Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Алгоритм и его свойства



Вопрос 1. Алгоритм и его свойства

Алгоритм – система правил, чётко описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи.

Свойства правильного алгоритма:

1) Дискретность {Алгоритм может быть чётко разделен на этапы, выполняющиеся в определённой последовательности}

2) Определённость (детерминированность) {В каждый момент времени понятно, что делать дальше}

3) Результативность {Выполнение приводит к верному решению задачи}

4) Массовость {Подходит для разных ситуаций}

Способы описания алгоритмов:

· Запись на естественном языке (словесное описание)

o Этап обработки(вычисления)

V: =выражение Пр.: y=|a+b|

o Проверка условия 1.Sum: =a+b

Если условие, идти к N 2. Если Sum > = 0, идти к 5

o Переход к этапу с номером N 3. Y: =-Sum

Идти к N 4. Идти к 6

o Конец вычисления 5. Y: =Sum

Останов. 6. Останов.

· Изображение в виде схемы (графическое описание)

Схема алгоритма – графическое представление алгоритма, в котором этапы процесса обработки информации и носители информации представлены в виде геометрических символов, а последовательность процесса отражена направлением линий. Пр.: y=|a+b|

o ISO 5807-85

o ГОСТ 19.701-90

Виды схем:

§ Схема данных

Ø Схема программы

§ Схема работы системы

§ Схема взаимодействия программ

§ Схема ресурсов системы.

Символы в ГОСТ 19.701-90

§ Символы данных

§ Символы процесса Основные символы

§ Символы линий

§ Специальные символы Специфические символы

· Запись на алгоритмическом языке (составление программы)

 

Вопрос 2. Графическое представление алгоритмов

Схема алгоритма – это в первую очередь графическое представление алгоритма.

Основной смысл: этапы всего процесса, всей обработки информации и тому подобное представлены в виде геометрических символов.

Последовательность самого процесса отражена направлением линий.

Виды схем

1) Схема данных. Показывают путь данных при решении задач и определяют этапы обработки. А также различные применяемые носители данных.

2) Схема программы. Отображают последовательность операций в программе. Аналогично понятию схемы алгоритма. Различие может заключаться лишь в уровне детализации схемы.

3) Схема работы системы. Схемы работы системы отображают управление операциями и потоки данных в системе. В схеме работы системы каждая программа может изображаться более чем в одном потоке управления.

4) Схема взаимодействия программ. Схемы взаимодействия программ отображают путь активации программ и взаимодействий с соответствующими данными. Каждая программа в схеме взаимодействия программ показывается только один раз.

5) Схема ресурсов системы. Схемы ресурсов системы отображают конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков, которая требуется для решения задач.

Символы

Символы, регламентируемые стандартом, подразделяются на следующие группы:

1) символы данных;

2) символы процесса;

3) символы линий;

4) специальные символы.

Каждая из трех первых групп в свою очередь подразделяется на две подгруппы:

• Основные символы;

• Специфические символы.

Символы данных

Эти символы не конкретезируют носитель данных.

1.1 Данные

 

Ввод-вывод данных. Пример:

1.2 Запоминаемые данные

Отображение результирующей информации, которую нужно запомнить, причем тип приемника информации значения не имеет.

1.3 Оперативное запоминающее устройство.

 

Символ отображает данные, хранящиеся в оперативном запоминающем устройстве.

 

1.4 Запоминающее устройство с прямым доступом.

 

Символ отображает данные, хранящиеся в запоминающем устройстве с прямым доступом (например, магнитный диск).

 

1.5 Ручной ввод

Символ отображает данные, вводимые вручную с устройств любого типа (например, с клавиатуры).

 

1.6) Дисплей

Символ отображает данные, представленные в удобной для человека форме на отображающем устройстве (например, на экране дисплея).

 

Символы процесса

Символы, отображающие обработку данных любого вида.

 

2.1 Процесс

 

 

Очень общий символ, можно сказать универсальный. Обрабатывать данные любого типа может только он. Остальные символы процесса являются специфическими

 

2.2 Предопределенный процесс

 

Символ отображает процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте. Зачастую это вызов процедуры или функции.

 

2.3 Подготовка(символ сука галимый ребят, сократить хз как, придется разбираться)

 

 

Символ отображает модификацию команды или группы команд с целью воздействия на некоторую последующую функцию (установка переключателя, модификация индексного регистра или инициализация программы).

 

Данный символ используется, как правило, в схемах алгоритмов, изображающих работу программ, которые реализуются на языках низкого уровня.

 

Например, программа на языке Ассемблер изменяет значения индексного регистра или флагов микропроцессора. Данные действия на схеме алгоритма будут изображаться с помощью символа «Подготовка».

 

2.4) Решение.

 

Короче, стандартный символ, всем знакомый. Внутри – условие. Проверяется его истинность. В зависимости от выполнения внутреннего условия, выполняются различные алтернативные выходы ( обычно да или нет).

 

2.5) Границы цикла

 

 

Символ состоит из двух частей, отображающих начало и конец цикла. Обе части символа должны иметь один и тот же идентификатор. Это значит, что схеме каждого цикла должно быть присвоено имя, и это имя записывается в обоих частях символа. Условия, управляющие выполнением цикла (инициализация, завершение, приращение параметра и т.д.) помещаются внутри 24 первой или второй части символа в зависимости от расположения операции, проверяющей условие.

 

Символы линий

Линия

Все просто: либо просто линия (возможно со стрелкой) показывает направление действия алгоритма

 

ЛИНИЯ

 

ЛИНИЯ СО СТРЕЛКОЙ

Пунктирная линия.

В схемах алгоритмов символ используется для обведения выделяемого участка, а также как часть символа комментария.

4) Специальные символы. В данную группу входят следующие символы.

4.1) Соединитель.

Символ используется для обрыва линии и продолжения её в другом месте. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение. Чаще всего в качестве таких обозначений применяются буквы или арабские цифры.

Терминатор

Комментарий

Символ «Комментарий» используют для добавления комментариев (пояснительных записей). Пунктирная линия в символе комментария связана с соответствующим символом и может обводить группу символов. Текст комментариев помещается справа от ограничивающей его сверху и снизу квадратной скобки.

4.4) Пропуск

Символ изображается в виде трех точек и применяется в схемах для отображения пропуска символа или группы символов, если не определены тип или число символов.

Вопрос 3. Разновидности структур алгоритмов

Различают следующие структуры алгоритмов:

___Линейный вычислительный процесс – это процесс, в котором направление вычислений является единственным.


___Разветвляющийся вычислительный процесс – это процесс, в котором направление вычислений определяется некоторыми условиями

___Циклический вычислительный процесс – процесс, в котором отдельные участки вычислений выполняются многократно.

Участок схемы, многократно повторяемый в ходе вычислений, называется циклом. При повторениях обычно используются новые значения исходных данных.

Классификация циклов

В соответствии со взаимным расположением циклов в теле программы или алгоритма различают следующие циклы:

-простые – циклы, не содержащие внутри себя других циклов;

-сложные – циклы, содержащие внутри себя другие циклы;

-вложенные (внутренние) – циклы, входящие в состав других циклов (цикл в цикле);

-внешние – циклы, не являющиеся составной частью других циклов, но содержащие в своем составе внутренние циклы.

В зависимости от местоположения условия выполнения цикла различают следующие циклы:

-циклы с предусловием;

-циклы с постусловием.

В соответствии с видом условия выполнения циклы делятся на следующие

виды:

-циклы с параметром;

-итерационные циклы.

Циклы с параметром

Для решения вопроса о том, сколько раз нужно выполнять цикл, используется анализ переменной (или нескольких переменных), называемой параметром цикла.

Блоки, выполняющие вычисления и изменение значения параметра цикла, составляют так называемое тело цикла – последовательность действий, которая выполняется многократно.

В цикле «Пока» (цикле с предусловием) проверка условия выполнения цикла производится до тела цикла.

Циклический процесс, в котором число выполнений тела цикла заранее определено, называется циклом со счетчиком, циклом с параметром цикла или циклическим процессом с известным количеством повторений.

Например, при вычислении суммы двадцати элементов массива заранее известно, что количество повторений тела цикла равно 20.

Итерационные циклы:

Циклический процесс, в котором количество повторений заранее неизвестно и зависит от получающихся в ходе вычислений результатов, называется итерационным.

Типовой пример – вычисление суммы ряда с погрешностью вычислений, не превышающей заранее заданной. Вычисления продолжаются до тех пор, пока, например, разность между значениями величин, получаемых на соседних шагах цикла, не станет меньше или равной некоторой заранее заданной величины – точности.

Для итерационных процессов характерно то, что значения, получаемые на текущем шаге итерации, используются, как правило, в качестве исходных данных для следующего шага итерации. Такое использование в большинстве случаев позволяет существенно повысить эффективность разрабатываемого алгоритма.

 

Вопрос 9. Метод дамке

Основным принципом при разработке структурированных схем алгоритмов по методу Дамке является принцип декомпозиции (пошагового уточнения). В соответствии с данным принципом любой элемент алгоритма, реализующий некоторую функцию (задачу), можно разделить на несколько элементов, реализующих необходимые подфункции (подзадачи).

Элементы в самой левой части схемы представляют укрупнённую структуру алгоритма. Затем элементы расширяются вправо по мере разделения каждого элемента на подэлементы.

Чтобы исследовать любую подзадачу, достаточно анализировать только те элементы и управляющие структуры, которые находятся справа от нее.

Основан на идее нисходящего проектирования. Основные конструкции структурного программирования:

1. Функциональный блок, как обычно, обозначается прямоугольником

 

2. Конструкция If-Then-Else. Элементы с выполняемыми действиями находятся справа от символа «Решение». Вход и выход из конструкции находятся соответственно сверху и снизу символа.

 

 

 

3. Конструкция цикла с предусловием («Пока»). В шестиугольнике записывается условие входа в цикл. Для повышения понятности алгоритма перед условием может быть записано слово «Пока» или соответствующее служебное слово оператора цикла с предусловием целевого языка программирования (например While в языке Паскаль).

Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие истинно. Условие проверяется первым. Графически это изображается положением шестиугольника выше выполняемого тела цикла.

 

Следует обратить внимание на то, что входы и выходы из всех конструкций метода Дамке находятся в левой части (сверху и снизу) графического представления конструкций. Расширения конструкций в правой части представления выходов не имеют.

Конструкция цикла с постусловием («До»). В шестиугольнике записывается условие выхода из цикла. Перед условием может быть помещена фраза «До тех пор, пока не» или соответствующее служебное слово оператора цикла с постусловием целевого языка программирования (например Until в языке Паскаль).

Если условие истинно, осуществляется выход из цикла. Тело цикла выполняется до проверки условия. Графически это изображается положением шестиугольника ниже тела цикла.

 

Конструкция цикла с параметром (частный случай цикла с предусловием). В шестиугольнике записываются начальное и конечное значения параметра цикла, перед которыми помещается слово «Для» или соответствующее служебное слово оператора цикла с параметром целевого языка программирования (например, For в ряде языков).

 

Конструкция Case.

 

 

 

 

Достоинства метода Дамке:

· схема алгоритма нагляднее, чем классическая, особенно для больших программ;

· удобно использовать при разработке алгоритма по методу нисходящего проектирования;

· удобен при коллективной разработке ПС, так как позволяет независимо разрабатывать отдельные функциональные части программы.

· Не позволяет разработать схему неструктурированного алгоритма

Недостатки:

· Схемы могут быть более громоздкие

 

Программное обеспечение

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.
Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.
Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.
К системному ПО относятся:

§ операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)

§ программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)

§ операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.

§ Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

§ утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)

Прикладное ПО

Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов. Прикладное ПО – программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.
Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.
К прикладному ПО, например, относятся:
 Комплект офисных приложений MS OFFICE
 Бухгалтерские системы
 Финансовые аналитические системы
 Интегрированные пакеты делопроизводства
 CAD – системы (системы автоматизированного проектирования)
 Редакторы HTML или Web – редакторы
 Браузеры – средства просмотра Web - страниц
 Графические редакторы
 Экспертные системы
И так далее.

Инструментальное ПО

Инструментальное ПО или системы программирования – это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.
В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:
1. Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.
2. Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.
3. Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение – исполнимый код.
Исполнимый код – это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение.ЕХЕ или.СОМ.
4. В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.
Наиболее популярные редакторы (системы программирования программ с использованием визуальных средств) визуального проектирования:

 Borland Delphi - предназначен для решения практически любых задачи прикладного программирования
 Borland C++ Builder – это отличное средство для разработки DOS и Windows приложений
 Microsoft Visual Basic – это популярный инструмент для создания Windows-программ
 Microsoft Visual C++ - это средство позволяет разрабатывать любые приложения, выполняющиеся в среде ОС типа Microsoft Windows.

СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Система программирования - это набор специализированных программных продуктов, которые являются инструментальными средствами разработчика.
Программные продукты данного класса поддерживают все этапы процесса программирования, отладки и тестирования создаваемых программ.

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

  • компилятор или интерпретатор;
  • интегрированная среда разработки;
  • средства создания и редактирования текстов программ;
  • обширные библиотеки стандартных программ и функций;
  • отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
  • " дружественная" к пользователю диалоговая среда;
  • многооконный режим работы;
  • мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками
  • встроенный ассемблер;
  • встроенная справочная служба;
  • другие специфические особенности.

Популярные системы программирования — Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C.

В последнее время получили распространение системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений:

  • пакет Borland Delphi (Дельфи) — блестящий наследник семейства компиляторов Borland Pascal, предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки. Его исключительно быстрый компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачи прикладного программирования.
  • пакет Microsoft Visual Basic — удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств. Содержит инструментарий для создания диаграмм и презентаций.
  • пакет Borland C++ — одно из самых распространённых средств для разработки DOS и Windows приложений

 

 

Вопрос 14. алфавит

Алфавит языка делится на три группы:

1) Буквы.

В данную группу входят прописные (заглавные) буквы латинского алфавита от A до Z, строчные буквы латинского алфавита от a до z и символ подчеркивания ( _ ). В программах строчные латинские буквы эквивалентны прописным везде, за исключением литералов (строковых констант). Например,

неразличимы записи

cost COST Cost,

но литералы

‘cost’ ‘COST’ ‘Cost’

различны.

2) Цифры.

В данную группу входят десять десятичных цифр от 0 до 9. При записи программы на бумаге принято перечеркивать цифру 0, чтобы отличить ее от буквы O, которая не перечеркивается.

3) Специальные символы.

Специальные символы делятся на две подгруппы.

Первую подгруппу составляют простые и составные специальные символы. К первой подгруппе относятся следующие простые символы.

а) Символы-ограничители, содержащие

знаки арифметических операций:

+ плюс (сложение, объединение множеств, сцепление

строк);

– минус (вычитание, разность множеств);

* звездочка (умножение, пересечение множеств);

/ наклонная черта, слэш (знак деления, результат всегда

имеет вещественный тип);

знаки операций сравнения:

< меньше;

> больше;

= равно;

знаки-разделители:

. точка (десятичная точка в вещественных константах,

разделитель полей при обращении к записи, признак конца

модуля (блока));

, запятая (разделитель в перечислениях)

: двоеточие (отделяет объявляемый элемент от его

определения и метку от оператора);

; точка с запятой (разделитель операторов программы);

′ апостроф (ограничитель строковых констант);

знаки скобок:

( ) левая и правая скобки (для выделения подвыражений);

[ ] левая и правая квадратные скобки (для выделения

индексов массивов);

{ } левая и правая фигурные скобки (ограничители

комментариев);

б) Символы, не входящие в подгруппу символов-ограничителей:

@ коммерческое ‘at’ (операция взятия адреса элемента);

# номер (номер элемента в коде ASCII);

$ знак доллара (признак шестнадцатеричных констант);

^ знак карата (обозначение указателей и динамических

переменных);

пробел (символ, не имеющий обозначения).

В языке имеются определенные комбинации символов, называемые составными специальными символами, которые имеют специальное значение. Данные символы также относятся к символам-ограничителям:

< = меньше или равно;

> = больше или равно;

< > не равно;

: = операция присваивания;

.. обозначение диапазона.

Кроме того, имеются составные символы, являющиеся аналогами

специальных символов скобок:

(* *) аналоги { };

(..) аналоги [ ].

В языке Паскаль используются также синтаксическое понятие «шестнадцатеричная цифра». Шестнадцатеричными цифрами являются десятичные цифры и буквы A, B, C, D, E, F (или a, b, c, d, e, f). Обозначения шестнадцатеричных констант начинаются со знака $. Например, $F – это число

15 в десятичной системе счисления. Шестнадцатеричные цифры относятся к составным символам.

Вторая подгруппа специальных символов состоит из служебных слов.

Служебные слова – это определенные комбинации латинских букв, имеющие в языке строго фиксированный смысл. Эти слова нельзя применять для других целей. Поэтому их еще называют зарезервированными словами.

В языке Паскаль имеется большое количество служебных слов. К ним относятся:

Absolute And Asm Array Begin Break Case Const Constructor Continue Destructor Div Do Downto Else End Exit External File For Forward Function Goto If Implementation In Inline Interface Interrupt Label Mod Nil Not Object Of Or Packed Procedure Program Record Repeat Set Shl Shr String Then To Type Unit Until Uses Var Virtual

While With Xor.

Вопрос 15. Основные понятия языка и лексемы

Алфавит языка Delphi:

· Заглавные буквы латинского алфавита

· Строчные

· Символы подчеркивания

· Цифры арабские

· Специальные символы( * / < > + -)

Из символов алфавита образуются лексические единицы языка, называемые лексемами.

Лексема –неделимая последовательность знаков алфавита, имеющая в программе определенный смысл

В Delphi можно выделить несколько категорий лексем

Идентификатор – это имя которое позволяет однозначно выбрать один обьект из нескольких обьектов

При написании идентификаторов могут использоваться как прописные, так и строчные буквы (между ними не делается различий). Длина идентификатора может быть любой, но значимы только первые 255 символов

Чтобы программа решения задачи обладала свойством массовости, следует вместо конкретных значений величин использовать их обозначения, чтобы иметь возможность изменять их значения по ходу выполнения программы. Для обозначения переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов используются имена – идентификаторы, устанавливающие соответствие между объектом и некоторым набором символов

 

Правильно Неправильно
RightName Wrong Name
E_mail E–mail
_5inches 5inches

Все идентификаторы подразделяются на зарезервированные слова, стандартные директивы, стандартные идентификаторы и идентификаторы программиста

· Зарезервированные (ключевые) слова составляют основу языка Delphi, любое их искажение вызовет ошибку компиляции(begin, array, and)

· Стандартные директивы интерпретируются либо как зарезервированные слова, либо как идентификаторы программиста в зависимости от контекста, в котором используются(public, virtual, register, private)

· Стандартные идентификаторы — это имена стандартных подпрограмм, типов данных языка Delphi(Read, Write, Sin, Cos)

· Идентификаторы программиста определяются программистом, т.е вами, и носят произвольный характер(LowProfit, MyArray)

Комментарии

С помощью комментариев вы можете пояснить логику работы своей программы. Комментарий пропускается компилятором и может находиться в любом месте программы. Комментарием является:

{ Любой текст в фигурных скобках }

(* Любой текст в круглых скобках со звездочками *)

// Любой текст от двойной наклонной черты до конца строки

Если за символами { или (* сразу идет знак доллара $, то текст в скобках считается не комментарием, а директивой компилятора. Большинство директив компилятора являются переключателями, которые включают или выключают те или иные режимы компиляции, оптимизацию, контроль выхода значений из допустимого диапазона, переполнение, т.д. Примеры таких директив:

{$OPTIMIZATION ON}

{$WARNINGS ON}

{$RANGECHECKS OFF}

Операторы

опера́ тор — наименьшая автономная часть языка программирования

Все операторы принято в зависимости от их назначения разделять на две группы:

· Простые (операторы присваивания, вызова процедуры и безусловного перехода)

· Сложные (содержат в себе простые или другие структурные операторы и подразделяются на: 1 составной оператор 2 условные операторы 3 операторы повтора)

Составной оператор представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой и заключенную в так называемые операторные скобки — begin и end:

· begin

· < оператор 1>;

· < оператор 2>;

· …

· < оператор N>

· end

1. Оператор условия if

2. Оператор continue

3. Оператор break

4. Оператор безусловного перехода goto

5. Оператор ветвления case

6. Операторы повтора циклы

· Оператор повтора с параметром for

· Оператор повтора c постусловием repeat

· Оператор повтора с предусловием while

Знак операции Название операции Логические операции могут комбинироваться с помощью связок: and (логическое И) or (логическое ИЛИ) xor (исключающее ИЛИ) Для некоторых типов данных есть дополнительные операции. Например, для множеств - оператор in, которая проверяет, входит ли некоторое значение в множество. Например: X: = [2, 4, 5, 7, 8, 10]; Выражение 2 in X истинно (имеет значение true); Выражение 6 in X ложно (имеет значение false);
= Равно
< > Не равно
> Больше
< Меньше
> = Больше или равно
< = Меньше или равно
not Логическое Не - отрицание

 

Вопрос 18. Типы данных

Данные

Все данные в языке Delphi подразделены на типы. Для описания каждого типа данных существует свой стандартный идентификатор: для целых — Integer, для дробных — Real, для строк — string и т.д.

Тип данных показывает, какие значения принимают данные и какие операции можно с ними выполнять. Каждому типу данных соответствует определенный объем памяти, который требуется для размещения данных.

Все типы данных в языке Delphi можно расклассифицировать следующим образом:

§ простые типы данных.

§ временной тип данных. Служит для представления значений даты и времени;

§ строковые типы данных. Служат для представления последовательностей из символов, например текста;

§ составные типы данных. Формируются на основе всех остальных типов.

§ процедурные типы данных. Позволяют манипулировать процедурами и ф-ями как данными,

§ указательные типы данных. Данные этих типов хранят адреса других данных,

§ тип данных с непостоянным типом значений. Служит для представления значений, тип которых заранее неизвестен;

Данные фундаментальных типов имеют неизменный диапазон значений и объем занимаемой памяти на всех моделях компьютеров. Данные обобщенных типов на различных моделях компьютеров могут иметь разный диапазон значений и занимать разный объем памяти.

Константы

Данные, независимо от типа, имеют некоторое значение и в программе предстают как константы или переменные. Данные, которые получили значение в начале программы и по своей природе изменяться не могут, называются константами. Константы описываются с помощью зарезервированного слова const. За ним идет список имен констант, каждому из которых с помощью знака равенства присваивается значение. Примеры констант: const (DelphiLanguage = 'Object Pascal'; Foot = 304.8; )

Значение константы можно задавать и выражением. Эту возможность удобно использовать для комплексного представления какого-либо понятия. Например, временной промежуток, равный одному месяцу, можно задать так:

const

SecondsInMinute = 60;

SecondsInHour = SecondsInMinute * 60;

Константы бывают и типизированными; их основное назначение — объявление константных значений составных типов данных.

Переменные

Переменные в отличие от констант могут неограниченное число раз менять свое значение в процессе работы программы. Переменные описываются с помощью зарезервированного слова var. За ним перечисляются идентификаторы переменных, и через двоеточие указывается их тип. В теле программы переменной можно присвоить значение. Для этого используется составной символ. Каждый используемый в программе элемент данных должен быть описан в разделе const или var. Исключение составляют данные, заданные непосредственно значением.

Простые типы данных

Целочисленные типы данных

Соответственно в языке Delphi имеется несколько целочисленных типов данных

Тип данных Диапазон значений Объем памяти (байт)
Фундаментальные типы данных
Byte 0..255
Word 0..65535
Shortint –128..127
Smallint –32768..32767
Longint –2147483648..214748
Longword 0.. 4294967295
Int64 –2^63..2^63–1
Обобщенные типы данных
Cardinal 0.. 4294967295 4*
Integer –2147483648..214748 4*

 

Вещественные типы данных

Тип данных Диапазон значений Мантисса Объем памяти (байт)
Real 5.0*10–324..1.7*10308 15–16 8*
Real48 2.9*10–39..1.7*1038 11–12
Single 1.5*10–45..3.4*1038 7–8
Double 5.0*10–324..1.7*10308 15–16
Extended 3.4*10–4932..1.1*104932 19–20
Comp –9223372036854775808.. 9223372036854775807 19–20

Необходимо отметить, что тип Real является обобщенным типом данных и по отношению к нему справедливо все то, что было сказано о типах Integer и Cardinal.

Символьные типы данных

Символьные типы применяются для описания данных, значением которых является буква, цифра, знак препинания и другие символы. Существуют два фундаментальных символьных типа данных: AnsiChar и WideChar. Данные типа AnsiChar занимают один байт памяти и кодируют один из 256 возможных символов расширенной кодовой таблицы ANSI, в то время как данные типа WideChar занимают два байта памяти и кодируют один из 65536 символов кодовой таблицы Unicode.

В программе значения переменных и констант символьных типов заключаются в апострофы (не путать с кавычками! ), например: Symbol: = 'A';

Булевские типы данных

Диапазон значений булевских типов представлен 2 константами: True — истина и False — ложь

Тип данных Диапазон значений Объем памяти (байт)
Boolean False (0), True (1)
ByteBool False (0), True (не равно 0)
WordBool False (0), True (не равно 0)
LongBool False (0), True (не равно 0)

Булевские типы данных широко применяются в логических выражениях и в выражениях отношения. Все булевские типы данных совместимы друг с другом и могут одновременно использоваться в одном выражении.

Определение новых типов данных


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
  12. II. Система обязательств позднейшего права


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.183 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь