Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ
Устав совершения малого повечерия находится в Часослове и в Октоихе «в субботу на повечерии». Краткие замечания о нем сделаны в 7 и 9 главах Типикона. Последование малого повечерия полностью содержится только в Следованной Псалтири и Каноннике, а в Часослове дано неполное последование со ссылками на молитвословия из Великого повечерия и вседневной полунощницы. По указанию 7 главы Типикона малое повечерие должно совершаться в притворе. В настоящее же время малое повечерие в большинстве случаев читается священнослужителями келейно или же входит в состав вечернего монашеского правила (малое повечерие с 3-мя канонами и вечерние молитвы) и совершается в храме, а не в притворе. Перед началом малого повечерия священник облачается в епитрахиль и поручи (согласно установившейся повсеместной практике), крестится, целует край святого престола и Евангелие и снова крестится. Затем при закрытой завесе царских врат, он выходит северной дверью на солею. Сотворив три поклона перед царскими вратами, священник возглашает: «Благословен Бог наш...». Примечание. Такое начало малого повечерия положено в том случае, если оно совершается после великой вечерни или же отдельно, в своё время, но не сразу же за вечерней. Если же перед малым повечерием совершалась вседневная вечерня, то священник после произнесения отпуста вечерни в алтарь не уходит, а сразу же на солее полагает начало малого повечерия: «Благословен Бог наш...». После трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» он уходит северной дверью в алтарь, где, закрыв завесу, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, покрывает престол покрывалом и снимает фелонь. Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды) и три псалма: 50 псалом –«Помилуй мя, Боже...» (находится в последовании вседневной полунощницы), 69 псалом – «Боже, в помощь мою вонми...» (находится в последовании великого повечерия) и 142 псалом –«Господи, услыши молитву мою...» (находится в последовании великого повечерия). Священник после трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» уходит северной дверью в алтарь, становится перед престолом и стоит здесь до конца малого повечерия, произнося положенные возгласы. Примечание. Если малое повечерие совершается отдельно от вечерни, то начало обычное: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Далее: «Господи, помилуй» (12 раз) и «Приидите поклонимся…» (трижды). Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» (находится в последовании великого повечерия), которое читается и на утрене. После славословия читается «Символ веры» (находится в последовании вседневной полунощницы) и далее читается канон. О каноне в Часослове умалчивается, но 9 гл. Типикона указывает молебный канон Божией Матери из Октоиха рядового гласа, да и в самом Октоихе на каждый день седмицы, в том числе и накануне воскресенья, помещается канон Пресвятой Богородицес указанием припева к нему: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Дни, когда канон на малом повечерии читать не положено: 1) Пасхальная седмица; 2) седмичные дни периода Пятидесятницы; 3) начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых; 4) дни от 26 декабря до 1-го января, и от 7 до 14 января; 5) вечер недели сыропустной, если совершалось бдение; 6) седмичные дни мясопустной и сыропустной недели, кроме сыропустной среды и пятка. Но если в сыропустную седмицу случиться Сретение, то на повечерие переносится трипеснец Триоди утрени того дня на который выпал праздник. Дни, когда на малом повечерии вместо канона БогородицыизОктоихаположены другие каноны: 1) в дни предпразднства праздников Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: с 20 по 24 декабря, с 2 по 5 января и 5 августа (если выпадает в воскресенье). В эти дни канон БогородицыОктоихазаменяется трипеснцами и канонами Минеи; 2) в первое воскресенье Великого поста читается канон пророкам из Триоди; 3) в пятницы сырной седмицы и седмиц Пятидесятницы ( исключение: пасхальная седмица), когда читаются заупокойные каноны гласа из Октоиха, положенные в субботу на утрени и каноны святых, прилучившихся в субботы и воскресенья; 4) от пятницы седмицы Ваий до дня Пасхи, когда читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной; 5) в день праздника Пятидесятницы читается канон Святому Духу из Триоди. Дни, когда на малом повечерии положеныдва канона: 1) во все воскресные дни Великого поста, когда поются каноны святых, память которых случится в период от субботы Лазаревой до Антипасхи, а также в 2-ое, 3-ье, 4-ое и 5-ое воскресенье, в среду 4-ой и четверг 5-ой седмиц Великого поста. Сначала поётся канон Богородицы, а потом канон Минеи; 2) от вечера Антипасхи до субботы перед Пятидесятницей, когда к канону Богородицы добавляются трипеснцы Триоди(причём трипеснцы заменяют те песни, на которых они добавляются, например, в понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни канона опускаются, а вместо них поются трипеснцы). 3) в те дни, на которые по Типикону и Минее переносятся службы святых (главным образом каноны): св. Евдоксия 9 сентября, св. Андрея Юродивого 2 октября, преп. Палладия 27 ноября и другие. Иногда на повечерии полагается читать не только канон, но и стихиры службы святого, которая переносится на повечерие. Каноны исполняются следующим образом. После окончания вседневного славословия и прочтения Символа Веры поётся канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов [30] ) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце каждой песни: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом, исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см.: Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). По 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение). Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым[31], находим полный и, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поётся канон Богородицы (Октоиха), потом святого(Минеи). По 3-й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если же малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то к положенным Уставом канонам (а иногда и вместо них) добавляются каноны изКанонника, которые входят в правило при подготовкек Причащению. Затем поётся «Достойно есть…». В Страстную седмицу вместо «Достойно есть…» поётся ирмос 9-й песни канона. В вечерже двунадесятых праздников и в дни попразднства пение задостойника Уставом не полагается. Только в вечер недели Пятидесятницы, т. е. в навечерие понедельника Святого Духа поётся ирмос 9-й песни канона Святому Духу. Но в последовании недели Антипасхи и Самаряныне указывается «Достойно есть…», а о «Светися, светися…» ничего не говорится. Далее читается Трисвятое по «Отче наш...». Священник в алтаре произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь» и тропари по Уставу (см.: Типикон, гл. 52). Сначала тропарь дню седмицы, затем святому, храму и рядовые тропари по Часослову: тропарь всем святым – «Боже отец наших...», тропарь мученикам – «Иже во всем мире мученик Твой...», «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам...». Порядок пения или чтения тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы. В среду и пятницу в течение всего года в храме, посвящённом Господу, не читается тропарь храма, а читается тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на Крест...» (см.: Типикон, гл. 52). В субботу сначала читается тропарь храма, затем дневной тропарь: «Апостоли, мученицы…», «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак: «Яко начатки естества…». Если же храм освящён в честь святого, то тропарь храма не поётся «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые (см.: Типикон, гл. 52). Если же в субботу отправляется заупокойная служба, то после дневного тропаря: «Апостоли, мученицы…» добавляетсязаупокойный тропарь: «Помяни, Господи, яко благ…». Затем «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак: «Яко начатки естества…». Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящён храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В праздничные дни, или же если совершалась славословная или полиелейная служба, а также в период предпразднства и попразднства, вместо них читается только кондак праздникаилисвятого. Если же совершалась славословная или полиелейная служба в период предпразднства и попразднства, то читается кондак святому, «Слава, и ныне» – кондак праздника.В седмичные и воскресные дни периода Пятидесятницы от Пасхидо недели Всех Святых читаются кондаки Цветной Триоди. В воскресные дни (если совершается великая вечерня отдельно от утрени, тогда совершается и малое повечерие) читается воскресный кондак гласа, но от недели Мытаря и фарисея и во всю Четыредесятницу читаются кондаки Триоди Постной. После пения тропарей и кондаковчтец произносит: «Господи, помилуй» 40 раз и молитву: «Иже на всякое время и на всякий час...» (находится в последовании вседневной полунощницы). Далее: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче» (находится в последовании вседневной полунощницы). Священник в алтаре произносит возглас: «Молитвами святых отец…». Чтец: «Аминь» и молитву к Пресвятой Деве: «Нескверная, неблазная…» (находится в последовании великого повечерия). Затем следует молитва к Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...» (находится в последовании великого повечерия). За этими молитвамичтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...» (находится в последовании малого повечерия). И наконец, воссылает славословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (находится в последовании малого повечерия). Примечание. Если малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то после молитвы: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...» читаются тропари: «Помилуй нас, Господи…», «Слава» – «Господи, помилуй нас…», «И ныне» – «Милосердия двери…» и далее последование «Молитв на сон грядущим» которое заканчивается краткой сугубой ектенией и малым отпустом. Священник во время чтения молитвы: «Упование мое Отец…» выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник произносит малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Затем священник творит земной поклон в сторону народа, приклоняет колена и испрашивает себе прощение у молящихся в храме: «Благословите, отцы святии (в приходском храме «братия и сестры»), простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Молящиесяотвечают: «Бог простит тя, отче святый». Священник, став прямо лицом к алтарю произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...» (см.: Часослов, Последование вседневной полунощницы и Служебник, Приложения, Триодь Постная). Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй» (единожды). После последнего прошения священника: «Рцем и о них» хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». После этого священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует край его и разоблачается совершенно. Сотворив поклоны святому престолу, он выходит из алтаря, полагает малый поклон пред царскими вратами и оставляет храм. III. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ ПОЛУНОЩНИЦА В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три отдельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, в Типиконе есть устав вседневной (Понедельник 1-ой седмицы Великого поста), и воскресной (см. Типикон, гл. 7) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообразно с днём седмицы и указанием Устава. Вседневная полунощница совершается во все дни седмицы кроме субботы. Субботняя полунощница совершается только по субботам. Воскресная полунощница совершается только по воскресеньям и только в том случае, если по каким-либо причинам не служится бдение, а совершаются отдельно великая вечерня и полиелейная утреня. Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение [32], а также в некоторых других случаях (см.: Типикон, гл. 2, 7; пятница и суббота 5 седмица Великого поста, среда Страстной седмицы). Иногда полунощницу положено совершать не в храме, а в келлиях: пятница 5 седмицы Великого Поста и период от Великого четверга и до Фоминой недели.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 6201; Нарушение авторского права страницы