Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последование облачения священнослужителей



 

Священник берет подризник, а диакон – стихарь, положив на него орарь и поручи, и подходят к горнему месту, где они делают три поклона с молитвою про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

 

Облачение диакона

Далее диакон, держа на обеих руках стихарь, орарь и поручи, подходит к священнику и, преклонив главу, испрашивает благословение на облачение, говоря: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя облачение, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения) и полагает руку на стихарь.

Диакон отвечает тихо: «Аминь» и целует благословляющую руку священника, возвращается на горнее место, совершает поклон третий раз, со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», кланяется священнику и отходит для облачения.

Сняв рясу, он крестится, целует крест на стихаре и благоговейно облачается в стихарь, произнося: «Возрадуется душа моя о Господе…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения). Затем он берет орарь[70] и, поцеловав изображённый на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку: «Десница Твоя, Господи, прославися…» ина левую руку: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Облачившись, он наблюдает за приготовлением всего необходимого к службе.

Облачение священника

Священник, после благословения облачения диакону, также начинаетоблачение. Держа в левой руке подризник (стихарь), он после троекратного поклонения на горнем месте, благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Затем целует крест на одежде и облачается, произнося ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе...» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Далее при облачении в каждую священную одежду священник таким же образом благословляет её со словами: «Благословен Бог наш…», целует изображённый на ней крест и читает положенную молитву.

При возложении на себя епитрахили священник читает молитву: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Затем, препоясывая себя поясом, он читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Надевая поручи, священник читает те же, молитвы что и диакон: на правую руку – «Десница Твоя, Господи, прославися…» ина левую руку – «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

При облачении в фелонь он читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Набедренник, если священник удостоен права его ношения, одевается после епитрахили прежде пояса на правое бедро, со словами: «Препояши меч Твой по бедре Твоей…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Если же священник удостоен права ношения набедренника и палицы, тогда он одевает сначала набедренник на левое бедро, а затем палицу на правое бедро, читая одну и ту же молитву: «Препояши меч Твой по бедре Твоей…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

Примечание. При облачении чаще всего допускается следующая ошибка – поручи одевают сразу после подризника. Нужно помнить порядок облачения:

подризник;

епитрахиль;

набедренник (если имеет как награду);

палица (если имеет как награду);

пояс;

поручи;

фелонь.

Если подризник как раз по росту или немного короток, то надевая пояс, следует пропустить тесьмы его под задней частью подризника через прорезы и завязывать под ним на подряснике. В противном случае подризник окажется «подтыканным» и будет сзади немного короче, чем спереди. Завязывая так пояс, следует и заднюю ленту набедренника оставить поверх пояса, захватывая им, только переднюю ленту.

Наперсный крест перед облачением не снимается, а остаётся на подряснике, но таким образом, чтобы конец цепочки, находящийся на спине, был скрыт под подризником и епитрахилью, так чтобы не мешал при поклонах. Опытные священники советуют перед началом проскомидии прятать крест под фелонь и вынимать наверх тогда, когда Дары уже покрыты. То же самое и перед причащением, т. е. сразу после «Отче наш…» и до причащения мирян.

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения).

В Уставе (см.: Типикон, гл. 29) ничего не говорится о совершении проскомидии без головного убора, однако на практике, ввиду глубоко-молитвенного характера проскомидии, принято совершать её с непокрытой головой.

Проскомидия

 

Приступать к началу проскомидии нужно только тогда, когда всё необходимое для её совершения приготовлено и расположено в строгом порядке, а не раскидано как попало[71]. Ничего лишнего на жертвеннике не должно быть. «К сожалению, очень часто, жертвенники при проскомидии представляют собою удручающий своим неряшеством и хаотичностью вид»[72].

Приготовить всё необходимое, по Служебнику, должен диакон (а если его нет, то сам священник), после того как облачится и умоет руки . В настоящее же время приготовление к проскомидии совершается или с вечера, или перед входными молитвами. Причём диакон (а если его нет, то сам священник), расставляя евхаристические сосуды и принадлежности, по не писаному правилу и по благоговению целует их.

Расположить все можно в следующем порядке.

Перед распятием помещается зажжённая лампада.

На середине жертвенника расстилается плат (лучше всего тёмного цвета: бордо, фиолетовый, в пост – чёрный, чтобы крупицы были заметными), на котором должен быть нашит посередине крестик (как на каждом церковном предмете и одеждах).

На плате ставятся сосуды – дискос слева и потир справа, так, чтобы крест и лампада находились за ними посредине. Потир, на жертвеннике (и престоле) ставиться по отношению к себе лицевой стороной (на ней изображён Спаситель) и до покрытия Даров, закрывается сложенным в квадрат платом.

Перед сосудами ставится металлическое блюдце для агничной просфоры (с изображением Креста), с положенной в него доской для резания Агнца, чтобы не затуплять копие и не царапать блюдце (или специальную деревянную доску, которая употребляется только для резания Агнца) и губка, для отирания копия и блюдца.

Справа от блюдца полагается большое копие так, чтобы верхний конец его лежал на краю блюдца. На блюдце полагается агничная просфора.

Слева от неё ставится антидорное блюдо, а внизу антидорного блюда поднос с четырьмя просфорами: три снизу, а богородичная просфора сверху их.

При этом на подносе также полагаются металлическое блюдце и малое копие для частиц.

Справа от чаши полагается сложенный квадратом плат. На плате: накрест лжица и среднее копие (для раздробления Святого Агнца на престоле).

Слева от дискоса в дальнем углу на краю жертвенника полагаются полураскрытые покровцы с воздухом. На покровцах ставится раздвинутая звездица.

Справа от чаши, почти на углу жертвенника, ставится поднос, а на нём сосуд с вином и водой.

Слева, ниже подноса с четырьмя просфорами кладётся раскрытый Служебник, как удобно для зрения.

Когда все необходимое для проскомидии приготовлено, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершают пред ним три поклона, произнося каждый: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Затем с воздеянием рук священником и ораря диаконом священник читает тропарь Великого пятка: «Искупил ны еси от клятвы закó нныя…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

По установившейся современной практике священник при чтении этого тропаря целует евхаристические сосуды[73]. При произнесении слов: «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, на словах: «честнó ю Твоею Кровию» – чашу. Произнося: «на Кресте пригвоздився» – целует звездицу, «и копием прободься» – копие и, наконец, на словах: «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – лжицу.

Затем диакон говорит: «Благослови, владыко» [74].

Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, последование Проскомидии).

Диакон: «Аминь».

Священник берет в левую руку просфору, со знаком креста приготовленную для Агнца, а в правую большое копие, и этим копием троекратно благословляет её, т. е. творит знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее совершается вырезание Агнца.

Вырезать Агнец нужно несколько пирамидальной формы: внизу шире, для абсолютной устойчивости при случайных наклонах дискоса. Не следует, вырезая Агнец, поворачивать просфору, а при каждом разрезе нужно подкладывать под копие тот её край, который требуется резать. Просфора должна стоять на блюдце неподвижно, а копие над ней нужно проводить по линиям печати вдоль и поперёк, взяв его тремя пальцами, как пишущий берет перо, а не горстью, как обыкновенный нож.

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: «Господу помолимся. Господи помилуй» [75], держа орарь в руке, как при возглашении ектении (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Священник надрезает (как бы пилит, не отрезая край просфоры совсем, но надрезает только до нижней корки) копием лежащую на блюдце правую сторону просфоры, то есть ту на которой надпись: «IС» и «NI» (от себя – с левой стороны) со словами: «Яко овчá на заколение ведé ся» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон: «Господу помолимся».

Священник надрезает левую сторону просфоры, где надпись: «ХС» и «КА» (от себя – с правой стороны) со словами: «И яко Агнец непорочен, прямо стригý щаго Его безгласен, тако не отверзá ет уст Своих» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон: «Господу помолимся».

Священник надрезает верхнюю сторону просфоры, где надпись: «IС» и «XC со словами: «Во смирении Его суд Его взятся» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон: «Господу помолимся».

Священник надрезает нижнюю сторону просфоры, где надпись: «NI» и «KA» со словами: «Род же Его кто исповé сть» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее диакон говорит: «Возьми, владыко».

Священник влагает, то есть вонзает копие в бок левой стороны (от себя – с правой стороны) нижней части просфоры и надрезает её с нижней части. Затем он вынимает Агнец от надрезанной нижней и четырёх внешних сторон просфоры, произнося: «Яко взé млется от земли живот Его» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии) и полагает его на дискос печатью вниз.

Агнец должен именно выниматься, «взыматься», а не обтёсываться с четырех сторон, и антидор должен оставаться целокупным. «Взымается» жеАгнец так: когда сделан взрез, следует, не вынимая, копия из просфоры, но держа его правой рукой в повороте придержать просфору на блюдце, прижимая её к последнему копием (надавливая им плашмя вниз на дно просфоры). Левой же рукой нужно осторожно вынимать Агнец, надавливая, но так чтобы не сорвать верхней корочки с печатью. При этом мизинцем, безымянным и указательным пальцами следует слегка раздвигать боковые, отрезанные части просфоры, а средним и большим захватить Агнец, как можно глубже, но не за самую верхушку. Причём всё делать необходимо осторожно и легко, не слишком нажимая на стороны, чтобы не отломить их; и не слишком сдавливая Агнец, чтобы не оторвать верх. Мизинец при этом должен располагаться на северной части агничной просфоры, безымянный палец – на восточной, а указательный палец – на южной части. Большой палец – одновременно и отодвигает западную (нижнюю) часть просфоры и захватывает ту же сторону Агнца. Вынимать его следует осторожно по немного и не спеша, и несколько покачивая его, чтобы почувствовать, что в основании он отделился от просфоры, а тогда – поднимать его вверх.

Иногда взрез может оказаться недостаточным, не захватывать все углы и стороны. В таком случае надо снова сделать повороты копием, но по более широкой площади.

Если же Агнец, после изъятия, окажется неровным, тогда разрешается копием, сколько нужно, на том же самом блюдце, но не на дискосе, подравнять его, а срезанные части сложить в углубление антидора, оставшееся после изъятия Агнца.

Затем диакон произносит: «Пожри, владыко».

Священник копием разрезает Агнец (делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез) на четыре равные части (верхняя корка с печатью не разрезается, а только надрезается по краям), говоря: «Жрé тся Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Агнец на дискосе при разрезании должен лежать неподвижно, а копием нужно резать вдоль и поперёк. При полагании Агнца к закланию и при обращении его после заклания приличнее вращать его не на себя и не от себя, так как в таком случае печать будет в неправильном положении, а на свою левую сторону, т. е. на север. Таким образом, при обращении печати образуется круг течения солнца.

Затем священник обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх на верхней части дискоса.

Диакон: «Прободи, владыко».

Священник влагает копие между вторым и третьим пальцами правой руки, и, обратив лезвие к тыльной стороне запястья, прободает правую сторону Агнца с написанием: «IC» (слева от священника) немного выше половины (копие направляется снизу вверх, а левой рукой – придерживается Агнец), говоря: «Един от вó ин копием рé бра Его прободé, и á бие изыде кровь и вoдá, и видевый свидé тельствова, и истинно есть свидетельство его» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон, во время прободения Агнца, берет сосуд с вином, смешанного с небольшим количеством воды (не освящённой и некипячёной) и подносит для благословения священником, произнося: «Благослови, владыко, святое соединение».

Священник благословляет вино, не произнося при этом никаких слов, а диакон (а если его нет, то сам священник) вливает соединение в потир при произнесении священником слов: «и á бие изыде кровь и вода».

Вино и вода для евхаристии должны быть приготовлены в отдельных сосудах и соединяться в один сосуд перед вливанием их в чашу: то есть вода должна вливаться в вино, а не вливать из обоих сосудов обеими руками одновременно.

Как бы ни было много причастников, никогда и ни в коем случае нельзя на проскомидии наполнять полную чашу до краёв. Нельзя также доливать вино и после проскомидии, как это часто делают, что вообще недопустимо по смыслу проскомидии. Самое предельное наполнение чаши – три четверти её вместимости, а нормальное – половина.

Кроме того, вливать вино с водой в чашу нужно только один раз. Для этого вино нужно приготовлять в сосуде с достаточной ёмкостью для данной литургии и в соответствии с количеством служащих и причастников.

Также, недопустимо, чтобы вино, уже раз благословенное, оставалось на следующую проскомидию и снова благословлялось.

После этого священник полагает антидор на антидорное блюдо, которое полагает в правом верхнем углу жертвенника, а диакон покрывает потир платом, сложенным в квадрат и отдаёт поднос с сосудами от вина и воды пономарю.

Дальше священник приступает квыниманию частиц из остальных четырех просфор, а диакон в это время отходит к престолу, где находит, закладывает и заранее прочитывает евангельское чтение, положенное для чтения на литургии.

Священник берет вторую богородичную просфору и вырезает из середины её печати[76] одну треугольную частицу[77], говоря: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нá шея...» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Затем он полагает её на дискосе с правой стороны от Агнца (от себя с левой), ближе к её середине, произнося при этом: «Предстá Царица одеснý ю Тебе, в ризы позлащé нны одé яна, преукрашé нна» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее священник береттретью просфору и произносит: «Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). При этом он вырезает из неё частицу в правом верхнем углу печати (от себя – в левом), и кладут её на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый вертикальный ряд.

Потом священник говорит: «Святых славных пророков Моисея и Аарó на, Илии и Елисея, Давида и Иессé я, святых триé х отрокó в, и Даниила пророка, и всех святых пророков». При этом он вырезает из просфоры вторую частицу ниже первой, и полагает её ниже первой на дискосе, на таком же расстояние от Агнца (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Вслед за этим священник говорит: «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», – вырезает из просфоры третью частицу ниже второй и полагает её на дискосе ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее священник произносит: «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго…», – вырезает из просфоры рядом с первой четвертую частицу и полагает её на дискосе на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

После этого священник говорит: «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана…», – вырезает из просфоры пятую частицу ниже четвертой и полагает её на дискосе ниже первой частицы второго ряда (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Затем священник произносит: «Преподобных и богоносных отец наших Антония…», – вырезает из просфоры шестую частицу ниже пятой и полагает её на дискосе ниже пятой, заканчивая ею второй ряд (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Продолжая, священник говорит: «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана…», – вырезает из просфоры седьмую частицу рядом с четвертой и полагает её на дискосе вверху рядом с четвертой, начиная ею третий ряд (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее священник говорит: «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день[78]) …», – вырезает из просфоры восьмую частицу ниже седьмой и полагает её на дискосе ниже седьмой третьего ряда (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

И наконец, священник говорит: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопó льскаго, Златоустаго» (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», – если совершается его литургия), – вырезает из просфоры девятую частицу ниже восьмой и полагает её на дискосе ниже восьмой в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Взяв четвертую просфору, священник вырезает из неё в нижней её правой части печати (от себя – левой) первую большую частицу, со словами: «Помяни, Владыко Человеколюбче, святейшыя православныя патриархи и Великого Господина и Отца нашего Святейшего патриарха Кирилла, и Господина и Отца нашего Блаженнейшего митрополита Онуфрия, и Господина нашего Высокопреосвященнейшего митрополита Лазаря и всякое епископство православных…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Вырезая вторую большую частицу в нижней её левой части печати (от себя с правой) из четвертой просфоры, священник произносит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Затем эти две частицы полагаются на дискосе с нижней стороны Агнца. После этого из этой же просфоры вынимаются на блюдце для частиц маленькие частицы за живых: кругами справа налево из нижней и верхней части просфоры с поминанием имён и произнесением: «Помяни Господи, (имя рек) ».

После вынимания частиц за живых, священник беретпятую просфору и вырезает из неё в нижней части печати посередине одну большую частицу, со словами: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Эта частица полагается с нижней стороны Агнца ниже частиц, вынутых о здравии. Далее священник вынимает из этой же просфоры малую частицу и поминает рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из пятой просфоры и из просфор, поданных верующими, священник вынимает на блюдце для частиц и маленькие частицы об упокоении почивших, произнося: «Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих (имя рек) ».

Потом священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор: причём он должен вынимать особую частицу за каждого поминаемого, а не ограничиваться изъятием одной частицы за многих.

Вынимание частиц за здравие и за упокой из одной подаваемой просфоры нигде не запрещается и практикой допускается. Если на проскомидию подаются одни помянники без просфор, тогда частицы за здравие или за упокой поминаемых вынимаются из служебных просфор. Обычно при вынимании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.

Кроме поминовения на проскомидии с общей молитвой: «Помяни Господи, (имя рек) », священник может совершать поминовение и с особыми молитвенными прошениями, сообразно с разными нуждами верующих, и выниманием частиц из служебной или поданной верующими просфоры (см.: Служебник, Службы на различные потребы). В этом случае особые прошения такжедобавляются и на сугубой ектение.

По установившейся современной практике священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на литургии до перенесения Даров с жертвенника на престол на великом входе [79], особенно когда он служит с диаконом и когда, следовательно, имеет для этого свободное время. После же великого входа поминовение с выниманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу [80].

Во время совершения проскомидии священник благословляет начало чтения часов [81]. Для этого он идет к престолу, целует Евангелие и престол и произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь» иначинает на клиросе чтение 3-го и 6-го часа. Часы нужно читать неспешно, сообразуясь с количеством подаваемых просфор и записок.

Священник после начального возгласа не отходит от престола, пока не совершит три поклона на «Придите, поклонимся». Все остальные возгласы часов также произносятся перед престолом.

Вынув частицы за здравие и за упокой и прочитав все поминания и записки, священник заканчивает проскомидию [82].

Для этого он совершает особое поминовение из пятой просфоры со словами: «И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии) и вынимает малую частицу, вверху печати, посреди нее.

Затем онснова берет четвертую просфору и вынимает из неё частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). При поминовении себя самого, священник также поминает и сослужащего ему диакона и вынимает за обеих одну малую частицу из четвертой просфоры, из верхней части печати, посреди нее.

Проскомидия закончена. Священник губой собирает все выпавшие при вынимании частицы с покрова жертвенника и полагает их на дискос. Затем он высыпает все вынутые частицы из блюдца на нижнюю сторону дискоса ниже Агнца, а также при помощи губки собирает частицы с краёв дискоса, чтобы ни одна из них не могла упасть с него, а затем снимает с чаши плат.

Далее совершается покрытие Даров и каждение алтаря и храма перед началом литургии.

Дары покрываются на псалмах 6-го часа, а если храм большой, тогда на 3-м часе. Именно на псалмах, с их началом, чтобы не пропустить и вовремя произнести возглас во время чтения часов, или же, дав возглас, не перебить этим чина покрытия.

Диакон принимает от пономаря кадило с фимиамом и испрашивает благословение у священника: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило и читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в Пренебесный Твой Жертвенник, вознизпосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон (а если его нет, то пономарь) становится справа от священника, держа кадило на уровне жертвенника: берет за верхнее кольцо левой рукой, а чашку кадильницы придерживает правой так, чтобы крышка кадильницы не мешала священнику окаживать звездицу и покровы.

Диакон произносит: «Господу помолимся».

Священник берет с жертвенника развернутую звездицу и надносит её над кадилом так, чтобы она была окурена кадильным дымом (делает образ креста), и затем, поцеловав[83] на ней изображение креста, поставляет на дискосе над Агнцем, произнося при этом слова: «И пришедши, звезда ста вверху, идеже бе Отроча» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон продолжает: «Господу помолимся».

Священник берет первый малый покровец и предварительно его окадив (также крестообразно) и, поцеловав на нем изображение креста, покрывает им дискос поверх звездицы, говоря: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

Священник берет второй малый покровец и предварительно его окадив (также крестообразно) и, поцеловав на нем изображение креста, покрывает им потир, произнося при этом: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Затем диакон возглашает: «Господу помолимся. Покрый, владыко» и берет кадило просто за кольцо одной рукой.

Священник обёртывает воздухом кадило, а затем, поцеловав на нем изображение креста, покрывает им оба святых сосуда со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Далее диакон отдает кадильницу священнику, целуя при этом его руку. Священник, приняв кадильницу, кадит приготовленные Дары на жертвеннике и трижды возглашает: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе».

Диакон (а если его нет тогда сам священник) заканчивает каждый раз молитвусвященника словами: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, последование проскомидии). После произношения этих слов, священник и диакон каждый раз благоговейно поклоняются.

Затем диакон произносит: «О предложенных честных Дарех Господу помолимся».

Священник, переложив кадило в левую руку, читает молитву предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб...» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии) совершая каждение приготовленных Даров в её конце.

Диакон: «Аминь».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и снова кадит приготовленные Дары на жертвеннике.

Диакон (а если его нет, то сам священник): «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник произносит краткий отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопó льскаго, Златоý стаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», – если совершается его литургия), и всех святых, помилует и спасé т нас, яко Благ и Человеколюбец» икадит приготовленные Дары на жертвеннике.

Примечание. В воскресный день отпуст проскомидии начинается словами: «Воскресый из мертвых...».

После отпустадиакон принимает кадило от священника и кадит приготовленные Дары на жертвеннике, а затем и священника. Далее священник и диакон вместе крестятся с поклоном Дарам на жертвеннике, а затем кланяются друг другу.

 

Каждение алтаря и храма

 

После отпуста проскомидии диакон (а если его нет, то сам священник) отверзает завесу царских врат[84] и совершает каждение. Сначала он кадит престол с четырех сторон и жертвенник, читая тропарь: «Во гробе плотски…» и разделяя его на несколько частей:

«Во гробе плотски» –кадитпереднюю (западню) сторону престола;

«во аде же с душею, яко Бог» – правую (южную) сторону;

«в раи же с разбойником» –заднюю (восточную)сторону;

«и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом» –левую (северную) сторону престола;

«вся исполняяй, Неописанный» – жертвенник[85].

Затем читая 50-й псалом, диакон совершает полное каждение алтаря, храма и молящихся в такой же последовательности, как и на вечерне на «Господи воззвах» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование вседневной вечерни).

Священник, после отпуста проскомидии, во время чтения часов, может продолжить вынимание частицс поминанием записок подаваемых верующими вплоть до последнего возгласа 6-го часа: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Для этого, при покрытии Даров обычно дискос оставляют открытым с передней его стороны (с запада), для чего передняя (западная) часть покровца не опускается на дискос, а заворачивается сверху на звездице. Воздух же заворачивается наверх. Это делается для удобства при высыпании частиц на дискос. Поднос с двумя просфорами (четвертой и пятой) ставится спереди Даров, за просфорами, ставится блюдце для частиц, а спереди – маленькое копие. Справа помещается блюдо с антидором и Богородичной и девятичинной просфорой.

 

 

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Перед последним возгласом 6 - го часа: «Молитвами святых отец наших…» священник и диакон становятся пред престолом. После возгласа священника и во время чтения молитвы 6 - го часа: «Боже и Господи сил…» они сразу же приступают к молитве перед началом Божественной литургии.

Сначала священник предваряет чтение молитв тремя поклонами с крестным знамением (малые поклоны) и со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды).

Затем священник воздевает руки[86] и произносит молитву: «Царю Небесный…» (один раз) (см.: Служебник, Чин священныя литургии). Диакон в это время воздевает правой рукой орарь, также как во время произнесения ектении.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 3744; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь