Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности соборного служения ПРАЗДНИЧНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ



 

Последование всенощного бдения до полиелея совершается чередным священником и диаконами (см.: IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Великая вечерня), за исключением: вечернего входа, который может совершаться соборно, а также литии, которая практически всегда совершается соборно.

 

Вечерний вход

 

Во время пения стихир на «Господи воззвах…» священники, которым укажет старший священник, облачаются в священные одежды: епитрахиль, поручи, фелонь и надевают головные уборы. После окончания каждения все они становятся в порядке старшинства в два ряда по сторонам престола. Предстоятель становится перед передней частью престола, а старший диакон по правую сторону отнего против переднего угла престола.

В начале пения на «И ныне» догматика или стихиры праздника старший диакон открывает царские врата, и затем все священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол, (а предстоятель иЕвангелие) крестятся третий раз и кланяются предстоятелю (предстоятель отвечает поклоном на обе стороны). Затем старший диакон принимает кадилоу пономаря с правой стороны святого престола и испрашивает благословение у предстоятеля.Предстоятель благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии) и все священнослужители, не спеша, через горнее место выходят из алтаря северной дверью на солею. Впереди идёт старший диакон с кадилом и в предшествии свещеносцев, за ним священники по старшинству (младшие впереди) и завершает шествие предстоятель.

На солее священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля в порядке старшинства(младшие впереди, ближе к царским вратам).

Когда все станут на свои места, священники и старший диакон поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю (предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны). Старший диакон, покадив местные иконы Спаси­теля и Божией Матери, предстоятеля и затем священников, становится немного правее предстоятеля, вполуоборот по отношению к нему. Далее взяв кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, он приклоняет голову и обращается к предстоятелю, тихо говоря: «Господу помолимся». Предстоятель, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник, Последование вечерни). Старший диакон отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, говорит в полголоса: «Благослови, владыко, святый вход». На что предстоятель крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».Старший диакон тихо отвечает: «Аминь», взяв в правую руку кадило, и отступив немного в сторону, кадит предстоятеля, истановится на прежне место, ожидая окончания пения хора. Когда заканчивается пение догматика или стихиры, он становится вцарских вратах, лицом к престолу впереди предстоятеля и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, прости».

Хор поет: «Свете Тихий...».

Старший диакон входит в алтарь, кадит святой престол с четырёх сторон, горнее место и становится у северной стороны святого престола, откуда кадит предстоятеля и священников при их входе в алтарь.

Священники крестятся и целуют только одну икону каждый на своей стороне, или Спасителя или Божией Матери, входят в алтарь царскими вратами и становятся на свои прежние места предстояния у престола. Предстоятель, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь все священнослужители вместе крес­тятся, целуют святой престол и восходят на горнее место: диакон северной, а предстоятель южной стороной алтаря, священники – каждый со своей стороны (старшие впереди). Там они ещё раз крестятся, кланяются предстоятелю иповорачиваются: предстоятель и старший диакон лицом к молящимся в храме, а священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля по старшинству (старшие ближе к предстоятелю) лицом друг другу.

Старший диакон возглашает: «Вонмем».

Предстоятель, предварительно сотворив поклон сослужащим священникам: «Мир всем».

Хор: «И духови Твоему».

Старший диакон: «Премудрость, вонмем» – и затем произносит прокимен дня со стихами.

После прокимна следует чтение паримий.

Священнослужители крестятся, делают поклонение горнему месту и предстоятелю. Далее старший диакон закрывает царские врата, а священники отходят на приготовленные им места с южной и северной стороны горнего места и садятся лицом на запад, вставая перед началом каждой паримии. В конце чтения последней паримии священники крестятся, кланяются горнему месту, предстоятелю и друг другу, и отходят на свои места. Служащий священник становится на свое место перед передней стороной святого престола.

Лития

Во время просительной ектении все священники, которым указано выходить на литию, облачаются вепитрахиль, поручи и скуфьи (монашествующие в клобук) или камилавки (если имеют как награду) и становятся в порядке старшинства по сторонам престола. Предстоятель становится перед передней стороной престола, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола.

В начале пения стихир на литии все священнослужители крестятся дважды, целуют святой престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю, который также отвечает поклоном на обе стороны. Второй диакон принимает на горнем месте у пономаря кадило и испрашивает у предстоятеля благословение на каждение. Предстоятель , благословляет кадило, с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» и все священнослужители, не спеша, выходят из алтаря северной и южной дверями и идут в предшествии свещеносцев в притвор. Впереди идёт предстоятель, за ним по­парно священники (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди). Предстоятель идёт в притвор, обходя аналой с правой стороны, и становится на приготовленное для не­го место (ковёр) лицом к алтарю. Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители (старшие ближе к предстоятелю). Когда все станут на свои места, священники и диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю (предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны).

Второй диакон выходит вместе со всеми из алтаряна солею и совершает малое каждение. Сначала он кадит царские врата, правую сторону иконостаса, затем левую сторону иконостаса, далее спускается на середину храма и кадит там праздничную икону на аналое. Затем идёт в притвор и кадит там предстоятеля и сослужащих ему священников. Далее он снова возвращается на солею к царским вратам, поворачивается лицом на запад и кадит главный клирос с находящимся на нем хором, затем, повернувшись на юг правый клирос. Опять повернувшись к народу, он кадит молящийся в храме народ слева направо (с юга на запад, а затем на север), поворачивается через правое плечо на восток, кадит царские врата, местные иконы Спасителя и Божией Матери. После этого он идёт в притвор, кадит там предстоятеля, поворачивается на восток, крестится, кланяется предстоятелю и отдаёт кадило пономарю.

Диаконы становятся впереди священников в одну линию лицом к алтарю и после окончания пения стихир впорядке старшинства произносят четыре особые литийные прошения.

Примечание. Все возгласы при соборном служении произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном. При произнесении возгласанасловах: «Отца и Сына и Святого Духа», священник крестится в сторону алтаря, а насловах: «ныне и присно» кланяется предстоятелю. Предстоятель отвечает на поклон священника ответным поклоном.

После последнего прошения второй священник после предварительного поклона предстоятеля произносит возглас: «Услыши ны, Боже…». Диаконы на словах возгласа: «Отцу и Сыну и Святому Духу» крестятся, кланяются предстоятелю и становятся позади него с правой и левой стороны.

Хор: «Аминь».

Предстоятель: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Старший диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

Священнослужители снимают головные уборы и все молящиеся приклоняют головы.

Хор: «Тебе, Господи».

Предстоятель, стоялицом на восток, велегласно читает молитву: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь» и лития на этом заканчивается.

Благословение хлебов

Священнослужители надевают головные уборы, крестятся, кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном), идут из притвора в храм в предшествии свещеносцев (они также вначале крестятся и кланяются предстоятелю), подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свещеносцы ставят свечи позади аналоя с праздничной иконой, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу. Придя на средину храма, священнослужители снова крестятся и кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны).

После стихир на стиховне, во время пения: «Ныне отпущаеши…» второй диакон выходит вперёд, становится слева от литийного столика, крестится, кланяется предстоятелю и затем читает: Трисвятое по «Отче наш…». После прочтения он снова крестится и кланяется предстоятелю.

Третий священник, после предварительного поклона предстоятеля, произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» ипоётся тропарь праздника (трижды)по Уставу. В начале пения тропарейпономари в алтаре открывают царские врата.

Примечание. По традиции в двунадесятые и храмовые праздники первый раз тропарь поют сами священнослужители.

Во время чтения молитвы «Отче наш» старший диакон подходит к правой стороне литийного стола и принимает кадило от пономаря. На возгласе: «Яко Твое есть Царство…» он крестится, кланяется предстоятелю и, испросив у негоблагословение, совершает каждение литийного стола. Сначала он трижды кадит вокруг стола с четырёх его сторон (по одному разу на каждое пение тропаря), затем праздничную икону на аналое, далее предстоятеля и сослужащих ему священников. После этого он снова кадит хлебы на столике с передней стороны и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, возглашая: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священнослужители снимают головные уборы.

Предстоятель берет верхний хлеб и творит им знак креста над остальными хлебами и потом, не целуя его, полагает поверх других, и велегласно читает молитву на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш…» (см.: Служебник, Последование вечерни).

Хор: «Аминь».

Священнослужители надевают головные уборы, второй диакон подходит к столу, кланяется предстоятелю, берет литийницу и торжественно высоко уносит её через амвон и северную дверь в алтарь.

Священнослужители входят в алтарь северной и южной дверями, и становятся на места своего прежнего предстояния перед престолом с правой и левой стороны престола.

Свещеносцы со свечами идут впереди диакона с литийницей и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место поворачиваются лицом на восток, крестятся и кланяются предстоятелю которыйстоит на солее, и отходят на свои места.

После благословения хлебов хор поет: «Буди имя Господне...» (трижды), и первую половину 33-го псалма: «Благословлю Господа на вся­кое время...» до слов: «... не лишатся всякого блага».

Предстоятель, во время пения псалма, поднимается на солею и становится перед царскими вратами лицом на восток, ожидая его окончания. Затем он поворачивается через правое плечо на запад, благословляет народ со словами: «Благословение Господне на вас...» и входит северной дверью в алтарь.

Примечание. Перед возгласом: «Благословение Господне на вас...» и благословением предстоятеля все сослужащие священники кланяются емучерез открытые царские врата, на что предстоятель также отвечает им поклоном.

Во время пениязаключительного: «Господи, устне мои отверзеши…», священнослужители дважды крестятся, целуют край престола (а предстоятель и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном на обе стороны) и отходят на свои места.

Старший и второй диаконы закрывают царские врата.

Служащий священник становится на свое место перед передней стороной святого престола.

Полиелей

 

Во время чтения седальнов по кафизме свещеносцы со свечамии пономари с уготованными кадилом и свечами для духовенства идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Свещеносцы становятся на солее перед царскими вратамилицом друг к другу, а пономари идут на середину храма и становятся справа от аналоя с праздничной иконой.

В это время все священнослужители, которые выходят на полиелей, облачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола. Предстоятель становится перед передней частью престола, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола.

В начале пения полиелеястарший и второй диаконы открывают царские врата, и затем все священнослужители крестятся дважды, целуют святой престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (на что предстоятель также отвечает поклоном) и не спеша, в предшествии свещеносцев, исходят из алтаря царскими вратами на середину храма. Впереди идёт предстоятель, за ним по­парно священники, а за ними диаконы. Предстоятель идёт на середину храма, обходя аналой с левой стороны, и становится напротив аналоя с праздничной иконой на приготовленное для не­го место (ковёр) лицом к алтарю. Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители.

Примечание. Также есть обычай в двунадесятые и храмовые праздники перед началом богослужения полагать икону праздника на святой престол, а не на аналой посредине храма. Затем во время выхода на полиелей она выносится впереди всех священнослужителей царскими вратами двумя старшими священниками и полагается ими нааналой посредине храма.

Когда все станут на свои места, священники и диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю.

Свещеносцы также крестятся и кланяются предстоятелю, затем ставят свечи позади аналоя, а сами становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу.

Старший диакон принимает у пономаря зажжённые свечи для священства и подаёт их предстоятелю. Предстоятель раздаёт свечи[61] священникам, которые подходят к нему по очереди в порядке старшинства, сначала с правой, а потом с левой стороны: при этом предстоятель и священник взаимно целуют друг у друга руку.Далее старший диакон принимаету пономаря зажжённую свечу и отдаёт её в левую руку предстоятеля. Затемон принимает от пономаря кадило и отдаёт его в правую руку предстоятеля, предварительноиспросив у него благословение: «Благослови, владыко, кадило».Предстоятель благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…». Далее старший и второй диаконы берут зажжённые диаконские свечи, и становится позади аналоя лицом к предстоятелю. Остальные диаконы становятся на шаг позади предстоятеля, с правой и левой стороны от него.

После окончания пения последнего стиха полиелея священнослужители поют величание праздника или святому единожды, во время которого предстоятель непрерывно кадит со своего места праздничную икону на аналое.

Далее предстоятель кланяется сослужащим ему священникам и совершает полное каждение алтаря и всего храма.

Каждение совершается таким же порядком, как и при каждении одного священника (см.: IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Полиелейная утреня, Полиелей), только с некоторыми особенностями:

1) прежде каждения клиросов совершается каждение духовенства: сначала стоящих справа, а затем слева;

2) при завершении каждения, прежде каждения диаконов п редстоятель сначала кадит духовенство: сначала священников, стоящих от него по правую, а затем и по левую сторону.

Далее последование утрени до чтения Евангелия совершается в таком же порядке, как и при служении одного священника (см.: III. Утреннее богослужение, Особенности совершения полиелейной утрени). Все возгласы произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном.

После прочтения Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, которые держали священнослужители, гасятся и забираются пономарями. Второй диакон, закрыв Евангелие, уносит его в алтарь и полагает на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и престол, кланяется предстоятелю и становится около престола на обычном диаконском месте. Вместе с ним кланяются и два священника, читающие канон. Когда диакон полагает Евангелие на престоле, они выходят из рядов служащих священников и, поклонившись (вместе с диа­коном) предстоятелю, уходят в алтарь через царские врата. Там они целуют престол (по бокам), снимают фелони и ожидают выхода в конце молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (илиесли совершалась лития навозгласе: «Милостию и щедротами…»).

После прочтения, примерно, половины этой молитвы старшим диаконом (или если не совершалась лития, тов началепения праздничной стихиры) находящиеся в алтаре священники, читающие канон, и второй диакон подходят к престолу с двух сторон. Затем они крестятся, целуют престол, крестятся ещё раз, выхо­дят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, впереди пономаря с елеем, ожидая конца диаконской молитвы илипения праздничной стихиры. Далее все, стоящие на солее, вместе со старшим диаконом крестятся и кланяются предстоятелю. Старший ­диакон и второй диакон идут на свои места (рядом с предстоятелем), а священники, читающие канон, поклонив­шись друг другу, становятся у аналоев с книгами.

После возгласа: «Милостию и щедротами…» предстоятель кланяется сослужащим священникам и идёт к аналою с иконой праздника. Здесь он совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономаря кисть и помазует себя святым елеем. Затем он отдаёт кисть пономарю, надевает голов­ной убор, крестится третий раз и становится на свое место. Справа от него становится пономарь с сосудом со святым елеем и кисточкой.

Священники попарно подходят к праздничной иконе для помазания. Сначала они дважды крестятся, кланяются предстоятелю и другому священнику, стоящему с ним в паре. Затем снимают головные уборы, целуют икону, снова крестятся и подходят по очереди к предстоятелю для помазания. Предстоятель погружает кисть в святой елей и подаёт её священнику. Священник принимает кисть у предстоятеля (при этом они взаимно целуют друг у друга руку), поворачивается лицом к алтарю, помазует себя святым елеем, поворачивается к предстоятелю и отдаёт ему кисть (снова целуя друг у друга руку) и отходит на свое место. После помазания священника, стоящего с ним в паре, он вместе с ним поворачивается на восток, крестится, кланяется предстоятелю и друг другу. За священниками к предстоятелю для помазания также попарно подходят диаконы, совершая те же поклоны, что и священники при целовании иконыи целуя правую руку предстоятеля после помазания.

Священники, читающие канон, подходят к помазанию обычно после 6-й песни (это наиболее удобный момент).

Пос­ле помазания священники и диаконы поворачиваются лицом на восток, крестятся, кланяются предстоятелю и уходят в алтарь через царские врата (диаконы позади священников). В алтаре: второй и третий священники становятся спереди престола, диаконы по правую и левую сторону от них против передних углов престола, остальные священники по сторонам престола. Далее все крестятся один раз, целуют престол, крестятся снова, кланяются предстоятелю через открытые царские врата, затем другдругу, отходят на свои места и снимают священные одежды. Служащий священник остаётся в облачении и стоит с правой стороны святого престола, пока предстоятель не войдёт в алтарь после окончания помазания.

Диакон (если предстоятель помазывает на средине храма)перед произнесением малой ектении, творит поклон святому престолу и служащему священнику и выходит северной дверью из алтаря. На солее он становится слева от царских врат, затем крестится, кланяется предстоятелю, поворачивается на восток и возглашает ектению.Служащий священник произносит возглас возле святого престола, кланяясь к горнему месту и предстоятелю через открытые царские врата. Диакон на возгласе священника крестится, кланяется вместе ним предстоятелю, и возвращается в алтарь северной дверью.

Если помазывает младший священник, а не предстоятель, тогда диакон поклоныперед и после произнесения ектений совершает служащему священнику в алтаре.

После окончания помазания предстоятель передаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. Диаконы закрывают царские врата, а предстоятель поклонившись престолу и служащему священнику, отходит на свое место и сни­мает священные одежды. Служащий священник занимает свое место перед престолом и заканчивает всенощное бдение по обычному порядку (см.: IV. Всенощное бдение, Последование праздничного всенощного бдения, Полиелейная утреня).

Священники, читающие канон, после окончания чтения крес­тятся, кланяются друг другу и идут боковыми дверями в алтарь. Здесь они крестятся, кланяютсясвятому престолу, предстоятелю идруг другу и отходят на свои места.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  8. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  11. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата и его профессиональные особенности у танцовщиков и артистов балета.
  12. Анатомо- функциональные и психофизические особенности лиц с нарушением зрения. Степени нарушения зрения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1701; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь