Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Работа внимания и движение энергии на задержке дыхания после выдоха.
Если же дыхание выполняется в сидячей позе всадника (кулаки на коленях), тогда во время задержки дыхания после выдоха внимание движется по ходу ножных янских каналов (выход энергии по задней и боковой, а также и по передней поверхностям ног). Маршрут прохождения внимания таков: от поясницы и тазобедренных суставов вниз по янской (наружной) поверхности ног, по направлению к коленным, а затем и голеностопным суставам. При правильной постановке ног на этой фазе дыхания легко возникает чувство тепла в области стоп, особенно ярко чувствуется разогрев на ребре стопы. Важно не ограничиваться пределами собственного тела и вывести своё внимание в пространство перед собой, продолжая силовые линии ножных энергетических каналов (от области стоп вперед, по горизонтали, на уровне пола). Работа внимания и движение энергии в этот период (на задержке дыхания после выдоха) показаны стрелками на рис.137. * * * Несколько слов относительно того, какой должна быть задержка дыхания после выдоха. Прежде всего, она не должна быть слишком большой. Во время дыхательной практики любые чрезмерности неприемлемы и наказуемы. Задержка после выдоха должна быть необременительной и ни в коем случае не вызывать перенапряжения, проявляющегося в одышливости и учащённом сердцебиении. В этом методе дыхания задержка после выдоха всего лишь обслуживает выполнение бандх и сопутствующую работу внимания – и не более того. Правильный режим дыхания – такой, при котором мы в состоянии выполнять дыхательную практику в течение 30-50 минут подряд. Таким образом, дыхание должно быть медленным, плавным, процессуальным, а задержки дыхания посильными. На первых порах задержки должны занимать ровно столько времени, сколько необходимо для качественного выполнения бандх (не более 3-5 секунд). Исключением являются особые периоды, изредка случающиеся во время дыхательной практики, когда происходит спонтанная, самопроизвольная (ни в коем случае не намеренная) остановка дыхания. В этот период дышать совсем не хочется, происходит спонтанное прекращение дыхания, которое может без какого-либо неудобства длиться 30-60 секунд и даже более. Такие спонтанные остановки дыхания – очень хороший признак правильного развития вашей практики. В этом случае ограничивать себя указанным временем задержки дыхания (3-5 секунд) не следует. В случае спонтанной остановки дыхания следует, так сказать, сотрудничать с процессом и пребывать в этом состоянии столько, сколько оно длится. Наилучшая внутренняя техника для таких периодов – это медитация-осознание, т.е. пребывание в состоянии безмятежности и спокойной осознанности. По мере естественного развития нашей дыхательной практики, общая продолжительность дыхательного цикла, включая продолжительность вдоха, выдоха и задержки после выдоха должна постепенно увеличиваться. Ещё одно замечание. Не следует стремиться к одинаковой продолжительности вдоха и выдоха. Как правило, продолжительность выдоха будет больше, чем продолжительность вдоха. Это совершенно нормально и беспокоиться по поводу такой дыхательной асимметричности не нужно. Более длительный выдох – это нормально. Что же касается задержки дыхания после выдоха, то, как я уже говорил, она должна быть посильной, умеренной и ни в коем случае не вызывать перенапряжения и одышливости, не выходить за пределы комфортной зоны. При соблюдении этих условий она не будет опасной для практикующего даже при больших объёмах дыхательной практики. В этом отношении она сильно отличается от задержки после вдоха, которая далеко не безобидна для практикующего, о чем я уже неоднократно предупреждал читателя.
* * * На предыдущих страницах я изложил только основные технические моменты дыхательной практики для обратного круга: надлежащее положение тела, рук, ног и согласование различных фаз дыхания с тремя бандхами. Эти, весьма важные технические моменты представляют собою необходимые условия для дыхательной практики. Однако всего этого недостаточно, чтобы непосредственно приступить к самой практике. Необходимо также полноценно и качественно освоить более тонкие принципы. Эти принципы имеют фундаментальное значение для успешности и продуктивности ваших занятий. К ним относятся: 1) Принцип культивирования замедленности дыхания (прогрессивного уменьшения частоты дыханий). 2) Принцип посильности и постепенности увеличения нагрузки. Согласно этому принципу, в ходе дыхательной практики недопустимо появление избыточного напряжения, одышливости и сердцебиения. Как видим, первый и второй принципы являются противоположными по своей направленности, а следовательно, взаимодополняющими. Их можно суммировать в общей рекомендации дышать как можно более медленно, но без одышливости и перенапряжения. 3) Принцип медитативности (сохранения состояния осознанности в процессе дыхания). 4) Принцип сохранения надлежащего фонового состояния, в рамках которого происходит дыхательная практика. Речь идёт о двух важнейших условиях успешной энергомедитативной практики: расслаблении и спокойствии. Без соблюдения этих важнейших условий ваша дыхательная практика будет слишком жёсткой и грубой, а следовательно и малоэффективной. Обо всём этом было подробно рассказано в I части данного тома, в главе, посвящённой дыхательной медитации, к которой я и отсылаю читателя. Ещё одно, самое последнее замечание. Дыхательную практику можно выполнять как при открытых глазах, так и при закрытых. Если не вдаваться во все подробности, то главное различие заключается в том, что практика при открытых глазах оказывает активизирующее действие, тогда как дыхание при закрытых глазах – успокаивающее. Таким образом, если вы занимаетесь в утреннее время и желаете активизироваться – лучше всего дышать при открытых глазах. Если же вы занимаетесь вечером и при этом находитесь в возбуждённом состоянии – лучше всего, во избежание бессонницы, практиковать при закрытых глазах.
Медитация-самонаблюдение Медитация-самонаблюдение всегда выполняется при закрытых глазах. Это условие является очень важным и нарушать его нельзя. Положение тела. Медитацию-самонаблюдения лучше всего выполнять в Симпласане или же, если позволяет растяжка ног – в Сиддхасане. Обе эти позы уже были рассмотрены в этой же самой главе, в её разделе, посвящённом дыхательной практике.
Положение рук. Для медитации-самонаблюдения наиболее простой и удобной является позиция рук «открытые ладони», показанная на рис.138.
Рис.138. Позиция рук «открытые ладони».
В этой позиции руки лежат на бёдрах чуть выше колен, тыльной поверхностью вниз. Обе ладони раскрыты, а кисти рук расслаблены. Другая позиция рук для медитации-самонаблюдения – мудра «коза». В этой позиции руки также лежат на бёдрах несколько выше колен, тыльной поверхностью вниз. Однако пальцы рук образуют специфическую «рогатую» конфигурацию. Средний и безымянный пальцы согнуты, а большой палец накладывается сверху на их ногтевые фаланги, образуя «колечко» и создавая таким образом энергетическое замыкание. Указательный палец и мизинец держим выпрямленными, прилагая для этого определённое усилие. Это усилие распрямления указательного пальца и мизинца не должно быть чрезмерным, но и полного их расслабления допускать нельзя. Мудра «коза рогатая» показана на рис.139. Эта мудра активизирует выход энергии по ручным янским каналам (выход энергии по наружной поверхности рук). Ещё одна позиция рук для медитации-самонаблюдения называется «кулаки на коленях». В этом положении обе руки сжаты в кулаки, которые поставлены на бёдра чуть выше колен. Постановка кулаков – вертикальная (см. рис. 140).
Рис.139. Мудра «коза». Рис.140. Позиция рук «кулаки на коленях». Данная позиция рук оказывает общее активизирующее действие благодаря стимуляции ножных иньских каналов. Поэтому она особенно рекомендуется в том случае, если вашей проблемой является сонливость во время медитации. Следующая, также весьма сильная по своему воздействию, хотя и более трудная, нежели предыдущие, позиция «ладонь-кулак». В этой позиции ладонь одной руки «обнимает» кулак другой руки. При этом обе руки держим перед собою на весу, примерно на уровне солнечного сплетения. Локти должны быть опущены, а плечевой пояс хорошо расслаблен. Позиция «ладонь-кулак» показана на рис.141. Для большинства людей лучше всего держать руки в позиции «правая ладонь обнимает левый кулак». В этом случае обеспечивается наиболее сильное воздействие на левую руку и левую сторону головы (на энергосистему левой половины головы, которая у большинства людей находится в значительно худшем состоянии, нежели правая). В этой позиции следует держать руки большую часть времени, а в противоположной – значительно меньшую. Исключением являются те редкие люди, у которых энергетическая асимметрия имеет противоположный характер. Позиция рук «ладонь – кулак» имеет особую ценность именно по причине своей асимметричности. Благодаря этому мы получаем возможность осуществить асимметричное воздействие с тем, чтобы выправить энергетический разбаланс между правой и левой сторонами нашего тела. При усталости руки можно временно положить на бёдра, тыльной поверхностью вниз в ранее рассмотренную позицию «открытые ладони». После отдыха в этой простой и удобной позиции, руки вновь возвращаются в положение «ладонь-кулак».
Рис.141. Позиция рук «ладонь-кулак», руки перед собой, на весу.
Множество вариантов позиций рук порождает проблему выбора. Какой же из них выбрать? Здесь возможны два различных подхода, каждый из которых наиболее подходит для определённой категории людей. Есть люди, у которых существует сильно выраженная потребность в ясности, четкости и определённости. Им лучше всего выбрать один-единственный вариант и в дальнейшем строго и неизменно ему следовать, не прибегая ни к каким иным вариантам. Таким людям я рекомендую выбрать позицию «руки на весу, перед животом, ладонь одной руки обнимает кулак другой». Наиболее важной является позиция «правая ладонь обнимает левый кулак». При усталости меняем её на противоположную позицию («левая ладонь обнимает правый кулак»), однако начинать и заканчивать медитацию следует в основной позиции «правая ладонь обнимает левый кулак». Другая категория людей стабильности и неизменности предпочитает творческий поиск, новизну и разнообразие. Таким людям я рекомендую на протяжении всего занятия периодически менять позицию рук, согласно методическому принципу, которому я дал название «оседлать гребень энергетической волны». Дело в том, что в каждый период времени максимум энергетической волны, периодически циркулирующей по микрокосмической орбите, приходится на определённую зону энергосистемы, на определённые энергетические каналы. Если метод практики соответствует текущей энергетической ситуации – тогда мы находимся «на гребне» энергетической волны и наша практика будет наиболее эффективной. Если же энергетическая волна ещё не дошла до этой зоны или уже прошла эту зону – эффективность медитации будет значительно ниже. Например, если в данный момент энергия идёт на вход по ножным иньским каналам, лучше всего держать руки в позиции «кулаки на коленях», любое другое положение уже не будет таким эффективным. Если в данный момент энергия идёт на выход по ручным янским каналам – тогда нет ничего лучше, чем мудра «коза». Если в данный момент наиболее активно происходит движение энергопотоков по левой стороне тела (при этом дыхание в большей степени осуществляется через левую ноздрю, то есть в этот период левая ноздря дышит лучше, чем правая) – тогда нужно держать руки в позиции «правая ладонь обнимает левый кулак». Противоположная позиция для такой энергетической ситуации уже не годится. При таком методическом подходе менять позицию рук можно только тогда, когда данная энергетическая ситуация «отзвучит», только тогда, когда она исчерпает себя и ей на смену придёт другая энергетическая ситуация. Иначе говоря, тогда, когда энергетическая волна пройдёт дальше. Таким образом, для этого методического подхода характерен постоянный поиск оптимальной вписанности в тонкоматериальную реальность, в энергетическое Дао нашего тела. Сразу же хочу сказать, что ни один из этих двух подходов не лучше другого, если рассматривать их абстрактным образом, вне привязки к конкретному человеку. Здесь нет лучшего и худшего методического варианта, а есть подходящий либо неподходящий для данного человека. Не следует навязывать человеку тот стиль энергомедитативной практики, который для него противоестествен, который вызывает у него раздражение и неприятие. Так что смело выбирайте тот вариант, который вам более подходит и не думайте, что он хуже другого варианта. Для вас он будет и наиболее удобным и наиболее эффективным. Ещё одна, весьма распространённая позиция рук представлена на рис.142. В индийской традиции эта позиция используется для уважительного приветствия и называется «намастэ». В положении «намастэ» руки сложены у груди, ладонями друг к другу. Эта позиция используется во всех традициях, особенно в буддизме и христианстве. С точки зрения энергетической, она оказывает весьма сильное воздействие на ручные янские каналы (выход энергии по наружной поверхности рук). Однако сильный выход энергии по ручным Ян приводит к угнетению ручных иньских каналов, в том числе и канала перикарда, отвечающего за иммунную систему и органы дыхания. Чрезмерная практика медитации в позиции намастэ, не уравновешенная грамотной работой на ручные иньские каналы, может сильно повредить здоровью практикующего. В качестве негативного примера можно привести тот факт, что во многих буддийских монастырях Тибета заболеваемость монахов туберкулёзом лёгких достигала 70% (данные современного ламы Оле Нидала). На мой взгляд, причиной тому (пусть не единственной, но достаточно весомой) является злоупотребление благовониями (курительными палочками) в сочетании с чрезмерной практикой позиции «намастэ». Позиция рук «намастэ» является специализированной и весьма сильной по своему воздействию, поэтому при её использовании важно помнить, что она никоим образом не является самодостаточной, что она имеет как свои показания, так и свои противопоказания. На мой взгляд, позиция «намастэ» может быть использована только эпизодически и кратковременно, но не в качестве основной позиции для продолжительной медитации.
Рис.142. Позиция рук «намастэ».
Таковы требования к внешней форме, к позиции тела, при которой мы выполняем медитацию-самонаблюдение. Что же касается внутреннего содержания, т.е. собственно медитативной техники самонаблюдения, то о ней весьма подробно рассказано в отдельной главе, в I части данного тома, куда и следует обратиться заинтересованному читателю для освежения в памяти этого материала.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы