Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В процессе педагогического общения возникают проблемы, не связанные напрямую с предметом учёбы. Например, бывают ситуации, когда педагог, отличный профессионал, оказывается неспособен справиться с учеником, по всем признакам человеком одарённым и заинтересованным! Или целая группа отказывается от ведущего преподавателя в пользу начинающего и неопытного. В чём дело? Кто виноват в подобных ситуациях? Оказывается, причина неудачи может корениться в незнании законов педагогического общения, в неспособности должным образом наладить процесс общения педагога и ученика. 1. Проблема «языка» педагогического общения – одна из базовых проблем, требующих решения. «Язык» - это совокупность всех средств общения между людьми, куда входит не только употребление слов. Когда мы общаемся, то реагируем не на сами действия людей, а на те значения, что придаём этим действиям. а) «язык» поступков. Каждый поступок может быть «прочитан» и трактован по-разному. К примеру, ученик перестал ходить на уроки к педагогу Н., но посещает занятия педагога М. Как Н. может «прочитать» данное поведение? По-разному, в зависимости от особенностей своего «языка». Он может «прочитать» это поведение как личное оскорбление, неуважение и начать действовать соответственно. Однако он может и отложить однозначное «прочтение» данного поведения ученика, чтобы получить дополнительные сведения. Может, ученик работает в это время? Или занятия поставлены слишком рано: ученик не успевает вовремя встать и опаздывает к началу занятий... б) «язык» ценностей. У всех людей приблизительно сходные ценности. Мы хотим быть любимыми, хотим внимания и уважения к себе, хотим, чтобы педагог был заинтересован в наших успехах… Однако на разных «языках» проявление данных ценностей будет «озвучено» по-разному. Если на твоём языке «бьёт – значит любит», то ты будешь искать сурового и жёсткого педагога. Ты просто не сможешь правильно понять педагога заботливого и внимательного; он может показаться тебе «слабым» и «неуверенным в себе». Педагога, излишне заинтересованного в личной жизни ученика, могут «прочитать» как назойливого, хотя на «языке» самого педагога такая заинтересованность – лишь забота о профессиональном будущем студента. в) «языки» темпераментов. Представители разных темпераментов (особенно люди, близкие к «чистым» типам) зачастую с трудом понимают друг друга. Например, педагогу-холерику ученик-флегматик может показаться туго соображающим, неспособным или не готовым к уроку. А преподаватель-меланхолик, вполне возможно, воспримет ученика-сангвиника как легкомысленного, неглубокого, ненадёжного… г) «языки» поколений. Очевидно, что язык молодёжи и язык пожилых людей сильно отличаются друг от друга. Многим пожилым педагогам сложно воспринимать манеру общения молодых. Они часто жалуются на «грубость» и «бесчувственность» современных учеников. д) «языки» мужчин и женщин. Общеизвестно, что мужчины и женщины по-разному выражают свои эмоции, чувства, мысли и отношения к явлениям и предметам мира. Это важно учитывать и в педагогике при общении с учениками того или иного пола, особенно при общении с подростками и взрослыми е) «языки» социальных групп и сословий. Люди, принадлежащие к различным социальным группам, также по-разному выражают свои эмоции, чувства, мысли и отношения к явлениям и предметам мира. Аристократическая сдержанность не будет понята людьми, в среде которых принято легко срываться на крик и грубость. Так же и наоборот. Проблема соотношения личностного и функционального уровней общения. В педагогическом процессе общение педагогов и учеников проходит параллельно на двух уровнях – личностном и функциональном. Функциональный уровень общения – общение на уровне ролей, функций. «Учитель и ученик», «начальник и подчинённый» – вот примеры функционального общения, когда чётко заданы границы поведения, права и обязанности сторон, ролевая иерархия. Личностный уровень общения – общение равных людей (вне зависимости от социального статуса, образования или возраста). Важно выстроить равновесие уровней в педагогическом общении. Если начинает преобладать функциональный уровень – педагог превращается в «авторитарную машину», не учитывает чувства, мысли и желания учеников, перестаёт видеть в них людей. Если же начинает преобладать личностный уровень – педагог перестаёт быть педагогом, утрачивает влияние на учеников как педагог. У такого педагога, как правило, низкие результаты работы. Проблема психолого-педагогического «контракта». Психолого-педагогический «контракт» - это договор (чаще всего – устный) о требованиях, которые будут предъявляться в ходе совместной работы ученика и педагога. Ученик должен чётко знать требования относительно посещаемости занятий (лекций, семинаров, контрольных) а также все зачётные или экзаменационные требования. Основная проблема состоит в отсутствии контракта, в том, что «контракт» не оговаривается. В результате учащиеся оказываются в неведении по поводу требований педагога. Педагог же, в свою очередь, считает, что его требования очевидны и наказывает учащихся, не выполнивших эти требования. К примеру, один преподаватель не ставил выше «тройки» студентам, которые пропускали его лекции (даже при отличном ответе на экзамене). В результате «пострадали» многие хорошие студенты, не знавшие о данном требовании, так как педагог никак не озвучивал его на протяжении всего курса, считая его «само собой разумеющимся». Вторая проблема – нарушение контракта, когда педагог заявляет об одних требованиях, а в результате предъявляет другие. Например, преподаватель обещает учащимся досрочную сдачу экзамена «автоматом» при хороших результатах контрольных. Однако, в конце концов, он всё-таки заставляет их сдавать этот экзамен, да ещё в присутствии комиссии. Задачи и сверхзадачи участников педагогического процесса. Задачи – это действия, которые выполняют учащиеся или педагог. Сверхзадачи – истинные мотивы данных действий; ответ на вопрос «зачем? »: «Зачем ты пришёл на данный урок? Зачем ты выполняешь это задание? Зачем ты вообще учишься (или преподаёшь)»? У каждого человека будет свой ответ на данный вопрос. Кто-то посещает предмет, потому что «интересно», другой человек – потому что «надо», третий – потому что «здесь можно встретиться с однокурсниками», четвёртый – потому что «педагог нравится», пятый – потому что как раз «педагог не нравится, и можно потом посудачить о нём с товарищами»… Педагогу важно понять сверхзадачи, с которыми приходят учащиеся на урок. Если предмет не основной и посещается учащимися «формально», без личной заинтересованности, - не всегда нужно заставлять их осваивать данный предмет досконально, достаточно лишь минимального уровня. Если же материал вызывает интерес – долг педагога максимально этот интерес удовлетворить. Целостный подход к человеку в процессе педагогического общения. В современной психологии и педагогике основной принцип – целостный подход к человеку. Темперамент и музыкальная деятельность
Характерные особенности темпераментов во многом влияют на музыкальную деятельность человека, особенно если он приближается к «чистому» типу. Рассмотрим основные типажи.
Холерик 1. Неусидчивость, суетливость. 2. Невыдержанность, вспыльчивость. 3. Нетерпеливость. 4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми. 5. Решительность и инициативность. 6. Упрямство. 7. Находчивость в споре. 8. Неритмичность в работе. 9. Склонность к риску. 10. Незлопамятность, необидчивость. 11. Быстрота и страстность речи. 12. Неуравновешенность и склонность к горячности. 13. Нетерпимость к недостаткам других 14. Агрессивность забияки. 15. Выразительность мимики. 16. Способность быстро действовать и решать. 17. Неустанное стремление к новому. 18. Обладание резкими, порывистыми движениями. 19. Настойчивость в достижении поставленной цели. 20. Склонность к резкой смене настроенияВсе эти качества отражаются на музыкальной деятельности холерика. На сцене он чувствует себя уверенно, однако его исполнительская манера может быть излишне жёсткой. Возможны неровности в учебной работе. Периоды активности чередуются с нежеланием заниматься. Сангвиник 1. Жизнерадостность. 2. Энергичность и деловитость. 3. Недоведение начатого дела до конца. 4. Склонность переоценивать себя. 5. Способность быстро схватывать новое 6. Неустойчивость в интересах и склонностях. 7. Легкое переживание неудачи и неприятностей. 8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам. 9. Увлеченность любым делом. 10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать. 11. Быстрое включение в новую работу 12. Неприятие однообразной, будничной, кропотливой работы. 13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми. 14. Выносливость и работоспособность. 15. Громкая, быстрая, отчетливая речь. 16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации. 17. Обладание всегда добрым настроением. 18. Быстрое переключение с одного вида работы на другой. 19. Частая несобранность, поспешность в решениях. 20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь. Один из самых «сценических» типажей. Любит сцену и публику, во время выступления чувствует себя уверенно и комфортно. Яркий, артистичный. Однако склонность к переоценке своих способностей нередко приводит к выбору излишне сложных программ, с которыми человек не справляется. В результате он теряет интерес к занятиям, может надолго забросить учёбу, параллельно увлекшись чем-нибудь посторонним. Поэтому неудивительно, если в результате такой человек покажет низкие результаты на экзамене.
Флегматик 1. Спокойствие и хладнокровие. 2. Последовательность и обстоятельность в делах. 3. Осторожность и рассудительность. 4. Умение ждать. 5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам. 6.Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, 7. Сдержанность и терпеливость. 8. Доведение начатого дела до конца. 9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам). 10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе. 11. Легкое сдерживание порывов. 12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. 14. Постоянство в своих отношениях и интересах. 15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой. 16. Ровность в отношении со всеми 17. Аккуратность и порядок во всем. 18. Трудное приспособление к новой обстановке. 19. Обладание выдержкой. 20. Постепенное схождение с новыми людьми. Самый «надёжный» типаж. Доводит начатое дело до конца, не боится трудностей и рутинной работы. Однако может страдать эмоциональная сторона исполнения музыки. Чтобы этого не было, флегматику необходимо помочь эмоционально «раскачаться» и научить выражать свои чувства. На сцене уверен, но зачастую экономит эмоциональные силы.
Меланхолик 1. Стеснительность и застенчивость. 2. Растерянность в новой обстановке. 3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми. 4. Неверие в свои силы. 5. Легкое перенесение одиночества. 6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах. 7. Склонность уходить в себя. 8. Быстрая утомляемость. 9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота. 10. Невольное приспособление к характеру собеседника 11. Впечатлительность до слезливости. 12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию. 13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим. 14. Склонность к подозрительности, мнительности. 15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость. 16. Чрезмерная обидчивость. 17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями. 18. Малоактивность и робость. 19. Безропотность и покорность. 20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих Наиболее музыкальные люди в силу своей природной чувствительности. Однако также они наиболее пугливые, не уверенные в себе и зависимые от чужого мнения. Среди музыкантов любого уровня очень много меланхоликов или людей с выраженными чертами меланхолического темперамента. Требуют внимания и поддержки. Жёсткие методы воздействия на них оказывают подавляющее влияние. В целом, ответственные люди, но могут отказаться действовать из застенчивости. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2931; Нарушение авторского права страницы