Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Период классической философии (V—IV в. до н. э.)



1) гуманистический период (основное внимание уде­ляется проблемам человека, прежде всего это эти­ческие проблемы; сюда относятся Сократ и софисты).

Соответственно за философами первого периода со­храняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собствен­но антропологическая ступень философии.

2) классический период (это философ­ские системы Платона и Аристотеля);

Платон - восстановил мифопоэтическую картину мира и, в тоже время, противопоставил физическим описаниям онтологические обо­снования. Аристотель создал категориальный аппарат филосо­фии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова = доказательное) знание.

3. период эллинистических школ = (эллинистически-римская философия) - (III в. до н. э. — VI в. н. э. ) (моральное совершенство людей (этика) - эпикурейцы, стоики, скептики); неоплатонизм (универсальный синтез, доведен­ный до представления о Едином Благе).

На первый план выходят проблемы обо­снования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем: из физики Гераклита, Де­мокрита, теории идей Платона, и т. д.

 

Характерные черты античной философии:

1) синкретизм - слитность, нерасчле­ненность важнейших проблем;

2) космоцентризм - охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) пантеизм - исхо­дит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — многое достигается на понятийном уровне, логии - понятий;

5) этичность - философы характеризовали человека как наделен­ного добродетелями и пороками;

6) функциональность - стре­мится помочь людям найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

7) многопроблемность - иссле­дует разные проблемы: натурфилософские; онтоло­гические; гносеологические; методологические; эсте­тические; логические; этические; политические; правовые.

 

Вопрос 2. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОГО МИРА

 

В древнегреческой философии к раннему пери­оду отнесены две школы

 

1) ионийская философия 2) италийская философия

- философы, жившие Ксенофан, Пи­фагор, Парменид, Зенон

на побережье Ионийского моря которых подразделя­ют на две школы

(г. Милет и г.Эфес) 1) пифагорейцев во главе с Пифагором

1) в г. Милете - милетская шк. 2) элеатов – Парменид, Ксенофан, Зенон

основатель Фалес, последовате­ли: - эта шк.возникла в др. Италии, в Кротоне

Анаксимандр и Анаксимен и в Элее

2) в г. Эфесе жил Гераклит } обращение к внутр. миру чел

} - космическая наглядность

- обращении к модели мира

- интерес на чел. окружение

Ионийская философия: милетская философия.

- основоположник Фалес (625—547 гг. до н. э.)

- широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фа­лес: охватывают явления природные (метеорология, переплета­ющаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он один из семи мудрецов, политический советник города) и проблемы собственно философские (устройства всего мироздания).

- философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля:

1) «все — из воды» (Иссле­дователи отмечают, что Аристотель, интерпретировав воду Фалеса в терминах «субстрат» и «элемент», модернизирует его учение, приписывает неадекватную его содержанию термино­логию).

2) «все одушевлено и полно демонов».

ВЫВОД: действительно, Аристотель считает, что милетские мыслители не пошли дальше отыскания материальной причи­ны, но он же сообщает, что материальная первооснова у милетцев - вода — начало живое и одушевленное, т.е. субстанциональное и генетическое (дающее жизнь).

Анаксимена (588 — 525 гг. до н. э.)

- натурфилософ - очеловечива­ние им до предела мира космологических (в т.ч. и метеорологических) явлений.

- Мироздание ограничивает кристаллическая внешняя оболочка – геоцентризм (в центре – Земля; Солнце - обращается вокруг нее). Солнце плос­кое, «как лист дерева», поэтому, видимо, оно способно парить в воздухе. Оно — единственный источник света: Луна и звез­ды его отражают. При этом Луна уподобляется «висящему дис­ку», звезды же, «как гвозди», вбиты в небесный свод. Основ­ные в жизни человека — Земля и Солнце. Земля «ле­жит» на воздухе, будучи ею заперт, воздух приобрета­ет упругость.

- воздух – первооснова (первосубстанция) мироздания, из него возникает все сущее по­средством процессов сгущения и разряжения

Воздухом — дышит человек.

- воздух («аэр») — вечное и живое бытие. Воздух бес­смертен и поэтому божествен. Человек смертен. Божественный воздух - живой прежде всего потому, что он — дыхание, дыхание мира и человека.

 

Анаксимакдр (610— 546 гг. до н. э.)

- идеи о начале мироздания («апейроне»)

- первооснова мира - «апейрон» («все охватывает и всем правит»).

- «апейрон» - вечное движение; от него определяются порождающее начало - тепла и холода. У Анаксимандра невозможен переход одной стихии в другую и речь идет о рождении прямо из «апей­рона».

- Из «апейрона» возникает мир

- о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке

- космогонической концепцией Анаксимандра (космология и космогония - введение в его «основную философему»).

- стремился зафиксировать ста­бильное положение земли:

Земля — цилиндр, высота которого равна трети его ши­рины; размер солнечного круга, окаймляющего мироздание, в 27 раз больше земного; размер внутреннего (лунного) круга больше земного в 18 раз; звездного (наиболее приближенного к земле) в 9 раз

- обращение к математическим пропорциям и геометрической наглядности

 

Ионийская философия: Гераклит Эфесский

(родился ок. 544 г. до н. э. — год смерти неизвестен) в г. Эфесе. Гераклит — крупнейший диалектик.

- стиль Гераклита - иератический (торжественно-религиозный); каждое изречение это загадка, ребус. (Это концепция Дж. Томсона — ученика Френсиса Корнфорда, основа­теля мифогенного направления в зарубежном антиковедении). Гераклит выражает высокие истины и не может пользоваться обычным языком.

- вни­мание на смысложизненные вопросы

- столкновение противоположностей и переход их друг в дру­га, единство этих противоположностей. Противоположнос­ти не могут существовать друг без друга. Благодаря этому че­ловек погружается в глубины логоса.

- единство про­тивоположностей: изменение, и борьба вещей

- сущность бы­тия подвижна

- уметь видеть тенденцию развития, динамику бытия.

- за обнаружение истинной природы вещей

- за философское обобщение

- мир никогда и никем не был создан, что мир существовал вечно

- обосновал идею субстанции: с убстанция - огонь. Мир — это вечно живой огонь, т.е. подвижная, динамичная стихия. Сущность мира - активна, природа бытия - подвижна. Огонь — символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарожде­ния мира.

- «речные фрагменты» Гераклита продолжа­ют тему изменчивости и подвижности мира: «на входящего в реку набегают все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

- жизнь постоян­но сохраняется

- подвижность имеет внутреннюю меру – время. Элементы времени: насто­ящее (здесь и теперь), и вечность (единство противоположностей). Человек потому и существует, что существует вечная природа в двух ее временных изме­рениях времени: «хронос» и «айон».

- устойчивая субстанция — это то, в чем соединяются все противоположно­сти, т.е. «(Бог, теос): день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод». – ВЫВОД: при всей динамике бытия Гераклит видит устойчивую связь в мире.

 

2) Италийская философия: пифагорейцы

Пифагор

(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями.

- учение о числе как о субстанции всех ве­щей. Число имеет вещественный и субстанциональный харак­тер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет свойства умопостигаемых принципов.

Числа — это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое чис­ло —суть субстанция нашего реального мира. Каждое чис­ло что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, опре­деленность,

диада (двоица) — неопределенность, раздвоение.

Главное значение чисел в том, что они находятся в человеческой душе.

Число сохраняет объективность мира и то, что составляет основу нашего разума. - - на первый план – внутр мир чел души. Число — это состояние души. Число — это то, что рождается и живет в душе. Отсюда интерес к числовому обоснованию мира, к космологии и космогонии.

- орфизм - признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало - это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Путь к спасению в - достижение гармонии

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь