Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тухлая рыба, или Польза последовательности
Суфийская притча Хозяин послал Насреддина на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил Насреддину одно из трех наказаний: либо съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо заплатить сто монет. – Съем рыбу, – выбрал Насреддин. Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно. – Нет, – заявил он, – лучше я получу сто ударов. На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать. – Остановитесь! – закричал он. – Я плачу сто монет!
Камень и цветок Суфийская притча Ранней весной выглянул из черной земли цветок. – Как тут хорошо! – сказал цветок. – Какой сладкий воздух! – Одно и то же миллионы лет, – тяжело вздохнул камень. – Треснуть можно со скуки. [57]
Слепое стремление История от Энтони де Мелло – Ради истины я готов отправиться в любой путь, – пылко сказал ученик. Учитель был приятно удивлен. – Когда выступаешь? – спросил он. – Как только ты скажешь мне, куда идти. – Думаю, тебе нужно идти туда, куда указывает твой нос. – Хм. А где остановиться? – Где хочешь. – И что, я найду там истину?! – Ну да. Она будет стоять прямо перед твоим носом и заглядывать в твои невидящие глаза. [15]
Помни, где ты находишься Суфийская притча Когда Насреддину уже было далеко за восемьдесят, он был настолько популярен, что, несмотря на возраст, он охотно принимал приглашения на десятки вечеринок. Как-то на очередном приеме его спросили, сколько еще встреч он запланировал на этот вечер. – Шесть, – ответил Насреддин, не отрывая глаз от маленькой записной книжки. – Что вы там ищете? – спросили у него. – Хотите знать, куда направиться дальше? – Нет, – ответил неутомимый старик. – Хочу вспомнить, где я сейчас.
Больше старания Восточная притча Некий ученик несколько лет посещал лекции одного учителя, не предпринимая при этом никаких попыток учиться. Наконец учитель пригласил его на личную беседу. – На протяжении многих лет я давал вам упражнения и наставления, но не вижу, чтобы вы сколько-нибудь изменились, и это начинает меня беспокоить. – Рад, что вы наконец это заметили, – сказал ученик, – потому что и сам я вот уже несколько месяцев чувствую, что вы плохо стараетесь! [20]
Уроки мудрости
Знание из любого источника Восточная притча – Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! – упрекали одного философа. – Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, – ответил философ.
– Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
Первая стрела Дзенская притча Мастер дзен обучал ученика стрельбе из лука. Ученик взял лук, две стрелы и приготовился к выполнению упражнения. Однако Мастер подошел, забрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону. – Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – спросил ученик. – Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели. – Но почему? – удивленно спросил ученик. – Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, – ответил Мастер.
Тройной фильтр Греческая притча Однажды к Сократу пришел человек и сказал: – Я могу рассказать тебе что-то, что я услышал об одном из твоих друзей. – Подожди минутку, – ответил Сократ. – Прежде чем говорить мне о моем друге, сначала ты должен профильтровать эту информацию. Для этого существует три важных фильтра. Первый фильтр – правда. Скажи, ты абсолютно уверен в том, что это правда? – Нет, не уверен, – ответил человек, – я сам услышал об этом от других. – Значит, ты не уверен, что это правда. Теперь второй фильтр – добро. Новость, которую ты собираешься рассказать о моем друге, добрая или злая? – Скорее это что-то очень плохое, – ответил человек. – Итак, ты хочешь сказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да еще и что-то плохое. Третий же фильтр – полезность. Смогу ли я лично извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой? – В общем-то, нет, – ответил человек. – Что ж, если информация, которую ты хочешь мне рассказать, не является ни правдивой, ни хорошей, ни полезной, тогда мне незачем это знать.
Скрытая мудрость Суфийская притча Однажды у Учителя спросили: – В чем польза скрытой мудрости? – Скрытая мудрость поддерживает человека, в то время как внешнее проявление мудрости само нуждается в поддержке, – ответил Учитель.
Небольшая разница Восточная притча Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе мудреца – толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: – Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: – Я рад сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.
Все зависит не только от того, что сказать, но в неменьшей степени и от того, как сказать.
Властелин был обрадован и наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. – Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. – Мы оба одинаково истолковали сон, – ответил мудрец, – но все зависит не только от того, что сказать, но в неменьшей степени и от того, как сказать.
Помни дорогу обратно Восточная притча У одного крестьянина пропал баран. Чтобы его найти, крестьянин поднял на ноги всю общину и попросил у Учителя – наставника местного монастыря – дать в помощь всех учеников. – Зачем так много людей для поисков одного барана? – спросил Учитель. – На дороге много развилок, – ответил сосед.
– Вот уж действительно, – сказал учитель, – если баран пропал оттого, что на дороге много развилок, то как много людей теряют в жизни себя оттого, что жизнь многогранна.
Когда ученики вернулись, учитель спросил у них: – Ну как, отыскали барана? – Нет, он пропал! – Почему же пропал? – После каждой развилки на дорогах еще развилки. Мы не знаем, по которой баран ушел, поэтому и вернулись. – Вот уж действительно, – сказал Учитель, – если баран пропал оттого, что на дороге много развилок, то как много людей теряют в жизни себя оттого, что жизнь многогранна.
Четыре слуги Даосская притча Ученик спросил у Учителя: – Что за человек Йен-ю? – По доброте своей он лучше меня, – ответил Учитель. – А Цзы-кун? – По красноречию он лучше меня. – А Цзы-лу? – По смелости он лучше меня. – А Цзы-чан? – По достоинству он лучше меня. – Тогда почему эти четверо служат вам? – спросил ученик, поднявшись со своего коврика. – Садись, и я скажу тебе, – сказал Учитель. – Йен-ю добр, но он не может сдерживать побуждение, когда оно ведет не к добру. Цзы-кун красноречив, но не может удержать свой язык. Цзы-лу храбр, но не может быть осторожным. Цзы-чан держит себя с достоинством, но не может отбросить чопорность в компании. Поэтому я бы не хотел поменять достоинства этих четырех людей в отдельности на свои собственные. Вот почему они и служат мне с чистым сердцем.
Мудрость Обезьяньего царя Даосская притча В царстве Сун жил Обезьяний царь. Его так звали потому, что он любил обезьян, кормил их ежедневно и настолько понимал желания обезьян, что мог ими повелевать. Но однажды случился неурожайный год и возникла необходимость уменьшить количество корма обезьянам. Зная, что они будут недовольны, а недовольная стая может выйти из повиновения, царь пришел к обезьянам утром и сказал следующее: – А что, если стану давать вам утром по три банана, а вечером по четыре? Все обезьяны поднялись в гневе. – А что, если я стану давать вам утром по четыре банана, а вечером по три? – сразу же переспросил он. Все обезьяны миролюбиво легли на землю. [52]
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы