Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 5. Объективный идеализм Платона



(427-347 гг. до н.э.)

Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию ф-ей. В 387 г. до н.э. – создал Академию – шк, где обучали будущих государственных деятелей. Платон пытался (без успеха) дать философское образование тиранам Сиракуз: Дионисию I и II. Работы: «Государство», «Законы», «Политик».

- Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

- Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они - более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи - модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» - есть Благо в себе.

- Человеческая душа подобна идее, Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей:

2) чувственной.

- Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело - темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

- С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

- условие нравственных поступков - истинное знание.

- Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного: объективного знания.

- диалектика - работа с понятиями по установлению родо-видовых отношений

- задача и предмет философии - познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром

- Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

- Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей-идей.

- Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

- Идеи претендуют на роль «действительной» реальности

- философия Платона - объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо о сознания людей.

- Идея мыслится им как нечто неизменное, тождественное себе

- материя - как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного. Она - принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могу стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеальной бытия.

- Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению.

Учение Платона о государстве

- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»

- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­альном государстве происходит разделение труда сообразно потребностям и природным задаткам составляющих его лю­дей.

Государство должно быть;

1) мудрым,

2) рассудительным;

3) справедливым, если будет существовать разделение труда между тремя различными сословиями;

4) мужественным.

- Три начала человеческой души выполняют свои задачи:

1) Ра­зумная - стремится к высшему благу - правде, справедливос­ти и умеренности во всем. Это мудрецы, философы.

2) Аффек­тивная часть - благородные страсти (храбрость, мужество подчинение долгу). Это стражи государства.

3) Вожделеющий тип; люди этого типа привержены к телесно-физическому ми­ру, занимаются физическим трудом. Это крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальную сторону жизни государства.

И мужчина, и женщина могут принимать одинаковое участие во всех делах. Все жены должны быть общими, дети - тоже родители не должны знать своих детей, а дети - родителей.

- Четыре типа извращенного государственного устройства:

1) Тимокрагия - строй, основывающийся на честолюбии; основание власти - военные подвиги.

2) Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе.

3) Демократия - устанавливается, когда бедняки часть противников уничтожат часть изгонят, часть уравняют в правах.

4) Тирания - из свободы вырастает рабство.

Платон предлагал в качестве наиболее справедливой «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу- аристократия, в т.ч. аристократическая республика и аристократическая монархия). Остальные формы считал худшими нисходящая иерархия государственных форм (последовательное ухудшение или извращение идеальной формы государства): тимократия, олигархия, демократия лирания.

- Основной принцип идеального государства - справедливость: каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он пригоден. Жители идеального государства разделены на 3 класса. Низший класс: люди, которые производят необходимые для государства вещи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Принадлежность человека к 2 и 3 классам - воинов - стражей и правителей-философов - определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей гораздо выше нравственных качеств 1 класса.

- Идеальным государством руководят лица, способные хорошо управлять государством в силу природных к тому задатков и одаренности и вследствие долголетней предварительной подготовки, то есть философы. Охранять государство должны стражи порядка. Причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом.

Вопрос 6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.

(384—322 до н.э.)

Аристотель — ученик Платона (учился в Академии, которую покинул в 384 г. до н.э. – после смерти Платона), но по ряду вопросов он расходился со своим учителем (он считал, что платоновская теория идей недостаточна для объ­яснения эмпирической реальности). Аристотелю принад­лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже! » Он стре­мился преодолеть платоновский разрыв между миром чувствен­ных вещей и миром идей.

Работы: «Политика»

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.

- материя – вечна, несотворима и неуничтожима

- материя не может воз­никнуть из ничего

- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве

- но сама по себе материя инертна, пассивна

- материя содержит возможность возникнове­ния действительного многообразия вещей (ПР мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст­вующую форму

- под формой Аристотель понимал активный твор­ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­ной

- форма — это стимул и цель, причина становления многооб­разных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­обходим гончар — бог (или ум-перводвигатель)

- форма и материя неразрывно связаны между собой (каждая вещь в возмож­ности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму)

- мир – это ряд форм, на­ходящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства

- идея единичного бытия вещи (явления): они представляют собой единство материи и эйдоса (формы)

- бог - двигатель мира, форма всех форм, вершина мирозда­ния

Категории философии

- соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии

- при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение

- действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и це­левой смысл: «то, ради чего»

- три категории: сущность, состояние, отношение

- ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ниче­го) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небы­тия»

- ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)

3) Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

- мировое движение - цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя

- исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине (т.е. космоло­гическое доказательство бытия божия)

- Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность

-но Бог Аристотеля - не есть личный Бог

Идея души

- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения

- душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)

- то, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»

- телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума

Теория познания и логика

- бытие – предмет познания

- опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)

- разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, по­стигающие сущность вещи)

- Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»)

- разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений

- разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)

Этические взгляды

- государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что ук­репляет социальный порядок

- виды добродетели: интел­лектуальные и волевые

- харак­тер: кроткий или умеренный

- интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятель­ности

- счастье человека — это энергия завершен­ной жизни сообразно завершенной доблести

- этические свой­ства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетель­ным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в де­ятельности: творя справедливое, человек становится справедли­вым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая му­жественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию по­ведения

- идея спра­ведливости: справедливым можно быть лишь по отношению к дру­гому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве

- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)

- человека отличает способность к интеллектуальной и нравствен­ной жизни

- только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость

- первый ре­зультат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене при­вела к общению семей и селений. Так возникло государство.

- отож­дествлял общество с государством

- элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущест­венного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоесте­ственный род наживы имущества.

- государство возни­кает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни

- сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)

- По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

- в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство

- выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь