Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 7. Этические проблемы человека в философии элленизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
ЭЛЛИНИЗМ - охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Киники Антисфен (являлся учеником Сократа) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена) Антисфен - за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей - полагал необходимым быть ближе к природе - «нет»: правительству, частной собственности, браку - осуждал рабство - презирал роскошь и стремление к наслаждению Диоген (ПР - символично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека). - искал добродетели - считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха) - (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого) - мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него - блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги - для мудреца важно — смирение - человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа -ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча». Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески преуменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсюда ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое современное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним. Скептики Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. Пиррон - основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно. - философ —тот, кто стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий - философ обязан ответить на вопросы: - из чего состоят вещи? - Как мы должны относиться к этим вещам? - Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. - «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо! » - скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: достоверны все наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления - ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким» - воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности - это высшая степень доступного философу истинного счастья. Эпикур и эпикурейцы Эпикур (341—270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени. Эпикур - развивал идеи атомизма - во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение - идея об «отклонении» атомов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. - мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. - но (? ) } тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну - «В необходимости нет никакой необходимости! » - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности - жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет» - Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом. - Эпикур признавал наличие души у человека - душа – «ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов» - душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования - знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии - принцип этики - удовольствие, кот отличаются: благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером — принцип гедонизма - стремление к удовольствию - принцип выбора или избежания - если у человека отнять чувства, то не останется ничего - «за» постоянное блаженство - предел наслаждения и блаженства —избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! » - «за» благочестие, богопочитание - «Бог — существо бессмертное и блаженное Лукреций Кар - признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое - поэма «О природе вещей» - на сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания - атомы – это творческие начала, т.е. атомы — это материал для природы - творческий принцип - в прародительнице-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве — природе - ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами
Стоицизм Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэтому уяснение их воззрений затруднено. 2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.
ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца. Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой» - Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя) - Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой - афоризмы Марка Аврелия: - «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении» -«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века» - « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием» - «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем» - особое внимание уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п. - развитие природы - в религиозном духе: все предопределено - Бог не отделен от мира, он — душа мира - принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели) Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) - божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод - не сопротивление злу: т.к. оно текуче - тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды - душа мира — это огненная и воздушная пневма - бытие - разная степень напряжения божественно-материального первоогня, т.к. огонь превращается во все прочие стихии по закону (Логосу) - Логос мира =отождествлялся с Судьбой Зенон ( 332—262 до н.э.) - судьба — это власть, двигающая материю - бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба) - по природе все человеческие существа равны - использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы