Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На улучшение осанки, укрепление и выравнивание позвоночника ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
и подготовку тела к звукоизвлечению «Пол – потолок» Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представить, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы же представляете из себя пружину, которая стремиться разжаться. «Веревочка» Встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки сцеплены в замок над головой. Представить, что вы – веревочка, которую растягивают с двух сторон. «Руки – копчик» Сделать наклон таким образом, чтобы корпус, с вытянутыми вперед руками, оказался расположенным параллельно полу. Представить, что вас активно тянут за руки вперед и за копчик – назад. «Крест» Встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Представить, что вас растягивают вертикально (за ноги – вниз, за макушку – вверх), и одновременно – горизонтально (за левую руку – влево, за правую – вправо).
Каждое из этих упражнений нужно делать минимум – по четыре, максимум – по восемь раз перед каждым уроком. Кроме того, что мы работаем над позвоночником, мы еще и разогреваем абсолютно все группы мышц и после этого блока совершенно готовы к физическим нагрузкам, которые предполагает речеголосовой тренинг. Гимнастика для освобождения Нижней челюсти
Работаем с нижней челюстью. Мы уже писали о неоспоримой пользе пальчикового массажа, поэтому, дабы не повторяться, переходим сразу к упражнениям. «Кукольная челюсть» Подпираем подбородок рукой, сложенной в кулак, и начинаем, через небольшое сопротивление, отодвигать нижней челюстью кулак вниз. На каждое движение приходится звук, в котором перед сочетанием АГА добавляется согласный звук по алфавиту (БАГА, ВАГА, ГАГА и т.д.). Важно помнить, что рот открывается исключительно по вертикали и к тому же величиной на четыре пальца. Нужно вспомнить, как открывается рот у ростовой куклы, и повторить это движение, акцентируя внимание на неподвижности верхней челюсти. «Чайник» Упираем кулак в верхнюю часть грудины (сразу под ямкой у основания шеи), большой палец кладем на подбородок. Максимально откидывая верхнюю часть головы, удерживая при этом большим пальцем нижнюю челюсть в неизменном положении, произносим БАЛА, ВАЛА, ГАЛА и т.д. Чтобы было понятнее движение, мы сравниваем его с откидывающейся крышечкой на чайнике.
Все эти движения не резкие и не «силовые», а очень спокойные и аккуратные. «Голова – облако» Совершенно расслабив шею, губы, лицевые мышцы, но сохранив напряжение мышц языка, делаем круговые перекаты тяжелой головой, произнося БАУ, ВАУ, ГАУ и т.п. Голова движется под собственной тяжестью. Упражнение должно вызывать приятные ощущения. В обратном случае – оно выполняется неправильно. «Кулак» Выбираем текст, в котором содержится много звуков «А». Например: «Наша река широка как Ока». Далее, произнося его, на каждом звуке «А» производим скользящие движения зубами по руке, сложенной в кулак. Внешне движение напоминает засовывание кулака в рот. Но это не так. Во время выполнения упражнения кулак остается неподвижен, в то время как рот двигается. Очень продуктивный способ расслабления челюсти –использование обыкновенной винной пробки. Нужно вставить ее в рот таким образом, как закрывают бутылку, и медленно проговаривать скороговорки. При выполнении этого упражнения нужно утрированно артикулировать и помнить, что после каждой скороговорки нужно вынуть пробку изо рта и повторить эту скороговорку в свободном режиме. Студенты сразу чувствуют расслабление челюстных мышц и, как результат, возникает более спокойное произнесение текста. Два способа расслабления нижней челюсти Сядем на пол в «позу портного», ладони соединим в «замок», расслабим лицевые и шейные мышцы и начнем активно трясти руками, как бы взбалтывая зажатый в ладонях пузырек. Начинаем упражнение беззвучно, затем «открываем» звук на гласной «А». Расслабим мышцы шеи и лица, обхватим подбородок большим и указательным пальцем и начнем совершать активные вертикальные движения. Сначала беззвучно, затем со звуком.
Артикуляционная гимнастика губ «Покусывания» Начинаем гимнастику с двойных покусываний поочередно верхней и нижней губ с убыстрением ритма. «Жвачка» Делаем активные и крупные жевательные движения челюстями, при смыкании челюстей происходит «почесывание» губ с внутренней стороны. «Почесывания» Нижние зубы почесывают верхнюю губу. Верхние зубы почесывают нижнюю губу. Начинаем медленно, затем увеличиваем ритм движений. «Хоботок - улыбка» Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на три секунды. Затем растягиваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксируем. Снова вытягиваем. Растягиваем в улыбку, обнажая зубы. По мере выполнения упражнения увеличиваем ритм. «Горизонталь» Собрать губы в «пятачок», вытянуть их вперед и делать максимальные движения влево – вправо, с фиксацией в крайних точках. Упражнение, как и предыдущие, делается с убыстрением. «Вертикаль» «Пятачок» двигается вертикально. Вверх – точка, вниз – точка. Постепенно убыстряем. «Крест» Совмещаем два предыдущих упражнения и делаем вытянутыми вперед губами следующие движения: вверх, вправо, вниз, влево. После 8 «крестов» меняем направление. «Круги» Собрав губы в «пятачок», делаем ими круговые движения. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. «Рекламная растяжка» Представляем огромную рекламную растяжку через Тверскую улицу и начинаем губами, вытянутыми в «пятачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию. Выполняя весь этот блок упражнений, следим за тем, чтобы работали только губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы наверняка исключить ее движение. «Шторки» На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы. На счет «два» – губы принимают спокойное положение. На счет «три» – опускается нижняя губа, обнажая зубы. На счет «четыре» – губы возвращаются на место. Сначала мы делаем это упражнение беззвучно. Потом подключаем звучание: «верхняя шторка» – В; нормальное положение губ – М; «нижняя шторка» – З; возвращение губ в исходную позицию – М. После каждого упражнения или при сильной усталости губ делаем сброс. Для этого сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуком ТПР-Р-Р-У.
Артикуляционная гимнастика Для языка «Двойные уколы в щеки» При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные уколы попеременно то в левую, то в правую щеки. «Жало» Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную точку, которая может располагаться в любом месте нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади). «Часовая стрелка» Это упражнение имеет два варианта. Первый вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами. Язык гладит верхние и нижние десны. Направление языка меняем. Второй вариант: Повторяем в точности те же движения, с той лишь разницей, что язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте упражнения основная нагрузка приходится на корень языка. «Чаша» Упражнение, как и предыдущее, выполняется в двух вариантах. Первый вариант: Сильно открыть рот, широкий язык вынуть изо рта, поднять его кверху, подержать в таком положении и убрать в широко открытый рот. Только после того как кончик языка коснется верхнего неба, закрыть рот. Второй вариант: Проделать то же упражнение, не открывая при этом рта. Нагрузка снова же приходится на корень языка. «Окно» Это блок упражнений, в котором мы используем ту же технологию, что и в гимнастике для губ. Сильно открываем рот (окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого отдельного упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта и напряженный язык: «горизонталь» (язык перемещается влево – вправо); «вертикаль» (вверх – вниз); «крест» (вверх, вправо, вниз, влево); «круги» (движения по и против часовой стрелки); «рекламная растяжка» (длиннющим языком, при очень сильно открытом рте, пишем большими и красивыми буквами свою фамилию, имя и отчество). Если очень устал язык, нужно сделать сброс: положить на нижнюю губу расслабленный язык и потрясти головой таким образом, чтобы язык болтался из стороны в сторону. В таком положении очень быстро отдыхают все мышцы языка. «Горка» Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. «Спинку» языка «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта. Это упражнение направлено на развитие и укрепление корня языка и его серединных мышц. «Лошадка» Это упражнение имеет два варианта. Оба варианта еще можно назвать «цоканьем», так как по ходу выполнения издается характерный звук, каким имитируют лошадиный цокот. В первом варианте язык подлипает к альвеолам и затем отклеивается от них. Во втором – жестким кончиком языка производится движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому небу и, загибаясь во внутрь, гладим твердое небо. В конце этого движения так же раздается характерный звук.
В артикуляционной гимнастике для языка, мы используем различного рода покусывания. Они бывают легкие и быстрые и более ощутимые, с фиксацией зубов на языке в течение нескольких секунд. Мы покусываем кончик языка, его середину и коренными зубами боковые части языка. Целесообразно перевести артикуляционную гимнастику из плоской и грубой технической работы в ранг увлекательной игры . Вот один из способов, как это сделать. Вы уже обратили внимание на то, что почти все упражнения для языка и губ производятся с убыстрением. Мы предлагаем студентам по ходу выполнения этих упражнений поиграть с ритмами. Мы называем подобные игры «Джазом».Преподаватель называет имя студента, который должен придумать и показать определенный ритм в рамках выполняемого артикуляционного упражнения. Причем, ритм должен быть таким, чтобы сам студент хорошо запомнил его и мог повторить в точности. Все студенты отрабатывают упражнение в данном ритме до легкости исполнения. Затем ритм предлагает другой студент, непременно его усложняя. И так далее. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы