Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Большое значение для успешного развития художника имеет неразрывная связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности.
Об этом очень ярко сказал еще в XV веке Леонардо да Винчи" Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории". Эта необходимость сочетать теорию с практикой заставляет также художника постоянно наблюдать, искать, постоянно расширять свой умственный кругозор. Для этого художник должен как можно активнее участвовать в жизни общества, везде бывать, следить за всеми новыми явлениями и событиями и ни в коем случае не ограничивать свой умственный кругозор стенами мастерской. Знаменитый художественный критик В.В. Стасов неоднократно повторял: " Художнику вредно оставаться все только в своей мастерской, с одним самим собой. Тут даже самый талантливый, самый могучий и храбрый много потеряет, многим поплатится за одиночное житье в медвежьей берлоге". С целью расширения кругозора художники нередко устраивают " четверги", " пятницы", на которые приглашают артистов, музыкантов, поэтов, писателей, ученых и в тесном содружестве с ними знакомятся с новыми достижениями науки, техники, искусства, литературы. Особенно широкое распространение получили такие товарищеские встречи художников во второй половине XIX века. Вот как описывает молодой Репин " четверги", организованные Артелью художников, руководимой Крамским: "... по четвергам в Артели открыли вечера. Собиралось от сорока до пятидесяти человек и очень весело проводили время. Через всю залу ставился огромный стол с бумагой, красками, карандашами и всякими художественными принадлежностями. Желающий выбирал себе по вкусу материал и работал. В соседней зале на рояле кто-нибудь играл, пел. Иногда тут же вслух прочитывали серьезные статьи о выставках или об искусстве". Частое общение художника с товарищами по искусству, учеными, литераторами, простыми тружениками является одним из необходимых условий развития, формирования личности художника. Следует отметить как положительный факт большое влияние на формирование личности художника, (прежде всего на начальных стадиях формирования) авторитета уже известных художников, особенно являющихся знакомыми или учителями молодых художников. В сущности, почти нет ни одного художника, на которого бы не оказал в той или иной мере влияния другой художник. Иногда такое влияние продолжается недолго, а иногда оказывается очень продолжительным и не пропадает в течение всей творческой деятельности художника. О таком влиянии И.Н. Крамского на И.Е. Репина свидетельствует В.В.Стасов. Известный критик рассказывал, что в одном из писем И.Е. Репин пишет: " Я не могу не уважать глубоко Крамского, не только как человека вообще и как художника, но и как учителя, принесшего мне громадную пользу и имевшего большое влияние на мое развитие". Всем известно влияние П.П.Чистякова, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.И. Левитана, Д.Н. Кардовского, Н.П. Крымова на формирование многих художников. Влияние одного художника на развитие другого проявляется как в форме воздействия методов работы, творческих приемов и других технических особенностей, (творчества одного художника на методы, приемы деятельности другого художника), так и в форме воздействия на формирование взглядов, убеждений, интересов, мировоззрения. Надо отметить, что в изобразительном искусстве влияние одного художника на другого наблюдается не только непосредственным путем (через личное знакомство), но и опосредованно (через произведения искусства). И это очень важно. Произведения изобразительного искусства какого-либо художника, оказывая воспитывающее влияние на зрителей, такое же воздействие оказывают и на других художников, способствуют формированию их личности в определенном направлении. Не случайно почти все выдающиеся мастера изобразительного искусства указывали на необходимость для художников постоянно учиться у лучших мастеров прошлого, внимательно анализировать их творчество как с точки зрения технического исполнения, мастерства, так и с точки зрения идейного воплощения замысла, эмоционально-эстетического воздействия на зрителей. Для этого они призывали художников, особенно учащуюся молодежь, как можно чаще ходить в музеи, на выставки. Особенно большую помощь приносит посещение музеев, выставок в годы учения художника в художественном училище, институте, т.е. в годы начала формирования личности художника как профессионального мастера. Не случайно молодые художники часто признаются, что посещение той или иной выставки, просмотр какой-либо работы, поразившей их воображение, нередко дают им больше, чем даже недели и месяцы, а то и годы специального учения. Огромное влияние оказывает в процессе обучения на формирование личности художника товарищеский коллектив, в котором он находится. В таком коллективе, объединенном едиными целями, желаниями, интересами, каждый молодой художник может сравнивать свои творческие возможности с возможностями товарищей, что помогает ему направлять дальнейший путь своего творчества. Часто товарищ, более подготовленный или более способный, оказывает положительное влияние на развитие другого, менее сильного в каком-либо отношении, молодого художника. Рассматривая обучение как решающий фактор в формировании личности художника, следует особо указать на значение личного примера учителя для молодых художников. Авторитет учителя всегда повышается, когда он проявляет лучшие качества своей личности наглядно, в конкретной ситуации. Наглядная демонстрация, например, мастерского владения техникой живописи или рисунка, показ умения строить в рисунке конструкцию объектов изображения и т.п. всегда убеждающе действуют на учеников, помогают им быстрее овладеть изобразительным языком, постичь мастерство. Иногда такой наглядный показ является для юного художника настоящим откровением неизведанного мира, постижением нового. Однако очень важно, чтобы при всем влиянии учителя на личность ученика не страдала творческая индивидуальность молодого художника. Поэтому необходимо, чтобы наглядный показ процесса изображения и вообще влияние учителя не сдерживали развития индивидуальных особенностей личности ученика, не заставляли его рабски подражать своему учителю, а, наоборот, способствовали бы быстрейшему обучению и развитию личности ученика. Недаром каждый опытный педагог молодых художников строит всю свою преподавательскую работу, исходя из индивидуальных особенностей каждого из них. К каждому ученику у такого педагога свой особый, дифференцированный подход. Современные художники творчески перерабатывают богатое наследие прошлого, учась у мастеров всему ценному, значительному и совершенному, отбрасывая все ненужное, вредное. Освоение прошлого, постоянный поиск в современном изобразительном искусстве, направленность на будущее – важные условия развития личности художника. Постоянно обогащая свой ум новыми знаниями, выхватывая из наблюдаемого в жизни характерное, наиболее типичное, молодой художник проявляет максимум целенаправленности, настойчивости, упорства. Все это формирует его как личность.
Задания для самоконтроля Задание № 1. Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида. Добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценке. Задание № 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе. 2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) темперамент; в) направленность; г) характер. 3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы. 4. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это: а) задатки; б) нравственность; в) лидерство; г) гуманность; д) рефлексы. Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действительности; д) рефлексах; е) все ответы верны. 2. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности; г) он является творческим субъектом; д) рефлексы. 3. В становлении личности участвуют следующие механизмы: а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей; г) формирование ценностей; д) рефлексы. Задание № 4. Установите соответствие между формами направленности личности и их содержанием: 1. Ценностные ориентации 2. Убеждения 3. Мировоззрение 4. Склонность 5. Интересы 6. Установка а) мотив, побуждающий к познавательной деятельности; б) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать; в) представление, знание, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности; г) способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости; д) система сложившихся взглядов на окружающий мир; е) положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы