Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы интерпретации (по К. Маховер)



Понятия, лежащие в основе методики анализа рисунков, возникли сравнительно независимо в ходе изучения тысяч рисунков в клиническом контексте, их формулировка во многом определяется сложившимися проективными методами анализа личности, а также психоаналитической теорией.

Хотя некоторые допущения недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически. Принципы интерпретации базировались в основном на изучении клинических типов, при котором особое внимание уделялось графическим проявлениям клинического акцента.

Подборки рисунков, соотнесенные в деталях с анамнезом и историей болезни, использовались для исследования отдельных графических особенностей рисунка. В исследование были включены также женщины и дети, однако обстоятельства, связанные с профессиональными клиническими обязанностями автора, обусловили подбор рисунков в основном мужчин старше 16 лет, которые изучались в связи с трудностями адаптации и эмоциональными проблемами. Значительное число этих подборок рисунков соотносится с индивидуальными протоколами теста Роршаха, полученными при исследовании этих же испытуемых, что создаёт основу для будущих исследований соотношения этих двух методов. Мы не считаем, что детали рисунков, отобранные для обсуждения, исчерпывают все возможные аспекты рассмотрения. Новые аспекты рассмотрения и анализируемые особенности рисунков постоянно добавляются, с тем, чтобы сделать метод более утонченным, обогатить его. Отдельные черты рисунков постоянно включаются в поле зрения ради соотнесения индивидуального анамнеза с рисунком испытуемого.

Мы снова повторим основное положение, многократно проверенное в ходе клинических исследований: человеческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию " нарисовать человека", отчетливо соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле, нарисованная фигура есть сам этот человек, и окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Возможно, это упрощенная формулировка, но она служит хорошей рабочей гипотезой. Для субъекта процесс рисования человеческой фигуры является, осознает он это или нет, проблемой не только (и не столько) графического навыка, но проблемой проекции себя во всех телесных смыслах и отношениях, которые актуализируются и репрезентируются в его образе тела. Следовательно, специалист, анализирующий рисунок, должен быть в состоянии вычленить из графической продукции то содержание, которое испытуемый вложил в нее. Он должен быть готов интерпретировать те аспекты, которые часто с потрясающей точностью и однозначностью высвечивают реальные жизненные проблемы и указывают на стиль поведения рисующего. Рисунок — это своего рода представление рисующего индивида. Так, если испытуемый изображает руки поднятыми и несколько раз изменяет их положение, это может быть интерпретировано как то, что в своем реальном поведении он не знает, куда деть руки. Если кулаки на рисунке сжаты, это может буквально выражать воинственность, агрессивность субъекта. Если глаза у нарисованной фигуры имеют мечтательное либо скрытное выражение, или выражение смущения, это часто может быть характеристикой проецирующегося индивида.

Размер фигуры, ее расположение на листе, скорость движений рисующей руки, нажим, твердость и изменчивость используемых линий, завершенность отдельных частей, поза фигуры, использование опоры или других эффектов, создающих впечатление опоры, изображение рук прижатыми к телу или вытянутыми, спонтанность или ригидность, нарисована ли фигура в профиль или анфас, — все это существенные аспекты самопрезентации субъекта. В ходе анализа придается значение пропорциям каждой части тела, тенденции к незавершенности, степени детализации, тому, где сконцентрированы детали, количеству и локализации усиленного нажима, стираний и изменений первоначальной линии, степени симметрии, соблюдению средней линии и, наконец, настроению, выраженному в лице и позе фигуры. Женские и мужские фигуры, изображенные испытуемым, сравниваются по всем этим характеристикам.

Содержание, включая детали тела и одежды, интерпретируется в терминах функциональной значимости, придаваемой этим деталям. Функциональная и экспериментальная оценки таких деталей были проведены с помощью испытуемых, искушенных в интроспекции и ассоциировании на сознательном уровне, а также с помощью психотических испытуемых, чьи бессознательные побуждения находились на поверхности и были доступны для анализа. Для дальнейшей валидизации базовых функциональных критериев интерпретации рисунков разрабатывается комплексный опросник, касающийся стереотипных значений, ассоциирующихся со специфическими типами тела, с отдельными деталями одежды, а также с такими частями тела, как большой нос, большие ступни, толстая шея, выступающий подбородок, широкие плечи, тонкие губы, большие руки, а также многие другие детали человеческой фигуры.

Голова

Каково может быть функциональное значение головы с точки зрения испытуемого, рисующего " человека"? Голова — важнейший центр локализации " Я". В основном, именно голове уделяется наибольшее внимание, за исключением рисунков тех пациентов, кто страдает неврозами, депрессией, а также социально дезадаптированных индивидов. Голова — средоточие интеллекта, социальности и контроля над телесными импульсами. Это единственная часть тела, которая постоянно открыта взгляду других людей и, таким образом, вовлечена в процесс социальных взаимоотношений. Испытуемые, как правило, подтверждают эту функциональную интерпретацию головы, когда их просят сначала указать, какая именно часть тела ассоциируется у них с человеком, а затем объяснить, почему именно эту часть тела (голову) они указывают прежде всего. Обсессивно-компульсивные испытуемые будут постоянно подчеркивать физическую силу изображаемой ими фигуры (делая ее похожей на обезьянью), не уделяя особого внимания изображению головы. В этом плане голова определяется как орган, ответственный за тот конфликт, который имеется у субъекта — конфликт, связанный со свободой проявления импульсивного поведения.

Непропорционально большие головы будут, как правило, рисовать испытуемые, страдающие органическим поражением головного мозга, подвергавшиеся нейрохирургическому вмешательству, а также те, кто страдает от сильных головных болей или другого рода повышенной чувствительности в этой области. Это может быть связано с тем, что ослабление интеллектуальной силы и интеллектуального контроля фиксирует сознание субъекта на голове как на важнейшем органе телесной иерархии. Можно, конечно, оспаривать, что в случаях органического поражения мозга большое внимание, уделяемое испытуемым голове, обязано своим происхождением нарушению пространственной ориентации, возникающей на базе интеллектуального дефекта. Однако тот факт, что именно голова, а не другие части тела, выделяется в первую очередь, должен рассматриваться в свете той функциональной значимости, которая приписывается голове.

Поскольку непропорционально большие головы часто встречаются в рисунках, было бы полезно исследовать различные психологические особенности испытуемых, рисующих большие головы. Молодые люди, чья эмоциональная и социальная адаптация нарушена в результате чрезмерного чтения, а также те, кто страдает v другими видами нарушений личностной адаптации, часто рисуют большую голову у изображаемой ими фигуры. Ассоциации, возникающие у испытуемого по поводу изображенной им фигуры, чаще всего являют собой вербальное подтверждение той значимости, которую данный молодой человек придает образованию и достижениям в интеллектуальной сфере, а также той фрустрации, от которой он страдает в этой области. Умственно неполноценные испытуемые часто рисуют большую голову — по тем же причинам. Фрустрированные интеллектуальные стремления, естественно, не проявляются в рисунках умственно отсталых субъектов так открыто, как это случается при ассоциировании по поводу рисунков у людей с нормальным интеллектом. Параноидный, нарциссичный, интеллектуально безупречный и тщеславный субъект может рисовать большую голову как выражение своего преувеличенного " Эго". Другой тип испытуемого, в рисунках которого обнаруживается диспропорционально большая голова, — неадекватный мужчина, рисующий женскую фигуру, как правило, отражающую образ матери, с головой, превосходящей размеры всей мужской фигуры. При различном изображении мужской и женской фигур в рисунках такого типа пол, наделяемый большей по размерам головой, — это тот пол, которому приписывается более высокий интеллект и социальная значимость.

Самая большая группа испытуемых, рисующих крупные головы, — маленькие дети. В их рисуночных проекциях телу всегда уделяется гораздо меньше внимания. Однако не вполне понятно, что с функциональной точки зрения, имеет главное значение — уменьшенность тела или же увеличенность головы. Функциональный анализ роли головы в сознании маленького ребенка позволяет предположить, что, вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в понятиях межличностных отношений), нежели на активности " Эго", отраженной в значении, приписываемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого. Неясно также, почему маленький ребенок 3-4 лет часто рисует большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее (" головоног" ), как полную репрезентацию человека. Это может быть связано с тем, что, поскольку передвижение и мануальное исследование окружающего пространства (и собственного тела) являются важнейшими особенностями развития ребенка в раннем возрасте, то появление в рисунке рук и ног раньше, чем тела, функционально оправдано. Поскольку развитие " Это" ребенка, его чувства " Я" в понятиях интеллектуальной силы и интеллектуального контроля находится лишь в стадии зарождения, мы должны исследовать функциональное выделение головы под другим углом зрения. Ребенок предлагает изображение головы как законченный рисунок человека, но он никогда не представит человека в целом с помощью рисунка отдельно туловища, шеи, рук или ног. Не кажется ли, что голова имеет больший размер потому, что это — осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности, или же голова приобретает в сознании ребенка особую важность благодаря тому факту, что наиболее одухотворенная часть социального окружения — лицо взрослого человека? Именно голова концентрирует на себе улыбку, одобрение, неодобрение или брань. Голова взрослого — наиболее важный орган, связанный с эмоциональным комфортом ребенка. Возможно, большая голова, которой зависимый мужчина наделяет изображаемую им женскую фигуру, отражает его эмоциональную фиксацию на поддерживающем его образе матери, подобно тому, как это происходит с нормальным ребенком в определенной фазе его развития.

Гудинаф отметила основные различия между рисунками мальчиков и девочек, получивших одинаковую инструкцию " нарисовать человека". Эти различия заслуживают того, чтобы рассмотреть их с функциональной точки зрения. Отмечается, что девочки рисуют более крупные головы, более короткие руки, меньшие по размеру кисти рук, более короткие ноги и меньшие по размеру ступни, нежели мальчики. Такого рода различие может быть связано с соответствующим опытом, который приобретают, вырастая в нашей культуре, мальчики и девочки. В то время, как от девочек требуется лишь быть хорошенькими и изящными, дабы привлекать внимание в обществе, от мальчиков ожидают быстрых успехов в физическом и сексуальном развитии, в овладении спортивными навыками, с тем, чтобы сильнее выделяться в своем окружении, демонстрировать более впечатляющие, очевидные достижения. Многие клиницисты отмечали, что эмоциональные трудности, нарушения поведения и затруднения в учебе чаще проявляются у мальчиков, нежели у девочек. Требования, предъявляемые к мальчику, выше. Соревнование с очень значительными, подчас недостижимыми успехами, приписываемыми " образу отца", может довести мальчика до уныния, озлобленности и часто отступления под опеку матери. Имеет место проявление таких проблем, от которых девочки, по большому счету, избавлены.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь