Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности социокультурного проектированияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Особенности социокультурного проектирования В последнее время проектная деятельность приобретает все большую популярность. Она получила развитие во всех сферах человеческой деятельности: производстве, конструировании, бизнесе, культуре, образовании, медицине. Это обусловлено динамизмом нашего времени, необходимостью оперативно отвечать на вызовы внешней среды. Отсюда проблемный характер проектной деятельности, который формирует новый тип мышления - проектный. Проектное мышление связано с необходимостью выявлять наиболее актуальные проблемы, анализировать комплекс условий протекания проектной деятельности, находить эффективные способы решения проблем, реализовывать идею на практике. В условиях перехода на новые экономические отношения сфера услуг в области культуры рассматривается как рынок, на котором представлены продукты культурной деятельности. Он состоит из множества сегментов, выраженных в явном и неявном виде. В основе каждого сегмента лежат культурные интересы различных групп населения. Проектирование является способом позиционирования учреждения культуры на этом рынке. Умение выявить интересы различных групп населения и предложить соответствующий культурный продукт является важным условием жизнеспособности и эффективности учреждения культуры. Другой особенностью нашего времени является многоканальность финансирования. В структуре бюджета учреждения культуры можно выделить следующие источники: государственное финансирование, доходы от культурных услуг, спонсорская помощь, средства различных программ и фондов. Как известно, средства программ и фондов выделяются на конкурсной основе. Обязательным условием участия в конкурсе на получение гранта является представление проекта. От качества разработанности проекта зависит его экспертная оценка, следовательно, возможность получения финансирования. В этих условиях незаменимым помощником менеджера является умение проектно мыслить, грамотно разрабатывать проектную документацию, эффективно презентовать продукты своей деятельности. Отличительной особенностью социокультурного проектирования является то, что предмет этой деятельности лежит в двух взаимопересекающихся областях: социальной и культурной. Социальная область представлена различными общественными группами - стратами, которые находятся в определенных отношениях друг с другом, часто сложных и противоречивых. Это обусловлено столкновением интересов различных групп: политических, экономических, правовых, культурных. Все это, безусловно, необходимо учитывать менеджеру в своей профессиональной деятельности, так как он имеет дело с конкретными людьми и социальными группами. Область культуры представлена учреждениями культуры, институтами управления культурой, специалистами данной сферы и продуктами их культуротворческой деятельности. Эта область многообразна и сложна по структуре, содержанию и системе связей между ее компонентами. Сфера культуры, как известно, призвана удовлетворять потребности социума - в этом заключается ее миссия. Графически взаимодействие социальной и культурной сфер можно отобразить следующим образом (см. рис. 2).
Рис. 2. Взаимодействие социума и культуры Как видно из представленного рисунка, на границах взаимопроникновения этих областей возникает социокультурная деятельность, направленная на удовлетворение культурных потребностей социума. Одной из многочисленных форм этой деятельности является социокультурное проектирование. Вариант третий. 1. Анализ ситуации, ее всесторонняя диагностика. Выявление проблем и четкое определение их источника и характера. 2. Поиск и разработка вариантов решения рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого варианта. 3. Выбор наиболее оптимального решения (т.е социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление. 4. Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. В наиболее обобщенном виде логику разработки проекта можно представить в следующем виде.
Как выявить проблему? Для того чтобы выявить проблему необходимо знать признаки проблемной ситуации. Достижимость результатов. Проблема выбрана правильно, если она соответствует возможностям разработчиков. Проблема должна решаться самостоятельно. Сотрудничество с партнерами различного уровня (депутаты, органы местного самоуправления, представители и органы государственной власти, представители СМИ, члены местного сообщества, представители общественных организаций и т.п.) должно способствовать самостоятельному решению проблемы, но не подменять вашу деятельность. 3. Наличие необходимых ресурсов для реализации проекта. Проектная идея может быть реализована, если имеются необходимые ресурсы (материальные, финансовые, технологические, человеческие ресурсы, нормативно-правовые, ресурсы времени и т.п.). Для анализа проблем можно воспользоваться следующей таблицей.
При определении проектной проблемы необходимо учиты-иать то, что она должна быть принципиально решаема. В противном случае проект превратится в прожект - невыполнимую задачу. Приведем примеры такой формулировки проблемы: • Как сделать районный дом культуры международным центром современного искусства? • Каким образом привлечь к проведению праздничного концерта, посвященного Дню урожая, мировых звезд оперы? Последствиями такого прожектерства могут стать: - неверие в возможность изменить ситуацию к лучшему; - неверие в собственные силы; - формализм в работе. Некоторые задачи трудно решить собственными силами, поэтому можно только инициировать их решение путем фокусирования внимания общественности на эти проблемы. Часто за проблему выдается не сама проблема, а область ее существования. Приведем несколько примеров подобных формулировок проблем: ветхий клуб; провести гала-концерт; организовать встречу с известным артистом. Эти примеры не соответствуют главному требованию к идентификации проблемы: наличие несоответствия между тем, что есть в действительности, и тем, что необходимо. Приведенные примеры формулировок проблем указывают на существующие ситуации (области существования проблем), но не на сами проблемы. Формулировка проблемы должна соответствовать определенным требованиям. 1. Конкретность формулировки проблем. Проблема должна быть описана максимально конкретно. 2. Проблема должна формулироваться в виде вопроса. Формулировка вопроса должна указывать на направление поиска решения проблемы. Далее приведем примеры правильной формулировки проблемы. Как приобщить молодежь села к народным традициям и обрядам? Какие новые формы выставочной деятельности необходимо внедрить в работу музея, чтобы заинтересовать большинство населения города? Каким образом сохранить исчезающие народные промыслы? Как обеспечить позиционирование дома культуры как культурно-досугового центра для подростков? Какие новые виды услуг необходимо внедрить в библиотеке для удовлетворения современных потребностей населения? В учебных целях проведем анализ первой проблемы, связанной с необходимостью приобщения молодежи к народным традициям и обрядам. Для этого нам необходимо ответить на два вопроса. Можно ли идентифицировать ее как проблему? Присутствует ли в ее формулировке расхождение между сущим и должным? Формулировка проблемы нам говорит о том, что молодежь села не интересуется народными традициями и обрядами. Возникает угроза их исчезновения. Создается ситуация, диктующая необходимость создания условий для их сохранения. Таким образом, данная формулировка проблемы несет в себе существующее противоречие, которое необходимо разрешить проектным способом. Для того чтобы определить соответствие выбранной вами проблемы актуальным интересам сообщества необходимо провести социологический опрос населения. Можно провести рейд по территории в целях фиксирования имеющихся недостатков. Для этого вы можете воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. Другой формой выявления проблем является анализ материалов средств массовой информации. Механизм выбора темы проекта имеет следующую методику: от выявленных недостатков к формулировке проблемы, от нее к определению темы.
Другим способом решения проблем является метод Выбор варианта решения проблемы
Вариант 1 Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы риска. Аргументы «за» 1. У подростков группы риска будет праздник. 2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы риска.. 3. Студенты смогут показать свои таланты. Аргументы «Против» 1. Разовость акции. 2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков 3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта Вариант 2 Создание студии с обучением подростков группы риска профессиональным навыкам игры на музыкальном инструменте. Аргументы «за» 16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным навыкам игры на ударных установках. 2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере. 3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты. 4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Чебоксары. 5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска. 6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие коллективы из числа бывших подростков групп риска - участников студии. Аргументы «Против» 1. Создание студии требует значительных финансовых и материальных ресурсов. 2. Требуется помощь партнеров. 3. Необходимо больше времени для подготовки Решение Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.
План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану! »
Ожидаемые результаты: - выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства; - концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства; - выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных услуг; - создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов; - снижение социальной напряженности в обществе. После реализации запланированных мероприятий планируется следующее развитие проекта: - увеличение количественного охвата подростков группы риска культурной жизнью города; - создание на базе студии профессионального творческого коллектива, - участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях; - разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных формирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.
Заявка на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариативных программ в сфере государственной молодежной политики Актуальность Приобщение детей-сирот и инвалидов к искусству позволит раскрыть имеющиеся таланты, привить любовь к художественному творчеству, создать необходимый внутренний психологический комфорт. Однако, как известно, дети этой категории имеют ограниченные возможности для общения с искусством. Живое общение с представителями искусства может оказать положительное влияние на их мировоззрение и отношение к миру. Следовательно, проведение фестиваля будет иметь важные социальные последствия. Цели: 1. Выявление творчески одаренных детей среди сирот и инвалидов. 2. Приобщение детей-сирот и инвалидов к мировой художественной культуре и чувашской национальной культуре. Задачи: - психологическое оздоровление детей-сирот и инвалидов средствами искусства; - формирование у детей установок толерантного отношения к культурам различных народов; - пропаганда мировой художественной культуры и чувашской национальной культуры среди детей и юношества; - формирование толерантности у студентов ЧГИКИ к детям-сиротам и инвалидам; - установление непосредственных контактов с детскими домами и интернатами республики. Участники проекта Участниками проекта будут воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; студенты и преподаватели института культуры и искусств, представители творческой интеллигенции Программа фестиваля. В программе фестиваля предполагается проведение концертов и спектаклей, мастер-классов, а также смотр творчества детей-сирот и инвалидов. В ходе фестиваля проводятся конкурсы по 4 номинациям: «Слово» (актерское мастерство), «Танец», «Песня» (вокальное искусство), «Инструментальное исполнение», «Рисунок». По каждой номинации определены три возрастные группы: 7-10, 11-13, 14-16 лет. В конкурсе по каждой номинации предусматривается три призовых места в каждой возрастной группе. Победители конкурсов награждаются дипломами и ценными подарками.
4. Место проведения: Чувашский государственный институт культуры и искусств. 5. Сроки проведения: апрель 2006 6. Ожидаемые результаты. В результате реализации данного проекта будут: - выявлены талантливые дети из числа воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; - обучены основам творческой деятельности в ходе мастер-классов талантливые дети из числа воспитанников детских домов, школ-интернатов; - сформированы профессиональные ориентиры детей-сирот и инвалидов; - продумана система работы по подготовке талантливых детей-сирот и инвалидов к поступлению в ЧГИКИ; - сформированы интересы у воспитанников детских домов и интернатов к художественному творчеству; - позитивные изменения в общей культуре и психическом состоянии детей-сирот и инвалидов; - развиваться новые формы творческого взаимодействия студентов Актуальность Процесс социализации воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшиеся без родителей, как известно, проходит с большими трудностями. Как правило, большинство детей этой категории имеют проблемы, связанные с особенностями их жизнедеятельности. Отсюда возникает проблема интолерантного отношения этих детей к окружающему миру. Общеизвестно, что средства искусства имеют большие психотерапевтические возможности. Об этом свидетельствуют современные исследования в области арт-терапии. Приобщение детей-сирот и инвалидов к искусству позволит раскрыть имеющиеся таланты, привить любовь к художественному творчеству, создать необходимый внутренний психологический комфорт. Однако, как известно, дети этой категории имеют ограниченные возможности для общения с искусством и для приобщения к художественному творчеству. Они редко посещают театры, концерты и выставки, редко общаются с артистами и музыкантами. Живое общение с представителями искусства, а также со студентами института культуры может оказать положительное влияние на их мировоззрение и отношение к миру. Особенно важно, на наш взгляд, общение детей со студентами института культуры, т.к. они ближе им по возрасту. В ходе фестиваля будет осуществляться профориентационная работа. Следовательно, проведение фестиваля будет иметь важные социальные последствия. Цели: 1. Выявление творчески одаренных детей среди сирот и инвалидов. 2. Приобщение детей-сирот и инвалидов к мировой художественной культуре и чувашской национальной культуре. Задачи: - психологическое оздоровление детей-сирот и инвалидов средствами искусства; - формирование у детей установок толерантного отношения к культурам народов; - пропаганда мировой художественной культуры и чувашской национальной культуры среди детей и юношества; - формирование толерантности у студентов ЧГИКИ к детям-сиротам и инвалидам; - профессиональная ориентация детей-сирот и инвалидов; - установление непосредственных контактов с детскими домами и интернатами республики. Участники проекта Участниками проекта будут воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей-^сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; студенты и преподаватели института культуры и искусств, представители творческой интеллигенции Программа фестиваля. Механизмом достижения поставленных целей является фестиваль для детей-сирот и инвалидов. В программе фестиваля предполагается проведение концертов и спектаклей, мастер-классов, а также смотр творчества детей-сирот и инвалидов. Концерты и спектакль будут подготовлены силами студентов ЧГИКИ. Тематика концертных программ будет подготовлена с учетом интересов различных возрастных категорий слушателей. Мастер-классы будут проводиться по следующим направлениям: хореография, актерское мастерство, вокал, режиссура, инструментальное исполнительство, рисование. Их будут проводить ведущие преподаватели вуза и наиболее подготовленные студенты. В ходе фестиваля проводятся конкурсы по 5 номинациям: «Слово» (чтение произведений, миниатюры, фрагменты из спектаклей и т.п.), «Танец», «Песня» (вокальное искусство), «Инструментальное исполнение» (гитара, баян, фортепиано и др. инструменты), «Рисунок». По каждой номинации определены три возрастные группы: 7-10, 11-13, 14-16 лет. В состав жюри войдут преподаватели и наиболее подготовленные студенты ЧГИКИ. В конкурсе по каждой номинации предусматривается три призовых места в каждой возрастной группе. Победители конкурсов награждаются дипломами и ценными подарками, а также будут рекомендованы для участия во Всероссийском фестивале детского творчества «Созвездие». 4. Место проведения: Чувашский государственный институт культуры и искусств (учебный театр училища культуры и аудитории ЧГИКИ). 5. Сроки проведения: апрель 2006 Стратегические партнеры Министерство образования и молодежной политики ЧР, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, отдел по делам молодежи администрации г. Чебоксары, отдел по социальной защите населения администрации г. Чебоксары, Чувашское республиканское училище культуры, женсовет Московского района г. Чебоксары. Партеры по проекту Кадровое обеспечение Для проведения фестиваля необходимо следующее кадровое обеспечение -группа управления проектом — 7 человек; - преподаватели мастер-классов - 10 человек; - члены жюри (председатели жюри по номинациям) - 5 человек; - ведущие и технический персонал (мастера сцены, звукооператор, мастер по свету) - 6 человек. Информационное обеспечение Информация будет размещена на сайтах администрации Президента ЧР, Министерства образования и молодежной политики ЧР, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, администрации г. Чебоксары, ЧГИКИ. Конкурс будет освещаться в средствах массовой информации республики (телевидение, радио, печать). Ожидаемые результаты В результате реализации данного проекта будут: - выявлены талантливые дети из числа воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; - обучены основам творческой деятельности в ходе мастер-классов талантливые дети из числа воспитанников детских домов, школ-интернатов; - сформированы профессиональные ориентиры детей-сирот и инвалидов; - продумана система работы по подготовке талантливых детей-сирот и инвалидов к поступлению в ЧГИКИ; - сформированы интересы у воспитанников детских домов и интернатов к художественному творчеству; - позитивные изменения в общей культуре и психическом состоянии детей-сирот и инвалидов; - развиваться новые формы творческого взаимодействия студентов ЧГИКИ с детскими домами и интернатами. Краткая аннотация проекта Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время в Чувашской Республике проживает много артистов-пенсионеров, среди которых немало признанных мастеров сцены. Все они обладают большим творческим потенциалом, который нуждается в реализации. Однако в настоящее время возможности играть на сцене ограничены. Невостребованность оказывает на них отрицательное эмоциональное воздействие, подрывает здоровье. Среди пожилых людей также имеются любители сцены, не реализовавшие свою мечту о карьере артиста. Их потребность в творчестве, в общении со своими любимыми артистами также требует реализации. Совместная творческая деятельность ветеранов театра и пенсионеров-любителей сцены может принести много пользы: бесценный творческий опыт старших поколений необходимо передать молодежи. Цель проекта: вовлечение ветеранов сцены и пожилых людей в полноценную творческую деятельность с целью создания у них чувства социальной востребованности, а также передачи творческого опыта и духовно-нравственного наследия ветеранов сцены молодежи. Задачи проекта: 1. Объединение ветеранов сцены и пожилых людей, увлекающихся театром на основе совместной творческой деятельности. 2. Привлечение ветеранов сцены к проведению мастер-классов для студентов института культуры, молодежных театров-студий и творческих объединений. 3. Организация творческих встреч и концертно-театральной деятельности театра-студии в регионе. Проект будет реализован на базе Чувашского государственного института культуры и искусств. Он ориентирован на следующие целевые группы: ветераны сцены, пенсионеры-любители театра, творческая молодежь (студенты института культуры и искусств, учащаяся молодежь, участвующая в творческих объединениях). Театр-студия будет создан на базе факультета исполнительского искусства института. Для этого будут использоваться аудитории и учебный театр института со всей его инфраструктурой (гримерными, костюмерными, световым и звуковым оборудованием и т.п.). К руководству театром-студией будут привлечены ведущие специалисты кафедры актерского искусства. Продолжительность организации театра студии с января по июль 2008 года. 3. Степень реализации проекта: на стадии разработки. 4. Описание организации-заявителя: ГОУ «Чувашский государственный институт культуры и искусств» является учреждением высшего профессионального образования. Учредитель - Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Институт открыт в 2000 году. Учреждение создано в целях: - профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки специалистов в области культуры и искусства; - организации и проведения научных исследований, а также творческих работ по проблемам культуры, искусства и образования; - сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества; - распространения знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; - учебно-методической поддержки образовательных учреждений культуры и искусства. В июне 2005 года вуз успешно прошел лицензирование, аттестацию и аккредитацию. В настоящее время в институте обучается более 500 студентов. За 6 лет количество специальностей увеличилось в 2 раза. В структуре вуза 3 факультета и 8 кафедр: Институт готовит студентов по следующим специальностям и направлениям: - Актерское искусство. Квалификация: артист драматического театра и кино; - Инструментальное исполнительство. Квалификация: оркестровые духовые и ударные инструменты; - Вокальное искусство, квалификация - академическое пение; - Дирижирование. Квалификация: дирижирование академическим хором; - Библиотечно-информационная деятельность. Квалификация: менеджер информационных ресурсов, референт-аналитик информационных ресурсов; - Социально-культурная деятельность. Квалификация: менеджер социально-культурной деятельности; - Народное художественное творчество. Квалификация: руководитель музыкально-инструментального коллектива, руководитель этнокультурного центра; - Режиссура театрализованных представлений и праздников. Квалификация: режиссер театрализованных представлений и праздников. В вузе работают ведущие специалисты республики в области музыкального искусства, культуры и образования: народный артист СССР, Лауреат Государственных премий РФ, Лауреат премии Правительства России им. Ф. Волкова, В.Н. Яковлев, народный артист Российской Федерации и Чувашии Н.Д. Григорьев, заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии А.В. Сергеева-Зинкина, народные артисты Чувашии В.В. Смирнова, Г.А. Холопцева, Т.П. Яфанова, Н.В. Корчаков, заслуженные артисты Чувашии Г.Н. Пуклакова, А.Л. Суринова, М.Ф. Мокшанов, заслуженные работники культуры России и Чувашии С.А. Кондратьев, А.Н. Музыкантов, профессор Г.Г. Тенюкова и многие другие. А.В. Сергеева-Зинкина принимала участие в качестве члена жюри Международного конкурса вокалистов им. Умберто Джордано в Италии (г. Фоджа), провела мастер-классы по сольному пению и участвовала в гала-концерте г. Сорренто (Италия), в г. Атри (Италия). На базе вуза в рамках Федеральной целевой Программы «Культура России» (2001-2005 гг.) проводились Всероссийские научно-практические конференции «Национальные вокальные школы России». В апреле 2006 года на базе института состоялся Второй открытый региональный конкурс исполнителей на деревянных духовых инструментах имени народного артиста РФ, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных А. С. Любимова. В ноябре 2007 года состоится III Республиканский конкурс вокалистов имени народного артиста РФ, чувашского композитора Ф.М. Лукина. Студенты института ежегодно занимают призовые места на конкурсах социальных проектов различного уровня. В ближайшее время планируется открыть новые специальности: - Сценография; - Хореографическое исполнительство; - Звукорежиссура театрализованных представлений. Описание проекта Для достижения цели проекта на базе факультета исполнительского искусства Чувашского государственного института культуры искусств будет создан театр-студия для ветеранов сцены и пенсионеров. Кадровое обеспечение проекта будет осуществляться силами кафедры актерского искусства. Деятельность театра-студии будет осуществляться на базе аудиторий учебного театра института. Организационную работу по созданию театра-студии планируется осуществить с января по июнь 2008 года. В этот период будет собираться информация о ветеранах сцены, пенсионерах, желающих участвовать в деятельности театра-студии, а также проводиться мероприятия по привлечению их в театр-студию. Отбор участников проекта будет осуществляться на добровольной основе без ограничения по количественному составу. Если желающих будет много, то предусматривается создание нескольких групп. Одновременно планируется осуществлять работу по созданию нормативно-правовой базы деятельности театра-студии. Далее необходимо решить ряд организационных вопросов, связанных с подбором руководителя театра-студии, а также координацией учебного процесса в вузе и деятельности театра-студии (согласование расписания учебных занятий и плана работы театра-студии). В ходе решения задач организационного этапа необходимо разработать план деятельности театра-студии, осуществить материально-техническое обеспечение проекта. С целью обеспечения эффективной деятельности театра-студии необходимо создать попечительский совет, состоящий из представителей органов управления, учреждений культуры, творческих союзов и социальных партнеров. С апреля по июнь планируется проведение занятий со студийцами и репетиций спектакля. Работа по созданию театра-студии будет освещаться в СМИ. С июля 2008 года театр-студия начнет свою творческую деятельность. Планируется провести торжественное открытие театра-студии. Для этого будет подготовлена премьера спектакля студийцев. Чувашский государственный институт культуры и искусств имеет опыт работы с ветеранами сцены. Ежегодно проводятся творческие встречи, мастер-классы с привлечением мастеров сцены пенсионного возраста. 6. Рабочий план реализации проекта Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2610; Нарушение авторского права страницы