ко­торое начинает функционировать примерно с 20 недель. С этого вре­мени доходящие до него звуковые волны постепенно начинают вызы­вать именно слуховые ощущения. Иными словами можно сказать, что окружающий мир, воспринимаемый плодом как вселенская пульсация, постепенно начинает распадаться на отдельные звуки. Первыми из них выделяются внутренние шумы, создаваемые материнским орга­низмом: стук сердца, голос, шум легких, перистальтика кишечника, ра­бота желудка. Ведущими среди них по уровню громкости являются стук сердца и голос матери. Это было установлено с помощью мини-микрофона, который вводили в полость матки во время родов.

Акустические условия в матке

По данным разных авторов, фоновой шум в матке, создаваемый мы­шечной активностью матери, ее кровотоком и кровотоком в плацен­те, сокращением кишечника матери, шумами ее сердца, легких, пери­одически звучащим голосом и звуками, поступающими извне, дости­гает 95 Дб [Arabin et al, 1989; Gagnon, 1989]. Это удалось установить, введя микрофон в матку беременной через наружные половые орга­ны незадолго до родов. Уменьшение интенсивности внешних звуков, поступающих к плоду, составляет около 40 Дб [Querleu et al, 1988]. Поэтому плод может услышать внешние звуки, громкость которых приближается к 135 Дб.

Внешние звуки 65—70 Дб (нормальная разговорная речь) проникают в матку в ослабленном и измененном виде (редко более 30 Дб) засчет шумового фона и водной среды. Наиболее высокой интенсивно­стью обладает передающийся в полость матки тон голоса матери, что объясняется его непосредственной передачей через ткани (по кана­лу костной проводимости).

Восприятие внутренних шумов

В настоящее время считается доказанной способность новорожден­ного узнавать голос матери, который он слышал, находясь еще внут­риутробно. Два американских ученых провели впечатляющий экспе­римент с группой беременных женщин, которые за 6 недель до пред­полагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение «Кот в шляпе», причем суммарное время такой декламации составило по­рядка 5 часов. Родившимся у этих женщин детям на третий день жиз­ни надевались наушники и давалась соска-датчик, соединенная с ус­тройством, которое переключало звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Производя сосательные движе­ния с разной частотой, дети могли либо слушать голос матери, либо другой женщины, читающей «Кота в шляпе». Дети предпочитали со­сать с той частотой, которая позволяла им слушать рассказ, прочи­танный голосом матери. А когда младенцы могли выбирать между данным рассказом и другим, также прочитанным матерью, они выби­рали тот, который слушали последние месяцы беременности — «Кот в шляпе». Из этого экспериментаторы сделали вывод, что ребенок уз­нает голос матери еще в утробе и может дифференцировать разные рассказы, возможно благодаря их различным ритмам. Таким обра­зом, можно предположить, что у плодов уже функционирует слухо­вая память.

На шестом-седьмом месяцах внутриутробной жизни плод не только слышит, но и хорошо дифференцирует внутренние звуки. Более то­го, для него далеко не безразлично, взволнованно или спокойно бьется сердце матери, грустно или весело звучит ее голос, ровно или прерывисто, с напряжением дышат ее легкие. Если мать волнуется, у нее встревоженно бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш притихает, замирает, будто бы в предчувствии опасности. И действи­тельно, через некоторое время эта опасность становится вполне реальной — до плода доходят гормоны, соответствующие отрица­тельным эмоциям матери, которые вызывают ухудшение его самочув­ствия. Эта связь — характер звука и соответствующее ему эмоциональ­ное и физиологическое состояние — закрепляется и остается в его памяти. С этого же времени становится возможным зафиксировать реакцию плода на внешнее звуковое воздействие: в ответ на резкие звуки малыш пугливо сжимается или начинает вести себя беспокойно. Таким образам, с этого момента мы можем говорить не только о способности плода дифференцировать внутренние звуки и о его умении отличать их от внешних шумов, но и о его эмоциональном восприятии звуков и о формировании соответствующего опыта.

Восприятие внешних шумов

В последующий период внутриутробной жизни (с восьмого месяца) способность плода дифференцировать звуки совершенствуется. Французскими акушерами было доказано, что помимо внутренних шумов организма матери плод слышит внешние звуки, которые про­ходят через водную среду, несколько искажаясь за счет этого, и на­кладываются на внутренние шумы. Этот вывод был сделан на основа­нии серии экспериментов, когда в матку рожениц после разрыва у них плодных оболочек помещали миниатюрный микрофон и регис­трировали интенсивность звуков, достигающих внутриутробного плода. В одном из таких наблюдений исследователи отчетливо слы­шали звуки и уровень голосов в комнате, внутренние шумы тела ма­тери, а также, к их большому изумлению, 9-ю симфонию Бетховена, транслировавшуюся по радио в родильном блоке. После 32 недель развития плод способен не только различать внеш­ние шумы, а также дифференцировать их, причем в первую очередь он слышит низкие звуки, а потом — высокие. В результате искаже­ния внешних звуков за счет околоплодных вод и высокого уровня внутренних шумов в матке, уровень которых составляет 90—95 Дб, плод гораздо лучше воспринимает внешние звуки, окрашенные эмо­циональным восприятием матери. Под влиянием эмоций матери он способен «делить» голоса окружающих людей на дружеские и враж­дебные. Так, если при общении с кем-то беременная волнуется (не­ровно бьется ее сердце, голос звучит напряженно), это является для малыша сигналом опасности. Напротив, если в общении с кем-то бе­ременная спокойна, радостна и довольна (ее сердце бьется ровно, голос звучит без напряжения), то малыш чувствует себя в безопасно­сти. Добросердечное общение матери с окружающими служит для будущего ребенка знаком того, что звучит голос друга и нет причин для страха.

Внутриутробный опыт плода способствует его адаптации к новой внешней среде после рождения. В этом отношении по­ложительные эмоции матери в ответ на внешнее звуковое раздражение (голоса других людей или звуки) и доброжела­тельные интонации ее собственного голоса являются важ­ным фактором, обеспечивающим формирование положи­тельного опыта плода.

Звуки музыки в жизни плода

Начиная с 32-й недели плод реагирует на музыкальные тоны, прони­кающие в матку, если они по своей силе превосходят ее основной шум. С помощью микрофона удалось установить, что музыкальные тоны определяются в матке с определенной степенью затухания, пропорционально их частоте. Ритм и тембр различных инструмен­тов, баланс высоких и низких звуков существенно не изменяется. Ре­акция плода на музыкальные звуки выражается в учащении сердцебиения, иногда в изменении его двигательной активности. В моменты спокойного состояния плод на музыку не реагирует. Помимо проникновения к плоду звуков музыки через брюшную стенку, имеет большое значение канал костной проводимости звука и эмоциональный ответ матери на конкретное музыкальное произ­ведение. Исследователям удалось установить, что плод по-разному реагирует на отрицательные или положительные акустические по­вторения. При этом большое значение имела эмоциональность вос­приятия музыки матерью.

Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Напри­мер, плод «предпочитает» слушать музыку классиков, народные пес­ни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной рок-музыки и музыки подобных направле­ний. Как правило, негативные реакции вызывает у плода эстрадная музыка, характеризующаяся четким, однообразным ритмом, боль­шой громкостью и низкочастотными колебаниями (вибро-акусти-ческое воздействие). «Было замечено, что будущие мамы часто вы­нуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода», — пишет Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания, о посещении беременными рок-концер­тов. В одной из статей о внутриутробном развитии младенца А.И. Брусиловский приводит подобный случай. «Одна из моих паци­енток рассказывала, что пятимесячный плод буквально «заставил» ее уйти из зала дискотеки. Он так сильно вертелся и так настойчиво толкал ее в живот, что женщина поняла: ребенку плохо в шумном и душном зале», — пишет профессор А.И. Брусиловский в статье о вну­триутробном развитии младенца.

На 32—33-й неделе развития плод начинает избирательно реагиро­вать на предлагаемую ему музыкальную программу: Бетховен и Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе; музыка Моцарта, Ви­вальди и других старинных композиторов успокаивает; музыка Баха и Перголезе заставляет его замирать «в возвышенном порыве»; Шо­пен настраивает на тихий «романтический» лад. Помимо избиратель­ной реакции на различные музыкальные произведения плод спосо­бен к запоминанию и узнаванию музыки, которое возникает под вли­янием повторяющихся эпизодов музыкальных контекстов. В этой связи интересный случай приводит профессор А.И. Брусиловский: «Моя знакомая — музыкальный работник — рассказывала.- когда она была беременна, то обратила внимание на то, что плод узнает мело­дии. Одна музыкальная тема ему особенно нравилась, и он начинал активно двигаться. Определенный ритм движений плода повторялся каждый раз, когда звучала эта музыка».

Приведем несколько замечательных строк из лекций Андре Бертин, опубликованных в России в 1992 году, о восприятии музыкальных звуков будущим ребенком: «Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевиде­нию американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведени­ями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как перевора­чивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого яв­ления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в про­шлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые програм­мы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной... Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слу­шавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инст­рументе во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно — к музыке он будет восприимчив. Кроме возможного формирования определенных способностей, мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь