Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция, её основные виды и категории
«Композиция» - в переводе с латинского означает сочетание, составление, соединение, связь, построение, структуру (составляю, сочиняю). Существует три основных вида композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Виды композиционного строя – представлены такими категориями: ритм, равновесие, симметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс, трансформация, комбинаторика, бионика, цвет, модуль, фактура и др. [1].
Ритм – основной вид композиционного построения Ритм – это равномерное чередование линий, объемов, объектов, порядок сочетания линий, объемов, объектов, плоскостей. Ритм может быть спокойным и беспокойным, графическим, объемным, цветовым. Более сложные соединения ритма: ритмическое равновесие, ритмическая симметрия, динамический ритм, ритмическая статика, ритмический масштаб, ритмические пропорции, ритмический контраст, ритмический нюанс, ритм в цвете, ритмическая трансформация движения, ритмическая комбинаторика и модуль и т.д. Тоже самое происходит и с другими видами и категориями композиции. Новые соединения – это огромный арсенал творческого потенциала художника. Трансформация природной формы в ритм происходит в результате ее формализации. Равновесие – это состояние формы, когда все элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от распределения масс композиции относительно центра. Пластичность, целостность, красота цвета и формы выражает состояние уравновешенности. Динамичность и статичность формы и их определение Динамика – это визуальное восприятие движения, устремленности формы. Динамика присуща как статичным объектам (памятники и т.д.), так и движущимся предметам (самолет, машина, поезда, птицы и т.д.)
Статика – это состояние покоя, формы равновесия, устойчивость самой геометрической основы. У статичных предметов всегда есть явный центр, вокруг которого организуется форма.
Значимость симметрии и асимметрии Симметрия – является одним из основных средств достижения выразительности композиции в художественном восприятии. Симметрия всегда считалась одним из условий красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, по её законам строят сооружения, предметы быта, определяя не только практические требования, но и эстетические. Симметрия и асимметрия способствуют художественной выразительности композиции. Симметрия – принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. Наиболее простой вид симметрии – зеркальный. Классический вид симметрии – осевая симметрия. Характерная разновидность – винтовая симметрия.
Асимметрия – сочетание и расположение элементов, при которых ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету. Асимметрия – это принцип организации композиции, который основывается на динамической уравновешенности составляющих элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Если симметричная форма читается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно. Симметрия и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и динамичных композиций.
Масштаб и масштабность Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. С древних времён человек оценивал размеры предметов соотносительно размеров своего тела. Чувство масштабности – это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Большую роль в достижении правильной масштабности играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. Масштабность – наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые человек использует в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Масштабность можно определить, как соразмерность сооружений или изделий к человеку, а также вещей друг к другу. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности композиции. Правильное решение вопроса масштабности в большей степени зависит от понимания свойств материалов и конструкций. Представление о масштабности постепенно меняется в связи с тем, что появляются новые материалы, конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов, городов, новые технологии меняют представление о возможности материала и формы.
Пропорции. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 5451; Нарушение авторского права страницы