Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективное и субъективное право



Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила. Однако это - понятие право в объективном смысле. То есть, в объективном (внешнем) смысле право - совокупность норм.

О субъективном смысле можно говорить, когда объективное право переносится на конкретных лиц в процессе реализации права. Объективное право имеет свою форму, является абстрактным правилом и требует реализации, чтобы стать субъективным правом.

В свою очередь, субъективное право живёт только в правоотношениях, являясь частью их содержания. Субъективные права есть предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта. Они незначительно отличаются от обязанностей, выступающих так же как мера, но уже должного поведения.

Их взаимоотношение основывается на том, что объективное право, являясь юридической основой правоотношения, является юридической основой субъективных прав. Последние, в свою очередь, являются реализацией нормы права, закреплённой в законе. Без субъективного права объективное - символы на бумаге, без объективного права субъективное не существует. Вместе же они - две стороны одного и того же явления - права.

 

Государство и общество: противостояние и сотрудничество

Государство как общественный институт. - Государство как аппарат подавления. - Государство как способ социального компромисса.

Государство в свое время было создано человеческим обществом как продукт эволюции, продукт попыток человека выжить. Именно этот институт наряду с правом, с которым он связан неразрывно, позволил довести самоорганизацию общества до такого уровня совершенства, при котором оно смогло не просто приспосабливаться к природе, но и преобразовывать её, скрадывая тем самым физические недостатки и неприспособленность человека. Государство помогало направлять усилия людей в необходимое обществу русло, ограничивало эгоистичные стремления людей подавить своего соседа. Но все то, что государство делало благого, оно делало, повинуясь обществу, его создавшему. Так было не всегда. История знает и государства-паразиты, где аппарат публичной власти отрывался от народа и начинал руководить им пусть от его лица, но фактически повинуясь сторонним личностям, паразитируя на обществе.

Существуют две основные концепции, характеризующие сущность государства и, следовательно, взаимоотношения между государством и обществом. Одна из них, классовая, полагает мысль, что государство есть прежде всего орудие классового насилия. Господствующий класс берёт государство в свои руки и применяет его аппарат ко всем неугодным. Конечно, о сотрудничестве с обществом в таком государстве речи идти не может. Такая ситуация, действительно, может иметь место в период межклассовых конфликтов, а также в авторитарных и особенно - тоталитарных государствах, где государство, формально показывая заботу о населении, на практике применяет к нему неоправданное насилие с целью удержания власти и другими, более или менее гуманными целями. Такая концепция повлекла создание СССР - огромного государства, полностью выстроенного сначала как аппарат классового насилия, а позже - просто как государственного аппарата, живущего за счёт общества.

Другая, “гуманитарная” концепция (являющаяся сводной из множества теорий сущности государства), полагает государство как политическую организацию общества, как механизм обеспечения общественного согласия. Это соответствует той полезной роли, которую играет государство в жизни общества. Вместе с тем, нельзя отрицать и классовости власти: общество так или иначе разделено на классы и другие социальные группы, каждая из которых борется за политическое влияние. Теория социального компромисса, как нам кажется, не объясняет социальные катаклизмы, происходящие в обществе. Но зато она ясно показывает глубокую степень сотрудничества государства и общества, основанную на приоритете последнего и на единстве целей лиц, управляющих государством от имени народа, и самого народа.

В итоге было бы разумным соединить концепции и сказать, что государство есть, конечно, аппарат, машина, и всё зависит от того, кто и как ей управляет. Если им управляет непосредственно общество, а управленец открыт и за свои проступки может быть наказан, то достигаются цели сотрудничества общества и государства. Если же управленец получает возможность захватить власть и бесконтрольно ею распоряжаться, то о сотрудничестве говорить нельзя: будет диктатура одного человека (группы лиц) с подавлением тех, кто не согласен с линией вождя.

 

Гражданское общество и правовое государство

Правовое - так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу. Это - общество граждан, каждый из которых понимает своё место в обществе и государстве.

Обе категории являются идеальными (как абсолютный ноль, бесконечность и т.д.). При этом соотношение гражданского общества и правового государства подобно (и есть! ) соотношению идеального общества и идеального государства, в котором каждый выполняет свои функции. И если правовое государство - идально отлаженная машина компромиссного управления, то гражданское общество представляет собой рулевого. Взаимодействие этих институтов чрезвычайно правильно и справедливо.

 

Теория разделения властей

Разделение властей есть один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII - XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственную феодальным монархиям.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

— законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

— исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

 

— между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

— судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

— ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

— споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь