Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – один из тех, кто смог повлиять на все дальнейшее развитие современной психологии. Его учение, фрейдизм, не просто приобрело широкую известность, но и мощно повлияло на искусство, литературу, медицину, антропологию и на другие науки. З.Фрейд называл свое учение психоанализом по названию метода разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Еще одно название – глубинная психология – это направление получило по предмету своего исследования – глубинных структур психики. В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета, работал в физиологической лаборатории доктора Э.Брюке, это определило уверенность в роли биологических основ психики, он думал о значении сексуальных и физиологических данных, определил бессознательные мотивы человека. В 26 лет З.Фрейд получает докторскую степень, но из-за материальных затруднений он вынужден заняться частной практикой хирурга. Он прослушал курс психиатрии, который его заинтересовал настолько, что в 1885году он добивается положения лектора в Венском университете. С помощью доктора Брюке З.Фрейд получает стипендию для стажировки в Париже у доктора Шарко. Он изучал роль гипноза в лечении истерии, задумался над ролью неосознаваемых мотивов в поведении человека. Вернувшись в Вену, З.Фрейд вместе с психиатром Брейером, исследует динамику истерии. Но Брейер настороженно отнесся к гипотезе З.Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями и не принял предложенный З.Фрейдом метод лечения истерий – психоанализ (позже З.Фрейд писал, что долго боялся принять на себя ответственность за сделанное им открытие). Анализируя свои отношения с Брюке (и поклонение, и желание превзойти учителя), Шарко и Брейером, З.Фрейд приходит к своей концепции о «трансфере» и «эдиповом комплексе», который позже он использовал в своей теории личности. После 1896 года, заговорив о психоанализе как методе, З.Фрейд стал систематически проводить самонаблюдения, которые фиксировал в дневнике до конца своих дней. В 1900 году выходит его книга «Толкование сновидений», включившая его концепцию, а дальше он дополнил ее в книге «Психопатология обыденной жизни». В 1910 году его пригласили в США с лекциями по психоанализу, успевшему стать популярным за океаном. Вокруг З.Фрейда складывается круг его последователей: К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О. Ранк, К. Абрахам и др. В Вене образовалось психоаналитическое общество, а по всему миру - его филиалы. Но З.Фрейд зарекомендовал себя догматичным, не терпящим отклонений от своей концепции ученым. Это привело к разрыву его с Адлером, Юнгом, Ранком. И таким образом, он вместе с нарастающей известностью он приобретает врагов и критиков. В 1933 году его книги в Берлине сжигают фашисты. Зарубежные психоаналитические общества фактически выкупают З.Фрейда из плена, он выезжает в Англию, умирает в 1939 году. Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он ввел в научный оборот гипотезы, понятия из области неосознаваемой психической жизни. Так, понятия, разработанные З.Фрейдом, - это понятия о защитных механизмах психики, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силы «Я» и другие. Из его концепции следовало, что нельзя игнорировать мотивационно-личностное начало, т.к. без него нельзя понять причину нарушения поведения человека, следовательно, нельзя возвратить его к норме. Он выдвинул на передний план обучения вопрос о сложности внутреннего мира, о душевных конфликтах человека, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между желаемым и должным. В научном мире считается, что на интерпретацию З.Фрейдом научных понятий влияла социально-идеологическая атмосфера. Работая врачом-психотерапевтом, в результате клинико-психологического анализа З.Фрейд пришел к тому, что поведением людей правят иррациональные психические силы, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности; что индивид и социальная среда находятся в состоянии постоянной тайной войны. Опыты с гипнозом, в частности, изучение постгипнотического внушения, доказали, что чувства направляют поведение человека даже тогда, когда они не осознаются. Выполняя под гипнозом действия, человек не может адекватно объяснить их мотив и пытается придумать фиктивную версию. В дальнейшем З.Фрейд отказался от гипноза как метода психологии, считая, что команды врача могут оказать блокирующие действия и невозможными становятся спонтанные и свободные тенденции личности, (некоторые считали, что З.Фрейд использовал гипноз не так удачно, как Брейер). Вместо гипноза З.Фрейд стал широко использовать методику свободных ассоциаций: сначала во время психотерапевтических сеансов он перебивал ответы пациентов, но однажды, пациентка запротестовала, и З.Фрейд больше не вмешивался в рассказ больного, т.е. изменил тактику. Пациенты З.Фрейда в расслабленном состоянии (лежа на кушетке) непринужденно рассказывали, «высказывали» любые мысли, какими бы странными они ни казались. З.Фрейд считал, что течение речевых ассоциаций не случайно и хаотично, а определенным образом детерминировано. Это было известно еще ассоцианистам. З.Фрейд искал в содержании ассоциаций ключ к бессознательному. Он пытался понять, чему соответствуют ассоциации не во внешнем мире, а во внутреннем мире пациента, т.е. у З.Фрейда ассоциации были не проекцией объективной связи вещей, а симптомами мотивов и установок личности. Особое внимание он обращал на замешательство, которое иногда испытывали пациенты (неожиданно для самих себя) при свободном неконтролируемом ассоциировании слов. В этих замешательствах З.Фрейд искал причину или намек на события, которые когда-то нанесли человеку душевную травму. Он считал, что некий механизм блокирует травмирующее событие, не допускает его в сознание человека. События могут не всплывать в памяти из-за нежелания их вспомнить; при запинке пациента З.Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, на которые сознание наложило табу. Анализируя собственную психику, З.Фрейд не мог испытывать гипноз и свободные ассоциации, потому он выбрал для анализа сновидения, которые называл «царской дорогой к бессознательному». З.Фрейд называл могучее сексуальное начало – либидо - силой, которая руководит душевной жизнью человека. Он узнал, что странности поведения можно объяснить с позиции сексологии, будучи в Париже у Шарко, но отказаться от физиологических объяснений не смог и считал, что все дело в нарушении баланса нервной энергии. К пересмотру своих взглядов З.Фрейд пришел после истории с Анной О. (позже И.П.Павлов использовал этот случай для лечения неврозов). Анна страдала от истерии с такой симптоматикой, как расстройство зрения, речи и движений. Причину видели в том, что она сдерживала себя не проявляя чувства вины или чувства беспомощности перед тяжелобольным отцом. Брейер считал, что эти симптомы - результат самовнушения, т.к. в гипнозе девушка изливала душу и освобождалась от мучительных чувств. Но вдруг она стала выражать к доктору Брейеру чувство сексуальной любви, что стало причиной его отказа от психотерапии, а З.Фрейд взялся продолжить изучать ее поведение. Он приходит к выводу, что Анна О. перенесла на врача чувство любви, страха, который испытывала к родителям. З.Фрейд выразил это явление в одном из главных понятий психоанализа – трансфере. Он смог соединить в единое знание то, что было связано с организмом и социальными связями и выражалось это в знании о собственно психологических детерминантах поведения человека. Взгляды З.Фрейд можно разделить на три области: Метод лечения функциональных психических заболеваний; Теория личности; Теория общества. Стержнем всей системы является его взгляд на развитие и структуру личности. По З.Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного, бессознательного. В этих слоях и распределены три основные структуры личности: сознание или Супер-Эго, предсознание или Эго (может быть осознанно человеком, но с усилиями), и Ид – содержание бессознательного, которое не доступно осознанию (= «сверх-я», «я», «оно»). Бессознательное – это энергетическая основа личности, в нем содержится врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существует два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, они находятся в антагонистических отношениях и создают основу для фундаментального биологического конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с бессознательным (Ид) в структуре личности, в котором идет борьба между инстинктами, но и с тем, что поведение человека вызвано одновременно действием этих сил. Инстинкты, по З.Фрейду, - это те каналы, по которым идет энергия, способствующая человеческой деятельности. Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. А вот энергии, связанной с инстинктом смерти, З.Фрейд не дал собственного имени. Второй слой структуры личности – Эго – это структура врожденная, она расположена как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом человек всегда может осознать свое «Я», но иногда сделать это бывает трудно. Если содержание Ид (бессознательного) расширяется в личности, то содержание Эго сужается, т.к. ребенок рождается с океаническим чувством «Я», включает в себя весь мир, но постепенно он осознает границу между собой и окружающим миром, локализует «Я» до своего тела и таким образом сужает содержание слоя Эго в структуре личности. Третий слой структуры личности – Супер-Эго – неврожденная структура, она формируется в течение жизни. Механизм формирования структуры Супер-Эго – это идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые ребенок испытывает к объекту идентификации. Фрейд считал, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, т.е. их содержание, направление развития противоположны друг другу. З.Фрейд считал, что Эго становится ареной борьбы между Ид и Супер-Эго. Такое состояние вечной борьбы и конфликта делает человека потенциальным невротиком. Психическое здоровье человека зависит от механизмов защиты, помогающих человеку смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. З.Фрейд выделил несколько защитных механизмов, но главными называл следующие: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация. Вытеснение – это самый неэффективный механизм защиты, т.к. энергия инстинкта не реализуется в деятельности человека, она остается в человеке и вызывает рост напряженности в нем. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает знать о себе в виде символов в сновидениях, ошибок, описок, оговорок. Фрейд считал символ не просто непосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Потому он придавал такое значение толкованию ассоциаций, ошибок, описок, сновидений. Против толкования З.Фрейдом «патологии жизни» выступал К.Юнг, считавший, что между символом и стремлением человека есть непосредственная, тесная связь. Регрессия и рационализация – это более успешные виды защиты, т.к. они дают частичную разрядку энергии, желаний человека. Регрессия – это примитивный способ выхода человека из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, жевать резинку, портить вещи, верить в духов, намеренно стремиться к риску. Подобные регрессии являются общепринятыми, они не воспринимаются как способы психологической защиты. Рационализация – механизм связанный со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать ситуацию и предать конфликтной ситуации «добропорядочный вид». Человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их придуманными, но морально приемлемыми, принятыми в обществе образцами поведения. При проекции человек приписывает другому те желания и чувства, которые испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, то этот защитный механизм действует успешно. Но наиболее успешен тот, который назван Фрейдом сублимацией. Она помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями в другое русло, реализовать ее. Например, в художественной деятельности. Фрейд считал культуру продуктом сублимации и рассматривал с этой точки зрения произведения искусства, научные открытия. Этот путь является наиболее успешным потому, что на нем происходит полная реализация накопленной человеком энергии – катарсис, т.е. полное очищение человека. Энергия либидо является, по Фрейду, основой развития личности, характера. Он считал, что за свою жизнь человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, т.е. способом удовлетворения инстинкта жизни. В зависимости от способа фиксации и нужды человека в посторонних объектах Фрейд выделил три больших этапа в жизни человека: 1) оральная стадия, она продолжается от рождения до 1 года – называется либидо – объект. Характеризуется тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо; 2) до начала полового созревания – это либидо-субъект, когда для удовлетворения инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда эту стадию Фрейд называл нарциссизмом, т.е. ориентацией на себя, стремлением использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональной отгороженности. На этом этапе Фрейд выделил несколько стадий: анальная (навыки туалета и чувство собственности, фиксация на этой стадии второго этапа формирует упрямство, жестокость, аккуратность, бережливость); фаллическая стадия – это осознание сексуальных отличий; люди, фиксированные на этой стадии, невротичны и агрессивны. Пройдя второй этап к 6 годам жизни, ребенок ощущает спад напряженности. 3) в третьем этапе дети переходят к подростковому возрасту (это опять либидо-объект, для удовлетворения инстинкта человеку необходим партнер). На этом этапе возникает генитальная стадия, т.к. человек нуждается в партнере для разрядки энергии либидо). Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только интеллекта, но и всего человеческого общества. В теории Фрейда особое место занимал его метод – психоанализ, объясняющий остальные части теории Фрейда. В психотерапии З.Фрейд исходил из положения, что врач в глазах пациента занимает место родителя, а пациент безоговорочно принимает доминирующее положение врача. Между ними возникает канал связи, по которому происходит беспрепятственный обмен энергии, т.е. трансфер. Благодаря трансферу врач проникает в бессознательное пациента и внушает ему свое понимание причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов, ошибок пациента, т.е. на основе следов его вытесненного влечения. Врач не просто сообщает свои наблюдения, он внушает свои наблюдения, он внушает свое толкование, а пациент некритично, т.е. пассивно воспринимает его. По З.Фрейду, именно это внушение и обеспечивает катарсис, т.к. пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Т.к. такое выздоровление связано с внушением, эта терапия была названа директивной (в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента с врачом). Идея Фрейда, при спорности отдельных положений оказывает огромное влияние на мировую культуру, психологию, искусство, медицину, и социологию. Например, в пьесах американского драматурга Т Уильямса «Лето и дым», «Трамвай « желание» и др. проповедуется фрейдизм. К неизменным во времени можно отнести следующие положения теории З.Фрейда: понимание психического развития как мотивационного, личностного развития; представление о развитии как адаптации к среде, хотя среда не всегда враждебна, она все-таки противостоит индивиду; представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных; идея об основных механизмах развития – врожденных, закладывающих основы личности, ее мотивов еще в раннем детстве, без изменений в структуре личности в дальнейшем. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы