Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 4. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ТИПА



План лекции (1 час):

1. Предмет социоэкономики.

2. Основные категории социоэкономики.

1. Социоэконо́ мика — направление, основанное Амитаем Этциони, развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить ее в деонтологическую парадигму, синтезировать их. Неоклассическая парадигма является утилитарной (потребностной), рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность (максимально обеспечить свои потребности (maximize utility), рационально выбирая лучшие средства для достижения своих целей. Рациональные индивиды являются единицами, принимающими решения. Сообщество, в той степени, в которой оно представлено в неоклассической парадигме, часто рассматривается как сумма всех индивидуальных рациональных решений.

Этциони предлагает в своей работе иную межпарадигмальную схему (pattern). Эгоистичное (self-oriented), рациональное поведение, «смоделированное» неоклассицистами, возникает в контексте общества и личностной структуры. Они, в свою очередь, воспринимаются не просто как отраженная сумма индивидуальных действий, но как сформированные, в значительной степени, некими силами и динамикой, которые коренным образом отличаются от тех, что приняты в неоклассической парадигме. Другими словами, используемый здесь подход можно назвать со-определяющим (codetermination). Он содержит в себе факторы, которые определяют общество и личность наравне с неоклассическими факторами, которые определяют рынки и рационально принимаемые решения.

Предлагаемая Этциони парадигма пытается описать тот контекст, в котором силы, на которых фокусируется неоклассический подход, уже не действуют; контекст, который ставит рамки этим силам и определяет направления их движения. Неоклассическая парадигма дает представление о человеке, который пытается максимально удовлетворить свои потребности (будь то удовольствие, счастье, потребление или просто формальное чувство общей единой цели). Этциони же предлагает рассматривать человека как имеющего по крайней мере две базовые потребности и два источника оценки: удовольствие и мораль. Неоклассическое предположение о том, что люди принимают решения рационально замещается предположением, что люди обычно выбирают средства, не только цели, в первую очередь на основе своих ценностных установок и эмоций. И это касается не только социального поведения, но и экономического.

Социоэкономика является по своей сути синтетической межотраслевой наукой. А любой науке, как известно, важны прежде всего два вопроса: предмет – что изучает наука, и метод – как она это делает. Органично связаны с ними, конечно же, формы ее институциализации, то есть вопросы организационного обеспечения. Вот это, все и включает в себя настоящая концепция, которую мы представляем на общественную экспертизу.

 

2. Как нам представляется в социоэкономике важную роль играют два ключевых понятия: человек и общество. Это многогранные, взаимосвязанные категории, которые можно рассматривать с разных позиций. Однако, на наш взгляд, необходимо выделить три основные ипостаси существования человека с точки зрения его активности.

Во-первых, благодаря неолитической революции, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, человек стал существом производящим.

Во-вторых, человек является существом, которое обустраивает то общественное пространство, в котором живет. Он привносит в него порядок, устанавливая определенные правила поведения как для тех, кто обладает властью, так и для тех, кто ей подчиняется.

В-третьих, человек – это духовно творящее существо и в этом случае принципиальное значение приобретает создание им уникальных духовных ценностей, а не материальных благ и услуг.

Таким образом, данные ипостаси существования человека позволяют обозначить три главные сферы его жизнедеятельности – экономическую, политическую, духовную. (См. таблицу 1)

Таблица 1

Экономическая сфера – это сфера, в которой люди действуют как производители. Между ними завязываются экономические отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг массового характера.

В политической сфере между людьми устанавливаются политические отношения по поводу власти, т.е. распределения властных полномочий и установления определенной иерархии.

В основе духовной сферы лежат духовно-творческие отношения по поводу создания неповторимых духовных ценностей и невоспроизводимых материальных благ. Между экономической и духовной сферой существует принципиальная разница. В первой производство товаров и услуг ставится на поток, т.е. носит массовый характер. Во второй также происходит создание материальных предметов, но оно носит единичный характер. Картина, написанная художником, материальный и уникальный предмет в одно и тоже время. Но, как только эта картина тиражируется во множестве экземпляров и продается на рынках, она попадает в поле действие экономической сферы.

Главным действующим субъектом данных трех сфер является человек. Однако возникает простой вопрос, а откуда появляется он сам, как субъект экономической, политической и духовной жизни? Это заставляет задуматься о том, что в обществе существует еще одна сфера, которая «отвечает за то, что она воспроизводит человека, как субъекта всего этого общественного действия».

Итак, четвертая важнейшая подсистема общества – это социальная сфера, в которой формируются социальные отношения по поводу воспроизводства человека, как субъекта экономической, политической и духовно-творческой жизни. Для более простой характеристики данной сферы можно привести следующий афоризм: «Социальное – это взращивание в человеке человеческого».

Cоциоэкономика – это такая наука, которая способна упредить социальные взрывы и минимизировать социальные риски, а главное выработать предложения и рекомендации по эволюционному развитию общества на основе мониторинга реальных потребностей и интересов различных социальных групп

Что касается метода, то социоэкономика для своих исследований может использовать методы других наук, и в частности, экономической теории, политологии, социологии, трудового права, психологии, статистики. Между тем, в силу междисциплинарного синтетического характера социоэкономики ее метод также должен носить комплексный характер с акцентом на социологическую составляющую.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь