Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I.1. Композиция школьных зданий Детская музыкальная школа (ДМШ) — учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки. ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные колледжи.
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению. Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание: - разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей; - объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания[2]. Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации[ii] и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная. Учебная секция[iii] должна иметь хорошую связь со вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы: - общешкольных учебных и учебно — производственных помещений, - учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы, - помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.). Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием. В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией. Этот тип учебной секции является, пожалуй, оптимальным для младшего и среднего возраста[3]. Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах. В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что, однако, ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках. Столовые проектируются с учетом получения полуфабрикатов из центральных заготовочных предприятий или базовых столовых. Столовые школ рассчитываются на обслуживание всего контингента учащихся в две посадки (на 50% общей вместимости здания). Школьные столовые обычно размещаются на первом этаже. Допускается размещение столовых также и в цокольном этаже. Помещения для культурно — массовой работы состоят из актового зала — в музыкальных школах 50% общего числа воспитанников, из расчета 0.6 метра квадратного на одно зрительское место, эстрады, киноаппаратной, радиоузла, и инвентарной, а также рекреационные помещения и комнаты общественных организаций. Рекреационные помещения следует проектировать в виде залов, что создает лучшие условия их использования; рекреации не должны иметь ширину менее 2.8 метра. К вспомогательным помещениям относятся вестибюль и гардероб. В зависимости от принятого планировочного решения вестибюли и гардеробы проектируют централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего, и старшего возраста. В отечественной и особенно зарубежной практике широко экспериментируется устройство гардеробов поэтажных при рекреации и даже по классам[4]. В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозяйственная кладовая. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала — у входа в школу. Медицинский пункт в музыкальной школе состоит из медицинской комнаты. В состав хозяйственных помещений музыкальных школ входит кладовая для хозяйственных принадлежностей. Эти помещения могут располагаться в подвалах. В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры здания музыкальных школ обычно имеют от одного до трех этажей. При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов. В связи с тем, что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком. Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлиниться. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов. Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами школьных помещений. По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три основных типа: централизованные, блокированные и павильонные. Здание музыкальной школы централизованного типа представляет собой один основной учебный корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений. Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, зальных и др.) связанных между собой теплыми переходами или непосредственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе (II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности[5]. Достоинством этой композиции является возможность хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений, обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение, а также добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции. Школьные здания павильонного типа[iv], состоящие из отдельных учебных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества: положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.; отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций. Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как правило, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и архитектурно — художественную выразительность здания. Территориальная организация сетей детских музыкальных школ определяется предельными радиусами доступности, зависящими от степени подвижности обслуживаемых контингентов, а также от массовости или уникальности объекта. Музыкальная школа, как более узкоспециализированное учреждение, обеспечивающее в сфере музыкального искусства обучение музыкально одаренных детей, ориентирована преимущественно на транспортную доступность в пределах 20 минут, что соответствует радиусу до 3 км. Площадь зоны обслуживания музыкальной школы - около 2800 га, численность проживающего населения (в зависимости от конфигурации территории и плотности застройки) должно составлять от 250 до 800 тыс. человек. На территории административного округа в зависимости от его величины могут размещаться одна или несколько музыкальных школ. Их следует включать в состав учреждений локально-городского или местного общественных центров, располагая в непосредственной близости к транспортному узлу городского или регионального значения. В сложной градостроительной ситуации школы могут образовывать систему территориально оторванных от них и приближенных к жилью филиалов для занятий маломобильных групп школьников младших классов и дошкольников с радиусом доступности до 15 минут пешком, т.е. 0, 7 - 1, 0 км. Зона их обслуживания - до 300 га, численность тяготеющего населения около 30 - 90 тыс. человек. В зависимости от местных условий филиалы музыкальных школ могут размещаться как обособленно, так и на базе общеобразовательных школ. Для них должны быть обеспечены удобные и безопасные пешеходные связи с жилой застройкой[6]. На участках детских музыкальных школ рекомендуется предусматривать следующие зоны: - подвижных игр, развлечений и физкультурных занятий; - тихого отдыха; - театрально-концертная; - хозяйственная. Зона игр и развлечений должна быть изолирована от здания школы и зоны тихого отдыха. На ней следует размещать площадки для подвижных игр, занятий физкультурой и ритмикой. Зона тихого отдыха должна быть максимально озеленена и оборудована скамьями и навесами. Театрально-концертная зона предназначена для публичных выступлений в летнее время концертных, фольклорных, хоровых и т.п. коллективов и отдельных исполнителей, проведения фольклорных праздников и других массовых мероприятий на открытом воздухе. Она должна быть оборудована летней эстрадой и зеленым партером с местами для зрителей и иметь непосредственную связь с подъездами и подходами к школе. Хозяйственная зона предназначена для размещения хозблока со складом, гаража для школьных автотранспортных средств и площадки для мусоросборников. Она должна иметь удобные подъезды со стороны городских магистралей (в том числе для пожарных машин) и оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта. Здания музыкальных школ следует проектировать не более трех-четырех этажей. При проектировании зданий следует предусматривать объединение отдельных помещений в функционально-планировочные элементы исходя из требований технологии учебно-педагогического процесса, освещения помещений, акустических, звукоизоляционных, санитарных и противопожарных требований. Ширина дверей и тамбуров[v] в помещениях для музыкальных занятий должна быть не менее 1, 8 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов (рояль, пианино). Функциональная структура здания детской музыкальной школы состоит из трех групп помещений. I. Учебная группа помещений – состоит из двух видо-помещений – подготовительное отделение и группа помещений основной программы обучения. II. Общешкольная группа помещений, в состав которой входят: входная группа помещений, концертный зал с сопутствующими помещениями, библиотека, рекреационные помещения и санитарно-гигиенические помещения. III. Административно-хозяйственная группа помещений, которая включает в себя кабинеты для административно-хозяйственного персонала, буфет и санитарно-гигиенические помещения, мастерские по ремонту музыкальных инструментов, мастерские по ремонту хозяйственного инвентаря, склады и кладовые. В музыкальных школах рекомендуется размещение малого концертного зала. Функционально-планировочная схема подготовительного отделения школы выглядит следующим образом - универсальный зал, раздевалка, душевые, санузлы, класс музыки, помещение для хранения музыкальных инструментов. Зону занятий в подготовительном отделении целесообразно размещать на первом-втором этажах зданий и изолировать от остальных отделений. Класс музыки предназначен для развития слуховых и ритмических способностей, овладения основами музыкальной теории. Наполняемость группы 12 - 15 учащихся. Площадь класса музыки рекомендуется принимать 36 м2. Площадь помещения для хранения музыкальных инструментов и художественного фонда рекомендуется принимать не менее 18 м2 (2 x 9). Планировочные решения должны учитывать необходимость объединения помещений одного назначения в секции и распределение их по этажам в зависимости от функциональных, акустических и звукоизолирующих требований. Рекомендуется следующее распределение помещений по этажам: - нижние этажи - помещения для групповых занятий, комнаты для индивидуальных занятий на фортепиано; - верхние этажи - комнаты для индивидуальных занятий на духовых и ударных инструментах. Комнаты для занятий на народных и струнных инструментах могут размещаться на любом этаже, при этом некоторой изоляции требуют помещения для занятий на баяне и аккордеоне. Комнаты для групповых музыкально-теоретических занятий следует размещать изолированно от шумных помещений. Во всех помещениях, предназначенных для учебных занятий музыкой, необходимо предусматривать акустические тамбуры площадью не менее 1, 5 м2. Стены музыкальных классов с помощью встроенных шкафов или фальшперегородок рекомендуется делать непараллельными (отклонение 2 - 12°). Необходимо избегать узких и длинных помещений. Все классы для музыкальных занятий должны иметь встроенные шкафы глубиной не менее 0, 45 м. В классе для занятий хора места для учащихся рекомендуется размещать амфитеатром с использованием накладных станков, место для руководителя хора - на приподнятой площадке-подиуме высотой 0, 15 - 0, 2 м. В классе для занятий оркестра при количестве участников оркестра более 30 человек рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. В ДМШ небольшой вместимости рекомендуется одно помещение для занятий оркестра и хора. Концертный зал в музыкальной школы предназначен для музыкальных, вокальных и танцевальных выступлений и репетиций, лекций с показом диапозитивов и кинофильмов. Его рекомендуется размещать на первом и втором этаже изолированно от учебных помещений с целью проведения открытых представлений. В концертных залах школ до 150 мест допускается устройство горизонтального пола. Размер эстрады принимается 15 x 19 м для большей части рекомендуемых типов зданий. Малый зал в школах предназначен для проведения камерных выступлений[vi] и репетиций, проведения экзаменов и собраний преподавателей[7]. Помещения библиотеки зонируются на читальный зал, книгохранилище, фонотеку и кабины для прослушивания музыкальных записей. Площадь одной кабины для прослушивания записей музыкальных произведений следует принимать равной 2, 4 м2. В составе входной группы помещений следует предусмотреть холл для родителей, ожидающих учащихся, из расчета 10 - 15% от единовременной вместимости школы. В составе рекреационных помещений целесообразно предусмотреть на каждом этаже школ холлы для отдыха учащихся. Для создания оптимальных акустических условий в помещениях для музыкальных занятий соотношения длины, ширины и высоты рекомендуется принимать в зависимости от объема в пропорциях указаны в нижеприведенной таблице: Время реверберации[vii] в классах для занятий хора и оркестра рекомендуется принимать равным 1, 0 + 0, 2 сек. при частоте звука 500 Гц. Для получения требуемого времени реверберации необходимо предусматривать акустическую облицовку помещений для достижения сбалансированной кривой реверберации во всем диапазоне частот. Помещения классов хора и оркестра следует проектировать со стенками или перегородками с повышенной звукоизоляцией. Для повышения звукоизолирующей способности перегородок[viii] (при уменьшении их массы и без ухудшения звукоизоляции) рекомендуется применять конструкции, состоящие из двух стенок, разделенных сплошной воздушной прослойкой не менее 50 мм без жестких связей. При устройстве таких перегородок не допускается засорение воздушной прослойки. Для повышения звукоизолирующих свойств междуэтажных перекрытий и уменьшения их массы рекомендуется применять перекрытия с воздушной прослойкой, например раздельной конструкции или с подвесными потолками. Не допускается установка окон с горизонтальной навеской переплетов, отражающих в помещения наружные уличные шумы. Каналы приточно-вытяжной вентиляции должны располагаться по фронту стены на расстоянии не менее 250 мм и устраиваться обособленно для каждого помещения, чтобы исключить передачу шума из одного помещения в другое[8].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы