Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5.1. Корпоративные (органические) и тоталитарные идеологииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Проблематика темы Предпосылки формирования корпоративизма как политической идеологии «по ту сторону левого и правового». Синтез категорий витализма, органицизма и корпоративизма. Идеология солидаризма и ее этический императив. Развитие традиций солидаризма в современной идеологии коммунитарного движения. Влияние солидаристских идей на развитие национализма. Специфика механистического и органического национализма. Национализм на Востоке. Фашизм как тотальная версия корпоративного солидаризма. Идея этнокультурной органической солидарности в доктрине народничества (фёлькиш). Идеология «консервативной революции» в Германии. Немецкая расовая теория. Идеология национал-социализма. Сущность тоталитаризма и тоталитарных идеологий. Учебные материалы Файл « Политическая идеология (учебный текст) » (папка «01 Учебные материалы») Р аздел 4. Корпоративные, тоталитарные и протестные идеологии - Идеологии «по ту сторону левого и правового». - «Философия жизни» и идеал органической солидарности. - Идеология солидаризма. - Развитие традиций солидаризма современным коммунитарным движением - Идея этнокультурной органической солидарности в доктрине народничества (фелькиш). - Фашизм как тотальная версия корпоративного солидаризма. - Расовая теория. - Идеология национал-социализма. - Определение тоталитаризма. Сущность и разновидности тоталитарных идеологий. Файлы из папки «05 Корпоративизм. Тоталитаризм. Протест» – Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» – Ильин И. О формальной демократии. Об органическом понимании государства и демократии – Всероссийская фашистская партия. Программа – Итальянская фашистская партия. Документы – Муссолини Б. Доктрина фашизма – Родзаевский К. Азбука фашизма – Розенберг А. Национал-социализм – Гитлер А. О партийном движении. О государстве Формат занятия: Групповая работа по методике «мозгового штурма» с элементами ролевой игры Проблемно-аналитическое задание для семинара (предварительный вариант) 1. Идея органического единства общества, ассоциирование общественного развития с естественной эволюцией, подчиняющейся универсальным законам жизни, ощущение неизменности глубинных основ социальной жизни были основой мировоззренческого кредо классических консерваторов. Почему на рубеже XIX-XX вв. принципы органицизма и витализма уже воспринимались как альтернатива и консерватизму, и остальным политическим идеологиям? Каков смысл метафоры «по ту сторону левого и правового» применительно к идеологическому пространству? 2. 2.1. Из предложенного перечня цитат выберите высказывание, которое, на ваш взгляд, является наиболее показательной и яркой характеристикой виталистского ( органического) мировоззрения (объясните свой выбор). 2.2. Если использовать эту цитату в качестве идеологического слогана, то какой символ (зрительный образ) можно было бы использовать в сочетании с ним (объясните свой выбор)?
1. «Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий: все должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя! » (Ф.Ницше). 2. «Поскольку зло в человеческой жизни обусловлено глубочайшими свойствами человеческой личности, оно не может быть устранено никакими изменениями общественного строя». (Н. Лосский). 3. «Дело человеческое в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не винтик, а не штифтик! » (Ф.Достоевский). 4. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». (А. Герцен). 5. «Одно из двух. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче центров на почве энергичной личности и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность». (П. Кропоткин). 6. «Нет зрелища более впечатляющего, чем борьба человека с самим собой». (Ж.А. Гобино). 7. «Отдельный человек утрачивает не только достоинство личности, но и качество индивида». (Э. Юнгер). 8. «Связи, в которых хозяйство, право, религия, искусство, знание находятся как между собой, могут сделаться понятными только на почве охватывающего их душевного комплекса, из которого они возникли и в силу которого они существуют в жизненном единстве». (В. Дильтей). 9. «Ненависть – это смысл души, все страсти даны нам для воспитания, и правильная ненависть может воспитать благородного человека, не знающего расслабленности и усталости». (Г. Гюнтер). 10. «Жизнь слагается не арифметически, а органически. Люди суть не отвлеченные “граждане”, а живые личности, телесно-душевно-духовные организмы» (И. Ильин) 11. «На мифы надо смотреть как на средство воздействия на настоящее». (Ж. Сорель). 12. «Государство считается органичным, если оно обладает центром, отражающим определенную идею, представляет собой сочлененное и развернутое духовно единое целое, а не простую сумму или совокупность элементов, в котором беспорядочно сталкиваются частные интересы. (Ю. Эвола). 13. «Революция в своей глубинной основе не имеет ничего общего с “экономикой”. Она является длительным периодом разложения всей жизни культуры, понимаемой как живое тело (О. Шпенглер). 14. «Если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным, как таковой, для других воль» (Л. Дюги). 15. «”Правое” и “левое” … сходны в том, что оба не считаются с органической непрерывностью развития, присущей всякой жизни, и потому вынуждены и хотят действовать принуждением, насильственно – все равно насильственной ли ломкой или насильственным “замораживанием”» (С. Франк).
3. Определите отношение человека с органическим мировоззрением («виталиста») к знакомым вам семнадцати идеологическим доктринам: 1) классического либерализма, 2) социального либерализма, 3) неолиберализма, 4) плюралистического либерализма, 5) классического марксизма, 6) большевизма, 7) «социализма с человеческим лицом», 8) классической социал-демократии, 9) «третьего пути» социал-демократии, 10) охранительного консерватизма, 11) социального консерватизма, 12) либерального консерватизма, 13) неоконсерватизма, 14) па-леоконсерватизма, 15) социального католицизма, 16) христианской демократии, 17) либертаризма. В качестве ответа отберите из этого перечня три доктрины, которые вызвали бы у «виталиста» наибольшее неприятие, и три, которые могли бы внушить ему определенное сочувствие (при ответе уточните, какие именно особенности данных идеологических доктрин позволили вам отнести их в ту или иную группу). 4. Можно считать фашизм наиболее последовательным или радикальным воплощением принципов вита-листского мировоззрения, либо фашизм представляет собой «особый случай» в ряду идеологий органического (корпоративного) типа? (аргументируйте свою позицию). Что можно считать основой мировозренчсекого кредо фашиста? 5. Какие из постулатов, сформулированных Б. Муссолини подчеркивают органический характер идеологии фашизма, а какие из них не вполне соответствуют, на ваш взгляд, органическому мировоззрению?
Бенито Муссолини 1. Фашизм есть одновременно действие и мысль, действие, которому присуща доктрина. 2. Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию..., который путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие. 3. Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. 4. Фашизм понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения. 5. Фашизм концепция религиозная, в ней человек рассматривается в, его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником, духовного общения. 6. Фашизм концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. 7. Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании. 8. Для фашиста все в государстве и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм. 9. Фашизм признает реальные требования [социальных и профессиональных групп] и реализует их в корпоративной системе интересов, согласованных в единстве государства. 10. Фашизм, является настоящей формой демократии, если народ понимать качественно, а не количественно, т.е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную Идею. 11. Нация для фашиста не есть раса или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т.е. множество, объединенное единым сознанием и волей по одной линии развития и духовного склада. 12. Не нация создает государство, а государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство. 13. Государство есть сила, осуществляющая вовне свою волю, и заставляющая признавать и уважать себя, доказывающая свою универсальность во всех необходимых проявлениях своего развития. Отсюда его организация и экспансия. 14. Фашистское государство, высшая, и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная. Она синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни человека. 15. Фашизм – воспитатель и двигатель духовной жизни. Он стремится переделать не форму человеческой жизни, но ее содержание, самого человека, характер, веру. Для этой цели он стремится к дисциплине и авторитету, проникающему дух человека и в нем бесспорно властвующему. 6. Сравните два песенных произведения начала 1920-х гг. – Гимн Всероссийской фашистской партии «Поднимайтесь, братья, с нами» и большевистский революционный гимн «На штыки» (см. текст в приложении). 6.1. Какие идеологические концепты являются опорными для первого и второго произведения? Являются ли какие-либо концепты общими для них? 6.2. Прослеживаются ли общие черты в символике, зрительных образах, представленных в этих произведе-ниях, их музыкальной ритмике? 6.3. Если вы обнаружили общность, но попробуйте объяснить ее происхождение (с учетом полярной идео-логической направленности этих произведений).
8. Кейс: В ноября 2010г. на гостевой странице «ВКонтакте» ярославского отделения молодежного патрио-тического движения «Сталь» появилась запись с перечислением «Заповедей чести». После того, как блогеры об-ратили внимание на схожесть этого документа с «Заповедями национал-социализма», сформулированными Й. Геббельсом, запись была удалена (см. текст в приложении) 8.1. Как вы думаете, может ли быть размещение такого текста провокацией со стороны противников молодежно-го патриотического движения? Если да, то какие политические сила могут быть заинтересованы в такой провокации, и в чем заключается провокационность размещенного текста? 8.2. Если представить, что текст был составлен и размещен активистами самого молодежного движения, то ка-ким образом можно объяснить столь явные заимствования из национал-социалистической листовки?
9.1. Существует ли вероятность фашизации в современном обществе? 9.2. Какие образом вы определили суть процесса «фашизации», отвечая на предыдущий вопрос? Какой смысл вложили в само понятие «фашизм»? 9.3. Касается ли угроза фашизации любых стран современного мира, или можно выделить наиболее «уязвимые» страны и регионы (аргументируйте свой ответ). 9.4. Существует ли принципиальное отличие предпосылок фашизации в начале ХХ и в начале XXI веков? 10.1. Возможно ли преодолеть тенденцию фашизации, если ее признаки уже присутствуют в общественной жизни, или этот процесс имеет настолько мощные причины, что обществу лучше «переболеть» с «высокой температурой»? (аргументируйте свой ответ) 10.2. Если борьба против угрозы фашизации возможна и необходима, то какие средства наиболее важны и эффективны в этой борьбе? 10.3. Необходимо ли для противоборства с угрозой фашизма «изучать фашизм», в том числе обеспечивать общественный доступ к произведениям и символике фашистской направленности? Сравните в контексте этой проблемы следующие два высказывания: – «Если мы хотим бороться с фашизмом, то мы должны его понимать» (Эрих Фромм) – «”Объяснить” зло значило бы “обосновать” и, тем самым, “оправдать” зло» (Семен Франк). Какая позиция вам ближе и почему? 11.1. Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» утверждал: «Кризис демократии угрожает каждому современному государству. При этом совершенно несущественно, под каким знаменем выступают враги человеческой свободы. Если на свободу нападают во имя антифашизма, то угроза не становится меньше, чем при нападении во имя самого фашизма». Согласны ли вы с таким утверждением? 11.2. Соотнесите свой ответ на предыдущий вопрос со следующим кейсом, и по аналогии определите свое отношение к размещению изображений солдат и офицеров нацистской Германии на личных страницах пользователей сети Вконтакте: 4 апреля 2015 г. новостные порталы опубликовали информацию под броским заголовком «По факту продажи бюстов эсэсовцев возбуждено дело». Суть произошедшего заключалась в следующем: в апреле 2015 г. после многолетней реконструкции в Москве был открыт «Центральный детский магазин на Лубянке»; в одной из секций были выставлены для продажи комплекты солдатиков, в том числе игрушки в виде солдат и офицеров нацистской Германии, бюсты и фигурки были раскрашены в форму, имеющую нацистскую символику. По факту реализации данной продукции Мещанский межрайонный следственный отдел ГСУ СК возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к ветеранам Великой Отечественной войны). Генеральному директору ОАО «Детский мир» вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму. 11.3. Выберете один из перечисленных тезисов и попробуйте аргументировано поддержать его. – Историческая память о Второй мировой войне является важным сдерживающим фактором для фашизации современного общества; – Историческая память о Второй мировой войне не только не сдерживает, но и парадоксальным образом усиливает угрозу фашизации в современном обществе; – Историческая память о Второй мировой войне не может быть соотнесена с угрозами фашизации современного общества, поскольку речь идет о совершенно разных исторических явлениях.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы