Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура эмоциональной сферы



Структура эмоциональной сферы включает понятие эмотивности и эмоциональной реактивности.

Эмотивностью называетсязапас эмоциональных возможностей, имеющихся в психике человека. Эмотивность – это как бы резервуар эмоций, указывающий лишь на то, сколько их в психике. Иными словами, эмотивность – это глубина и объем эмоциональных возможностей.

Эмотивность может иметь разные уровни, характеризующие возможности эмоционального реагирования (по объему и глубине). Эмотивность может быть:

1) высокой (соотвественно с большой эмоциональной энергией);

2) средней;

3) сниженной (т.е. психика с обедненной эмоциональной энергией, с ограниченным запасом эмоциональных возможностей).

Эмотивность является характеристикой внутреннего состояния эмоциональной сферы. Но с внешним проявлением эмоций эмотивность не связана, для внешних проявлений эмоциональной сферы есть другое понятие – эмоциональная реактивность.

Эмоциональная реактивность - это оформление эмоциональных реакций в ответ на раздражители, поступающие извне. Эмоциональная реактивность является характеристикой внешних проявлений эмоциональной сферы, это основная характеристика эмоциональной сферы, наблюдаемая при встрече человека с внешним миром.

Прямой взаимозависимости между этими двумя характеристиками нет. У человека может проявляться выраженно только одна характеристика, могут явно выражаться обе, а могут быть невыраженными обе характеристики.

К структурным характеристикам относят устойчивость эмоциональных реакций.

Эмоционально устойчивые реакции – это такие реакции, которые при их возникновении продолжаются долго и начинают окрашивать и восприятие, и мышление, и тем самым начинают окрашивать и поведение.

Эмоционально неустойчивые (лабильные) реакции - это реакции, которые, возникнув, исчезают настолько быстро, что не успевают даже воздействовать ни на восприятие, ни на мышление, ни на поведение. То есть это реакции, которые едва возникнув, тут же угасают.

Следующая важная характеристика эмоциональной сферы –эмоциональная дифференцированность.

Эмоциональная дифференцированность - это количество оттенков и вариаций эмоций, свойственное данному человеку, диапазон эмоций, который у него может возникнуть. Здесь имеются в виду различные оттенки даже одного и того же проявления эмоций.

Чувства и изобразительная дея­тельность

Обращаясь к художникам, выдающийся фран­цузский скульптор О.Роден писал: " Пусть все ваши краски, все ваши формы выражают собою чувство". В этом призыве Родена звучит при­знание огромного значения чувств в изобразитель­ной деятельности. Роль чувств в художественном творчестве определяется как тем значением, которое занимают чувства в духовной жизни человека, так и теми специфическими особенностями, которые ха­рактерны только для изобразительного искусства.

Остановимся подробнее на роли чувств и эмо­ций в изобразительном искусстве. Одной из задач художника является точная передача в произведениях внешнего выражения чувств, что обусловливает глу­бину раскрытия психологического состояния лично­сти, являющейся объектом изображения. Чем прав­дивее передаст художник выразительные движения человека, тем полнее и глубже он раскроет зрителю характеристику своих героев, их действия, мысли, чувства, характер, тем успешнее он обучит зрителя познанию человеческих чувств.

Наибольшая ценность художественных произве­дений прославленных мастеров заключается в том, что в них посредством реалистического изображения вы­разительных движений (мимики и пантомимы) рас­крывается внутренний мир человека, его душевное со­стояние, дается яркая психологическая характеристи­ка. Действительно, достаточно посмотреть на такие произведения, как " Запорожцы пишут письмо турец­кому султану", " Не ждали" (И.Е.Репин), " Утро стре­лецкой казни" (В.И.Суриков), " Неутешное горе" (И.Н.Крамской), " Конец" (Кукрыниксы), " Птицело­вы" (В.Г.Перов), " Ева", " Вечная весна" (О.Роден), " Свежий кавалер" (П.А.Федотов), " В дороге”, “Смерть переселенца" (С.В. Иванов), " Опять двойка", " При­был на каникулы" (Ф.П.Решетников), " Последний день Помпеи" (К.П.Брюллов), " Автопортрет" (С.Т. Коненков), " Укротители коней" (П.К. Клодт), чтобы понять, как велики возможности реалистического изоб­ражения жизни художественными средствами.

А кто не испытывал чувства потрясения, стоя перед исключительной по своей психологической выразительности картиной И.Е.Репина " Иван Гроз­ный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", содрога­ясь от жестокости царя-убийцы и одновременно испытывая жалость к нему — отцу, потерявшему свое­го сына, наследника престола.

Впечатление изнуряющего, непосильного тру­да, " смертельной усталости" передается в картине А.Е. Архипова " Прачки".

Чувством неподдельной радости пронизаны глаза, все движения фигурок детей, выскочивших на крыльцо полюбоваться первым, ослепительно белым снегом, в картине А.А. Пластова " Первый снег". Со­переживание радости испытывает зритель, глядя на картины Ф.П. Решетникова " Прибыл на каникулы", И.Н. Клычева " Первые радости".

Благородство, нежность, целомудренность, глубина и красота вечного человеческого чувства любви с необычайной силой и убедительностью пе­редается в ряде произведений Боттичелли, Родена, Петрова-Водкина и других известных художников.

Другим важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, явля­ется эмоциональное переживание художника в про­цессе изобразительного акта.

Эмоциональное состояние художника во вре­мя работы предполагает три следующих наиболее су­щественных компонента:

а) эмоциональное переживание от объекта изо­бражения;

б) эмоциональное переживание от самого про­цесса изображения;

в) общее эмоциональное состояние художни­ка, выражающееся в легкости эмоционального воз­буждения, в силе и глубине проявления эмоциональ­ного возбуждения.

Если натура (объект изображения) оставила ху­дожника равнодушным, не заинтересовала его, про­цесс изображения будет пассивен.

Эдуард Мане неоднократно говорил, что худож­нику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой. К. Коро в своей записной книжке отмечал, что в природе необходимо искать прежде всего форму, затем соотношения тонов, ко­лорит – и все это должно быть подчинено испыты­ваемому художником чувству. При рассмотрении той или иной местности, того или иного предмета худож­ник взволнован проявлением " изысканной прелес­ти". Для успеха в изобразительном творчестве нель­зя упускать это впечатление и добиваясь верности и точности передачи натуры, не следует забывать об этом впечатлении.

А.С. Голубкина неоднократно говорила о том, что художник не может относиться к натуре равно­душно: всегда она или нравится, или нет. И в этом случае художник должен задавать себе вопрос — что нравится в натуре и что нет.

Исключительно большое значение придавали " прочувствованию" природы такие известные рус­ские пейзажисты, как А. К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Д Поленов и др. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание художника, вызывае­мое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым усло­вием успеха в изобразительной деятельности живо­писца. Этим объясняется особая роль пленэра в пе­дагогической практике А.К. Саврасова, И.И. Левитана и других известных пейзажистов-педагогов. Так, К.А. Коровин вспоминает о годах обучения у А.К. Сав­расова: " Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды и говорили друг другу, указывая, — " это не про­чувствовано" и " мало чувства", " надо чувствовать", — все говорили про чувства".

И.И. Левитан, как вспоминают его многочис­ленные ученики, постоянно твердил о необходимо­сти передавать природу " как видишь", передавать то, что " чувствуешь", " то настроение", которое созда­ется у художника при виде картины природы. Часто он говорил, что картина — это кусок природы, про­фильтрованный через темперамент художника.

Прославленный поэт Гёте говорил, что опи­раться на пережитое для него — это все. «Высасывать из пальца не мое дело», – утверждал он, и «я, – говорил он, – всегда считал, что действительность гениальнее мо­его гения».

Таким образом, натура, действительность явля­ется неиссякаемым источником творческого вдохно­вения, эмоционального переживания художника, о чем свидетельствуют приведенные высказывания самих мас­теров кисти.

Говоря о важности впечатления, которое полу­чает художник от натуры, об эмоциональном пере­живании, испытываемом им при восприятии объек­тов и явлений действительности, следует напомнить о необходимости внимательного изучения действи­тельности и по возможности точной ее передачи. Более или менее яркое переживание художника, вы­званное объектом изображения, не исключает необ­ходимых элементов рационального в изобразитель­ном процессе, а, наоборот, должно способствовать более глубокому логическому познанию натуры и раскрытию ее через художественный образ. Очень убедительно об этом сказал О. Роден: " Не думайте, что мы можем исправлять природу: не будем бояться быть копиистами, будем делать лишь то, что видим, но пусть эта копия пройдет, прежде чем через нашу руку, через наше сердце...".

К. Коро, говоря о неразрывной связи чувств и разума, эмоционального и логического в изобрази­тельном творчестве, писал, что нужно сначала хоро­шо прочувствовать свой сюжет, а затем, когда он ясно представлен, хорошо понят, писать.

Например, И.И. Бродский вспоминает о И.Е. Репи­не, что прославленный мастер, работая, всегда заго­рался, писал с вдохновенным подъемом и в итоге де­лал законченный этюд, поражающий мастерством и глубиной проникновения в натуру. Причем высокий творческий подъем, эмоциональная взволнованность в художественной деятельности И.Е. Репина нераз­рывно были связаны с активной работой мысли ху­дожника, глубоким изучением действительности. Эту связь раскрывают в своих воспоминаниях многие ученики и друзья Репина. По их воспоминаниям, Репин, прежде чем приняться за работу, " пытливо изучал натуру", ее характер и всегда работал взвол­нованно, с творческим подъемом.

Самозабвенность, увлеченность в работе Ф.А Васильева поражала даже таких художников, как И.Н. Крамской, И.Е. Репин. Крамской пишет в одном из своих писем о Васильеве: " Работал он страстно, апатичность и рассеянность не врывались к нему в то время, когда в руках был карандаш, или, вернее, механически, без участия сердца, он работать не мог". Сам И.Н. Крамской, отличаясь исклю­чительной трудоспособностью, всегда страстно от­носился к искусству, работая с " внутренним огнем в груди". При этом И. Н. Крамской, как и многие дру­гие художники, всегда стремился " согласовать" " вну­тренний огонь" с " холодной рукой", совершенно правильно отмечая, что логическое познание, совер­шенное мастерство неразрывно связаны с эмоцио­нальным миром художника.

Глубокого эмоционального переживания ху­дожника требует работа над композицией, раскры­вающей драматические ситуации, конфликты, " ост­рые" сцены и т.п. В этом случае психологическая глу­бина раскрытия художественных образов, чувств, на­строений героев произведения во многом зависит от силы и глубины чувств художника, испытываемых им от изображаемого, от того, насколько глубоко сам ху­дожник прочувствовал поступки, мысли своих геро­ев. Часто художник настолько вживается в художе­ственный образ, что представляет себе его как реаль­ный. Неудивительно поэтому восклицание В.В. Ве­рещагина: " Больше батальных картин писать не буду – баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого".

Эмоциональное возбуждение художника в про­цессе изобразительного акта в значительной степе­ни определяется общим эмоциональным состояни­ем художника, выражающимся в легкости эмоцио­нального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального переживания. В самом деле, изучая биографии известных художников, замечаем законо­мерность — ярко выраженную эмоциональную реак­цию на объекты и явления действительности, под­час даже незначительные. Художники всегда прини­мают " близко к сердцу" события, явления окружаю­щего мира, легко " загораются" при виде поразивше­го их предмета, явления.

Ярко выраженный эмоциональный склад лич­ности И.И. Левитана легко вскрывается и в письме художника из Ялты к своему другу А.П. Чехову. " До­рогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую зелень, голу­бое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрал­ся на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где веч­ная красота Да что значат слова – это надо самому видеть, чтоб понять! ".

Богатство, глубина и сила эмоциональных переживании художников растут в процессе изобразительной деятельности. Специфические особенности изобразительного искусства таковы, что художник должен четко и определенно выражать отношение к изображаемому. Поэтому развитие чувств и эмоции у молодых художников с самого начала их обучения является важнейшей задачей педагога. Для успешного развития чувств могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс изображения. Эффективное средство – эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств будущих художников оказывают похвала или порицание учителя. Вот почему следует всегда с большим тактом относиться к результатам юного рисовальщика, живописца, скульптора, учитывая их старание, любовь к искусству или объективные причины неудач.

Очень ярко вспоминает М. В. Нестеров о тех радостных минутах переживания, когда его работу особо отметил В.Г. Перов, в классе которого занимался молодой художник. " Появился он, и мы тотчас окружили его, и просмотр начался. Моя картина стояла в натурном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось, я переживал новое, еще неведомое чувство страха, смешанного с сладостной надеждой...”.

Рассматривая значение эстетических чувств в изобразительной деятельности, следует иметь в виду, что в их возникновении и проявлении значительную роль играют особенности чувственного облика объектов – цвет, форма, силуэт, изящество линии. Но форма предметов не существует изолированно от их содержания. Поэтому необходимым условием формирования эстетических чувств является воспитание умения воспринимать форму как материальную обо­лочку определенного содержания.

Единство формы и содержания — существенная предпосылка эстетических переживаний.

Какое бы глубокое содержание ни заключалось в произведении, в котором форма не отвечает эстетическим требованиям, такое произведение не вызовет эмоционального отклика у зрителя не заставит его наслаждаться восприятием. Эстетический принцип, по которому дается оценка произведению изобразительного искусства в современном обществе, предполагает неразрывную связь идейности и правдивости искусства. Изображение людей с их делами, переживаниями в художественном произведении всегда выражает определенное отношение к ним автора, раскрывает его идейные взгляды и убеждения. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только могут раскрывать человеку неизвестные ему ранее чувства, но и формируют его отношение к объектам и явлениям действительности, вырабатывают моральную оценку их. Сказанное обусловливает важное значение изобразительного искусства в воспитании людей, особенно в воспитании их чувств и художественного вкуса..

 

Значение и функции воли

В процессе познания окружающего мира человек для дости­жения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение. Во всем этом проявля­ется его воля.

Воля— сознательное регулирование человеком своего пове­дения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это понятие было введено в систему ка­тегорий о душе еще Аристотелем для объяснения того, каким образом поведение человека осуществляется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля же, по его мнению, наряду со стремлением способна из­менить ход поведения — инициировать его, останавливать, ме­нять направление и темп. Проблема воли, являясь одной из центральных проблем в психологии в XVIII—XIX вв., в XX сто­летии оказалась отошедшей на второй план и недостаточно на­учно обоснованной и разработанной. Причинами тому явились неоднозначность феноменов, описываемых в психологии под понятием «воля», а также трудности разработки данной пробле­мы на новой методологической основе и использовании само­наблюдения в качестве основного метода.

В отечественной психологии изучением воли занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, A.M. Высоцкий, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов и др., в настоящее время – В.А. Иванников, Т.И. Шульга; в зарубежной — Т. Рибо, В. Вундт, У. Джемс, Т. Эббингауз, К. Изард, X. Хсйкхаузен, К. Ле­вин, Ф. Хоппс, Н. Ах, Ж. Пэйо.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникает вместе с обществом, трудовой деятельностью. Она является зна­чимым компонентом психики человека, неразрывно связанным с потребностями, мотивами, интересами, мировоззрением, убежде­ниями, познавательными и эмоциональными процессами.

Сильной волей чаще всего отличаются люди с высокими идеалами, глубокими и разносторонними интересами. Человек с сильной волей может управлять своими эмоциями и чувствами: подавлять те из них, которые ме­шают делу, при любом настроении взять себя в руки, быть хозя­ином своего настроения. Не случайно говорят, что воля — это власть над своими чувствами.

И.М. Сеченов писал, что воля — не какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства.

А.С. Макаренко подчеркивал, что большая воля — это не только пожелать и добиться, но и заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.

Проблема воли приобретает огромное практическое значе­ние, особенно в педагогической практике, которая показывает, что наибольших успехов в разных видах деятельности добива­ются развитые в волевом отношении учащиеся, что успевае­мость прямо связана с развитием их воли. Практическое значе­ние воли выражается также и в формировании активного члена нашего общества, человека слова и дела.

• Волевые действия по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.

• Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования.

• Волевая активность имеет сложную психологическую
структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Таким образом, воля выполняет три функции.

1. Побудительнаяи направляющая функция — обеспечива­ется активностью человека, сознательными действиями, направленными на достижение поставленной цели при преодолении трудностей, связанных с борьбой мотивов (т.е. требующих дополнительного побуждения для дости­жения цели), характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормознаяфункция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, преодолении препятствий, направленности действий в будущее, борьбе мотивов, конфликте между требованием подчинения социальным нормам и имею­щимися у человека желаниями, удержании в поле созна­ния объекта, с которым человек действует или размыш­ляет, поддержании сконцентрированного на нем внима­ния, доведении дела до конца и т.д.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Охрана гидросферы Источники загрязнения водоемов
  2. Анкета к теме: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка».
  3. Биосфера как естественно - историческая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеноценологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая.
  4. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.
  5. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
  6. Второй этап. Развитие материнской сферы в игровой деятельности
  7. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ АТМОСФЕРЫ
  8. Глава 25. Статистическое изучение сферы труда в условиях становления рыночного механизма
  9. Деление по оси Асцендент/Десцендент — на Северную (снизу) и Южную (сверху) полусферы
  10. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  11. Дефицит навыков переработки социально значимой (эмоциональной) информации
  12. Для уменьшения риска фирмы расширяют свою деятельность путем проникновения в новые сферы и отрасли. Как называется данный процесс?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь