Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность
Важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве художника, который создает произведения с помощью линий, формы имеют закономерности ощущения цвета. Свет, излучаемый Солнцем и воспринимаемый нами как белый, состоит из ряда хроматических лучей. Чтобы убедиться в этом, достаточно пропустить солнечный луч через призму, разлагающую белый свет в цветовой спектр. Лучи света, имеющие разную длину волны, вызывают и разные цветовые ощущения. В характеристике цвета важное значение имеют три основных свойства –светлота, цветовой тон и насыщенность. Сказанное относится только к хроматическим цветам. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. Различия по светлоте заключаются в том что одни цвета темнее, другие светлее. Например, ультрамарин синий темнее кадмия красного, кадмий красный светлее краплака красного, а краплак красный светлее краплака темного. Светлота цвета характеризует эффект действия раздражителя на зрительный анализатор по интенсивности. Светлота цвета обусловливается яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза. Если иметь в виду поверхность, которая отражает свет, то в этом случае светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на данную поверхность. Чем больше света отражается поверхностью, т.е. чем выше коэффициент отражения, тем большей светлотой отличается эта поверхность. Цветовой тон составляет то качество хроматического цвета, определяя которое мы называем цвет красным, желтым, синим, голубым и т. д. Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр. При расположении спектра по окружности и добавлении пурпуровых цветов можно получить цветовой круг. Цветовой круг обычно разделяют на две части — теплую и холодную. Т е п л ы е ц в е т а составляют красные, желтые, желто-зеленые цвета. Эти цвета напоминают цвет огня солнца, цвет раскаленных тел. Х о л о д н ы м и ц в е т а м и являются сине-зеленые, синие, голубые, сине-фиолетовые цвета. Холодные цвета ассоциируются в представлении человека с чем-то холодным – льдом, лунным светом и т. п. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, насыщенность — это показатель выраженности конкретного цветового тона. Насыщенность цвета находится в зависимости от соотношения количества лучей, характеризующих цвет конкретной поверхности, со всем количеством световых лучей, отражаемых этой поверхностью. Как известно, цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. А самая светлая краска — белила – светлее самой темной — черной – всего-навсего в 25 — 30 раз. В связи с этим возникает вопрос, на который, казалось бы, нет ответа: " Как же в таком случае передать в живописи все многообразие, все богатство цветов, цветовых отношений природы? " Но, как правило, художники успешно решают проблему передачи всего разнообразия цветовых отношений, подчас настолько тонких нюансов света, цвета, что, глядя на ту или иную картину, поражаешься возможности посредством красок передавать десятки и сотни оттенков цвета. В этом художникам помогает знание явления цветового контраста, которым они руководствуются в своем творчестве. Явление цветового контраста заключается в том, что любой цвет (как ахроматический, так и хроматический) на фоне более темных цветов светлеет, а на фоне более светлых темнеет. Кроме того, цвета меняют свой цветовой тон и насыщенность в зависимости от окружающих их хроматических цветов. Контраст называется светлотным, или ахроматическим, если изменяется только светлота. Хроматическим контраст называется в том случае, если изменяется цветовой тон или насыщенность (или и то и другое одновременно). Примером светлотного контраста могут служить два круга, вырезанные из одного и того же листа серой бумаги, на черном и белом фоне. Серый круг на черном фоне выглядит светлее, чем на белом фоне, по той причине, что в обоих случаях происходит усиление различия между серым кругом и его фоном (черным и белым). Хроматический контраст легко наблюдать на примере тех же двух серых кругов на красном и зеленом фонах. Серый круг на красном фоне вследствие контраста зеленеет, а на зеленом – краснеет Наблюдается усиление светлотного контраста при условии большей разницы контрастирующих цветов. Усиление же хроматического контраста происходит при равенстве или близости светлоты контрастирующих цветов. При хроматическом контрасте изменение цветового тона осуществляется в результате влияния окружающего цветового фона в направлении цвета, дополнительного к цвету фона. При таком контрасте цвет противоположных цветов усиливается по насыщенности. Цвет с меньшей насыщенностью под влиянием цвета с большей насыщенностью того же цветового тона кажется еще менее насыщенным. В остальных же случаях наблюдается изменение цветового тона. Так, в окружении зеленого цвета серые цвета кажутся сиренево-розовыми, розовые еще больше розовеют, желтые кажутся оранжевыми, оранжевые краснеют и т.д. Цвет, возникающий на ахроматическом фоне в результате контрастного воздействия хроматических цветов, принято называть контрастным по отношению к вызывающим его цветам. К оранжевому цвету контрастным цветом является сине-голубой, к синему — оранжевый, к желтому — фиолетовый. И светлотный (ахроматический), и хроматический контрасты особенно хорошо наблюдаются на границах соприкосновения цветов, т.е. на краях цветов, соприкасающихся друг с другом. Контраст цветов, наблюдаемый по краям соприкасающихся цветовых пятен, так и называется краевым. Если на сером участке листа бумаги, соприкасающемся с красным участком листа бумаги, мы проведем поблизости от линии соприкосновения черту, то позеленение серого участка будет наблюдаться только в пределах от границы до этой черты. Расплывчатость границ контрастирующих цветов усиливает явление хроматического контраста, четкость же границ снижает эффект контраста. При этом замечается, что чем больше периметр цветового участка – протяженность его пограничной линии, контура, очерчивающего этот участок, тем сильнее происходит изменение цвета участка в результате воздействия окружающих участок цветов. Об этом убедительно пишет в книге " Цвет в живописи" известный специалист в области художественного творчества Н. Н. Волков. Как уже указывалось выше, усвоение законов контраста помогает художнику ориентироваться в тех изменениях цвета изображаемого им объекта, которые происходят очень часто и обычно с трудом фиксируются глазом, а также, что не менее важно, обогащают технические возможности художника, дают ему возможность, используя контраст, повысить интенсивность цвета красок, понизить или повысить их светлоту, цветовую насыщенность. Если подойти вплотную к картине В.Сурикова " Боярыня Морозова" и посмотреть внимательно на тень на снегу от саней, то можно увидеть откровенно синие, голубые, розовые, красноватые краски сильной цветовой насыщенности, но достаточно отойти от картины на 2–3 метра, как вся эта радуга цветов пропадает и зритель видит синевато-серую тень на ослепительно белом снегу. А если еще раз подойти и посмотреть уже на этот ослепительный белый снег, то окажется, что и он написан не чистыми белилами, а на одном участке картины он с оттенком розового, на другом — с оттенком желтого, на третьем — с оттенком синего и т.д. Так же написан снег и в картине И.Э.Грабаря " Мартовский снег". Часто картины пишутся " грязными" красками, но впечатления грязи от красок не бывает. Например, рассматривая на очень близком расстоянии картину М.А. Врубеля " Царевна Лебедь", видишь серовато-грязные краски, но стоит удалиться на 1—2 метра и далее от картины, как замечаешь удивительно красочные лилово-сиреневые, розовато-голубые тона картины, объединенные общим сиреневым колоритом. Аналогичное мы видим и в картинах К.Моне " Скалы", О.Ренуара " Обнаженная". В приведенных примерах мы наблюдаем умелое использование художниками взаимодействия между цветами. Сказанное свидетельствует о том, что в изобразительном искусстве при передаче в живописи цвета натуры не следует стремиться к тому, чтобы абсолютно точно подобрать его. Обычно это и невозможно сделать. Главное — это правильно " взять отношения", т.е. сохранить относительные различия между цветами так, чтобы каждый цвет картины отличался по светлоте и цветовой насыщенности от остальных цветов картины соответственно тому, как это имеет место в натуре. Большой интерес представляют в этой связи высказывания художника Н.П.Крымова, постоянно искавшего общий тон, который бы позволил художнику при помощи сравнения определить силу тона остальных цветов: "... я начал думать о методах передачи общего тона в картине. Это, однако, оказалось очень трудным, так как нельзя было найти первоосновного, так сказать, постоянного, не изменяющегося от окружающих условий живописного элемента, своего рода камертона в живописи, сравнивая с которым можно было бы определить силу тона каждого данного предмета в природе. Однажды я писал вечерний пейзаж, раздумывая об этом " камертоне", я закурил и случайно, совершенно машинально поднял руку с горящей спичкой на уровень глаз. Направив спичку на яркое закатное небо, я увидел, что закат по отношению к огню спички стал казаться более темным. Тогда я стал искать, с каким же предметом природы может вообще слиться огонь спички. Оказалось, что он сливается с белой стеной, освещенной солнцем. Найденный мной " камертон" позволил мне, посредством сравнения его с предметами природы, увидеть все разнообразие тонов". Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг к другу по цветовому тону. Правда, определенная композиция цветовых пятен позволяет добиваться единства колорита самых разнородных цветов. Например, картины И.Е.Репина отличаются яркими красками, контрастными сочетаниями, но в каждой из них имеется колористическое единство. Объединение разнообразных цветов осуществляется при условии отличий их друг от друга в равной степени. Резко выделяется лишь тот цвет, который значительно отличается от других. Так, среди насыщенных хроматических цветов ахроматические выделяются даже тогда, когда их светлота равносильна светлоте остальных цветов. И наоборот, в окружении ахроматических цветов более заметны хроматические. Среди однородных по тону цветов нетрудно увидеть общий средний тон. А чем больше различия между цветами одной цветовой группы, тем труднее определить ее общий тон. Если какой-либо цвет не соответствует изображаемым на картине условиям освещения, пространственному расположению, то такой цвет резко вырывается, делается чуждым всем остальным цветам. Существуют сложные взаимоотношения между цветами в живописной композиции и ее общей тональностью. Это проявляется в том, что если совокупность цветов живописного произведения обусловливает ее общую тональность, то одновременно общая тональность решающим образом влияет на восприятие каждого отдельного цвета картины. Из сказанного следует, что необходимо четко различать понятие среднего (общего) тона и понятие тональности. Средний, или общий, тон группы цветов представляет собой тот оттенок цвета, который имеется во всех цветах группы или доминирует в ней. Тональностью называют соподчиненность всех цветов живописного произведения, т.е. когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, ни увеличить или уменьшить по размерам для сохранения целостности и согласованности произведения, ее колорита. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменение, проявляющееся в особой их звучности. И тот цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения. Проанализировав, что такое средний тон и тональность, следует рассмотреть, что такое колорит. Колорит — это совокупность цветов живописного произведения, тонально объединенных между собой. Примером яркого выражения колорита в живописном произведении могут служить работы И.Е.Репина, писавшего, как правило, в теплом, золотисто-желто-красном колорите, и работы В.И.Сурикова, писавшего, наоборот, в холодном, голубовато-синем колорите; в холодном колорите выполнены работы французского художника Дега. В сером колорите написаны многие произведения В.А. Серова, К. А. Коровина, М.А. Врубеля. Огненно-красным колоритом отличаются многие картины Ф.А. Малявина Часто колорит является одним из ведущих компонентов (иногда даже основным) в передаче национальных особенностей природы, архитектурных сооружений, быта людей той или иной страны В этом случае говорят о " национальном колорите". Примером являются произведения М. Сарьяна, Ван-Гога, Р. Кента. Нередко о колорите художника свидетельствует его палитра. Рассматривая особенности ощущения цвета, следует особо указать на физиологическое воздействие цвета на человека. Знание закономерностей воздействия цвета на человеческий организм очень важно в творчестве художника. Действие цветов обусловливается как их непосредственным физиологическим влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают тот или иной цвет на основе всей предшествующей практики человека. Каждый цвет оказывает определенное воздействие на человека. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века цвет служил символом достоинства, отваги, силы, доброты, красоты и т.д. Так, пурпуровый цвет означал силу, могущество, достоинство; лазоревый цвет — красоту, величие, мягкость, черный цвет в сочетании с красным – смерть и т.п. Одним из первых, кто по-настоящему начал исследовать физиологическое и психологическое воздействие цвета, был немецкий поэт Гете, отдавший 20 лет упорного труда этому исследованию. Гете считал, что каждый цвет воздействует определенным образом. Так, по его мнению, синий цвет вызывает чувство холода, красный же цвет, наоборот, действует устрашающе. Зеленый цвет Гёте считает цветом, в котором заключена доброта, умиротворение, этот цвет Гете наделяет способностью успокоить и глаз, и душу. В начале XX века французский ученый Ферэ провел интересное исследование, которое заключалось в том, что измерялась с помощью динамометра сила сжатия руки человека, а затем этот человек подвергался воздействию цветовых лучей. Результаты оказались поразительны. Оранжевые лучи увеличивали силу сжатия руки в полтора раза, а красные еще больше — в два раза. На основе многочисленных опытов Ферэ сделал вывод, что при кратковременной работе производительность труда снижается при синем и фиолетовом цветах и увеличивается при зеленом. Другой ученый, Стефенеску-Гоанга, установил, что под действием оранжевого, желтого, красного цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а голубой, синий, фиолетовый и зеленый цвета вызывают обратные явления. В связи с этим ученый делит цвета на две группы, первая из них (пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета) является возбуждающей, вторая — успокаивающей (зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета). И не случайно многие врачи заинтересовались способностью цвета так или иначе влиять на человека. Уже в конце прошлого века цвет использовался для лечения душевнобольных. Функцию первого " лекарства" выполнял синий цвет. А известный русский ученый В.М Бехтерев, придавая цвету особое значение как средству лечения, мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. В изобразительной деятельности установилась определенная выраженность каждого цвета с точки зрения его физиологического и психологического действия. Красный цвет — возбуждающий, оживляющий, согревающий, активный, энергичный, богат ассоциациями; желтый цвет — теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет — жизнерадостный, пламенный; зеленый цвет — спокойный, создает приятное (мирное) настроение, богат ассоциациями; синий цвет – спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Знание рассмотренных закономерностей ощущения цвета (ахроматический и хроматический контрасты, тональность, колорит и т.д.) приобретает в педагогической практике учителя рисования важное значение. Это объясняется рядом причин. Во-первых, одной из основных задач, поставленных перед уроками изобразительного искусства, является развитие у школьников цветоразличения, знакомство (в доступной форме) с законами цветоведения, основанными на закономерностях ощущений цвета. В соответствии с этим преподаватель знакомит школьников с хроматическими и ахроматическими цветами, с явлением контраста, тональностью, колоритом. Усвоение учащимися сущности колорита, тональности и использование их в рисунках как художественно-выразительных средств способствует эстетическому воспитанию школьников. Восприятие Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их непосредственной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия связан и с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия). В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Восприятие характеризуется целостностью. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно ученик видит учителя, следит за его работой, записывает выводы в тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и других анализаторов, и психическая деятельность будет по преимуществу слуховым восприятием. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн). Восприятие не пассивный процесс, оно характеризуется активностью и зависит от интересов, установок, потребностей личности. Эта особенность выражается свойством избирательности восприятия. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей осознанностью и отчетливостью. Некоторые работы И.М. Сеченова, исследования Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева показали, что первоначальной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие отчетливого восприятия. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, от его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Известно, что восприятие рисунка, мелодии, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Апперцепция – одно из важнейших свойств восприятия. Она придает активный характер восприятию человека. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним. Формирование системы знаний, обогащение опыта, воспитание интересов, убеждений, потребностей, навыков и привычек морального поведения будут способствовать более содержательному восприятию действительности. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. В этой связи осмысленность и обобщенность выступают как важнейшие свойства восприятия. Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность Любой предмет, являясь комплексным раздражителем, состоящим из целого ряда частей и отличающимся разными признаками, воспринимается, однако, целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что и обусловливает обобщенность, целостность восприятия. Отдельные свойства, качества воспринимаемого объекта, т.е. отдельные компоненты комплексного раздражителя, действуют или одновременно, или последовательно. Иногда они действуют на один и тот же анализатор, например при зрительном восприятии формы и цвета предмета или при зрительном восприятии отдельных частей объемного объекта. Не менее часто они действуют на разные анализаторы, например в процессе лепки скульптуры, когда происходит одновременное действие и зрительных, и тактильных раздражителей. При последовательном действии компоненты комплексного раздражителя непосредственно сменяют друг друга или следуют с небольшими паузами друг за другом. В любом случае раздражитель выступает в едином комплексе всех своих сторон и качеств и воспринимается как единое целое. Если по каким-либо причинам в процессе восприятия объекта нарушается взаимодействие всех компонентов комплексного раздражителя, наблюдается потеря цельности в восприятии этого объекта. Особенно это замечается в процессе изобразительной деятельности. Если рисующий с натуры какой-либо объект, например чучело утки, ставит задачу выполнить с этого чучела длительный рисунок за 2 часа, а сам в течение полутора часов будет концентрировать свой взгляд только на голове и шее утки, изображать только воспринимаемые части чучела, то целостного, сложного образа утки не возникнет, а получится смутный, расплывчатый образ утки с четким выделением лишь головы и шеи чучела. То есть здесь при зрительном восприятии пространственно раздельных частей объекта было нарушено более или менее равноценное воздействие всех компонентов (в данном случае — частей утки) комплексного раздражителя. Нецельность зрительного образа сказывается и на передаче этого образа на поверхность листа бумаги. Туловище утки получается вытянутое, очень длинное, ноги прикрепляются не там, где они должны прикрепляться. Хотя голова и отработана детально карандашом, остальная часть рисунка совершенно не закончена, т.е., как говорят художники, в рисунке " нет цельности". (Особенно часто сказанное наблюдается у начинающих заниматься изобразительной деятельностью.) Таким образом, мы видим, что если процесс восприятия отличается нецельностью, то это прямо сказывается на изобразительном процессе – изображение получается нецельным. И не случайно опытные художники, учитывая этот факт, стремятся в течение всего процесса изображения не упускать из поля зрения весь объект изображения, даже если изображается только фрагмент его или на рисунке, холсте показываются отдельные стороны, признаки предмета. Объясняя «секрет рисования», Н.Н.Ге писал: «Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего, общего, те. Вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, а то, какую роль играет нос на лице, рот и т.п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуете ее в смысле с общим, симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, т.е. оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении целого рисуйте всегда, все время весь Ваш рисунок — от начала до конца общее и идите к деталям постепенно.» Целостное восприятие действительности — основной принцип изобразительного искусства. " Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого — и композиционного и колористического — это и есть основа основ искусства. Особое значение цельное видение приобретает в портрете, будет ли это быстрый этюд головы или длительный ряд сеансов — все равно. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы