Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ
Перед началом утрени священнослужители облачаются в священные одежды: священник вепитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь[36], а диакон, предварительно испросив у священника благословение, в стихарь, орарь и поручи. Став вместе перед святым престолом, они дважды крестятся, целуют край престола (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон (а если его нет, то сам священник), отверзает завесу царских врат, принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с южной стороны престола. Примечание. Подавая и принимая кадило, диакон всегда целует руку священника. Священник, благословив и приняв кадило, трижды кадит переднюю сторону святого престола и произносит возглас: «Благословен Бог наш…» [37]. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш...». Примечание. Если на утрени вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуиа», тогда чтец начинает читать с Трисвятого по «Отче наш...». Во время чтения псалмов и тропарейсвященник (даже если есть диакон) совершает полное каждение алтаря и всего храма (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Поэтому читать псалмы нужно неспешно и с тем расчётом, чтобы после окончания молитвы: «Отче наш...» священник уже на амвоне пред царскими вратами смог произнести возглас: «Яко Твое есть Царство…». После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…», чтец: тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», « И ныне» – богородичен: «Предстательство страшное…». В это время чтец, назначенный для чтения шестопсалмия, держа Часослов в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами: «Благослови отче шестопсалмие прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Затем, перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею и спускается по ступеням амвона в храм. Далее, предварительно перекрестившись и поклонившись в сторону святого алтаря, он становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток. Примечание. Если в алтаре присутствует настоятель или старший священник храмаили архиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение шестопсалмия у него, а не у служащего священника. После тропарейсвященник, стоя перед престолом и совершая его каждение, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», которая заканчивается возгласом: «Яко милостив…» (см.: Служебник, Последование утрени). Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче». Священник произносит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. На словах: «Слава Святей» кадильница поднимается вверх, на словах: «и Единосущней» – опускается вниз, на словах: «и Животворящей» –поднимается до серединыипростирается вправо, а на словах: «и Нераздельней Троице» –простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола и отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю, ожидающему с правой стороны престола. Затем священник и диакон вместе крестятся, целуют край святого престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и благоговейно внимают читаемому стоя перед святым престолом. Примечание. Согласно современной богослужебной практике утреня обычно не совершается отдельно утром, как этого требует Устав (см.: Типикон, гл. 7 и 9), а совершается вечером, присоединяясь к вечерне, которая в свою очередь заканчивается не отпустом, а возгласом священника: «Сый благословен…». Далее хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже...». Диакон, после возглашения на солее возгласа: «Премудрость» входит в алтарь южной дверью и, сотворив поклон святому престолу, принимает у пономаря кадило с южной стороны алтаря. Далее, предварительно испросив у священника благословение, он подаёт ему кадило с южной стороны престола. Священник благословляет ипринимает кадило и произносит возглас: «Слава Святей...» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. Далее, трижды покадив переднюю часть престола, он отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю . Чтец: «Аминь. Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие. Во время чтения второй части шестопсалмия, на «Слава, и ныне» священник крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках (а в зимний период и со свечой) северной дверью на солею. Здесь он совершает один поясной поклон перед царскими вратами и читает с непокрытой головой 12 утренних молитв (см.: Служебник, Последование утрени). Примечание. Если священнику затруднительно прочитать все молитвы во время чтения второй части шестопсалмия, то он может начинать их читать в алтаре перед святым престолом на первой части шестопсалмия. В конце чтения последнего 142 псалмадиакон выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения великой ектении. При выходе диакона из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и становится на своё место перед престолом. Чтец после прочтения шестопсалмия, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место. Диакон после окончания шестопсалмия на амвоне перед царскими вратами произносит великую ектению (см.: Служебник, Последование утрени). Священник после последнего прошения ектении перед престолом произноситвозглас: «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». Диакон, воздвигнув орарь и обратившись к иконе Спасителя, возглашает на амвоне: «Бог Господь…» вместе с 1-м стихом: «Исповедайтеся Господеви…». Хор поет: «Бог Господь...». Далее диакон произносит остальные три стиха: «Обышедше обыдоша мя…», «Не умру, но жив буду…» и «Камень, его же небрегоша…». Хор после каждого стиха повторяет: «Бог Господь...». Примечание. Произносить стихи нужно только после окончания пения хором: «Бог Господь...»; также и хор должен дожидаться произнесения диаконом целого стиха, а не перебивать его пением. При служении одним священником без диакона.Великую ектению с возгласом и «Бог Господь…» священник произносит на солее перед царскими вратами[38]. В дни поста, а также, когда совершается поминовение усопших, вместо «Бог Господь...» поётся «Аллилуиа» со стихами. Как и «Бог Господь...» «Аллилуиа» в дни постапоётсячетырежды, по числу стихов (см.: Служебник, Последование утрени). На заупокойной же службе «Аллилуиа» поётся три раза, также по числу стихов (см.: Требник, Последование панихиды). Далее диакон возвращается в алтарь южной дверью, а хор поет тропари по Уставу. После пения тропарей и богородична стихословятсядве (а иногда три) рядовые кафизмы, согласно указаниям Устава. В пятницу и субботу вне зависимости от периода на утрени всегда читаются только две кафизмы (см.: Типикон, гл. 17). Малые ектении после кафизм на вседневной утрене произносятся: по субботам, в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди; в будни же дни ектении не произносятся. Малые ектении произносятся диаконом или священником после каждой кафизмы на амвоне перед царскими вратами. Возгласы на ектениях: после 1-ой кафизмы – «Яко твоя держава…», а после 2-ой: «Яко благ и человеколюбец…» (см.: Служебник, Последование утрени). После каждой кафизмы читаются седальны с богородичнами. В субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме) священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см. выше); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12). После седальновхор поет: «Господи помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне» и читает 50 псалом: «Помилуй мя Боже…». Затем поётся канон. По 3-й и 6-й песни канона во время пения катавасиидиакон (а если его нет, то священник) на амвоне перед царскими вратами возглашает малые ектении: «Паки и паки…». Возгласы на ектениях: по 3-й песни – «Яко ты еси Бог наш…», а по 6-й – «Ты бо еси Царь мира…» (см.: Служебник, Последование утрени). На 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник) совершает полное каждение храма. Каждение святого престола и алтаря совершается также, как и на стихирах на «Господи воззвах…» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Во время пения хором: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и катавасии 8-ой песни диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и становится перед иконой Божьей Матери левой стороны иконостаса. Затем после окончания пения катавасии он возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» и при этом совершает каждение иконы Богородицы (трижды по трижды). Хор поет песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа» с припевами: «Честнейшую Херувим», а диакон в это времякадит левую сторону иконостаса, клирос, народ и весь храм. После 9-й песни канона хор поет катавасию и «Достойно есть…». Примечание. В дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди на вседневной утрене «Достойно есть…» не поётся. Диакон перед царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки…». Священник в алтаре произносит возглас: «Яко тя хвалят вся силы небесныя…». При служении одним священником без диакона.Малую ектению после 9-й песни и возглас после неё священник произносит перед престолом «внутрь святаго алтаря» (см.: Типикон, гл. 9). Чтец читает экзапостиларий или светилен, а затем: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Если на вседневной утрене положены стихиры на хвалитех, тогда после стихир на «Слава, и ныне» поётся богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры не положены, тогда чтец сразучитает: «Тебе слава подобает…». Священник в алтаре перед святым престолом возглашает: «Слава Тебе показавшему нам свет». Чтец читает вседневное славословие. Далее диакон (а если его нет, то священник) произносит на амвоне просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.: Служебник, Последование утрени). Священник возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.: Служебник, Последование утрени). Хор: «Аминь». Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя. Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним». Хор поетпротяжно: «Тебе Господи». Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…» с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…» (см.: Служебник, Последование утрени). Хор: «Аминь» и поет стихиры на стиховне. После стихирчтец читает: «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш…». Священник возглас: «Яко Твое есть Царство…». Хор: «Аминь» ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен. Во время пения богородичнадиакон (а если его нет, то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (см.: Служебник, Последование утрени). Священник возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.: Служебник, Последование утрени). Хор: «Аминь». Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь. Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…» (см.: Служебник, Последование утрени). Хор: «Утверди, Боже…». При служении одним священником без диакона.Священник уходит в алтарь после возгласа: «Сый благословен…». Диакон (а если его нет, то священник) закрывает завесу. Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на своём обычном месте перед престолом. Первый час Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды). Далее «Слава» – тропарь святому или празднику, «И ныне» – богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и «Да исполнятся уста…». Трисвятое по «Отче наш…». Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь» и кондак дневному святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится перед царскими вратами. Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…» (см.: Служебник, Последование утрени). Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» или кондак праздника. Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (см.: Приложения, Отпусты). Хор поет многолетие: «Великаго Господина...». Священник возвращается через южную дверь в алтарь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается. При снятии священных одежд, каждая из них целуется, как и при облачении, но без крестного знамения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы