Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности зрительной памяти и представлений у художника
Психологический анализ творческого процесса в изобразительном искусстве свидетельствует, что восприятие натуры само по себе никогда не исчерпывает ее познания, а значит, и не дает всего необходимого материала для изображения. Среди выдающихся художников нет ни одного, кто бы создавал свои произведения исключительно с натуры, не используя образов памяти, имеющихся представлений. Конечно, почти у каждого из художников, особенно у пейзажистов, есть работы, выполненные целиком с натуры, но это лишь отдельные работы, по которым нельзя судить об особенностях творческого процесса того или иного художника. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлениями, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ, необходимый художнику для реализации этого образа в художественном произведении. Каждый художник должен в совершенстве владеть полноценным динамическим (подвижным) образом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте. Художник должен уметь не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде, но и в случае необходимости переменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному осветить, поднять или опустить и т.д. Конечной целью для художника является такое знание предмета, которое давало бы возможность изображать его по представлению. Н.П.Крымов говорил, что надо писать с натуры, но возможно так изучить какой-либо предмет, настолько хорошо его понять, чтобы писать от себя, как с натуры. О том, как важно для художника иметь развитую память, уметь рисовать предметы по памяти и по представлению, часто говорят сами художники. Многочисленны примеры очень развитой (иногда доходящей до феноменальной) памяти у целого ряда мастеров изобразительного искусства. Творческие успехи художников, как правило, обусловлены в большей или меньшей степени хорошей зрительной памятью художников, их умением изображать по представлению. П.А.Федотов прямо связывал признание художника с особенностями его зрительной памяти. Он говорил, что для того чтобы стать художником, мало чувствовать к тому желание – надо иметь особую впечатлительность, особый глаз, способный запомнить характерные черты людей и предметов. Если этого нет, считал он, то лучше быть кем угодно, только не художником. П.А.Федотов писал: "... сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования". Выдающийся русский художник В.А. Серов делал бесконечное количество зарисовок ворон и других животных в самых различных положениях, прежде чем ему удалось создать свои неповторимые иллюстрации к басням И.А.Крылова. Только свободное оперирование образами животных дало ему возможность выполнить этот трудный замысел. Причем Серов начал изображать по памяти еще в раннем детстве, когда он только начинал заниматься рисованием. В книге " Серов-рисовальщик" И.Э.Грабарь рассказывает, как наряду с рисованием с натуры И.Е.Репин заставлял юного В.А.Серова рисовать и от себя, по памяти. Изумительной зрительной памятью обладал И.К. Айвазовский, что давало ему возможность создавать сотни и тысячи сюжетов, совершенно не похожих один на другой, хотя объектом всех их являлось море. Сам художник говорил, что человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником никогда: "... сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их и этими случайностями, равно как эффектами света и теней, обставлять свою картину". У русского пейзажиста Ф.А. Васильева была исключительно развита зрительная память. Этому способствовали частые упражнения в рисовании по памяти. Такой же развитой зрительной памятью обладал и другой прославленный пейзажист — И.И.Левитан. Мастер живописи, народный художник СССР В.Н.Бакшеев вспоминал, что как-то раз зимой у художника А.Е.Архипова в Москве собралась компания художников. Была прекрасная лунная ночь, и все решили пойти прогуляться в Сокольники. Окружающий пейзаж был необычен: над землей раскинулось необъятное темно-синее небо, ярко мерцали звезды, свет луны заливал деревья, и в этом ярком свете причудливо вырисовывались мельничные жернова (здесь были склады мельничных жерновов Губонина). Через несколько дней В.Н.Бакшеев зашел к Левитану и был поражен, увидев у него уже готовый эскиз этого ночного зрелища. По точности передачи, тонкости живописи работа производила впечатление написанной с натуры. К.А.Коровин, близко знавший М.А.Врубеля, вспоминал, что прославленному автору " Демона" ничего не стоило нарисовать ранее увиденное. Первостепенное значение развитию зрительной памяти у молодых художников придавал Д.Н. Кардовский в своей педагогической деятельности, о чем писал в воспоминаниях художник, академик Д.А.Шмаринов: " Дмитрий Николаевич задавал специальные задания на развитие зрительной памяти. Он считал, что без зрительной памяти нет художника. Мы делали много быстрых набросков и рисунков с натуры, по памяти, сопровождая ими систематическую работу над длительными рисунками". И.И.Бродский, вспоминая годы учения у К.К. Костанди — одного из участников передвижных выставок и опытного педагога, говорил, что последний привил ему любовь к натуре и научил работать над обогащением зрительного опыта, над развитием памяти и творческого воображения. Костанди советовал ученикам смотреть и запоминать формы, цветовые отношения предметов, всматриваться в окружающую среду и затем воспроизводить ее, работая без натуры. Он учил " рисовать глазами", те мысленно воспроизводить то, что замечает глаз. И дальше И.И. Бродский отмечал: " В течение всей своей жизни я руководствовался этим советом и всегда, где бы я ни был, у меня шла эта внутренняя творческая работа, которая укрепила мою зрительную память настолько, что мне не трудно было по памяти воссоздать сложный и давно виденный пейзаж. Большинство моих пейзажных работ написаны именно так, по памяти, от себя, у меня в мастерской без предварительной этюдной работы. Несмотря на это, пейзажи производят впечатление полной правдивости". Анализируя процесс рисования по памяти и по представлению, необходимо заметить, что отдельные художники и преподаватели рисования неправильно считают, что эти виды рисования представляют собой одно и то же, что между ними нет никакой разницы, так как и в том, и в другом случае процесс рисования характеризуется отсутствием изображаемого объекта. В этом смысле, действительно, рисование по памяти и рисование по представлению имеют одну и ту же основу. Однако, учитывая специфику изобразительной деятельности, следует сказать, что процесс рисования по памяти значительно отличается от рисования по представлению. В изобразительном искусстве под термином " рисование по памяти" понимается процесс воспроизведения на холсте или бумаге (картоне и т.п.) какого-либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия. Причем в данном случае воспроизводимый объект может специально для этого наблюдаться, а может не наблюдаться специально. Примером первого случая может служить следующая установка учителя: " Ребята, сейчас я вам покажу чучело птицы, которое вы должны хорошо запомнить (запомнить его пространственное положение, пропорции, распределение светотени, цвет и т.п.), чтобы потом, как только я уберу это чучело, вы смогли нарисовать его по памяти". Затем преподаватель демонстрирует чучело, после чего закрывает его бумагой, и ребята начинают рисовать по памяти. Термин " рисование по представлению" означает процесс воспроизведения на холсте или бумаге (в скульптуре) какого-либо объекта в произвольном пространственном положении Причем иногда изображаемый по представлению предмет в конкретном пространственном положении можно было наблюдать ранее. Но в этом случае наблюдение проводилось не с целью дальнейшего изображения этого объекта в данном пространственном положении. Примером рисования по представлению может служить следующее учебное задание: на уроке изобразительного искусства учитель показал школьникам гипсовую вазу в обычном (вертикальном) положении, затем убрал ее и сказал учащимся, чтобы они выполнили четыре наброска с этой вазы по представлению, т е. изобразили данную вазу лежащей на боку, повернутой к ним горловиной, фронтально или под каким-либо другим углом, а также изобразили эту вазу расположенной ниже или выше уровня горизонта и т.д. Таким образом, учащийся сам выбирает любое положение вазы, рисует ее " от себя". Но в любом случае в процессе рисования по представлению воспроизводимый объект обязательно когда-либо зрительно воспринимался. Необходимо отметить, что в практике преподавания изобразительного искусства иногда противопоставляется рисование по памяти и по представлению рисованию с натуры. Отдельные художники, преподаватели рисования считают, что рисование по памяти и по представлению не имеет точек соприкосновения с рисованием с натуры и успеха в изобразительном творчестве можно добиться только в том случае, если рисовальщик будет все время рисовать по представлению и как можно меньше — с натуры. При этом утверждают, что натура часто сковывает оперирование образами представлений. Однако, как свидетельствуют практика и исследования отечественных ученых в области психологии изобразительной деятельности, подобная точка зрения на взаимоотношение рисования с натуры и рисования по памяти и по представлению совершенно необоснованна. Рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает, как мы уже указывали, важное место. Но представления, которые необходимы в художественном творчестве, – представления, постоянно опирающиеся на восприятие натуры. Если представления не получили подкрепления в специальном восприятии натуры в процессе изображения или в специальном восприятии ее с целью последующего изображения, они носят, как правило, очень общий и расплывчатый характер. Для проверки этого положения можно самим провести опыт, осуществленный в свое время психологом Е. И. Игнатьевым. «Вам может показаться, что у вас есть яркое представление какого-либо предмета. Начните рисовать этот предмет по представлению. Очень скоро вы убедитесь в своей несостоятельности. Дело в том, что тот образ представления, который у вас есть, не содержит в себе компонентов, необходимых для изображения. При первом же прикосновении карандаша к бумаге образ делается тусклым, очертания расплываются и рисовать становится трудно, вы не помните, как выглядят основные черты контура и детали изображаемого. Очень хочется взглянуть на модель или ее изображение. Требуется опора в натуре.» Различия между рисованием по памяти, представлению и рисованием с натуры и сложность их взаимоотношении в процессе изобразительной деятельности раскрыты И. М. Сеченовым в работе " Элементы мысли". " Между реальным чувствованием и последующим воспоминанием почти никогда не бывает фотографического сходства, и тем оно менее, чем новее для воспоминающего те звенья, из которых выстроено впечатление, или способ сочетания их в группу или ряд. То, что в данном впечатлении действительно ново (например, какая-нибудь отвлеченная мысль, или образ сложной невиданной машины перед глазами человека-неспециалиста), воспроизводимо быть вообще не может, малознакомое воспроизводится неясно, отрывочно, фотографически же верно только то, что часто повторялось и не зависит от изменчивости условий восприятия". Формирование полноценного образа, необходимого для рисования по памяти и по представлению, включает в себя как существенный компонент изображение предмета с помощью рисунка. Для рисования мало представить только внешность предмета, необходимо, чтобы была возможность представить этот предмет так, как он воспринимается рисовальщиком в процессе его детального анализа при рисовании с натуры, с точки зрения различных задач, которые возникают в этом процессе. При рисовании по памяти и по представлению важнейшим моментом является ясное представление не только предмета, подлежащего изображению, но и самого процесса изображения. Специальные исследования, проведенные Е.И. Игнатьевым и автором данной книги, показали, что всякий рисунок предмета, который раньше специально не наблюдали в качестве объекта для рисования с натуры, строится на рисовании по памяти и представлению очень неточно, линии обычно бывают неуверенными, работа над контурами неточная и нечеткая. Работа над рисунком идет крайне медленно. После предварительной работы с натуры рисунок строят уверенно и четко, рисующий ясно вычленяет одну задачу за другой и сравнительно быстро переходит от практического решения одной задачи к другой. В процессе рисования по представлению предметов, ранее бывших объектами изображения с натуры, испытуемые, как правило, стараются повторить весь ход рисования с натуры. Ставится одна изобразительная задача за другой. Рисующий в этом случае восстанавливает в памяти вначале этап схематического построения предмета, затем свою аналитическую работу по нахождению пропорций, дальше идет восстановление хода работы над контуром, деталями и т.д. Замечено, что в тех случаях, когда невозможно восстановить более или менее подробно процесс натурного изображения, изображение по представлению обычно бывает слабым. Можно сказать, что качество изображения по представлению находится в прямой зависимости от точности последовательного оживления следов нервных связей, которые образовались в процессе рисования с натуры. Образ, пригодный для полноценного реалистического рисунка, должен быть основан на многообразных временных связях, которые могут быть установлены только в процессе рисования с натуры. Итак, представление может давать полноценный материал для изображения в рисунке только в том случае, когда процесс представления есть результат анализа предметов внешнего мира при рисовании с натуры. Одной из конечных целей в процессе изобразительной деятельности является такое развитие памяти, при котором один раз наблюдавшееся смогло бы прочно закрепиться в памяти и при надобности быть воспроизведено с абсолютной точностью и достоверностью. Причем это раз увиденное при определенных обстоятельствах, выражающихся в особой направленности внимания художника на объект восприятия в данный момент, глубоком эстетическом переживании при восприятии объекта и т.п., может оставлять в памяти художника очень сильное впечатление, так необходимое в творческом процессе. Как правило, в этих случаях художник уже не испытывает необходимости в повторных восприятиях объектов, явлений, иногда специально избегает этого, чтобы " не разбить первого впечатления". Н.Н. Ге говорил: " Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины " Петр I и Алексей" с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и с освещением — я был всего один раз в этой комнате и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которое я вынес". Для развития зрительной памяти такого высокого уровня художники применяют самые различные способы. Одним из самых распространенных приемов развития зрительной памяти служат специальные упражнения в зрительном воспроизведении того, что наблюдал художник в течение дня. О пользе развития таким образом зрительной памяти писал еще Леонардо да Винчи. " Я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели и в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти". Важным средством развития зрительной памяти является специальное рисование по памяти и по представлению. Причем методика проведения таких занятий может быть самой разнообразной. И. И. Бродский, например, призывал художников постоянно рисовать по памяти в виде быстрых набросков и зарисовок. Большую пользу приносит рисование по памяти и по представлению, когда предварительно проводится специальное наблюдение изображаемого объекта в течение какого-либо времени (1 – 5 минут). В частности, такой метод развития зрительной памяти применял в своей педагогической деятельности В.А. Серов. Полезно также рисунок по памяти или по представлению сравнивать с натурой и после сравнения и удаления натуры продолжать работу. Таким методом развивал зрительную память у своих учеников И.Е. Репин, придававший особое значение образной памяти художника. Для развития памяти художники стараются как можно чаще рисовать по представлению. Обычно такие работы проводятся в виде быстрых зарисовок, набросков, этюдов. С этой же целью рисующий при изображении с натуры отдельных объектов по представлению удаляет какую-либо часть (например одну третью или одну четвертую часть) этого объекта. В любом случае следует наряду с рисованием с натуры как можно чаще рисовать по памяти, представлению только на основе развитой зрительной памяти художник может свободно оперировать художественными образами.
Задания для самоконтроля Задание № 1. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие к представлениям? Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, Цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет. Задание № 2. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
2. В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку. 3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения 4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом 5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить. 6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени 7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира. 8. В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами. 9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, 10. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет. 11. Процессы памяти не связаны с процессами мышления. 12. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти. Задание № 3. В каких случаях перечисленные образы относятся к памяти, а в каких к воображению? Опосредованный образ, трансформированный образ, художественный образ, образ-представление, синтезированный образ, образы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно реконструированный образ, ассоциативный образ, последовательный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, галлюцинаторные образы. Задание № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Сенсорная память — подсистема памяти, обеспечивающая: а) действие на уровне рецепторов; б) сохранение информации в интервале меньше одной секунды; в) возникновение зрительных образов; г) регуляцию деятельности; 2. Кратковременная память — подсистема памяти, обеспечивающая: а) сохранение информации в пределах двух минут; б) продолжительное удержание знаний; в) возможность долго помнить телефонный номер; г) краткосрочное хранение информации; 3 Долговременная память — подсистема памяти, обеспечивающая: а) огромный объем сохраняемой информации; б) продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков (от часов до десятилетий); в) возможность обобщения образов и представлений; г) связь памяти с эмоциями; 4. Эффект Зейгарник — явление, характеризующее влияние на процессы памяти: а) нахождение элементов заучиваемого материала в начале и конце ряда; б) перерывов в деятельности; в) незавершенность деятельности; г) припоминание последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда; 5. Какие из перечисленных утверждений относятся к памяти: а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; Задание № 5. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняют образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот и другой. Определите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном типах памяти. Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков; учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворении; полиглот свободно владеет 12 языками; читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился; приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту. Задание № 6. Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше, а в каких хуже. Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т. д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени. Задание № 7. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций. 1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает. 2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности. 3. Хорошая память — основа обучения. 4. Чем человек умней, тем лучше его память. 5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума. 6. Любая научная работа делает память лучше. 7. Если человек утрачивает память, он теряет ум. 8. Без памяти человек перестает быть личностью. 9. Благодаря памяти человек становится человеком. 10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом. Задание № 8. Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какие признаки на это указывают? 1. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т. д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т. д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом». 2. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его Задание № 9. Как вы объясните описанные ниже факты? 1. Учащимся предложили для запоминания два рассказа и предупредили, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель при помощи проведенного опроса учащихся было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше (А. М. Вейп, Б. И. Каменецкая). 2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая). 3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее v них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным (Я. Ф. Талызина). Задание № 10. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций? 1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. 2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости. Но, трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь. 3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться». 4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчики» девочка Маша, видя другого героя, Чечевицина, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили» (О. В. Турусова). Задание № 11. А. Р. Лурия в течение нескольких лет наблюдал человека с феноменальной памятью. Познакомьтесь с некоторыми фактами, описанными в книге А. Р. Лурии, и определите недостатки интеллектуальной деятельности Шеришевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. 1. Шеришевский мог без ошибок повторить последовательность в 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что его восприятие было комплексным, синтетическим. Образы (зрительные, слуховые, вкусовые и т. д.) сливались у него в единое целое. Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на слух слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Композиторы Скрябин, Чюрленис обладали подобной синестезией: звук порождал у них переживание цвета, вкуса, прикосновения. 2. Шеришевский мог произвольно и точно вспомнить все, что запомнилось много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко зрительно представить себе запоминаемое (например, семерку он воспринимал как человека с усами). Но это же создавало ему затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ Кроме того, восприятие его было очень конкретным, абстрактные понятия были трудны из-за их несопоставимости с какими-то конкретными зрительными образами. 3. Однажды Шеришевскому в большой аудитории для запоминания зачитали длинный список слов и попросили воспроизвести. Он сделал это безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Вся аудитория мгновенно вспомнила это слово — «тиф», а Шеришевскому потребовалось для этого целых две минуты, поскольку он действовал перебором в уме по порядку слов из списка. А. Р. Лурия обнаружил, что запоминание у Шеришевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, а не законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его, так как не мог «считать»; припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было для него пыткой: он с трудом пробирался сквозь зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Были и большие трудности с забыванием: ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур протекало у него труднее, чем у людей, не обладающих столь сильной памятью. Мышление и воображение Мышление - высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредовано также и словом. Мышление является опосредованным отражением действительности и потому, что всегда протекает с опорой на имеющиеся знания. Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но и на те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека. Мышление обеспечивает установление всего многообразия связей явлений действительности, благодаря которым оказывается возможным раскрыть сущность явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений есть отличительная особенность мышления. Широта обобщения и глубина раскрытия сущности явлений также не только обусловлены индивидуальными возможностями человека, но и всегда являются результатом познания действительности, достигнутого на данном уровне исторического развития человеческого общества, таким образом, мышление имеет еще и социально-историческую природу. Содержательные компоненты мышления логически оформляются в различные понятия, суждения, умозаключения. Процесс мышления позволяет человеку проникать в глубины пространства и времени и выходить за рамки сферы собственного существования путем обретения социокультурного опыта в виде системы знаний. Знания, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий. Отличие понятия от представления состоит в том, что последнее всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии же сохраняются лишь существенные признаки. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. Анализ – разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Синтезслужит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Абстрагированиеобеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщениеявляется средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам или свойствам. Классификациянаправлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизацияобеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. В современных исследованиях выделяется особая операция - анализ через синтез, т.е. мысленное включение объекта познания в новые связи и отношения. Виды мышления Практически-действеноемышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним. Он оказывается необходимым и незаменимым, когда наиболее целесообразным представляется решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Наглядно-образноемышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 4276; Нарушение авторского права страницы