Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схема чинопоследования Елеосвящения
«Последование святаго елеа» условно делится на три части.
I. Молебное пение «Благословен Бог наш...» Обычное начало: Трисвятое по «Отче наш...» Псалом 142 Малая ектения Аллилуиа, покаянные тропари Псалом 50 Канон с ирмосами: «Моря чермную пучину...» Стихиры Трисвятое по «Отче наш...» Тропарь: «Скорый в заступлении...»
II. Освящение елея: Мирная ектения Молитва на освящение елея Тропари Господу, Богоматери, святым III. Помазание болящего елеем:
Прокимен, Апостол, Евангелие Сугубая ектения 7 раз Молитва одного из семи священников Помазание болящего причтении молитвы «Отче Святый...» Возложение Евангелия на голову болящего при чтении молитвы «Царю святый...» Сугубая ектения Стихиры Отпуст Испрашивание болящим прощения у священников
4. Содержание богослужебных текстов чина Таинство Елеосвящения признается Церковью врачевством от болезней, употребление которого всегда благотворно. Святитель Московский Филарет (ÿ 1867) так высказался поэтому поводу: «Обыкновенно ныне Таинство Елеосвящения употребляется в тяжких болезнях и в приметной близости к смерти. А мне кажется, и для тонкой болезни особенно прилично врачевство, от Духа и молитвы приемлющее свою силу, И сие говорю не без известности опытов» (Из письма к архимандриту Иннокентию, настоятелю Чудова монастыря). Церковь преподает это Таинство всем, кто в болезненной немощи Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. Зерна пшеницы не составляют вещества Таинства. Они лишь символически служат здесь изображением зародыша новой жизни — выздоровления, а по смерти тела — воскресения (Ин. 12, 44). Стручец символически ассоциируется у верующих с масличной ветвью, принесенной Ною в ковчег голубицей, и служит знаком благодатного избавления от грехов и болезни. По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. Таинство может быть совершено и меньшим количеством священников, и даже одним, поскольку каждый иерей представляет лицо всей Церкви и совершает чинопоследование, как совершали бы его все семь священников. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. Когда все будет приготовлено и облаченные священники станут вокруг столика, первенствующий пресвитер раздаст зажженные свечи. В Молитвословия чина и тексты Священного Писания подтверждают, После обычного молитвенного начала приступивший к благодатной И далее красной нитью в чинопоследовании идет тема покаяния и Священники после этого переходят к пению и чтению канона, написанного еще в IX веке святителем Арсением, епископом Корфским В стихирах выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и Избавление «от недугов и горьких болезней» необходимо болящему В молитве на освящение елея Церковь просит Господа освятить Обращаясь к скорому в заступлении Христу Богу, от лица ослепленного «душевныма очима», Церковь земная просит святых Церкви Небесной объединить с ней свое дерзновенное ходатайство. Она умоляет Милость Божия, испрашиваемая в молитвах, конкретизируется в «Образ приимите... долготерпения, ибо многомилостив Господь и «Цель жизни человека, — говорит Евангелие, — в любви к Богу и В молитве перед первым помазанием болящего елеем священник А при самом помазании: «...Исцели и раба Твоего (имя рек) от В послании к Римлянам (15, 1—7) обращается внимание болящего В Евангелии от Луки (19, 1—10) предстает перед взором болящего В молитве перед вторым помазанием иерей просит у Бога для Многообразным служениям в едином Теле Христовом — Церкви— посвящено следующее, третье чтение Апостола (1 Кор. 12, 27—13, 8). Ревновать о дарованиях больших — задача христианина. Особенно надо ревновать о любви. Без нее человек — медь звенящая или кимвал звучащий». Призванию двенадцати учеников и посланию их на проповедь посвящено третье Евангелие. Христос повелел им проповедовать о приблизившемся Царствии Небесном при условии болящих исцелять, прокаженных очищать... «Даром получили, — сказал Господь, — даром и давайте». В молитве перед третьим помазанием иерей просит Бога низвести Четвертым чтением Апостола (2 Кор. 6, 15—18; 7—1) Церковь В Евангелии от Матфея (8, 14—23) повествуется об исцелении В четвертой молитве священник молит Господа вчинить «елей сей в В пятом чтении Апостола (2 Кор. 1, 8—11) Церковь напоминает, В пятом отрывке Евангелия от Матфея (25, 1—13) притчей о В пятой молитве священник просит Господа «помянути богатыя В шестом апостольском чтении (Гал. 5, 22—26; 6, 1—2) апостол В Евангелии от Матфея (15, 21—28) говорится о жене хананейской, умолявшей Господа исцелить ее дочь, которая жестоко бесновалась. В молитве, которую читает затем шестой священник, он В седьмом чтении Апостола (1 Фес. 5, 14—23) апостол Павел Заключает евангельские чтения Евангелие от Матфея (Мф. 9, 9—13), в котором евангелист Матфей повествует о себе, о том, как он был Затем седьмым священником читается молитва, в которой он просит В сокращенной сугубой ектений испрашивается милость, жизнь, Больной, принявший Таинство, в конце священнодействия трижды Общее соборование
В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях согласно решению Священного Синода от 26 декабря 2012 года допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года. Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему.
Последавание святаго елеа, Совершаемое поскору
В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод от 26 декабря 2012 года одобрил совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним.
Схема чина
Священник, облечен в епитрахиль и поручи (аще возможно, то и в фелонь), начинает: «Благословен Бог наш». И начало обычное. Посем «Аллилуиа», глас 6 со стихами. Тропарь, глас 4: «Скорый в заступлении..». Великая ектения. И абие иерей влагает вино (или воду) в елей, благословляет его и глаголет молитву: «Господи, милостию и щедротами…». «Вонмем. Мир всем». «И духови твоему». «Премудрость». Прокимен, глас 1: «Буди, Господи, милость…». «Премудрость». «Соборнаго послания Иаковля чтение» (зачало 57) «Аллилуиа», глас 8. Стих: «Милость и суд воспою Тебе, Господи». «Премудрость, прости. Услышим святаго Евангелия». От Марка святаго Евангелия чтение (зачало 23). И ектения: «Помилуй нас, Боже…». «Яко милостив и человеколюбец…». И молитва: «Владыко Вседержителю, Святый Царю…». И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». По скончании же помазания иерей, взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, и глаголет молитву сию: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве…». Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. Аще же ни, «Слава, и ныне: Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». И отпуст.
Очищает ли Соборование от всех забытых грехов [351]?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1815; Нарушение авторского права страницы