Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Итак, как привести свой мозг в порядок и научиться концентрироваться на чем-то.
Начнем с упражнений для второй фазы - " парадоксальной фазы". Кстати, и вам советую с них начать - это прекрасный способ научиться отдыхать (если по научному, " научиться управлять процессами торможения" ). Упражнение " Сторож". Итак, у нас резкий дефицит нервной силы мозга. Наша первая задача - подавить деятельность лишних центров мозга, перейти в режим экономии. Для начала мы тренируемся в тотальной экономии. Запрещаем себе думать вообще обо всем, подавляем все мысли, кроме одной - сторожевой. Как это делается. Выделяете себе 1 час времени, удобно ложитесь на диван и закрываете глаза. И сразу же мысленно представляете, что у вас в голове сидит здоровенный амбал с накачанными мышцам, короткой стрижкой и надписью " Security". Этот амбал лишен чувства юмора и знает всего одно единственное слово: " До свиданья! ". Как только какая-нибудь мыслишка закрадется в мозг, тут же встает этот амбал, преграждает этой мыслишке путь своим могучим торсом и говорит голосом, не терпящем возражений: " До свиданья! ". Подумалось: " вот бы чайку попить" - " До свиданья! " Захотелось почесаться, посмотреть телевизор, позвонить знакомому, сделать какое-нибудь дело - " До свиданья! " Ваш охранник - секьюрити будет отшивать все мысли, он будет говорить " До свиданья! " всем желаниям и порывам. Так, отшивая в течение часа ВСЕ собственные мысли, можно очень быстро прийти в себя и почувствовать необыкновенную сосредоточенность и собранность. Возможно, вы заснете, это тоже нормально. Это значит, что вы были через чур утомлены и торможение автоматически захватило все области мозга - начался здоровый крепкий сон. Делать это упражнение 5-7 дней подряд. Но уже после 2-3 раза вы почувствуете себя другим человеком, обретете внутреннюю устойчивость. Второе упражнение " Концентрация на деле" - для первой " уравнительной фазы". Наша задача остановить прыгающие и скачущие мысли и научиться концентрироваться на чем-то одном. Запускаем в мозг того же самого амбала - секьюрити, но теперь он выполняет роль не вышибалы, как в прошлом упражнении, а досмотрщика. Каждую мысль он внимательно разглядывает. По существу он задает вопрос - " О чем эта мысль думает? " (Т.е. о чем вы думаете в этот момент? ) Получает ответ: я думаю о работе (семейных делах, учебе и т.п.). Но потом амбал задает второй вопрос: " А что нового вы хотите сказать? " (что нового в этой мысли? ) И тут надо немного пояснить - обычно наши диалоги сами с собой могут продолжаться бесконечно именно по этой причине - мы бегаем по кругу, размышляя об одном и том же, переливаем из пустого в порожнее. Никаких новых мыслей там нет и в помине. Ничего нового мы себе сказать не можем, даже если и хочется. Таким провокационным вопросом - " что нового в этой мысли? " - мы ставим себя перед фактом, кто занимаемся чистейшей ерундой, бесполезно тратим энергию своих нейронов, т.к. каждая мысль, как мы помним, это выделение ионов и нейромедиаторов. Задав такой каверзный вопрос - " что нового в этой мысли? " - мы вдруг осознаем, что наши обычные размышления - бессмысленны и вредны. И после этого думать так у нас не будет никакого желания. Но что же делать, ведь мы ходим, ездим на транспорте, сидим в приемных и т.д. Все это время мы думали и еще раз передумывали свои мысли о совершенно посторонних вещах (работа, дети, личная жизнь). И теперь вдруг выясняется, что думать о посторонних вещах - бессмысленно. Так чем же занять свой мозг? Правило очень просто - что делаете, о том и думайте. Больше ничего. Думайте о текущем моменте! Моетесь в душе - наслаждайтесь, чувствуйте свои ощущения, воспринимайте их, получайте от них удовольствия. Идете пешком - научитесь получать удовольствие от того, что идете. Едите в машине - получать удовольствие от того, что едите. Не отвлекайтесь - что делаете о том и думайте. Обычно мы поступаем иначе - на работе думаем о доме, дома - о работе, во время еды - ищем общения, а во время отдыха заняты едой и выпивкой и т.п. Поэтому наша задача - свести к нулю бессмысленные и долгие диалоги с собой. Итак, последовательность такая: а) спрашиваете себя о чем именно сейчас вы думаете?, б) есть в этой мысли что-то новое? в) смотрите чем вы заняты и заняты вы этим полностью или опять вы заняты одним, а думаете о другом. Как ни парадоксально, когда мы учимся останавливать мысль, то она не останавливается, а становится более ясной, полной и объемной. Вырабатывается естественная привычка к концентрации мыслей. Метод " Ключ" Хасая Алиева. Кроме всего вышеперечисленного я хочу немного рассказать об экспресс - методе снятия стрессов Хасая Алиева. Автор метода Хасай Магомедович Алиев, врач-психиатр, психолог, автор ряда патентов и научных монографий, генеральный директор Центра защиты от стресса. Метод создан в 1981 г в Центре подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина для защиты от стрессов и перегрузок. С тех пор прошло много времени. Метод применялся психологами в " горячих точках", при подготовке к подъему атомохода " Курск", для экстренной реабилитации пострадавших от терактов в Кизляре, Каспийске, Москве. Метод рекомендован Минздравом России для снижения стресса и утомляемости и лечения неврозов. Суть метода и проста и сложна одновременно. Проста - в показе, сложна - в описании. В связи с этим мне хочется привести художественное описание работы метода, а потом сделать кое-какие добавления. Такое художественное описание с четким изложением того, что происходит в душе человека в момент выполнения " Ключа", я встретил в романе " Призрак музыки" Александры Марининой: " В горле стоял ком, он мешал дышать и думать. Кажется, он даже двигаться мешал. Было еще совсем светло, в июне темнеет поздно, и Денису чудилось, что все прохожие видят, как ему плохо, и смеются над ним, никому не нужным и никем не любимым. Такого горя, как сейчас, он не испытывал никогда прежде и совершенно не знал, что с этим делать. Неужели на сердце теперь все время будет такая тяжесть и навсегда уйдет радость и желание жить? В какой-то момент он перестал видеть окружающее, но даже не заметил этого. - А ты почему плачешь? - услышал он чей-то голос и только в эту секунду понял, что слезы застилают глаза. Он попытался вытереть лицо, но сильная рука ухватила его за запястье. Денис попробовал вырваться, но рука его не отпускала. - Что вам надо? - всхлипнул он совершенно по-детски. - Мне - ничего. Но я могу тебе помочь. Хочешь? Я даже не буду спрашивать, кто тебя обидел и отчего ты плачешь, я просто сделаю так, что ты перестанешь плакать и снова начнешь радоваться. Денис наконец сморгнул слезы и снова обрел способность видеть. Перед ним стоял невероятно худой, нескладный парень в очках с толстыми стеклами. - Наркоту будешь предлагать? - подозрительно спросил Денис. Родители Артема тысячу раз предупреждали их о таких вот " помогальщиках", которые вроде бы протягивают руку помощи в трудную минуту, а потом подсаживают на иглу - и конец. Денис уроки накрепко усвоил. Он очень боялся за свое будущее, боялся с самого детства, когда на его глазах мать сдавала в Дом ребенка сначала младшего братишку, потом сестренку. Оба они страдали болезнью Дауна, и Денис был уверен, что это - прямое следствие того образа жизни, который вела их беспутная мамаша. Он каждый день благодарил судьбу за то, что успел родиться раньше, чем мать окончательно пропила свое здоровье, и старался сделать все, чтобы не повторить ее путь. Хорошо учиться, набираться знаний, поступить в институт и сделать свою жизнь своими руками. Вырваться из этого затягивающего бесконечного круга, когда у пьющих родителей рождаются дети, которые растут без надзора, не получают образования, не находят себя и тоже начинают пить, и у них тоже рождаются дети... Пил дед матери, пил ее отец, пила она сама, не говоря уж о том случайном мужике, которому выпало стать его отцом. Денис Баженов делал все, что только способен был придумать его детский ум, чтобы сохранить себя и чего-то добиться. И слово " наркотики" было для него поистине страшным, ибо ставило под угрозу все то, что с таким неимоверным трудом делалось все эти годы. - Наркотики? - Казалось, парень в очках изумился очень искренне. - Нет, зачем же. Есть кое-что получше. - Что? - недоверчиво спросил Денис. - " Ключ". - Какой ключ? От квартиры, где деньги лежат? - От тебя самого. От твоей души и от твоих мозгов. Есть способ, при помощи которого ты сможешь управлять собой и никогда не будешь плакать, если сам того не захочешь. Тебе интересно? - А это не химия? - Дениса не оставляли подозрения. Но, с другой стороны, деваться ему все равно некуда, Артем его уже не ждет, не домой же возвращаться, где он лишний и нежеланный. Может, и правда послушать? - Нет, это не химия. Если у тебя есть полчаса, я покажу тебе самые простые вещи, чтобы ты имел общее представление. Так как? - Валяй, показывай, - вяло согласился Денис. - Тогда пойдем куда-нибудь... - Куда? - снова насторожился Денис. - Я никуда не пойду. - Да не бойся ты! - Парень рассмеялся. - Я же не на квартиру тебя зову. Можем и здесь позаниматься, но здесь люди ходят. Тебе же самому неудобно будет. Вот там скверик есть, пойдем туда. В скверик можно, решил Денис. Там за углом, на перекрестке, " стакан" с гаишником, если что, можно позвать на помощь. Они дошли до скверика, и Денис сразу плюхнулся на скамейку. - Ну давай, показывай свой ключ. - А ты чего уселся? - насмешливо спросил парень в очках. - Думаешь, ты будешь сидеть, а я тут перед тобой буду мировые секреты раскрывать? Так не пойдет. Ну-ка вставай. - Зачем? - Вставай, вставай. Любое полезное дело требует труда. Поднимайся и делай разминку. - Какую еще разминку? - опешил Денис. - Обыкновенную. Наклоны, растяжки, приседания. Как на уроке физкультуры. - Зачем? - Ты хочешь получить ключ или нет? Тогда делай, как я говорю. В конце концов, в разминке не было ничего плохого и опасного. Денис поднялся и нехотя сделал несколько упражнений. - А теперь встань прямо, вытяни руки перед собой и сосредоточься. Представь, что руки расходятся в разные стороны, как крылья. - Зачем? - снова спросил Денис. - Не спрашивай, а делай, если хочешь себе помочь. Только не старайся сам двигать руками. Это особые идеомоторные движения, полуавтоматические. Представляй изо всех сил, даже приказывай им расходиться, а мышцы оставляй расслабленными. Денис вытянул перед собой руки и попытался сосредоточиться. Руки не двигались. - И дальше чего? - недовольно спросил он. - Ничего. Стой и приказывай рукам разойтись в разные стороны. - У меня не получается. - Ну и что? С первого раза ни у кого не получается. Надо тренироваться. Ну-ка дай я тебя пощупаю. Парень положил обе руки на плечи Дениса возле шеи и помял немного. - Чего ж ты такой зажатый, а? Сделай еще пару упражнений или потрясись немного, как в рок-н-ролле, сбрось напряжение. - Слушай, ну чего ты пристал? - сердито спросил Денис. - Я пристал? Это ты шел по улице и ревел, как будто у тебя все близкие поумирали. И ты сам захотел себе помочь. Неужели ты так быстро сдаешься? Мне казалось, ты должен быть упорным. Денису стало неловко. В самом деле, не годится так быстро сдаваться. Спешить все равно некуда. Он сделал несколько энергичных наклонов в стороны и вперед, потом начала приседать. - Хватит? - спросил он после десятого приседания. - Хватит. Теперь все с начала. Стой прямо, расслабленно, руки перед собой. Денис снова принял стойку и вытянул руки. И через какое-то время понял, что не чувствует рук. Они стали легкими, невесомыми, и держать их в таком положении было совсем нетрудно. Он даже не успел удивиться, когда понял, что руки начали какое-то неведомое движение. - Пошло-пошло-пошло, - заговорил парень в очках, - есть движение! Есть! Не останавливайся, продолжай, продолжай. Руки плавно разошлись в разные стороны. - А теперь сразу же давай им команду двигаться обратно! Руки сходятся, руки сходятся. " Руки сходятся, руки сходятся", - повторял про себя Денис, и руки действительно пошли в обратном направлении. - Отлично! И теперь снова команда расходиться. На этот раз руки пошли в разные стороны легко, и Денису показалось, что движение было более сильным и быстрым, во всяком случае, в его крайней точке даже лопатки сошлись. Он не понимал, что с ним происходит, но его охватил восторг от этого легкого движения, которое происходило не мышечным усилием, а одним лишь велением его воли. Еще одно движение руками туда и обратно, и у него возникло ощущение полета. Руки плыли, как крылья, а в голове не было ничего, кроме мысли об этих летящих без его усилий руках. - Достаточно, остановись, - скомандовал худой очкарик. - Сделай снова несколько разминочных упражнений. - Каких именно? - уточнил Денис. В нем проснулся интерес, и теперь ему хотелось делать все по правилам. - Любых. Твое тело само подскажет тебе, какие нужно делать движения. Ты только прислушайся к нему и делай. Денис приготовился и начал гнуться назад, будто пытаясь встать на " мостик". Спина гнулась легко, и он удивился этому. Никогда на уроках физкультуры он не любил гимнастику, " мостик" делал, только когда требовал учитель, сам же он с гораздо большим удовольствием играл в волейбол и бегал на длинные дистанции. - Вот видишь, - прокомментировал его новый знакомый, - твое тело тебе подсказало, что нужно размять позвоночник, в нем накопилась всякая гадость. Денис выполнил упражнение несколько раз и с наслаждением стал наклоняться вперед, наклонился глубоко, стараясь коснуться лбом колен. - А что теперь? - Теперь встань прямо, руки висят свободно. Сосредоточься и прикажи им подниматься. Все то же самое, что и раньше, только движение не назад и вперед, а вверх и вниз. Это задание Денис выполнить не смог и ужасно расстроился. - Я потренируюсь и добьюсь, у меня обязательно получится - горячо заговорил он. - А вот этого не надо, - неожиданно заявил очкарик. - Как это не надо? Ты же сам сказал, что надо быть упорным? - Не в этом смысле. Сама идея " ключа" состоит в том, что человек делает только то, что у него получается и что доставляет ему удовольствие. Существует несколько видов движений, человек пробует каждое из них и решает, какое получается лучше и легче. Вот это движение и становится его " ключом". Всех нас всю жизнь насилуют, заставляя делать то, что нам не нравится или не получается, и убеждают нас, что это необходимо и воспитывает волю. А это неправильно. Жизнь должна приносить радость. - Ну ты загнул, - фыркнул Денис. - Так не бывает, чтобы одни удовольствия. Если бы можно было себя ни в чем не заставлять, то все были бы неучами и никто бы не работал. Скажешь нет? - Скажу - да. Но идея в том, чтобы делать все это с радостью, чтобы то, что делать необходимо, уметь делать без натуги и без принуждения. Помнишь, как нас в школе учили? Свобода - это осознанная необходимость. Как только ты поймешь, что что-то совершенно необходимо сделать и не сделать просто нельзя, ты с легкостью это сделаешь, потому что уже не сможешь иначе. Ты сам, понимаешь, сам осознал и сам пришел к выводу, что это необходимо сделать. А это уже совершенно другой уровень принуждения. Это уже свобода. Ты сам принимаешь решение и его выполняешь. Но это философия. А мы с тобой сейчас говорим о " ключе" и о том, как тебе помочь. Кстати, ты заметил, что ты сейчас делаешь? - А что я делаю? Денис огляделся, посмотрел на свои руки, не принимая, о чем говорит этот странный очкарик, и обнаружил, что мерно покачивается из стороны в сторону. Он даже не заметил, когда начала покачиваться, это было словно естественным состоянием тела. - Ты качаешься. Это означает, что ты достиг того состояния легкости, при котором можно осознать свою проблему и найти новый, нетривиальный путь ее решения. Надо только сесть расслабиться и немного отдохнуть. И решение придет само. - Свистишь! - откликнулся Денис. - Так не бывает. - А ты попробуй. Сразу, конечно, ничего не бывает, но на третий или четвертый раз у тебя получится. Запомни последовательность: небольшая разминка, потом летаешь, потом снова разминка, снова летаешь, уже подольше, потом стоишь, покачиваясь, потом сидишь и отдыхаешь. - А сколько нужно летать? - Сколько хочешь. Ты сам выбираешь, что и как тебе делать. Пока хочется - летай. Пока хочется - качайся. Помни, твой организм и твой мозг сами знают, сколько чего нужно делать, ты должен научиться их слышать и понимать, они сами подскажут. Пока упражнение доставляет удовольствие, его надо делать, как только организм поймет, что уже достаточно, ты сам захочешь остановиться. - И зачем все это? Как это может мне помочь? - Ты научишься управлять своими эмоциями. Ты научишься не злиться и не раздражаться по пустякам, когда это мешает нормальной работе. Ты научишься не уставать. Давай договоримся: ты попробуешь позаниматься сам несколько дней, и если ты поймешь, что тебе хочется узнать побольше и научиться еще чему-то, ты придешь в одно место, где проходят специальные занятия. А если не захочешь - что ж, будешь пользоваться только тем, чему я тебя научил. Это тоже очень много, ты сам почувствуешь, когда начнешь заниматься. Я хочу, чтобы ты запомнил одну истину: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие." Теперь, когда вы имеете полное представление о том, как этот метод выглядит, я хочу сказать несколько дополнительных слов. Суть метода - в том же самом переключении доминанты. При попытке произвести управляемое мозгом идеомоторное движение, в момент прислушивания к себе, возбужденная стрессом доминанта лишается энергии. Клетки мозга выходят из застойного перевозбуждения и начинают воспринимать ситуацию нормально. Становится легче, будто гора с плеч свалилась. В итоге, всего за несколько минут можно превратиться из страдальца в человека, довольного жизнью. Идеомоторное движение - это особое движение. Оно полувнутреннее, полувнешнее, оно сознательное и в тоже время автоматическое. Именно такая двойственность и приводит к тому, что это движение концентрирует на себе всю энергию мозга, оставляя доминанту обесточенной, поэтому и появляется ощущение полета и свободы. Японская медитация, индийская йога, китайский ци-гун, немецкий аутотренинг и т.п. - все это популярно в мире только потому, что у 30% людей при их выполнении спонтанно возникает это состояние внутренней легкости и удовольствия. Мы этого же результата можем добиться при помощи идеомоторных движений. Идеомоторные движения - это появление нервных двигательных импульсов в ответ на образ движения. Русский физиолог И.М.Сеченов сказал, что мысль человека - это задержанное движение. И в самом деле, если вы задумали какое-то движение, только представили его, а ваши мышцы уже начинают сокращаться, начинают выделяться гормоны, ферменты, чтобы обеспечить это движение. Так и возникает это движение без всякого мышечного усилия, просто по команде мозга. Метода Хасая Алиева может быть назван " русским тайцзи-цюань", т.к. полностью раскрывает сущность медленных движений, выполняемых в этой китайской гимнастике. Если вы увлечены тайцзи, то после освоения метода " Ключ", ваши занятия тайцзи приобретут другой смысл - вы почувствуете то, что в него вкладывали основоположники этой гимнастики. Этапы освоения метода " Ключ" хорошо описаны в приведенном выше отрывке из книги А.Марининой, а если вы захотите освоить этот метод глубже - обратитесь к книгам Х.М.Алиева или в его Центр защиты от стресса (г.Москва).
Человек тоже гниет с головы. Как это предотвратить. Вообще, ко мне приходит много писем с просьбой помочь разобраться в тех или иных конфликтах сознания и подсознания - кто-то сильно устает на работе, кто-то, наоборот, от работы испытывает жесточайшую скуку, кто-то описывает мне свои семейные проблемы, кто-то выражает недовольство собой или своим телом, кто-то боится что не сможет себя реализовать и сделать свою жизнь интересной, кто-то болеет чем-то психосоматическим и т.д. Во истину, человечество переживает глобальную эпидемию неврозов. А причина возникновения невроза - в голове. Если рыба гниет с головы, то человек тем более гниет с головы. Самый большой источник собственной опасности, источник все своих проблем и собственного несчастья человек носит на своих плечах. Но там же он носит и собственное спасение. Дело в том, что есть прекрасное средство борьбы сразу со ВСЕМИ неврозами БЕЗ разбора. Т.е. по большому счету вовсе не нужно разбираться в причинах конфликта сознания и подсознания, достаточно привести в порядок собственные мысли и этот конфликт сам собой исчерпается. И я хочу вам рассказать об этом средстве. Я, наверное, вас не удивлю, если скажу, что большинство стрессов связано просто с беспорядочной работой наших мыслей. Грубо говоря, из-за того, что у нас в голове творится бардак, из-за этого и появляются стрессы, которые приводят к различным неврозам. На тему неврозов были проведены многочисленные исследования. И я хочу поделиться с вами результатами одного исследования, которое касалось изучения количества неврозов в разные периоды времени. В ходе этого исследования был установлен поразительный факт: во время больших войн, глобальных эпидемий и катастроф, количество неврозов уменьшается практически до нуля! А невроз, это такая опасная штука, которая является причиной возникновения всех психосоматических заболеваний (нейродермит, бронхиальная астма, язвенная болезнь, неспецифический язвенный колит, инфаркт миокарда и многое др.). Невроз является причиной приобретения патологических зависимостей в виде наркомании, алкоголизма, излишнего переедания. Так вот, как оказалось, количество этих заболеваний, в ходе глобальных войн падает практически до нуля. Странно, да? Когда вокруг гремят взрывы, солдаты ходят под пулями и не знают, будут они завтра живы или нет, когда на их глазах погибают друзья и близкие, когда вся страна напрягает силы, и в тылу люди вынуждены работать по 15-20 часов в сутки, когда с фронта приходят похоронки каждый день, то в это страшное время практически никто не болеет неврозами и психосоматическими заболеваниями. Примерно такая же картина наблюдается в первые послевоенные годы - годы восстановления разрушенного войной хозяйства. Зато лет через 12-15 после войны, когда все раны уже затянулись и жизнь налажена, количество неврозов резко подскакивает вверх. Количество невротических заболеваний достигает пугающих размеров, сейчас 70-75% всех обращений в поликлинику связаны с психосоматическими заболеваниями, т.е. с неврозами. Наркомания и алкоголизм становятся нормой жизни, а самоубийства выходят на второе место по причине смертности (после сердечно-сосудистых заболеваний), оставляя позади даже раковые заболевания. Объясняется все просто - во время войны все мысли человека направлены на одно. Его мысли заняты вполне реальными делами - как бы победить. Мысль о победе присутствует как фон в любое время дня и ночи. Грубо говоря, у человека в этот период нет никакого беспорядка в мыслях, а есть ясная и четкая цель, перед которой меркнут все остальные, обычные для мирной жизни, переживания. Человек борется, занят спасением своей страны. В мирное время человек, как правило, думает о чем попало. Никаких фоновых мыслей у него нет. В голове - каша из беспорядочных недодуманных обрывков мыслей. И именно в этом причина неврозов и стрессов - в наших беспорядочных мыслях. В отсутствии концентрации на чем-то одном. В рассеянности. Поэтому, для того, чтобы избавить себя от стрессов, психосоматических заболеваний и патологических зависимостей (в том числе от еды, сигарет, алкоголя), задача каждого современного человека - привести в порядок свои мысли. Научиться концентрироваться. Научиться думать. Все наши проблемы таятся в нашей же голове - в неправильной ее работе. И только разобравшись со своей головой, мы сможем спасти себя от неврозов. И здесь нам на помощь приходит современная психологическая наука. Есть такой закон человеческой психики - человек может удерживать свое внимание одновременно на трех динамических объектах. И в тот момент, когда этих объектов как раз и становится три, то наступает внутреннее успокоение. Это очень важный закон психики и мы должны научиться им пользоваться! Вы, наверняка, замечали, что приятно смотреть на огонь, льющуюся воду, ветерок в кроне деревьев, плавающих рыбок в аквариуме. Это как раз и есть проявление того факта, что, наблюдая за тремя динамическими процессами (языками пламени, перекатами волн, листьями деревьев, рыбками), мозг человека занят полностью и ни на какое беспокойство просто не остается ресурсов. Именно от этого человек расслабляется, перестает беспокоиться. Неврозы его покидают. Отсюда следует очень простой вывод - если как можно чаще занимать свой мозг наблюдением за тремя динамическими (т.е. изменяющимися в течение времени) объектами, то никаких неврозов не будет. Итак, наука предлагает нам для лечения любых форм невротических заболеваний и зависимостей направлять свое внимание на три изменяющихся объекта. Самый простой способ - прогулка пешком. Во время прогулки нужно соблюдать два условия - сосредоточить внимание на том, что вы видите и на том, что вы слышите. Таким образом, вы и сосредоточите внимание на трех динамических объектах: 1 - вы идете и следите за равновесием, 2 - вы слушаете окружающие вас звуки, которые в каждый момент разные, 3 - вы смотрите на окружающий вас пейзаж, который тоже изменяется. Вместо одного из пунктов врачи-психотерапевты иногда рекомендуют напевать какой-нибудь куплет - это отвлечет внимание мозга и он будет занят обслуживанием этих трех динамических объектов, а на беспокойство просто не останется ресурсов. Избавившись от беспокойства и лишних мыслей, человек обретает способность к концентрации. Вот такой внешне простой способ обретения душевного равновесия. На самом деле, конечно, достаточно трудно все время во время ходьбы себя ощущать - слушать, смотреть и не отвлекаться. И поэтому я предлагаю посмотреть, оглянуться по сторонам и подумать, а как же наши предки находили выход в подобных ситуациях. Вы удивитесь, но именно подобными психотерапевтическими упражнениями наполнены все религиозные практики буддизма, индийской йоги, китайского цигун, христианства, суфизма и других эзотерических учений. Все они придуманы для того, что успокаивать человека и убирать стрессы. В этих религиозных практиках таиться огромный потенциал. Я напомню, что до 75% людей, приходящих сейчас в поликлиники, болеют психосоматическими заболеваниями. А это значит, что только через успокоение и избавление от неврозов можно их вылечить. Ожирение стало бичом человечества, и только после того, как человек приведет в порядок свои нервы, он перестанет переедать. То же самое касается алкоголизма, наркомании, трудоголии, игромании и других зависимостей. Именно поэтому все те психологические практики, которые предлагают религии для успокоения, сейчас очень востребованы. Просто о них мало кто знает за пределами церквей, синагог, мечетей и храмов. Все эти практики связаны с дыханием. Вернее за наблюдением за дыханием. Они не требуют изменения ритма и глубины дыхания. Наилучшей из этих практик я считаю технику, которая широко применяется в православном христианстве и которая называется Иисусова (сердечная) молитва. Техника заключается в следующем: вдох мысленно направляете в сердце и произносите " Господи, Иисусе Христе", выдох мысленно направляете из сердца во внутренний объем своего тела и произносите " помилуй мя! ". Все это произносится мысленно, без всяких задержек дыхания, вдох и выдох через нос, ритм дыхания естественный. Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов - мы следим за дыханием, мы концентрируемся на области сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности. С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме и т.п. Таким образом, Иисусова молитва - один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу. Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: " Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия". Прекрасные слова! Да, именно этого мы и хотим добиться - безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной. Но это еще не все. Главная цель православных подвижников - научиться произносить слова этой молитвы ВСЕГДА - 24 часа в сутки, даже во сне, или, как это называют в православии, надо сделать молитву " самодвижущейся", т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания. Иисусова молитва является сердцем православия. В официальном православии есть внутреннее течение, называемое " исихазм" (от греческого слова " исихия" – " безмолвие" ). Исихаст - это тот, кто стремится к внутренней тишине и безмолвию, тот, кто слушает. Главная цель исихазма - посредством постоянной практики Иисусовой молитвы приблизить человека к Богу, в постепенном проявлении в человеке Божественного. Я, честно говоря, был очень удивлен, когда узнал, что исихасты главным и единственным условием достижения в себе Божественного считали непрестанное произнесение Иисусовой молитвы. И список тех, кто практиковал Иисусову молитву впечатляет. Все Святые Отцы православной церкви были исихастами. Иисусову молитву практиковали и всячески пропагандировали Сергей Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие, чьи имена действительно, спустя сотни лет вспоминаются людьми с искренним уважением. Вот, например, что пишут очевидцы в воспоминаниях о Серафиме Саровском: " Преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему - и монахам, и мирским, и говорил: " Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". И в этом да будет все твое внимание и обучение. С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте " (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83). Других советов Серафим Саровский не давал - он считал, что произнесение Иисусовой молитвы заменяет все другие советы. Есть два варианта произнесения Иисусовой молитвы: " Господи Иисусе Христе, помилуй мя" " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" (Кстати, обратите внимание, что " золотое сечение" падает в обоих случаях одинаково на слово " помилуй" ) Иногда советуют не привыкать к одному произнесению, а время от времени заменять их одно на другое. Отцы церкви выделяют два пути достижения дара Святого Духа (т.е. проявление Божественного в человеке). Вот что об этом пишет св. Григорий Синаит: " К этому ведут следующие два способа. Во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск. Во-вторых, приходит он в явление и раскрывается НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ГОСПОДА ИИСУСА, или, что то же, непрестанною памятию о Боге. И первое средство могущественно, но второе МОГУЩЕСТВЕННЕЕ, так что и первое получает от него полную свою силу." Т.е. Отцами Церкви признается, что Иисусова молитва более верное средство пути к Богу, чем исполнение всех заповедей, высказанных в Новом Завете, потому что включается их в себя. Они считали, что Иисусова молитва - это краткий пересказ и смысл всего Нового Завета. Кстати, интересен еще и такой факт. В православии, при пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит: " Приими брате меч духовный Иже есть глагол Божий, Его же и посей во устах твоих Во уме же и сердце и глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго ". Таким образом, всякому иноку эта молитва дается как наставление, как заповедь, как прямое руководство к действию. Кроме того, Иисусова молитва - это то место, где разошлись пути Восточного и Западного христианства. Иисусова молитва - это " внутреннее делание" - внутренняя работа по достижению безмолвия, внутреннее созерцание. Западное христианство (католичество) пошло другим путем - внешним, вещественным. Отсюда и попытка движение за Христом в области внешнего - Крестовые походы, устремление освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним). Все это показывает, какое большое значение уделяет православие непрерывной, длящейся круглые сутки на протяжении всей жизни, Иисусовой молитве. К чему я все это пишу? Только к тому, что если вы верующий христианин, то лучшего средства для борьбы с неврозами вы не найдете. Это методика используется уже 15-16 веков (c IV века) и очень удачна. Впрочем, как уверяют практики, и неверующему человеку эта молитва приносит избавление от невроза. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы