Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ совершения УТРЕНИ



С ВЕЛИКИМ СЛАВОСЛОВИЕМ

Начало утрени с великим славословием и прочее её последование до окончания канона совершается таким же порядком, как и на вседневной утрене (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени), но с некоторыми своими особенностями. А именно:

1) на славословной утрени всегда поётся «Бог Господь…» со стихами;

2) после кафизм всегда произносятся малые ектении;

3) в период, когда на утрени положены три кафизмы и когда поётся Октоих, стихословие третьей рядовой кафизмы на славословной утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны; по 3-м стихословии – малой ектении нет, седальны Октоиха (см.: Типикон, гл. 9);

4) в субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме)священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12);

5) катавасия поётся после каждой песниканона;

6) в дни отдания великих двунадесятых Господских и Богородичных праздников вместо «Честнейшую» на 9-й песни поются праздничные припевы [39](см.: Служебник, Месяцеслов, Триодь Постная и Триодь Цветная);

7) после катавасии 9-ой песни канона «Достойно есть…» не поётся.

Окончание утрени с великим славословием праздничное – такое же, как и на полиелейной утрени.

После 9-ой песни канона произносится малая ектения, и читаются светильны.

Далее хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».

Чтец читает: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Хор поет стихиры на хвалитех, если есть «Слава», то стихира праздника, «И ныне» богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры на «Славу» нет, то «Слава, и ныне» богородичен Минеи или стихира праздника.

Во время пенияна «И ныне» стихиры или богородична священник становится перед престолом, а диакон (а если его нет, то сам священник) открывает царские врата[40] и становится на своё место справа от священника. После окончания пения священник возглашает велегласно с воздетыми руками[41] (по существующей практике, но не по Уставу): «Слава Тебе, показавшему нам свет» и совершает поясной поклон перед святым престолом.

Хор поет великое славословие: «Слава в вышних Богу…».

После окончания славословия поётся Трисвятое и сразу же тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородична диакон выходит северной дверью на амвон и произносит сугубую ектению: «Помилуй нас Боже…» (см.: Служебник, Последование утрени).

После возгласа священника: «Яко Милостив и Человеколюбец…» диакон тут же на солеепроизносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.: Служебник, Последование утрени).

При служении одним священником без диакона. Священник произносит эти ектении не на амвоне, а перед святым престолом.

При служении нескольких диаконов. Во время пения богородична два диакона вместе кланяются пред святым престолом на восток, священнику, друг другу и выходят на солею. Первый диакон выходит южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению и «Премудрость», а второй северной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь они возвращаются таким же образом: первый южной дверью, а второй северной дверью; вместе крестятся, кланяются святому престолу, священнику и друг другу.

Священник перед престолом произносит возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.: Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно: «Тебе Господи».

Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…».

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…».

Хор: «Аминь». «Утверди, Боже…».

Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник становитсяв открытых царских вратах (не выходя на солею) и обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата, задёргивает завесу, убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды).

Далее «Слава» тропарь святому или празднику, «И ныне» – богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и «Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и кондак святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится против царских врат.

Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…».

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» или кондак праздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и разоблачается.

ОСОБЕННОСТИ совершения ПОЛИЕЛЕЙНОЙ УТРЕНИ

Начало полиелейной утрени и прочее её последование до полиелея совершается таким же порядком, как и на вседневной утрене (см.: III. Утреннее богослужение, Последование Вседневной утрени), но с некоторыми своими особенностями. А именно:

1) на полиелейной утрени всегда поётся «Бог Господь…» со стихами;

2) всегда читаются только две кафизмы, после которых всегда произносятся малые ектении;

3) в субботу во время чтения второй кафизмы (17-й кафизмы) каждение не совершается, так как переносится на полиелей.

Полиелей

Во время чтения кафизмдиакон подготавливает прокимен для произнесения его на полиелее перед чтением Евангелия, а такжезакладывает, положенное евангельское зачало и показывает его священнику.

После второй кафизмы и малой ектении чтец читает седален, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время чтения седальновсвещеносцы со свечамии пономари с уготованными кадилом и свечами для духовенства идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Свещеносцы становятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу, а пономари идут на середину храма и становятся справа от аналоя с праздничной иконой.

Далее хор поет полиелей, составленный из избранных стихов 134 - го и 135 - го псалмов.

Вначале пения полиелея диакон открывает царские врата. Священнослужители крестятся, целуют край престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и выходят в предшествии свещеносцев(священник впереди диакона) из алтаря через открытые царские врата, на середину храма, где становятся перед аналоем с праздничной иконой, обходя его с левой стороны. Затем священнослужители крестятся, кланяются в сторону святого алтаря и друг другу.

Свещеносцы крестятся и кланяются священнику, затем ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Пономарь отдаёт диакону зажжённую свечу, а тот в свою очередь подаёт её в левую руку священника. Затем диакон принимает от пономаря кадило и отдаёт его в правую руку священника, предварительноиспросив у него благословение: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…». Далее диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу и берет её в левую руку, а в правую берет орарь и становится позади аналоя лицом к священнику.

После окончания пения последнего стиха полиелея священнослужители поют величание праздника или святому единожды (см.: Служебник и Последование службы в Минеи, Триоди и т. п.). Во время пения величания священник непрерывно кадит со своего места праздничную икону на аналое, а после его окончания совершает полное каждение храма.

Хор повторяет величание и далее поет его, чередуя со стихами избранного псалма до тех пор, пока священнослужители не завершат каждение.

Полное каждение храма совершается в следующем порядке. Сначаласовершается каждение праздничной иконы на аналое посредине храма кругом с четырёх сторон. Священник подходит к передней (западной) стороне аналоя и трижды с поклоном кадит икону. Диакон стоит позади аналоя напротив священника с зажжённой свечой лицом к нему, и всякий раз отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. Затем священник переходит к правой (южной) стороне аналоя, а диакон становится, напротив, с северной стороны, и троекратно с поклоном кадят праздничную икону. Точно также совершается каждение аналоя с восточной (диакон при этом становится с западной стороны) и с северной (диакон становится с южной стороны) стороны. Затем священнослужители идут в алтарь (священник с северной, а диакон с южной стороны)царскими вратами и кадят там святой престол с четырёх сторон, таким же образом как совершали каждение аналоя с праздничной иконой. Далее священник идёт северной стороной алтаря к горнему месту, становится посередине между ним и святым престолом лицом на восток и совершает его каждение. Диакон соответственноидёт южной стороной алтаря к горнему месту и становится справа от священника такжелицом на восток. После этого священник в предшествии диакона кадит запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Затем диакон переходит на левую сторону алтаря, где они таким же образом кадят запрестольную икону, иконы по левую сторону в северной части алтаря и жертвенник (в ряду икон, этой стороны). После этого они снова возвращаются на горнее место, становятся между горним местом и престолом в левой части алтаря лицом на запад и кадят здесь икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре. Если в алтаре присутствуют молящиеся священно-церковно-служители, то служащие священник и диакон переходят на южную (правую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда, кадят лиц, молящихся по правую сторону алтаря. Далее они переходят на северную (левую) сторону алтаря, где становятся между горним местом и престолом также лицом на запад, и отсюда, кадят лиц, молящихся по левую сторону алтаря. При этом молящиеся в алтаре отвечают на каждение поясным поклоном.

Примечание. Если в алтаре присутствуют старший по сану священник, а каждение совершает младший священник, то его (старшего священника) кадят прежде каждения всех остальных молящихся.

Если же в алтаре нет молящихся, то священнослужители сразу же выходят из алтаря и совершают каждение иконостаса. Сначала священник в предшествии диакона северной стороной алтаря идёт к царским вратам: диакон выходит на солею царскими вратами и становится посредине её, лицом к алтарю. Священник, не выходя из алтаря и обратившись лицом на запад, кадит южную (правую) створку царских врат, а затем северную (левую) створку. При этом к той створке врат, которая кадится священником, одновременно с нимкланяется и диакон. Затем священник выходит на солею царскими вратами и вместе с предшествующим ему диаконом кадитместные иконы Спасителя, храмовую икону и следующие за ней, т. е. всю правую сторону иконостаса. Возвратившись к царским вратам, он кадит икону Божией Матери и другие иконы, т. е. всю левую сторону иконостаса. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад, диакон становится справа от священника, и кадят: главный клирос с находящимся на нем хором, а потом, повернувшись на юг правый клирос.

Далее повернувшись к народу, священнослужители кадят молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север). Потом спускаются на середину храма, и начинают каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней. Затем кадят притвор, и левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом. После этого, не поднимаясь на солею, кадят местные иконы Спасителя и Божией Матери, возвращаются к аналою с праздничной иконой (обходя его слева) и кадят её спереди, диакон при этом сновастановится позади аналоя лицом к священнику.

Хор заканчивает пение величания и поет: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды).

Священнослужители перед иконой завершают пение: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (единожды)ипоют величание праздника или святому единожды. Священник со своего места продолжает каждение праздничной иконы на аналое.

В конце пения величания диакон подходит с правой стороны аналоя и становится междуним (аналоем) и священником лицом на запад. Священник кадит диакона и отдаёт ему кадило. Диакон принимает кадило, кадит священника, поворачивается на восток, отдаёт кадило и свечу пономарю. Далее диакон с пономарём крестятся, кланяются в сторону алтаря, а затем священнику и друг другу. Пономарь уносит в алтарь кадило со свечой, а диакон перед аналоем с праздничной иконойпроизносит малую ектению: «Паки и паки...» (см.: Служебник, Последование утрени).

Священник произносит возглас: «Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое…» (см.: Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

На возгласе священника, при произнесении слов: «Отца и Сына и Святого Духа», диакон крестится в сторону алтаря, кланяется священнику и уходит в алтарь южной дверью. Поклонившись святому престолу в алтаре, он ста­новится с южной его стороны и ожидает окончания пения антифона.

Чтец читает седальны по полиелее, «Слава, и ныне» богородичен.

Хор поет степенны антифоны 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти…».

На «Слава, и ныне», когда поётся третий тропарь степенных антифонов, находящийся в алтаре диакон подходит к передней части святого престола, встаёт немного справа от его центра, крестится один раз, целует Евангелие и престол, кланяется священнику через открытые царские врата, и сновакрестится. Затем он берет Евангелие с орарем, разворачивает его тыльной стороной к себе и поднимает его так, чтобы нижние углы упирались на ладони рук. Далее он поворачивается через правое плечо, выходит через царские врата на амвон, возвышая Евангелие примерно, на уровне глаз и становится у царских врат лицом к молящимся в храме.

В это же время (т. е. на «Слава, и ныне») свещеносцы поворачиваются лицом на восток и вместе с диаконом крестятся и кланяются священнику. Далее они со свечами идут к солее перед царскими вратамии становятся по сторонам амвона лицом к алтарю. При выходе диакона с Евангелием на солею они поворачиваются лицом друг к другу.

После окончания пения антифоновдиакон возглашает: «Вонмем. Премудрость [42]. Прокимен, глас…» и произносит положенный прокимен праздника (см.: Служебник или Последование службы в Минеи, Триоди и т. п.).

Хор: поет тот же прокимен.

Диакон: стих прокимна.

Хор: снова поет прокимен.

Диакон: первую половину прокимна.

Хор: допевает вторую часть прокимна.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши...» (см.: Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (см.: Служебник, Последование утрени).

Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Диаконстих: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».

Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Диакон: «Всякое дыхание».

Хор: «Да хвалит Господа».

Диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим» ине спеша идёт на средину храма, проходя слева от ана­лоя. Здесь он останавливается перед священником, опустив Евангелие к груди, и открывает его на заранее заложенном чтении.

Свещеносцы со свечами идут впереди диакона истановятся на свои прежние места: ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Премудрость, прó сти, услышим Святаго Евангелия».

Священник, повернувшись лицом на запад, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ.

Хор: «И духови твоему».

Священник поворачивается лицом к алтарю, снимает головной убор, и возглашает: «От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает положенное евангельское зачало.

После прочтения Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу пономарю, помогает закрыть Евангелие диакону, и надевает головной убор. Диакон закрывает Евангелие, идёт в алтарь через царские врата, проходя справа от ана­лоя, и полагает его на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и святой престол, кланяется священнику через открытые царские врата, выходит южной дверью на солею и становится напротив иконы Спасителя.

Свещеносцы со свечами идут впереди диакона с Евангелием и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место поворачиваются лицом на восток, вместе с диаконом крестятся и кланяются священнику, и отходят на свои места.

Чтец: 50-й псалом.

Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молитвами святого преподобного (или святителя, или мученика или др.) (имя святого), Милостиве, очисти множества согрешений наших.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  8. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Алгоритм совершения таможенных операций (редакция от 23.10.2014 г.)
  11. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  12. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата и его профессиональные особенности у танцовщиков и артистов балета.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь