Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прием 4. Выдвижение гипотез.



Вначале уточним, что гипотезой называется предположение, которым пользуются для объяснения каких-либо явлений, достоверность которых проверяется экспериментальным путем. Следует помнить, что выдвинуть гипотезу - это значит сформулировать предпо­ ложение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результаты эксперимента.

При выдвижении гипотезы необходимо проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что следствием. Гипотеза всегда находится в определенной связи с имеющимся знанием (с известной ранее теорией, знаком и т.д.). Но она (гипотеза) как бы перекидывает мост от известного к неизвестному.

Формулируя гипотезу, бывает полезно сначала записать все воз­можные варианты, а затем из них отобрать наиболее правдоподобный. Выдвигая гипотезу, не бойтесь думать рискованно, избегайте шаблонов в своих рассуждениях. Помните, что проверить гипотезу - это значит установить, что следствия, которые из нее должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с ре­ зультатами эксперимента. Обычно считается, что выдвижение гипотез - удел предметов естественно-математического цикла. Это далеко не так. Продуктивность гипотез достаточно велика применительно к самому себе, к процессу вашего творческого саморазвития. Допустим, вы считаете, что у вас плохая память. Изучив курс «Психология! », вы делаете предположение, что можете существенно улучшить память, если овладеете приемами запоминания.

Вы можете экспериментально проверить, если изучить и систематически применять 10-15 приемов запоминания, то, действительно, эффективность в усвоении иностранного языка возрастает в несколько раз... И мы советуем вам это проверить практически, опираясь, например, на материал одной из книг.

Прием 5. Мысленный эксперимент.

Этот прием заключается в том, что на основе выдвинутой гипотезы мысленно проигрываются все основные (узловые) этапы. Ситуации, которые считаются наиболее вероятными применительно к раз­ витию какого-то явления, процесса. Например, вы хотите избавиться от такого своего недостатка, как отсутствие способности к риску. Для саморазвития способностей к риску вам необходимо мысленно проиграть наиболее характерные ситуации, в которых вы можете оказаться в ближайшие годы, описать их, а затем выстроить их по какому-либо признаку. Например, за основу можно взять такой признак, как степень сложности выхода из той или иной ситуации.

Прием 6. Использование моделей.

Представим себе, что вы решили повысить вашу работоспособность в 2 раза. Необходим поиск резервных возможностей. Если вы изобразите графически зависимость работоспособности от времени в течение дня, то на графике легко обнаружите резервы для увеличения вашей работоспособности.

Прием 7. Аппликация теорий.

Для стимулирования творческого воображения можно использовать аппликацию (наложение, применение) теории из одной сферы в другую. Ясно, что это не дает окончательного решения творческой задачи, но очень сильно стимулирует воображение. Например. Представьте себе, что законы гравитации из физики можно применить к явлению саморазвития творческих способностей личности. Можно рассуждать так. Притяжение двух тел обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Нечто подобное происходит и с саморазвитием способностей. Скорость саморазвития творческих способностей обратно пропорциональна квадрату расстояния, то есть продвижения к уровню способностей, которые вы хотели бы иметь. Можно возразить, что прием аппликации теорий не корректен. Да, это так, но он используется не для того, чтобы получить окончательный и заведомо правильный ответ, а для поиска идеи, нового подхода, нового объяснения какого-то явления.

Прием 8. Опора на случайные ассоциации.

Суть этого приема заключается в следующем. Берется случайное слово, понятие и оно рождает неожиданно новую ассоциацию, идею для решения вашей творческой задачи. Например, вы допускаете при написании сочинений много грамматических ошибок. Вам необходимо существенно повысить грамотность. Это и есть для вас творческая задача - задача саморазвития грамотности письма.

Используемые приемы опоры на случайные ассоциации с тем, чтобы придумать как можно больше идей, способов повышения грамотности письма. Для этого берем любое слово, например, «книга». Какая ассоциация может возникнуть в вашем сознании применительно к решению вашей творческой задачи? «Книга»... «словарь». Вам необходимо составить словарь из слов, в которых вы систематически делаете ошибки. Или слово «книга» порождает у вас ассоциацию, идею, что нужно систематически и больше читать художественную литературу, чтобы меньше допускать грамматических ошибок. И так далее.

Прием 9. Дивергенция.

Этот прием и, естественно, термин обозначают расширение гра­ниц поиска идеи с целью обозначения достаточно обширного и более плодотворного пространства для решения творческой задачи. Действительно, большинство творческих задач, проблем нам не удается решить только потому, что мы искусственно сужаем и ограничи ваем область поисков или число ходов, стратегий решения. Для де вергентного поиска решения творческой задачи характерно:

  • неустойчивость и размытость целей;
  • временное устранение ограничений;
  • отсроченный характер оценочных суждений, которые маются во внимание не сразу, а только на заключительных стадиях отбора наиболее продуктивных идей решения творческой задачи характерно.

Прием 10. Конвергенция.

Этот прием, и соответственно, термин обозначают сужение границ поиска идеи более тщательная проработка решения части за дачи (подзадачи). Действительно, имеются творческие задачи, которые, как бы мы не расширяли поле поиска, не удается решить. В этой ситуации более плодотворным будет прием конвергенции, который включает в себя:

  • сужение поля поиска, уменьшение неопределенности, исключение альтернатив, не заслуживающих рассмотрения;
  • выбор особо важных целей и стратегий в решении творческой задачи;
  • более деятельная проработка только части задачи, решение подзадачи.

Цель конвергенции - сократить перебор идей, вариантов решения творческой задачи до единственного, но такого, который бы наиболее оптимальным и наиболее эффективным

Прием 11. Неоконченные тексты.

Возьмите любой рассказ. Прочитайте его до половины Затем пофантазируйте, чем и как он закончится. Сравните то, что предсказали вы и то, что реально далее описано в рассказе.

Прием 12. Составление из нескольких мало связанных слов рассказа.

Возьмите, например, пять любых слов (ночь, дождь, автомобиль, погоня, реклама). Составьте из них рассказ.

Прием 13. Изменение стратегии мыследеятельности.

Например, в поисках средств ускорения вашего творческого самоморазвития вы пытаетесь развивать интеллектуальные способности. А что будет, если вы измените стратегию ваших размышлений, акцентируете внимание:

  • на волевых качествах;
  • на нравственных;
  • на эстетических и т.д.

Прием 14. Смена ролевых функций

Решая какую-либо творческую задачу, можно мысленно сменить позицию, роль. Например, вы хотите преодолеть в себе вредные привычки. Посмотрите, какие из них замечаете вы сами; на какие вредные привычки вам указывают родители, учителя и т.д. или, принимая то или иное творческое решение, попытайтесь мыс ленно сменить свою позицию, свое видение проблемы и способы ее решения с учетом различных ролевых функций.

Прием 15. Взгляд на проблему профессионала и непрофессионала.

Принято считать, что профессиональный подход к решению какой-либо творческой задачи является наиболее эффективным. Однако это не всегда так. Иногда новый, свежий, непрофессиональный взгляд на проблему, способы ее решения бывает более оригинальным и открывает принципиально новый подход в ее решении.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь