Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическое мастерство, его составные части. Развитие педагогического мастерства



 

Очень часто в выступлениях, на семинарах или просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что любому преподавателю необходимо развивать педагогическое мастерство. Однако, что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Одни считают, что педагогическое мастерство – это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.

Мастерство в широком понимании характеризуется как исключительное умение специалиста в определенной деятельности достигать наилучших показателей при наименьших затратах труда, времени и материалов. Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи.

Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен быть прекрасным мастером педагог».

Из каких составляющих складывается педагогическое мастерство преподавателя?

1. Духовность преподавателя. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться со студентами и это должно быть главной радостью его существования.

2. Глубинное знание своего предмета. Преподаватель обязан уметь интегрировать знания как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает студентов.

3. Знание целей и задач обучения. Не зная их, преподаватели только передают знания по теме, и часто студенты не понимают, зачем учат данный предмет, какой вклад он вносит в миропонимание.

4. Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме. Часто преподаватель, зная многое о своем предмете, не способен научить студентов. И все потому, что он не владеет технологией отбора материала к теме, к данному занятию.

5.Знание, понимание и владение методами обучения. Есть определенная закономерность, определенная динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель-Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения.

6. Понимание выбора форм обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. Опытные преподаватели знают, как добывать знания, как экономить время для получения наибольшего эффекта в обучении. А это не что иное, как умелое сочетание форм обучения.

7. Средства обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору – мастерство преподавателя.

8. Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения. Результат и цели обучения должны совпадать. Но каждое занятие приносит свой результат. Каждый должен стремиться из суммы результатов всех занятий, получить результат обучения.

9. Мотивация учения. Создание обстановки, в которой студенты будут учиться на каждом занятии – это одна из основных составляющих мастерства преподавателя.

10. Артистизм. Артистизм преподавателя заключается в неподдельной искренности общения со студентами, это глубинная человечность во всех ее проявлениях, постоянное состояние понимания необходимости выполнения определенной цели.

11. Режиссура. Каждый преподаватель – режиссер своего занятия. Он должен стремиться планировать свою деятельность на протяжении всего периода обучения и конкретно на каждом занятии, подчиняя всю свою деятельность со студентами конкретной цели. При этом на каждом занятии будет подчинять своей режиссуре все свои устремления.

12.Импровизация. Это одно из основных качеств мастерства преподавателя. Если преподаватель не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное, то не будет занятия.

13. Знание реальных возможностей студентов и умение развивать их способности. Очень важно верить в способности каждого студента. Знать их, верить и видеть, как каждый продвигается вперед в познании предмета.

14. Умение ждать результаты обучения от любого студента. Мастер должен обладать терпением и верить в студента. И если преподаватель имел терпение ждать результаты обучения, казалось бы, от самого неспособного, проявлял такт по отношению к этому студенту, вселял веру в его способности, то студент обязательно достигнет успехов.

15.Терпение. Терпение Мастера должно быть безграничным. Ему необходимо сохранять выдержку и самообладание в ожидании нужных результатов от студентов [2].

Каждый хочет стать Мастером своего дела. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у студентов интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера.

Личностно - профессиональное развитие музыканта

 

В психологии труда есть термин «профессиограмма» (буквально – «описание профессии»).

В состав профессиограммы входят:

1) Набор знаний, умений и навыков.

2) Психограмма – набор психологических качеств, необходимых в той или иной профессии.

Для успешности в профессиональной деятельности недостаточно качественных знаний умений и навыков. Порой профессиональные удачи и неудачи коренятся в личностных особенностях человека: в его умении общаться с другими людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать себя на публике, справляться с конфликтными или иными стрессовыми ситуациями… Профессия музыканта (особенно музыканта-исполнителя) требует от человека большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика взаимоотношений в творческих коллективах требует также и моральной выносливости, способности «отстаивать себя» в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но «слабый» в волевом отношении человек нередко оказывается отброшенным на задний план, и обвиняем, как не парадоксально, в плохом профессионализме!

Сущность психограммы музыканта:

Способность к саморегуляции и поддержанию работоспособности на оптимальном уровне

 

Уверенность в себе

· Уверенность в своих силах и в возможности развиваться дальше

· Уверенность на сцене

· Уверенность при написании нотного (композитор) или словесного (музыковед) текста

· Уверенность при изложении своих требований (педагог)

 

3. Навыки самовыражения, способность к формированию индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный стиль деятельности – устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная система навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Иными словами, индивидуальный стиль деятельности – проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств . Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счёт своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно-психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счёт внимательности, предусмотрительности и основательности.

Работа музыканта – обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идёт не только о вашем стиле как музыканта-исполнителя, композитора, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта – выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьёй, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача – совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  8. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  9. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  10. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  11. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  12. II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1560; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь