Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ совершения Великой вечерни



Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вседневная вечерня, т. е. вначале читается 9-й час (см.: II. Вечернее богослужение, Последование вседневной вечерни).

После про­чтения часа отверзается завеса (катапетасма) и священник перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: «Благословен Бог наш...».

Чтец: «Аминь. Приидите поклонимся…» (трижды) и далее читает 103 псалом.Священник в это время перед святыми вра­тами читает светильничные молитвы.

Далее диакон на амвоне произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Священник возглас: «Яко подобает…».

Хор: «Аминь» и поет: «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафизмы).

Примечание. Если служит один диакон, то после великой ектении он не уходит в алтарь, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Блажен муж…». Если же служат несколько диаконов, то старший диакон, сразу же после произнесения им великой ектении, уходит в алтарь. Здесь он вместе со вторым диаконом идёт на горнее место, где они вместе крестятся, кланяются священнику и друг другу. Далее старший диакон становится на своё место в алтаре, а второй выходит на амвон к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Блажен муж…».

После окончания пения «Блажен муж…» диакон на солее произносит малую ектению: «Паки и паки...» [25](см.: Служебник, Последование вечерни).

Священник в алтаре перед святым престолом произносит возглас: «Яко Твоя держава…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и «Господи воззвах…» со стихирами.

Диакон входит в алтарь и совершает полное каждение алтаря и храма (см.: II. Вечернее богослужение, Последование вседневной вечерни).

После стихир на «Господи, воззвах» во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника совершается вход с кадилом.

Вечерний вход

В начале пения на «И ныне» догматика или стихиры праздникадиакон открывает царские врата.

В это время свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг другу, выходят впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Священнослужители в это же время крестятся с поклоном, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу, полагая тем начало входа.

Диакон принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и ис­прашивает благословение у священника.Священник благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон держит кадило перед собой, на уровне нижней части лица, идёт через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идёт за диаконом от южной сто­роны престола с опущенными руками, «прост» и также выходит северной дверью на солею.

На солее священник останавливается посре­дине перед царскими вратами, а диакон, покадив местные иконы Спаси­теля и Божией Матери и самого священника, становится немного правее священника, вполуоборот по отношению к нему. Взяв кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, диакон, преклоняет голову и говорит в полголоса священнику: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» [26](см.: Служебник, Последование вечерни). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Последование вечерни). Диакон тихо отвечает: «Аминь», перекладывает кадило в правую руку, и отступив немного в сторону, кадит священника, а затемстановится на прежне место, ожидая окончания пения хора. Когда заканчивается пение догматика или стихиры, он становится в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, прости».

Хор поет «Свете Тихий...».

Диакон входит в алтарь, кадит святой престол с четырёх сторон, горнее место, а затем становится у северной стороны престола, откуда кадит священника при его входе в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь оба священнослужителя вместе крес­тятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: диакон северной, а священник южной стороной алтаря. На горнем месте они ещё раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом на запад.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся и входят со свечами в алтарь: первый – северной, второй (пропуская) первого южной дверью и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся, кланяются священнику на горнем месте, и становятся со свечами на правой и левой стороне горнего места немного поодаль священнослужителей лицом друг к другу. Первый свещеносец забирает у диакона кадило и отдаёт пономарю.

Примечание. Если на вход идёт одинтолько свещеносец, тогда он также вначале идёт на горнее место, трижды крестится, кланяется священнику, выходит впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускается вниз солеи и становится лицом против царских врат. После благословения священника онвозвращается южной дверью в алтарь и становится со свечой на правой стороне горнего места, немного поодаль священнослужителей лицом на север. Кадило у диакона забирает пономарь на горнем месте.

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Диакон: «Премудрость, вонмем» и затем произносит прокимен дня[27] со стихами.

После прокимна следует чтение паримий.

Назначенный для чтения паримийчтец (или если есть, то второй диакон), перед пением прокимна приходит южной стороной алтаря на горнее место. Держа книгу в обеих руках перед собой, он трижды крестится, кланяется к горнему месту и священнику, и, приклонив голову, испрашивает благословение на чтение паримий со словами: «Благослови, отче, паримии прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Далее, перекрестившись и поклонившись к горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю.

Примечание. Если в алтаре присутствует старший священник или архиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение паримий у него, а не у служащего священника.

Диакон после окончания пения прокимна возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит, например, «Бытия чтение».

Диакон возглашает: «Вонмем».

Чтец начинает чтение паримий.

Священник и диакон, а вместе с ними и свещеносцы крестятся, делают поклонение к горнему месту и кланяются друг другу. Далее диакон закрывает царские врата[28], а священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад, вставая перед началом каждой паримии.Диакон становится с северной стороны святого престола и следит за чтением паримий, возглашая перед каждой паримией: «Премудрость» и «Вонмем».

Свещеносцы крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.

При служении одним священником без диакона.Вечерний вход совершается следующим чином. Во время пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника священник открывает царские врата, крестится с поклоном, целует святой престол и Евангелие, снова крестится, принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и благословляет его с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Далее он, обходя престол с южной его стороны, идёт в предшествии свещеносцев, через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посре­дине перед царскими вратами, он кадит местные иконы Спаси­теля и Божией Матери и читает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник, Последование вечерни). Затем перекладывает кадило в левую руку, а правой крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Переложив кадило в правую руку, и дождавшись окончания пения хором догматика или стихиры, он в царских вратах, лицом к престолу начертывает кадильницей крест, возглашая: «Премудрость, прости».

Хор поет «Свете Тихий...».

Священник перекладывает кадило в левую руку и, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Затем снова крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь он кадит переднюю часть святого престола[29], отдаёт кадило пономарю, крес­тится, целует святой престол и Евангелие. Далее он восходит на горнее место южной стороной алтаря, где ещё раз крестится, кланяется и становится напротив юго-восточного угла святого престола, лицом к народу. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем», прокимен дня, а также возгласы, предваряющие чтение паримий. После этого, перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад и следит за чтением паримий, вставая перед началом каждой паримии и возглашая «Премудрость» и «Вонмем».

В конце чтения последней паримиисвященник и диакон крестятся и кланяются к горнему месту и друг другу. Далее диакон выходит северной дверью на амвон и произносит здесь сугубую ектению начиная с прошения: «Рцем вси…» (см.: Служебник, Последование вечерни), а священник становится перед святым престолом, предварительно перекрестившись и поцеловав его край и Евангелие (если же царские врата не закрывались на чтение паримий, то он вначале их закрывает).

При служении нескольких диаконов. Диаконы вместе со священником кланяются на горнем месте и выходят на солею: старший южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению, а второй северной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь после произнесения ектений диаконы возвращаются таким же образом: старший южной дверью, а второй северной. Далее они вместе крестятся, кланяются святому престолу, священнику и друг другу, а затем становятся на свои места перед престолом.

Чтец после прочтения паримий, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется святому престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.

Сугубая ектения завершается возгласом священника перед престолом: «Яко милостив…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и поет: «Сподоби Господи…».

Диакон после сугубой ектении в алтарь не уходит, аотходит к местной иконе Спасителя, где ожидает окончания пения «Сподоби Господи…», после которого произносит на солее просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко благ и Человеколюбец…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается через правое плечо лицом на запад и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает орарь также, как и на ектении и произносит: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно: «Тебе Господи».

Священник перед престолом тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Боже наш…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Буди держава Царствия Твоего…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и стихиры на стиховне.

Во время этого возгласа диакон возвращается южной дверью в алтарь, крестится, кланяется престолу и священнику, и становится на своё место (по правую сторону священника).

При служении одним священником без диакона.Сугубую и просительнуюектении и возгласы на них священник произносит на солее перед царскими вратами.

После стихи р хор поет: «Ныне отпущаеши…».

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник произносит перед святым престолом возглас: «Яко Твое есть Царство…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнадиакон выходит северной дверью на солею, произносит «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Аминь» и «Утверди, Боже…».

По установившейся современной практике отпуст в конце вечерни не произносится. Когда же хор пропоёт «Утверди, Боже...», священник произно­сит возглас: «Слава Святей...» и далее начинается утреня. Завеса не закрывается.

Примечание. По Уставу (см.: Типикон, гл. 7) вечерня должна заканчиваться отпустом.

Диакон, возгласив «Премудрость», входит в алтарь южной дверью, творит поклон престолу и священнику и отверзает царские врата.

Священник в алтареперед престолом произносит: «Пре­святая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник становитсяв открытых царских вратах (не выходя на солею) и обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты), а затем возвращается в алтарь.

После отпуста хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священнослужители крестятся, целуют престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон (а если его нет, то сам священник) закрывает царские врата и задёргивает завесу.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  8. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  9. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  10. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  11. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  12. Алгоритм совершения таможенных операций (редакция от 23.10.2014 г.)


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь