Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Италийская философия: элеаты
Ксенофан (учитель Парменида) (ок. 565—473 до н.э.) Монотеист и скептик. - против антропоморфических элементов в религии (т.е. богов в человеческом виде - Земля произошла из моря (аргумент: в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.) - принцип: ничего нельзя знать достоверно («Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет! ») - разделил виды знания, сформулировал проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине» - чувства - не истинное знание, а лишь мнение: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно» - единое – Бог; оно есть недвижимое, в лоне его движения Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода и шара.) Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявление. Есть лишь одно Бытие— Бог. (т. е. мировоззрение Ксенофана – это монотеизм пантеистического толка). Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г. Элей). - поэму «О природе», где путь познания представлен в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину. - главенствующую роль разума в познании и второстепенная – чувств - философия разделилась на 1)философию истины = разум (разумом исследуйте высказанные доказательства). Истина - основана на рациональном познании 2) философию мнения = чувства, где точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям и не болтайте праздно языком. Мнение - основано на чувственных восприятиях, которые знакомят с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. - центральной идеей - является бытие, соотношение мышления и бытия. 1) Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается нет мысли. 2) Бытие не возникло: оно непреходяще: нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. 3) Сущее - лишено изменчивости и многообразия. 4) Парменид различал - мир, как он дан нам в восприятии, полным движжения - и мир единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению 5) бытие есть, небытия нет: небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто. ПР мудрость этой идеи в том, что попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие: у вас ничего не получится. Тут у Парменида выявляется идея о предметной отнесенности мысли. - Вселенная не имеет недостатков - сущее - в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Нет и пустого пространства: все наполняется бытием. - духовный мир человека связан с положением человека и уровнем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. - телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.
Эмпедокл (490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения ». - «О природе» - это натурфилософское учение - «Очищения »- человек должен быть очищен от всех погрешностей земной жизни - новая модель движения: под сомнение поставлена возможность изменений множества - (? ) можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, т.к. для того, чтобы мыслить, мы должны его зафиксировать. Мыслить — значит найти что-то устойчивое в предмете - идея о всеобщем изменении мира: если движение невозможно логически обосновать, значит его не существует. Само движение он объяснял как логически возможноe - во Вселенной естьне одно, а четыре начала= стихии: огонь, воздух, земля и вода. Они существуют вечно. Они не могут перейти друг в друга. - нет рождения, а есть только соединение и разделение неизменных 4-х начал: результатом которых является рождение и смерть. Речь идет о логическом обосновании всех жизненных процессов. - логическое обоснование 2-х источников движения: силы, действующие на корни: Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос). Любовь и Вражда— существа личные. Любовь способствует соединению корней, а Вражда их разделяет. Но сами корни — это персонифицированные сущности. - Столкновение противоположностей порождает многообразный мир - обожествление мира: органицизм - космос уподобляется живому организму.
Анаксагор (500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множество. - элементы — это семена. Элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каждая частица — качественная определенность предмета, качество вещи. Гомеомерия—это камень, железо, дерево. Наличный мир субстанционализируется. Человеческий мир не случайный продукт, он субстанционализируется в своей основе. Определенность проявляется, когда одних семян больше, чем других. 1) принцип — «все во всем», все частицы перемешаны 2) принцип — «подобное соединяется с подобным». Когда происходит соединение подобного с подобным, только тогда возникает качество. Качественная физика Анаксагора переходит в количественную. -у Анаксагора присутствует так же разум (нус). Нус первоначально был чист и не смешан, в отличие от других семян. - Гомеомерия - отношение частного к целому. Нус дает толчок, приводит все в порядок, из хаоса все превращается в космос: образуется вихрь, а затем возникает мир. - Нус —механическая сила; присутствует в человеке. Он присутствует в разных вещах, только в разной степени. - Нус - это разумное устройство - Нус - это принцип целесообразности - различие между человеческим и космическим нусом Зенон Элейский (ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории. 1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок линии можно делить до бесконечности. 2) «Ахиллес» - «черепаха»: Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Всякий раз как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно бесконечно в своей делимости на промежутки. 3) «Стрела»: двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства, т. е. она неподвижна в каждую единицу времени. Движение стрелы – есть сумма состояний покоя.
Вопрос 3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита ПР - Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в.? Фейнман писал: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это —огромная гипотеза... все тела состоят из атомов - маленьких телец, которые - сходятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, - отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе... содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения». - Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с Др Востоком. Демокрит (460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист. - сочинение — «Великий мирострой» - учение об атомах - существуют лишь атомы и пустота - атомы — это единые неделимые частицы. Значит, есть сплошные частицы, которые совершенно одинаковы по своему составу и отличаются друг от друга только формой и расположением. Они могут быть гладкими, шероховатыми, крючковатыми, и все они трясутся в пустоте. - Наряду с атомами Демокрит допускает наличие пустоты. Можно сказать, что здесь тоже присутствует биологическая (или генетическая) модель порождения мира из двух противоположных начал: атомы — это целостность и их противоположность — пустота. - Атомы трясутся, потом сцепливаются между собой, и образуется космический вихрь. В процессе завихрения возникают миры. Причем совершенно одинаковые, так что где-то может быть Земля, подобная нашей. - модель самопроизвольное зарождение жизни: на Земле образуются большие лужи в них нагревается вода и появляются первые животные - С другой стороны, атомы — это только материал, для которого необходим толчок, космический вихрь, который и приводит к современному состоянию мира. - соединение атомов подчиняется необходимости} космический вихрь – («Ананке»). Это необходимость-принуждение. Необходимость — это принцип построения мира - необходимость вызывает появление тех или иных вещей. - Демокрит всю жизнь занимался поисками причин и сам ввел термин «айтия» (Раньше этот термин означал «вину». Занимаясь научными объяснениями, он запустил собственное хозяйство. У греков за это наказывали. И его хотели за это судить т. к. он погубил достояние отца, но он, по преданию прочитал на суде свое сочинение — «Великий мирострой». И его после этого оправдали ) - Демокрит считал, что ссылками на судьбу люди пытаются оправдать свое нежелание заниматься поисками причинного объяснения, нахождение одной причины он предпочел бы персидскому престолу - Демокрит заявляет существование имен не «по природе», а «по установлению». Значения имен устанавливаются самим человеком: } возможность самостоятельно оперировать с именами, то есть появляется область логики и гносеологии. - никакого «золотого века» в жизни человека не было, как не было и богов. Человек появился на земле голым, босым и диким, не мог общаться с другими людьми. Человек сам себе искал пищу и строил пещеры. Также человек ничего не мог делать, он занимался собирательством. Человек был беззащитен перед природой. Здесь появляется категория «ананке» — нужда, потребность. Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою культуру - «техне», «искусство». Искусство— это то, что произведено человеком в отличие от природы. Создавая эти искусства, люди учатся у природы. Мир культуры — это второй мир. Номос надстраивается над фюсис. У природы человек учится строить жилище, заготавливать впрок продукты. Люди не могли объясняться друг с другом, пока они не знали социальных норм. Человеку требовались нормы социальной регуляции - «дике». Язык существует не по природе, а по установлению. И дике и логос теперь связаны с категорией культуры — номос. По природе человек никогда не был счастливым. Человек стал счастливым только благодаря себе, под влиянием ананке, которая вела к техне, а от него — к номосу. Категория «техне» — это пример того, как снимается первое противоречие. Как же человек может брать от природы то, что ему нужно для жизни? То, как человек переходит от природы ко второй природе — установлению, объясняется техне. По Демокриту — это необходимость. В мире превалирует необходимость. Это естественное основание природы. Человек не может быть счастлив только по голой необходимости, он должен быть свободен и самостоятелен. Для того, чтобы человек освободился от природной необходимости, ему необходимо перейти к свободе. Это возможно только через справедливость. Нужно не отбрасывать природу, а изучать ее, нужно, создавая номос, жить по природе, соответственно природе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы