Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД К.Д- УШИНСКОГО ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824—1870). Он! исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод разработал на основе анализа собственной речи ребенка. «Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входили его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по " Родному слову" », вышло в 1864 г. и приобрело широкое признание. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в письменном варианте. К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи («дара слова») учащихся. С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся. Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского, преодолевший догматизм буквослагательного метода, является объяснительно-иллюстративным, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование. Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш]. РАЗВИТИЕ МЕТОДА К.Д. УШИНСКОГО Наиболее известными последователями К.Д. Ушинского стали авторы букварей и руководств к ним: Д.И. Тихомиров (1844—1915), В.П. Вахтеров (1853—1924), В.А. Флеров (1860-1919), А.В. Янковская (1883-1924), СП. Редозубов (1891-1957), А.И. Воскресенская (1892-1966). Д.И. Тихомиров и В.П. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, цель которых — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных туков из речевого потока. Изменился порядок изучения звуков и букв: так, изучение йотированных ё, я, е, ю было перенесено на поздний этап; первоначально дети знакомились лишь с твердыми согласными; взрывные согласные изучались позднее, чем сонорные и «длительные», которые можно «тянуть». Принцип единства письма и чтения сохранился, но отказались от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем письменные их варианты. В добукварный период проводилась и подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В.А. Флерова, выдержавший более 40 изданий. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» к «трудным» по их артикуляции и возможности произносить звуки отдельно, самостоятельно. В.А. Флеров рекомендовал «чтение по подобию», т.е., усвоив чтение слога ма, ученик так же, «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са, но и т.п. В его букваре для усиления слоговой работы были помещены слоговые таблицы. Но В.А. Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь». В 1937 г. утверждены буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, в которых сохранена методика К.Д. Ушинского, но и внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнен порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов. С 1971 г. в школах принят «Букварь» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, на основе которого создана «Азбука» для обучения 6-летних детей.
IV. СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ План: 1.Общая характеристика современного метода обучения грамоте. 2.Приемы анализа и синтеза. 3.Периодизация процесса обучения грамоте. 4.Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте. 5.Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности. 6.Требования к урокам обучения грамоте. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах. Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан. Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмотрим основные принципы метода. I. С точки зрения целей формирования личности. 1.Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки. 2.Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения. II. С точки зрения психолого-лингвистической. 1.Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи. 2.За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним). 3.Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. 4.В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики). 5.Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц. 6.Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними. III. С точки зрения организационной. 1.Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу). 2.Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения. 3.Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. 4.Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе). IV. С точки зрения приемов обучения. 1.Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму. 2.Введение элементов моделирования. 3.Использование моделей слогов, слов, предложений. ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период. Анализ 1. Выделение из речи предложений. 2. Деление предложений на слова. 3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа. 4. Деление слова на слоги, установление их количества. 5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. 6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов. 7. Обозначение выделенного звука буквой. Синтез 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). 2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. 3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы. 4. Чтение предложений и связных текстов. Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе. При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах. Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как: 1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» – звук [и]); 2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма; 3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж); 4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со м, ма к ); 5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш] [с] [ж] ( Ш ура, С аша); 6) выделение глухих согласных в конце слов (ко т, су п ); 7) выделение звонких согласных в начале слона со стечением согласных ( бр ат, гр ач). Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети буду обучаться в последующих классах. Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем предлагаются следующие схемы.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ П л а н: 1. Задачи подготовительного периода. 2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период. 3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте. 4. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 8927; Нарушение авторского права страницы