Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ .



ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ.

Знания основных видов композиционного строя помогает вам в создании более сложных композиционных комбинаций, то есть, когда вы начинаете комбинировать несколько категорий, соединяя их в одну, например: динамичное равновесие, симметричная статика, асимметрическая симметрия, симметрическая асимметрия. Динамичный масштаб, пропорциональное равновесие, пропорциональная динамика. Статика в контрасте, статика в динамике, нюанс в динамике и контрасте. Как тектоника зависит от трансформации, а трансформация – от тектоники и многие, многие соединения – дающие сконцентрированные, обостренные функции, осознанно рожденные композиционным строем. Влияние биодизайна на формотворчество и композицию в целом, как рождается концептуальная идея, как влияет новая технология на композиционные возможности и отражение технологий в тектонике.

Рассмотрим виды композиционного построения.

 

Композиция, её основные виды и категории

«Композиция» - в переводе с латинского означает сочетание, составление, соединение, связь, построение, структуру (составляю, сочиняю).

Существует три основных вида композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Виды композиционного строя – представлены такими категориями: ритм, равновесие, симметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс, трансформация, комбинаторика, бионика, цвет, модуль, фактура и др. [1].

 

Ритм – основной вид композиционного построения

Ритм – это равномерное чередование линий, объемов, объектов, порядок сочетания линий, объемов, объектов, плоскостей.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, графическим, объемным, цветовым.

Более сложные соединения ритма: ритмическое равновесие, ритмическая симметрия, динамический ритм, ритмическая статика, ритмический масштаб, ритмические пропорции, ритмический контраст, ритмический нюанс, ритм в цвете, ритмическая трансформация движения, ритмическая комбинаторика и модуль и т.д. Тоже самое происходит и с другими видами и категориями композиции. Новые соединения – это огромный арсенал творческого потенциала художника.

Трансформация природной формы в ритм происходит в результате ее формализации.

Равновесие – это состояние формы, когда все элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от распределения масс композиции относительно центра.

Пластичность, целостность, красота цвета и формы выражает состояние уравновешенности.

Динамичность и статичность формы и их определение

Динамика – это визуальное восприятие движения, устремленности формы.

Динамика присуща как статичным объектам (памятники и т.д.), так и движущимся предметам (самолет, машина, поезда, птицы и т.д.)

 

 

Статика – это состояние покоя, формы равновесия, устойчивость самой геометрической основы.

У статичных предметов всегда есть явный центр, вокруг которого организуется форма.

 

Масштаб и масштабность

Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. С древних времён человек оценивал размеры предметов соотносительно размеров своего тела.

Чувство масштабности – это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Большую роль в достижении правильной масштабности играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями.

Масштабность – наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые человек использует в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему.

Масштабность можно определить, как соразмерность сооружений или изделий к человеку, а также вещей друг к другу. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина.

Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности композиции.

Правильное решение вопроса масштабности в большей степени зависит от понимания свойств материалов и конструкций. Представление о масштабности постепенно меняется в связи с тем, что появляются новые материалы, конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов, городов, новые технологии меняют представление о возможности материала и формы.

 

Пропорции.

Трансформация

 

Декоративная трансформация плоскости.

Трансформировать – значит преобразовывать, превращать путем быстрого изменения формы и объёма. Путем трансформации поверхности достигаются не только декоративные и эстетические качества, но улучшаются конструктивно-механические свойства.

Трансформация поверхности производится – прямыми, ломаными и кривыми линиями.

Например: лист обыкновенной бумаги – прогибается, но при изменении формы получаются новые механические качества. Возникает не только новый декоративный эффект, но и создается жесткость конструкции.

Комбинаторика

Комбинаторные принципы изучения формальной композиции.

Комбинаторика – это приемы нахождения различных соединений, комбинаций, перестановок, сочетаний, новых предлагаемых конструктивных элементов в определенном порядке.

В разное время осуществлялся комбинаторный подход во всех направлениях деятельности человека, так в строительстве сформировался в метод модульного проектирования: храмы, пирамиды, дворцы и т.д.

Основные методы биодизайна

Наиболее ответственный этап – это исследование живой природы. Руководствуюсь возможностями воспроизведения принципов построения живых форм в промышленных изделиях. Основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий и сопоставление принципов и средств формообразования «подсмотренных» у природных форм.

В биодизайнерском процессе неизбежно воспроизведение интересующих форм посредством объёмных моделей, что является средством решения теоретических и практических задач.

Соты – пример применения идеи для конструирования отдельных частей самолетов, ракет, различных механизмов. В архитектуре и строительстве применяются формы характерные для яйца, раковин, скорлупы ореха, початка кукурузы, подсолнечника. В основе всего лежит анализ и синтез, поиск оригинального, нового.

Заимствуя из живой природы конструкции, мы вместе с тем берем природные формы, вызывающие в нас определённые эстетические эмоции. Природные формы придают изделию специфический характер.

От функции к форме и к закономерностям – таков путь дизайнерской бионики и творчества.

Цветовой контраст

Контраст – это резко выраженная противоположность.

Контрасты разделяют: по яркости, по цветовому тону, по насыщенности, по фактуре, по ассоциациям, по форме.

Цветовой нюанс

Нюанс – это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме. Использование сближенных цветов, цветов одной группы, нюансные сочетания в природе. Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы. Нюанс – одно из самых тонких средств, в палитре художника, определяет профессионализм и вкус.

Стадии ведения работы

Методика работы над художественным заданием.

Правильная организация рабочего места, рациональное его расположение и компоновка, обеспечение удобной рабочей позы, удобное рабочее сидение с целью уменьшения утомляемости.

Помните о профессиональных заболеваниях (зрение) и деформации различных органов тела, сколиозы. В наклонном положении, человек затрачивает на 40-50 % энергии больше, чем сидя или стоя. Рабочее место освещается слева и сверху. При искусственном освещении желателен рассеивающий свет, желательно смешанный. Хорошее освещение приводит к уменьшению утомляемостью. Инструменты, карандаши, кисти должны находится перед рабочей рукой.

Сбор информации и анализ

Работа над проектом и эскизами начинается с ознакомлением задания, со сбора информации. На этом этапе нужно проанализировать всю информацию, относящуюся к работе. Работа начинается с ознакомлением темы и художественно-проектной задачи. За определенный срок нужно собрать максимальное количество информации, проделать обмерные работы. Источники сведений могут быть различными: аналоги, каталоги, проспекты, интернет и т.д. Вся собранная информация систематизируется. Проводится критическая оценка по всем требованиям: художественным, планировочным, конструктивным, эргономичным и т.д. в зависимости от задачи.

 

Выполнение эскизов объекта

Эскиз – это предварительный поисковый набросок задуманной идеи, с целью добиться в дальнейшем наиболее совершенной формы и художественного образа.

Когда формы более-менее прояснились, эскизы следует прорабатывать более подробно и в масштабе, добиваясь пластической, конструктивной и эстетической взаимосвязи.

Эскизирование помогает избежать ошибок в работе и переделок. Эскизы следует хранить до завершения работы, сравнивая все этапы в процессе поиска.

На создание эскизов уходит от 30 до 40 % времени. Чем больше сделано вариантов – тем убедительней выбор, но нельзя сводить поиск до механического повторения. Поиск должен осуществляться сознательно.

 

Исполнение

При выполнении проекта нужно закомпоновать материал, т.е. расположить графическую часть на плоскости, почувствовать масштабность, соразмерность изображаемого в плоскости.

В состав проекта входят: перспективы, развертки, планы, разработки, плакаты, знаки, эскизы монументальных и декоративных работ, логотип и пояснительная записка [4].

Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в тоже время образования и развитие их.

Особая часть творчества – выполнение работы в цвете.

Виды проектной графики: изображение линейное, монохромное или полихромное.

Линейная графика условна, она не претендует на создание иллюзий, к ней относятся чертежи, разрезы чертежа. Отмывка передает объём, форму, пространственные особенности, речь идет о ручной разработке с использованием акварели, цветной туши, гуаши, темперы.

Акварель, тушь - лессирующий материал, гуашь, темпера, масло - кроющий. Гуашь кистью вторично кроется очень сложно.

Также возможна компьютерная версия, как конечный результат – для печати или плаката, эскиза и т.д.

 

Конечный результат.

Этапы творческого процесса

Основное - выбор темы.

Три основных этапа (эвристический, логический, исполнительный).

 

 

Эвристический этап.

Он заключается в создании новой идеи и образа. Важную роль на данном этапе играет работа воображения и художественный вкус.

Логический этап. Здесь происходит проверка идеи и образа рациональным, т.е. мыслительным, логическим путем, продумываются и формируются разного рода аналитические требования: какой должна быть композиция, габариты, материалы и т.д.

Исполнительский этап. Это практическая работа над исполнением, выдача результата, на тех или иных стадиях. Это разработка и выполнение композиций, технических рисунков, чертежей, планов, разверток, перспектив, логотипов и т.д., пояснительная записка.

Заключительный этап – готовность, просмотр всей работы, начиная с первых зарисовок, эскизов и пояснительная записка.

Такой метод исключает бессистемность, влияет на формирование творческого характера художника. От закономерностей и основ композиции до конечного результата – таков путь развития творческого процесса в реальной жизни.

 

Литература:

1. Михайленко В.Е., Яковлев М.І. Основи композиції. – К.: Каравела, 2008. – С. 37 – С.178.

2. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. – К.: Вища школа, 1985. – С. 12 – 34.

3. Антал Я., Кушнир Л., Сламинь И., Гавранкова Б. Архитектурное черчение. – К.: Будівельник, 1980. Альбом.

4. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. – К.: Вища школа, 1988. – С. 21.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ.

Знания основных видов композиционного строя помогает вам в создании более сложных композиционных комбинаций, то есть, когда вы начинаете комбинировать несколько категорий, соединяя их в одну, например: динамичное равновесие, симметричная статика, асимметрическая симметрия, симметрическая асимметрия. Динамичный масштаб, пропорциональное равновесие, пропорциональная динамика. Статика в контрасте, статика в динамике, нюанс в динамике и контрасте. Как тектоника зависит от трансформации, а трансформация – от тектоники и многие, многие соединения – дающие сконцентрированные, обостренные функции, осознанно рожденные композиционным строем. Влияние биодизайна на формотворчество и композицию в целом, как рождается концептуальная идея, как влияет новая технология на композиционные возможности и отражение технологий в тектонике.

Рассмотрим виды композиционного построения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь