Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ



«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Г. Саратов – 2005

 

 

Составитель: Каргина Н.Г. – методист лаборатории педагогических технологий обучения и воспитания

 

В сборнике, наряду с анализом конкретных воспитательных технологий, предлагаются различные варианты обучения технологическому подходу педагогов. Особое внимание уделяется обсуждению трудностей и границ применения воспитательных технологий.

Предназначено для руководителей, заместителей директоров образовательных учреждений, классных руководителей, вожатых, педагогов дополнительного образования, методистов.

 

 

Рецензенты: Ахметвалиева М.Г. – к.п.н., старший преподаватель ИДПО СГУ

Полякова Н.А. – к.п.н., доцент кафедры ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Ó Саратовский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Каргина Н.Г.

 

 

Введение

 

Осуществление социальной политики государства связано сегодня с все более глубоким анализом отечественного и зарубежного опыта, научным прогнозированием, точным обоснованием принимаемых решений. Условием профессионализма в области социальной политики и социальной работы является применение технологического подхода к общественным процессам. Сущность его – в представлении социальных процессов в виде технологий. В ХХ веке произошло проникновение технологизации в сферу социальных процессов и явлений, появилась возможность управлять сложными социальными, и, в частности, педагогическими процессами.

Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законодательном уровне, а изменения в сознании людей, и их отношениях происходят довольно медленно. По прогнозам ученых, для достижения поставленных государством целей необходимо правильное воспитание молодого поколения.

Научно-технический прогресс, повышая жизненный уровень людей, делает их все больше потребителями, а не производителями благ цивилизованного общества. Молодежи присущи инфантильность, недостаточная самостоятельность. Средства массовой информации, реклама обезличивают, отчуждают людей друг от друга. Можно отметить, что современное общество испытывает острый социально-духовный кризис. И выходом из него является усиление воспитания, гуманистических начал в жизни, как отдельного индивида, так и общественных образований.

Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, специалистам образовательных учреждений, общественности, родителям нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической, воспитательной работы.

Понятие «технология» (от греческого techne – искусство, мастерство, умение и logos – учение) имеет множество трактовок.

Г.К. Селевко приводит следующие определения понятия «педагогическая технология»:

· педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

· педагогическая технология, являясь организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев);

· педагогическая технология – это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру (Н.Е. Щуркова).

Таким образом, технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем. Современное понятие «технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:

научный (технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики);

формально-описательный (технология – это модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов);

процессуально-действенный (технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности).

Слово «технология» в педагогике последних лет популярно, на слуху. Но отношение к этому слову разное. Для одних учителей технология – это нечто серое, твердое, машинное, мертвое – превращение людей в роботов. Для других технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогического действа.

Существуют ли массовые технологии воспитания? На первый взгляд – да, существуют. Педагогика беседы? Педагогика экскурсии? Педагогика диспута? Но в каждом из этих случаев по какому-нибудь из критериев (конкретность целей, алгоритмичность способа действий, соответствие способа действий целям, наличие средства и способа фиксации результата) эти известные формы воспитательной работы уровня технологии не достигают.

Попробуем все-таки назвать те относительно массовые феномены педагогической воспитательной культуры, которые хотя бы потенциально приближаются к технологии. Каков при этом наш критерий отбора?

Во-первых, это должны быть относительно массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы. Во-вторых, в способе должна быть некая устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании. В-третьих, в форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Важная роль в этом процессе отводится формам воспитательной работы. Среди множества существующих форм мы выбираем ту, в основе которой – субъектная активность ребенка, что отражает инновационное выстраивание логики воспитательного процесса. Выделим следующие формы:

интерактивные, предполагающие вовлечение школьников в активную деятельность, когда из пассивных учеников дети превращаются в активных участников происходящих событий;

интраактивные, касающиеся не только социальных контактов с окружающими ребенка людьми, но и предполагающие включение детей во внутренний диалог (от лат. Intra – внутрь), позволяющий ребенку пропустить через сферу глубинных внутренних переживаний все, что обсуждается в ходе занятия;

индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;

групповые, благодаря которым ребенок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности. Добавим, что сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребенка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность;

коллективные формы, способствующие объединению усилий участников работы, в результате чего удается выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труд детей, работающих поодиночке, хотя бы и той же численностью.

 

 

Технологии воспитания

 

Коллективное творческое дело рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД – жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:

совместное решение о проведении дела;

коллективное планирование;

коллективная подготовка;

проведение дела;

коллективный анализ;

решение о последействии.

Минимальная технология КТД: коллективное планирование – подготовка – проведение – коллективный анализ. Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, бригады).

Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Технологичность КТД объясняется его настроенностью на мощные психологические механизмы: соревновательность, двуплановость игры, импровизация, включение школьников в полную структуру деятельности (порождает чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства).

Все, что выше сказано, относится к организации КТД вообще и известно, по крайней мере, 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести 2 его типа, создающие как результат 2 типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:

на этапе целеполагания – поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

на этапе планирования – подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);

на этапе подготовки – добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы – выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т.д.;

на этапе проведения – выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;

на этапе анализа – что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?

Технологический результат КТД – опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности – это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.

 

Тренинг общения – это прием воспитания через общение. Слова «деятельность», «общение» относятся здесь не к педагогу, а к предмету его усилий. Вы уже знакомы с педагогически задаваемыми формами общения (диспут, танцевальные вечера, игры и т.д.). Но нас больше интересуют формы групповой работы с общением, проникшие в деятельность учителя из практической психологии.

Тренинги общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения и т.д.). Здесь ориентировка не на личностные изменения, а на получение в модельной форме определенного социального опыта.

Особое значение в тренинге имеют два условия: форма расположения участников и позиция ведущего (тренера). Основная форма расположения участников (круг) создает возможности равенства всех участников тренинга, увеличивает взаимное эмоциональное заражение, создает педагогу возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов. Позиция ведущего «на равных» (расположение на равных в кругу, подчинение общим правилам тренинга, отсутствие права на заключительные, окончательные суждения) более непосредственно входит в технологию общения.

В общем виде в тренинге общения три блока: разминка, упражнения и рефлексия.

Разминка включает ряд психофизических заданий, направленных на создание необходимой в тренинге атмосферы открытости и внимания, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т.е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое парадоксальное «физкультурное» начало позволяет уменьшить психофизическую зажатость участников, а телесные взаимодействия (похлопывания друг друга, прикосновения друг к другу) включают на телесном уровне возможность объединенности, общности, сплочения.

Основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель. Однако так как общение – это целостный феномен, то любые нецентральные моменты общения тоже, в той или иной мере, отражаются в подборе упражнений. Каждое упражнение в тренинге обсуждается, совместно анализируется. В проведении упражнений есть свои правила. Так как одно из базовых ценностных условий тренингового процесса – доверие к партнерам, то желательны организационные формы, в которых легче быть открытыми партнерами. Это упражнения в тройках, микрогруппах. На общее обсуждение выносятся не столько конкретные слова, действия школьника, сколько ощущения, чувства тренирующихся, связанные с их действиями, и мысли по поводу своих действий. Ощущения, чувства, мысли выносятся на круг в словесных формах, специально задаваемых ведущим: «Я чувствую, что…», «Я думаю, что…», «Я ощущал, что…».

В зависимости от задач упражнений, атмосферы на тренинге, состава участников при анализе высказываются по кругу все или только те, кто хотел бы сказать. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать и не требовать.

В конце тренингового занятия организуют круг итоговых рефлексивных высказываний относительно темы и занятия в целом. Количество суждений, соответствующих цели тренинга, и есть его диагностическая, технологическая мера. Можно прояснить результативность тренинга и через анкету, в том числе закрытого типа.

 

Шоу – технологии. Различные игровые мероприятия, типа шоу, демонстрируют телепередачи: «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН и т.д. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности – обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела). Они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Очевидно, что в любом развернутом педагогическом действии есть три блока: подготовка – реализация – анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки:

решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, города, страны;

планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). Будущие участники к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков, могут в той или иной мере участвовать.

Реализацияпроекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

А теперь о собственно технологии.

Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены.

Исходное условие – наличие группы организаторов.

Варианты:

один педагог (классный руководитель, вожатый). Этот вариант для небольшого коллектива (класса, отряда) и в случае, когда невозможно найти соорганизаторов;

группа педагогов;

педагог с группой ребят.

Задачи группы организаторов:

разработка или поиск сценария шоу;

подготовка шоу по позициям «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания, оформление;

распределение ответственности (ключевые ответственности две: режиссерская и организация технической базы).

Основные механизмы. Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.

Эмоциональное заражение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия (как физические, так и социальные), в которых разворачивается этот процесс.

Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания себя чуть ли не с рождения.

Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить – также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

 

Технология групповой проблемной работы – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить о трех задачах групповой проблемной работы: познавательной, организационной и аксиологической. К сфере воспитания относятся, прежде всего, организационные и ценностно-ориентированные задачи.

Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, в том смысле, как она понимается в дидактике и педагогической психологии. Например, первый ход – разработка школьниками плана классных дел на четверть (особенно если такой практики в классе не было) или объявление темы диспута, скажем, «Я и социум» (но не в виде конкретного вопроса). Второй ход педагога – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, т.е. формулировка вопроса, решение которого станет целью группового проблемного общения. Перевод ситуации в задачу в первом случае может быть в виде вопроса учителя: «Что нам нужно сделать, чтобы появился план классных дел? ». Во втором случае задача может быть сформулирована иначе: «Какие вопросы в теме «Я, мы и общество» было бы интересно обсудить? ». Если школьники после постановки педагогом вопроса-задачи не начинают действовать (а это обычный случай), необходимо стимулировать их активность. Приемы такого стимулирования:

предложение альтернативы («Можно разработать предложения на всю четверть, а можно на первый месяц. Как будем действовать? »);

предложение с самокритикой («Наверное, стоит разработать план на всю четверть, нет, пожалуй, удобнее на месяц. А может, только на следующую неделю? Нет, на четверть, пожалуй, выгоднее…»);

обращение с поставленным вопросом персонально к лидерам класса.

Следующий технологический шаг в обоих вариантах групповой проблемной работы состоит в организации «движения» между индивидуальными, личными мнениями, идеями и общим процессом и результатом. Но на этом шаге начинаются существенные различия. В организационном варианте – это движение к общему решению, в другом (аксиологическом) случае – это движение к прояснению, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Соответственно, различными будут и цели (результаты). В первом случае технологическая цель - получение школьниками опыта объединения позиций, мнений, во втором случае – получение опыта культурного обсуждения.

Существуют два базовых варианта такого «движения». В первом варианте («лепка») ключевым является групповая или микрогрупповая деятельность с разработкой идей в общий групповой результат. Чаще всего такая разработка идет в режиме мозгового штурма (жесткий запрет на критику предлагаемых идей, поощрение развития идей). Результаты мозгового штурма объединяются в единый список. Во втором варианте («развивающаяся кооперация») первоначальный список идей, предложений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в квартетах, затем, если требуется, проводится аналогичная работа в восьмерках. В итоге появляется общий список предложений, который, как и в первом случае, доводится экспертами до решения.

Приведем пример использования развивающейся кооперации.

Технология «Кодекс класса» направлена на выработку групповых норм общения и поведения в классе (в социуме).

Преподаватель рассказывает притчу о людях (вариант – детях), которые плыли на корабле (летели на самолете, на ракете), потерпели аварию и были ночью выброшены на необитаемый остров (чужую необитаемую планету). У кого-то в кармане случайно оказался нож, у кого-то спички, у кого-то фляжка воды. Каждый устраивался, как мог. Кто-то разжег костер, кто-то сделал себе шалаш, кто-то закутывался в прихваченное одеяло. Но в шалаше оказалось холодно, у костра – ветер, под одеялом тоже холодно. Утром всем стало ясно – надо что-то делать. «Что бы вы посоветовали потерпевшим крушение? » - спрашивает преподаватель. Из предложений ребят (важно, чтобы прозвучали различные предложения) классный руководитель выбирает: «Надо договориться». «О чем? » - спрашивает педагог. Из ответов ребят выстраивается мысль: «Договориться, чтобы помочь друг другу». «А не бывает ли у нас в классе, как с людьми ночью на острове? ». Ребята отвечают утвердительно и приводят примеры (если ребята не говорят «да», педагог напоминает случаи, ситуации в классной жизни, но именно как иллюстрацию идеи: «И нам надо что-то делать»).

Кто предложит идею договора, правил для всего коллектива в этой ситуации, педагог или школьники, в общем-то, неважно. Идея в виде цели появляется на доске: разработка «Кодекса класса» (название может быть разным). Классный руководитель предлагает в безальтернативной форме порядок разработки кодекса: сначала каждый решит и напишет, какие три главные закона, правила будут в нашем классе. Это должны быть такие законы, чтобы от их выполнения всем в классе стало лучше. А потом эти законы объединяются.

Дальше начинается классическая «развивающаяся кооперация». После написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из 6 индивидуальных правил предлагается сделать список из 3 законов. Затем все повторяется, но теперь уже из 6 парных правил создается перечень законов от «квартета». Следующий аналогичный шаг – от 6 «квартетных» правил к 3 от октета. Если класс маленький, до 16 человек, стоит остановиться на квартетах.

 

«Информационное зеркало». Возьмем обычную школьную реальность – информационный стенд. Это может быть «Уголок класса», или стенд какого-либо органа школьного самоуправления, или что-то вроде «Стены гласности». (Назовем все это «Информационным зеркалом»). Общее в них то, что педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.

Конечно, есть грамотные педагоги, которые знают разнообразные приемы графической подачи информации. Но это приемы не будут воспитательной технологией, пока мы не договоримся о результате. Ясно, что факт «прочитали и поняли» - не воспитательный результат. Воспитательный результат начинается с отношения к принятой информации. Желаемое качество этого отношения – интерес, заинтересованность. Но факт интереса – это еще слабая педагогика. Сильная педагогика в работе с графической публичной информацией – от возникшей заинтересованности к трансформации, развитию школьниками поданной информации.

 

Технологическая цепочка.

1. Создание установки на будущую информацию.

Главный прием — «развивающийся анонс» будущей информации — появление на видном месте, там, где чаще останавливается глаз школьника (дверь, доска, над доской), анонса о будущей информации.

Требования к анонсу:

использование приемов создания «фигуры»: выделяющийся
шрифт, рамка, цвет, центральное (или чуть сдвинутое
влево) расположение;

использование присоединяющего обращения («только
для Вас», «только для Нас» и т. д.;

построение текста неопределенного, нечеткого смысла («большая рамка»). Например: «Через неделю здесь о наших делах»; «Через два дня о встрече с...»; «Только для лучших людей 7-го А»;

использование парадоксальных текстов (прием перевертыша).
Пример: «Остановитесь и не читайте это объявление»;
обращение к конкретным категориям ребят («Только для
юношей 10-го Б! »);

«наращивание» — многократное, повторное анонсиро­вание — за неделю, два дня, день с изменяющимся текстом (цветом, шрифтом).

2. Появление информации.

Базовая идея — трехэтажность текста: заголовок, «ядерное сообщение», раскрытие.

Первый «этаж» — самый яркий, выделяющийся (шрифтом, расположением, размерами букв, цветом, образным сопровождением) заголовок. Неплохо бы, чтобы он нес не только смысл, но и образ дальнейшей информации, возможно, в виде устойчивого символа.

Второй «этаж» — «ядерный» текст: краткое, сжатое, с использованием выделяемых ключевых слов сообщение. Иногда двух «этажей» достаточно.

Третий «этаж» — расшифровка, объяснение, развернутый текст. В нем также имеет смысл использовать приемы, облег­чающие восприятие, понимание, принятие — например, выде­ление отдельных слов и строчек маркером.

Еще один штрих. У информации должен быть автор: явный (классный руководитель, группа ребят) или зашифрованный (псевдоним). Даже зашифрованный вариант создает новую си­туацию в сравнении с неподписанной информацией.

3. Открытие обратной связи.

Открытие обратной связи — это создание возможности для читателя отреагировать, выразить свое отношение к тексту, к информации. Основной ход на данном этапе — формы, пред­полагающие эмоциональное отношение к информации или (и) отражающие факт ее принятия или неприятия.

Варианты:

Вопросы типа «Согласен ли ты в этом участвовать? », «Будешь ли выступать на этом диспуте? »

Чтобы вопросы были эффективны, необходимо оставить место для ответа, привести в качестве примеров регулирую­щие формы действий-ответов (могут быть организованы ко­лонки, озаглавленные «Да», «Нет», «? ») и указания («Пиши здесь», «Ответь, пожалуйста», «Без твоего мнения ничего не ре­шим» и т. д.).

Позиционные оценки можно сформулировать так: «Определенно согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», «Определенно не согласен» — поставь галочку против своей позиции и т. п..

Можно ввести символические образы, выражающие отношение к информации: классические мордочки, цветовую гамму; желтый цвет - «одобряю», зеленый - «может быть», красный - «стоп», «нет» (цвета при этом могут быть либо произвольными, либо соответствовать их психофизиологическому воздействию).

Можно при этой форме работы использовать компьютер. Возможности обратной связи должны быть максимально облегчены; приготовлено не только место, не только вопросы формы ответов, но и средства (фломастеры, карандаши), выделено время.

4. Действие с информацией.

Усиление действенности информации - предоставление возможностей, форм работы с ней — трансформации, персонификации, расширения.

Базовая идея — побуждение читателей к комментарию, преобразованию, предложению альтернатив.

Варианты

Оформленное, заданное место, форма для предложений и
альтернатив. Это может быть задано как в самом «информационном
зеркале» (обращение «Что ты думаешь об этом?, «Какие
есть альтернативы? », «Какие задачи нужно решить нам? », «Что
не забыть? », «Пиши здесь! » и т. п.), так и в специальной закрытом
форме типа «ящик для писем», для предложений, для вопросов.

Побуждение к углублению, трансформации текста - образца
(дискуссионное письмо-размышление классного руководителя
о предстоящем событии с предложением поспорить
текст с альтернативными идеями кого-то из ребят, поддержанный
хозяевами «информационного зеркала»).

Конкурсы идей, предложений, инициатив с обещанием
наград, поощрений.

То, что на третьем и на четвертом этапах важно не забыть о средствах подачи информации (шрифт, размеры, расположение, цвет, язык), почти очевидно.

Критерии технологического результата здесь довольно просты: прочитал или не прочитал информацию, участвовал или не участвовал в письменном отклике и т. д.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь