Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 13. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
План лекции (1 час) 1. Теоретические концепции категории «гражданское общество». 2. Структура гражданского общества.
1. Понятие “гражданское общество” (ГО) является чрезвычайно насыщенным по своему смыслу, поскольку оно должно рассматриваться в контексте тысячелетней истории развития политической мысли. В узком смысле слова концепция ГО как коллективной общности, целого, существующего независимо от государства, является объектом спора между консервативной, либеральной и социалистической политическими традициями мысли, окончательно сформировавшимися XIX-XX вв. политической. Тем не менее истоки этого спора, безусловно, восходят к античной классике и средневековью. Без знания и понимания исторических корней современных теорий ГО невозможно понять и особенности дискуссий вокруг этого понятия в современной России и в странах Восточной Европы. И консервативная, и либерально-конституционная, и социалистическая традиции в том или ином виде являются наследницами европейского Просвещения в различных его вариантах - шотландском(Юм, Хатчесон и др.), французском и немецком(последний включает в себя и романтические идеи, развиваемые в философии Гегеля). Для большинства теорий ГО характерно стремление к более или менее четкому определению отношения между частной и публичной, индивидуальной и общественной сферами, общественной этикой и индивидуальными интересами, страстями и желаниями индивида и общественными потребностями. Особенность обсуждения этих проблем в XVIII-XIX в.в. состоит в том, что их актуальность в XX в. (особенно во второй его половине), как это ни парадоксально, постоянно возрастает. Важнейшим критерием ГО является существование свободного гражданского коллектива как объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов. Наиболее существенным для ГО является существование сферы, в которой отдельные индивиды, подчиненные собственным желаниям, капризам, руководствующиеся собственными физическими и духовными потребностями, стремятся к достижению “эгоистических” целей. Это та сфера, в которой “бюргер” как частное лицо реализует собственные интересы, где(если воспользоваться гегелевским выражением) свободная, самоопределяющаяся индивидуальность выдвигает свои требования, направленные на удовлетворение своих желаний и личной автономии. Публичная сфера взаимодействия в ГО является публичным пространством лишь постольку, поскольку она отделяется от тех социальных акторов, которые вступают в нее именно как частные индивиды. Таким образом, там, где не существует частной сферы, не существует соответственно и сферы общественной: обе должны существовать в диалектическом единстве, сливаясь воедино. Диалектика и напряженность между публичным и частным конституируют ГО. Но исходным пунктом является индивид как субъект(моральный и физический), без которого никакая теория ГО невозможна. Все эти особенности концептуального свойства проявились уже на стадии генезиса идеи ГО. В историческом плане эта идея выкристаллизовывалась в ходе дискуссий о соотношении(сосуществовании)общества и государства. Их четкое различие было, однако, сформулировано только XIX в. либеральной философии Б.Констана и Д.С.Милля. Предшествующие исторические типы европейской цивилизации демонстрируют - теоретически и практически - образ всеохватывающего " Общества-Государства". Основные этапы эволюции этого образа - " город-государство" эпохи античной классики, теоретический образ " церкви-государства" эпохи западноевропейского средневековья, достигший апогея в XIII в., затем монархические теории XVI в., в которых тщательно разрабатывался образ князя, вбирающего в себя начала общественности и государственности, далее " государство-нация" эпохи Великой французской революции с последующим утверждением теории национального суверенитета. В теоретическом плане такого рода ситуация, как уже отмечалось выше, постоянно обсуждалась в политической теории XIX в., например, А. де Токвилем и Д.С.Миллем, опасавшимися той угрозы, которую представляет для свободы " тирания большинства" в грядущих массовых демократиях. Как отмечал Милль в своем эссе " О свободе", поскольку возникшее в данный момент большинство " может испытывать желание подавлять одну из своих же собственных частей…, предосторожности необходимы как против этого, так и против любого другого злоупотребления властью". И Милль, и его младший современник У. Бэджхот, написавший в 1874 г. эссе " Метафизическая основа терпимости", исходили из проверенной опытом максимы - нетерпимость и преследования изначально свойственны человечеству, поскольку они существуют по природе. В ХХ в. проводимые специалистами по детской психологии эксперименты, связанные со сравнительным анализом нетерпимости у детей и взрослых, вполне подтвердили выводы Бэджхота о том, что нетолерантное поведение в обществе постоянно воспроизводится вследствие неистребимости инфантильных комплексов, порожденных потребностью в вере, священных обычаях и ритуалах, заменяющих рациональное обсуждение сложных общественных проблем. В этом плане суть " модели крепости" заключается также в том, чтобы создать такую систему законодательства, которая способна гарантировать свободу в случае возникновения любой из обозначенных выше опасностей. В наше время все больше стала ощущаться необходимость в разработке более основательной и логически непротиворечивой основы концепции толерантности. В связи с этим возникло множество попыток создания такой логической базы. Представляется вполне разумным одно из базовых определений " истинной толерантности", предложенное Д.Будшевским: " Истинная толерантность…представляет собой особый случай того, что Аристотель называл практическим разумом…, практическим разумом потому, что он связан со средствами и целями; специальным случаем потому, что его наиболее важная функция состоит в защите целей против претенциозных средств. Поскольку [такое положение] представляет собой явный парадокс, нет ничего удивительного в том, что оно вызывает недоумение". Из данного определения вытекают следующие принципы, или " советы" толерантности: а) Истинно толерантный человек верит, что каждый вправе защищать при помощи рациональных аргументов свое понимание того, что является для индивидов благом, независимо от того - будет ли это понимание истинным или ложным, а также стремиться убедить других в том, что он прав; б) Ни один толерантный человек не будет терпеть действий, разрушающих внутреннее право выбора его самого и других; в) Конечный принцип толерантности состоит в том, что зло должно быть терпимо исключительно в тех случаях, когда его подавление создает равные или большие препятствия к благам того же самого порядка или же препятствия ко всем благам высшего порядка. Последний принцип, вполне сопоставимый с критерием Парето, на наш взгляд, действительно выражает предельную степень толерантности. В глазах сторонников коммунитаристской трактовки толерантности этот принцип отражает исключительно индивидуальный подход и игнорирует принцип коллективного выбора группы. Однако очевидно, что принцип толерантности группы является производным от индивидуального выбора. Один из аспектов терпимости, между прочим, состоит именно в том, что толерантный индивид вправе игнорировать группу и даже все общество, противостоять им, но он осуществляет это право не демонстративно и не из каких-либо своекорыстных побуждений, поскольку зло само по себе не является целью его поведения. ТЕМА 14. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕС-СЕКТОРА И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ План лекции (1 час) 1. Взаимодействие государства и бизнеса в социальном государстве. 2. Взаимоотношения государства и гражданского общества в социальном государстве. 3. Соотношение интересов бизнеса и гражданского общества в государстве социального типа. 1. В условиях мирового финансового кризиса совместная работа государственной власти и бизнес-сообщества по приоритетным вопросам особенно важна. Не смотря на сложные условия, в которых все оказались, бизнес активно обращается к государству с инициативой совместного сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития. Бизнес надеется включиться в дискуссию о путях пенсионной реформы и перехода всех социальных взаимоотношений на страховые принципы. Для бизнеса принципиально важно, чтобы его воспринимали не только как предпринимателей, которые говорят, что не надо что-то делать – повышать налоги и так далее, но воспринимали как конструктивного партнёра. Социальные проблемы волнуют бизнес не меньше, чем государство, а пенсионная реформа является приоритетом номер один. Бизнес-сообщество надеется быть не просто вовлеченным в обсуждение общего направления стратегии пенсионной реформы, но и в обсуждение тех деталей, в которых могут прятаться и проблемы для бизнеса. Бизнес понимает необходимость принятия на себя части ответственности, связанной с активной политикой на рынке труда, в системе профессионального образования, в частности в разработке профессиональных стандартов, в разработке технических регламентов и технических стандартов. То есть объединения работодателей вполне могут получить часть полномочий от государства, но, естественно, они должны доказать свою способность решать эти задачи. Таким образом, состояние диалога бизнеса с государством и его результаты можно оценить как позитивное. Во многих странах мира отношения между государством и бизнесом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем. Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что степень участия государства в экономике зависит не только от текущего состояния народного хозяйства, но и особенностей стран, а взаимоотношения бизнеса и государства могут осуществляться в разных формах. В настоящее время недостаточный уровень государственных социальных обязательств, ограниченное финансирование имеющихся обязательств, неустойчивость рынка труда, использование теневых схем оплаты труда увеличивают риск социальной незащищенности части населения. Ситуация в сфере социальной защиты населения предъявляет требования, с одной стороны, к бизнесу – по развитию программ компаний в сфере социального и медицинского страхования, корпоративных пенсионных систем; с другой стороны, к государству – в связи с необходимостью совершенствования системы социальной защиты населения с целью повышения уровня и доступности такой защиты, а также ее финансовой устойчивости. Особенно важно дальнейшее законодательное развитие страховых принципов социальной защиты работающих, разграничение обязательств и источников финансирования системы обязательного социального страхования работников и системы государственного социального обеспечения граждан. Что касается системы обязательного медицинского страхования, то в настоящее время она не обеспечивает в полной мере объем гарантированной государством медицинской помощи, в частности не покрывает стоимость лечения наиболее серьезных заболеваний (например, онкологических и сердечно-сосудистых). В итоге, эти медицинские услуги оказываются недоступными значительной части наших сограждан. Поэтому государство и бизнес совместными усилиями должны развивать схемы добровольного медицинского страхования в качестве дополнения к государственной системе обязательного медицинского страхования. 2. Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество». Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым. Что такое общество? Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система. Общество — система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе — юридических). К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении: · экономических: формы собственности, производство, распределение, обмен и др.; · социальных: отношения между разными группами населения; · политических: отношение групп населения к политической власти, участие граждан и их объединений в политике; · идеологических (духовных): культура, характер мировоззрения — демократический, тоталитарный. В каждом обществе имеются свои субъекты социального общения: личность, семья, сословие, класс, группа, нация, государство и др. Общество — сложная динамичная система взаимосвязей людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями. Основными элементами, определяющими общество, являются собственность, труд, семья. Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития. Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним. Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI—XVII вв. Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного. Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы