Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ сновидений (по З. Фрейду).
З.Фрейд считал, что сны не случайны и не беспорядочны, а явл-ся способом исполнения невыполнимых желаний. Он выделял явное и скрытое содержание сна. Явное- то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое – то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. Он выделяет такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений. Работа – это перевод скрытого смысла сна в явный; толкование - наоборот, попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Есть 3 закономерности работы сновидений: 1) Сгущение – факт, что явное сновидение содержит в себе меньше инфор-ции, чем скрытое, т.к. « явл-сясокращенным переводом последнего». 2)Смещение – результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидений намеками, символами; 3)Регрессивное превращение мысли в зрительные образы - т. е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками.(по З.Фрейду) Главным методом исследования сновидений явл-ся метод свободного ассоциирования. Есть 3 основных правилапри анализе сновидений: 1)Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, т.к. оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному. 2)Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом каждый элемент просят объяснять первыми пришедшими в голову словами. 3)При анализе исслед. должен набраться терпения и подождать, пока « скрытое, исконно бессознательное не возникнет само». З.Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. Есть еще одно условие для пациента: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличном.
Неосознаваемые психические процессы. Существует большое количество псих. процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании чел. - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным. Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая чел.ом информация — лишь " верхушка айсберга". Количество неосознаваемой инфор-ции во много раз превосходит количество осознаваемой. В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: - неосознаваемые механизмы сознательных действий, - неосознаваемые побудители сознательных действий, - надсознательные процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса: - неосознаваемые автоматизмы, - неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Механизмы псих. защиты. Описано много механизмов псих. защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них: 1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное, неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защ. механизм мотивированного забывания. Он играет сущ. роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комб-ции защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комб-ция способ. возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комб-ция образует основу истерических реакций. 2. Регрессия. Посредством этого механизма осущ-ся неосознанное нисхождение на более ранний уровень присп- ния, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоц. проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявл-ся в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявл-ся при псих. болезнях, особенно при шизофрении. 3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции прояв-ся в повсед-ой жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способ-ть отличать фантазии от реальности. 4. Интроекция. Это символ. интернализация (включение в себя) чел. или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии лич-ти, поскольку на ее основе усваиваются род-кие ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого чел.. С помощью интроекции устр-ся различия между объектами любви и собственной лич-тью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. 5. Рационализация. Это защ. механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм псих. защиты, потому что наше поведение опред-ся множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. 6. Интеллектуализация. Этот защ. механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоц. переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви). 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса явл-ся важной потр-стью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). 8. Реактивное формирование. Этот защ. механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п. 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого чел. и т.п.). 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявл-сяпри фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта, переносится на внешний объект. Деятельностный подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деят-ти субъекта, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые формы (виды) этой деят-ти, производные от внешнепрактических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали: 1.необх-сть новой методологической ориентации псих. науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.; 2.сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деят-ти; 3.исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деят-ти — одна из центральных. В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки. Большую роль в методологическом обосновании Д. п. сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип Д. п. — единства сознания и деят-ти принцип. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской псих. школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деят-ти, в известной степени в оппозиции «словоцентристской» концепции Л. С. Выготского определенного периода его творчества. Различия между двумя вариантами Д. п. отчетливо формулируются в 40 — 50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем. Во-первых, это проблема предмета псих. науки. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деят-сть субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч. через исследование деят-ти. А. Н. Леонтьев, напротив, считал, что деят-сть неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деят-ти, более того: она сама явл-сяформой предметной деят-ти (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деят-стью). Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деят-ти и сознания. По С. Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» псих. деят-ти из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (псих.) план уже наличествует. А. Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих чел. с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деят-ти С. Л. Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деят-сть предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деят-ти выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А. Н. Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью явл-сяпротивоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве явл-сяпроцесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действия в др. условия). Отсюда введение А. Н. Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще во многом дело будущего. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 3066; Нарушение авторского права страницы