Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении — одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности.
Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и кончая законченным произведением – картиной, скульптурой и т. п. Обычно компоненты комплексного раздражителя так тесно взаимодействуют, что даже при восприятии только отдельных признаков или частей предмета возникает целый образ этого предмета. Зрительно воспринимая, например, бархат, мы отличаем не только его черный цвет, но и мягкость, хотя не дотрагиваемся до него рукой То же самое наблюдается и при зрительном восприятии мрамора. Мрамор воспринимается как твердый и холодный, несмотря на отсутствие тактильных и температурных ощущений у человека в момент зрительного восприятия мрамора. Подобные впечатления возникают условнорефлекторно, в результате установившейся и закрепившейся в предшествующей практике ассоциации между зрительными, тактильными, температурными раздражителями от данных объектов. Быстро и легко происходит ассоциация зрительных, двигательных и осязательных ощущений. Воспринимая форму объектов или отдельные свойства их поверхности — гладкость, шероховатость, матовость, полированность и т. п., мы замечаем такое тесное слияние данных ощущений, что невозможным получается разграничение их в едином комплексе ощущений. При передаче в изобразительном искусстве объектов действительности наряду с другими руководствуются и этой закономерностью. Если, например, художник, изображая какой-нибудь конкретный предмет, наряду с правильной передачей в рисунке пространственного положения, конструкции, пропорций предмета не сумел передать материал, фактуру (плотность, гладкость, шероховатость и т. п.), то происходит нарушение ассоциаций разных ощущений. В результате не наблюдается целостности восприятия, т.е. изображение не дает полного, цельного представления об изображаемом объекте. Отсюда понятно важное значение в познании объекта по отдельным его сторонам, качествам образования систем временных связей. Это дает возможность при действии одного раздражителя из целого комплекса воспроизводиться всей системе реакций, что и обусловливает возможность узнавания объекта на основе его некоторых признаков. Большую роль в узнавании играет слово. Значение слова особенно хорошо раскрывается при наличии затрудненного узнавания, которое характеризуется так потому, что внешние признаки объекта или очень малочисленны, или настолько неопределенны, что объект сразу невозможно узнать. В этих условиях называние объекта моментально приводит в действие те представления, которые связаны с данным словом, что способствует быстрому узнаванию его. Основой взаимодействия двух сигнальных систем в процессе восприятия служит передача возбуждения от одной сигнальной системы к другой. То есть связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную систему, что и дает возможность осмысленно узнавать те или иные предметы, служащие раздражителями. Одновременно связи, основанные на словах, передаются в первую сигнальную систему, в результате чего под действием слова происходит изменение восприятия в сторону полноты и глубины. Рассматривая важное значение слова в процессе узнавания, необходимо учитывать этот факт в изобразительной деятельности. В живописном или графическом произведении, особенно в произведении, изображающем значительные глубинные пространства (например пейзаж или композиция с людьми), рисующий, руководствуясь законами линейной, воздушной перспективы, законами распределения светотени на поверхностях объектов и целым рядом закономерностей композиции, обязательно будет изображать предметы, расположенные дальше, менее четко и определенно. А предметы, расположенные совсем далеко, например на линии горизонта, обычно изображаются еле различимыми пятнами, фигурами, силуэтами. Вместе с тем, несмотря на эту трудность различения дальних объектов при восприятии картины, задача зрительного восприятия в каждом конкретном случае требует одновременного осмысливания, и прежде всего узнавания, всех компонентов картины, где бы они ни находились – близко или далеко. Если только какой-либо элемент композиции будет не узнан, т.е. не понят, значит, не будет и полного, глубокого усвоения содержания данной композиции. Причем необходимо, чтобы все элементы композиции " читались" последовательно, но без излишней затраты времени на осмысливание отдельных элементов, какими могут служить объекты, расположенные вдали, или другие второстепенные детали картины. В изобразительной деятельности особое значение приобретает апперцепция восприятия, которая определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения человека к действительности на восприятие, ставя его в зависимость от указанных факторов. Само по себе явление апперцепции в восприятии обусловливается различным жизненным опытом у каждого конкретного человека, а значит, разными условиями жизни, воспитания, обучения. Различают апперцепцию постоянную и непостоянную (такое деление, конечно, относительно). Непостоянная, или временная, апперцепция может образовываться в результате случайных, быстро изменяющихся условий. Такими условиями являются, в частности, эмоциональное состояние человека в данный момент, действие предшествующих восприятий, возникший по ходу деятельности тот или иной конкретный вопрос. Постоянная (устойчивая) апперцепция обычно образуется в ходе продолжительной практики человека. Так образуется профессиональная апперцепция, когда человек много лет занимается той или иной деятельностью. Влияние знаний на содержание и характер восприятия, т.е. явление апперцепции восприятия, в процессе изобразительной деятельности проявляется прежде всего в зависимости полноты, точности, быстроты и осмысленности восприятия пространственного положения изображаемых объектов, их формы, пропорций от знания конструктивных закономерностей построения предметов. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение — конструкцию. Отдельные части, детали предмета находятся в определенных соотношениях между собой, или, как еще говорят, пропорциях. Все окружающие нас предметы имеют в своей основе строение геометрических тел. И не случайно художники так и говорят: " Этот предмет имеет кубическую форму, этот – призматическую, а этот – цилиндрическую, шарообразную и т.д.". Более сложные объекты обычно называют " комбинированными", имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести чайник, бидон, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности. Сложным объектом изображения является и человек. Геометрическая основа строения предметов окружающего мира не означает, конечно, что в изобразительной деятельности надо конкретные предметы заменять абстрактными геометрическими телами. Вся сложность заключается в том, чтобы увидеть за внешними очертаниями ее конструкцию, а потом построить форму предмета в рисунке в виде упрощенных геометрических тел, постоянно усложняя ее до полного реалистического изображения. В процессе изобразительной деятельности большое значение имеет апперцепция, которая проявляется в выбирании главного в объекте восприятия. В данном случае апперцепция обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов художника на процесс восприятия. Эта апперцепция является профессиональной у художника и имеет устойчивый характер. Сами художники обычно это явление называют умением " видеть" натуру. Иногда это называется также " постановкой зрения". Умение " видеть" предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для рисующего прежде всего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределении светотени. Передача всего этого на бумаге, холсте или в скульптуре и является основной задачей реалистического искусства. Недаром многие выдающиеся художники обращали особое внимание на успешное развитие умения " видеть". На это указывают и многие психологи, исследующие особенности зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности. " В изобразительных искусствах, — говорит Б.М.Теплов, – задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного " вида" вещей, снятия той завесы с привычно-схематических представлений, которая заслоняет его от обычного житейского взора". Явление апперцепции проявляется и в избирательности восприятия, т.е. в предпочтении выбора одних объектов или их отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами. Являясь определенной формой отношения человека к окружающим предметам, обусловленного значением этих предметов для него, интересами, предшествующим опытом человека, избирательность восприятия особенно ярко выражена у художника. Это объясняется тем, что специфика процесса изображения такова, что художнику постоянно приходится выделять одни предметы и опускать из своего поля наблюдения другие, обращать свой взор на одни свойства и стараться не замечать остальные. Если, например, художник рисует с натуры предмет карандашом, то он совершенно не будет анализировать цвет, окрашивающий этот предмет. Цвет в данном случае для него как бы не существует. А основной акцент делается на восприятие пропорций, формы, пространственного положения изображаемого объекта. Если в рисунке требуется передать светотень, то после линейного построения рисунка основной зрительный анализ натуры проводится в отношении светотени на поверхности предмета натурной постановки, а перспективное сокращение формы, ее пропорции отходят на второй план. Живописная же передача натуры, наоборот, требует прежде всего анализа цветовых отношений объекта восприятия. Таким образом, мы видим, что в зависимости от той или иной задачи в процессе деятельности художник по-разному воспринимает объекты действительности. Причем, избирательность восприятия ярко проявляется у художников не только непосредственно в процессе изобразительной деятельности, но и в повседневной их жизни. Их всегда привлекают прежде всего красота людей, природы, соразмерность линий, форм, цвета. А если художник занят реализацией какого-либо замысла, то он обязательно будет, подчас непроизвольно, воспринимать в окружающем раньше всего то, что имеет прямое выражение в композиции – мимолетные переживания, отражающиеся на лице собеседника, движения пешеходов по улице, березку с развевающимися на ветру листьями и т.п. Задания для самоконтроля
Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Больной отчетливо различает лица собеседников, но не соотносит зрительный образ с личностью, узнает только при назывании имени. Определите вид нарушения составляющей анализатора, выбрав правильный ответ: а) нарушен настроечный аппарат глаза; б) нарушен рецепторный аппарат глаза; в) нарушены центростремительные нервные пути; г) нарушен корковый отдел зрительного анализатора. 2. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам за счет следующего явления: а) взаимодействия анализаторов; б) сенсибилизации; в) синестезии; г) контраста. 3. Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным цветом чувствительность зрения в темноте возрастает в результате: а) контраста; б) адаптации; в) синестезии; г) взаимодействия анализаторов. 4. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности вследствие: а) синестезии; б) контраста; в) адаптации; г) сенсибилизации; д) взаимодействия анализаторов. 5. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый. Эту реакцию можно объяснить следующим явлением: а) адаптацией; б) контрастом; в) синестезией; г) сенсибилизацией. Задание № 2. Определите соответствие между приведенными примерами и объясняющими их явлениями: а) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари; б) А. Н. Скрябин обладал цветным слухом, т. е. слышал звуки, окрашенные в разные цвета; в) ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения; г) при обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. 1. Адаптация. 2. Синестезия. 3. Специфическая сенсорная организация. 4. Сенсибилизация. Задание № 3. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ощущение, психика, осязание, познание, отражение, чувственный образ. Задание № 4. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека. Субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение, рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга.
Задание № 5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но понимаем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия: а) осмысленности. б) константности; в) предметности; г) целостности; д) структурности. 2. При виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории, в этом проявляется следующее свойство восприятия: а) целостность; б) константность; в) осмысленность; г) предметность; д) структурность. 3. Чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. п.). Происходит это благодаря следующему свойству восприятия: а) структурности; б) целостности; в) осмысленности; г) предметности; д) константности. Задание № 6. Рассмотрите предлагаемые иллюзии восприятия и постарайтесь определить причины, их вызывающие, а также приведите примеры из жизни, где мы встречаемся с данными иллюзиям 1. 2. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше
3. 4. Горизонтальные линии за счет квадрата кажутся изогнутыми На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми
Внимание Внимание –сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение. Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы. Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую можно легко наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект. Виды внимания По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание–это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т.е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя. Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Вызывает непроизвольное внимание и величина раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а в момент объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания. Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились. Таким образом, общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, как мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению могут заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на чтении научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой нужно быть особенно внимательным. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости напряжения не чувствуется. Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к этому уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием. Внимание в изобразительной деятельности
Важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями творческой деятельности художника. В процессе изобразительной деятельности особое значение имеет внешнее выражение внимания. Это объясняется следующим: во-первых, любой момент активной работы художника карандашом, кистью, скарпелем характеризуется наличием ярко выраженной специфической позы, мимики, внимания. Поэтому по внешнему выражению внимания художника можно определить уровень активности анализа натуры, своего рисунка, определить степень сосредоточенности художника в процессе изобразительной деятельности и на этой основе направить дальнейшую изобразительную деятельность. Большое значение придавал вниманию в работе художника и внешнему выражению его как показателю сосредоточенности, интенсивности внимания Н.П. Крымов. Кукрыниксы вспоминали слова известного пейзажиста о том, что когда художник пишет натуру, он должен " как можно больше смотреть на нее, концентрируя внимание на изучаемых свойствах и особенностях натуры — форме, конструктивном строении, пространственном расположении, цвете и т.п. Н. Крымов тут же блестяще иллюстрировал свой совет двумя сценками – " как надо писать" и " как не надо писать". В первой, изображая художника, правильно работающего, он внимательно всматривается в натуру и так же внимательно находит нужный цвет на палитре. Вот он делает мазок на холсте и снова долго вглядывается в натуру. Тихо говорит себе: " Еще слишком тепло, надо холоднее. Опять не то. Вот теперь верно". Показав эту сцену, он тут же произносит: " А вот как не надо писать" — и сощурившись, что-то напевая, мельком взглянув на воображаемый слева пейзаж, Николай Петрович с ожесточением начинает долго месить на палитре разные краски, и с таким же ожесточением набрасывается с кистью на воображаемый холст и долго, не глядя на натуру, мажет по нему в разных местах кистью". Второй момент, благодаря которому внешнее выражение внимания имеет в изобразительном искусстве исключительно важное значение, заключается в том, что передача внешнего выражения внимания у человека является одной из основных задач изобразительного искусства. При этом считается, что чем точнее и правдивее передано это состояние человека, тем более глубоко вскрыто в художественном произведении психологическое состояние изображаемого человека, тем более выразительно передается художественный образ. Действительно, достаточно посмотреть на фигуру слушающего в известной картине В.Г. Перова " Охотники на привале", чтобы сразу сказать, что изображенный герой полон внутреннего напряжения, целиком захвачен рассказом товарища. По выражению его лица, по всему движению подавшейся к рассказчику фигуры можно с уверенностью сказать о том, что все его мысли там, где происходят события рассказчика. Таким образом, глубокое психологическое раскрытие художественного образа неразрывно связано с убедительной передачей внешнего выражения эмоционального состояния человека, и прежде всего состояния внимания, присущего человеку в любой жизненной ситуации. Изобразительная деятельность, отличаясь целенаправленностью, организованностью, интенсивно развивает у художника произвольное внимание. Постепенное развитие внимания художника, постоянная тренировка целенаправленного зрительного восприятия приводят к развитию у художника внимательности как черты личности. Внимательность, характеризуясь обостренной чувствительностью, ясностью мысли, общим эмоциональным подъемом, быстротой психических реакций, является необходимым условием успешного творческого процесса художника. Неустанное изучение действительности, особенностей и закономерностей формы, цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное — вот что определяет развитие внимательности у рисовальщика. Важное значение приобретает разработка путей воспитания внимания у школьников на уроках изобразительного искусства с учетом специфики изобразительной деятельности Наиболее эффективными из них, составляющими основу воспитания внимательности, являются следующие: 1. Формирование у юных рисовальщиков умения видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности. 2. Развитие у школьников умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке. 3. Максимальное применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности. Это правило выражается как в показе преподавателем различных приемов и методов работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов, положений композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, в пособиях, таблицах и т.д. 4. Высокое качество объяснения учителем учебного материала. Понятие " высокое качество объяснения" означает яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный рассказ учителя. При этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с уже известным учащимся материалом. 5. Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности. 6. Организация труда юного рисовальщика (организация своего рабочего места, планирование порядка работы над учебным заданием, активная работа над заданием). 7. Обязательный учет индивидуальных особенностей личности школьника, и прежде всего различий в художественных способностях каждого юного рисовальщика. Данные приемы развития внимания у школьников в процессе рисования служат основой методов воспитания внимательности у рисовальщиков в процессе обучения их рисунку, живописи, композиции и во внешкольных кружках, студиях, в специальных учебных заведениях. Задания для самоконтроля Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает: а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание. 2. Внимание выполняет следующую функцию: а) активизации нужных психофизиологических процессов; б)целенаправленный организованный отбор поступающей информации; в) обеспечение длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирование сознания на необходимых элементах действительности; 3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак следующих видов внимания: а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; , в) послепроизвольного внимания. 4. Условием возникновения непроизвольного внимания является: а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя. 5. Произвольное внимание: а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом. 6. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в следующих факторах: а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта 7. Уделять внимание означает: а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления. 8. Ограничение объема внимания определяет следующее свойство: а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение. 9. Концентрация внимания определяется: а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты. Задание № 2. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении. Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов. Задание № 3. Ответьте, почему: 1) световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет; 2) летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы; 3) находясь в гостях и будучи полностью поглощенным разговором с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»); 4) живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания; 5) во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда; 6) вода в чайнике, которую вы ждете, никак не закипает. Задание № 4. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные ниже примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание? 1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно резвым характером и неспособностью к прилежанию, но, познакомившись с началами математики, стал другим человеком, а впоследствии — ученым. 2. Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке, но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что вызвало сильнейшее сердцебиение, из-за которого ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, 3. Когда мысль И. Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя. Задание № 5. Прокомментируйте приведенные ниже ситуации. В чем причины рассеянности? Гениальность делает людей невнимательными или внимание делает из них гениев?
§ Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать. § Аббат Беккария, занятый своими опытами, во время служения § Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома. Задание № 6. Определите, кто самый внимательный. Как-то завязался спор, кто самый внимательный. Один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник». Задание № 7. Какие из приведенных высказываний ошибочны? 1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности. 2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека. 3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля. 4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности. 5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека. 6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Память Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта. Память – это сложный познавательный процесс, который складывается из следующих составляющих процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, а также их забывание. Так же как и внимание, память не имеет собственной связи с реальностью, пользуется данными ощущений, восприятия, мышления и других процессов и как бы обслуживает эти познавательные процессы, представляя в целом определенную функцию сознания – организацию познания и деятельности. По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную (память на чувства) память. По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную, кратковременную, оперативную память. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2425; Нарушение авторского права страницы